|
Методологические принципы социологического изучения религии
Одним из важнейших методологических принципов социологического анализа религии служит принцип историзма. При историческом подходе к объекту изучения важную роль играют такие понятия, как «возникновение», «измерение», «развитие», «прогресс», «отмирание», «этап», «фаза», «стадия» и т.д. Этот подход предполагает изучение религиозных систем в процессе их возникновения, становления и развития, а также учет взаимодействия в этом процессе как общих закономерностей истории, так и своеобразных конкретных обстоятельств. Социология использует в качестве инструмента познания логику истории, которая позволяет понять современное состояние объекта как нечто ставшее и вместе с тем дает руководство к правильному осмыслению исторических фактов и параллелей. При этом методы, применяемые в социологии, не могут не отличаться от методов науки истории.
По своей логической структуре историческое исследование включает приемы сравнения, построения гипотез, обобщения, дедукции3.
Следует подчеркнуть, что социология использует в качестве инструмента познания логику истории, которая позволяет понять современное состояние объекта исследования, дает руководство к правильному осмыслению исторических фактов и параллелей. Здесь явно обнаруживается органическая связь социологии религии и истории религии. Если социология религии руководствуется принципом историзма, то она интерпретирует религию в качестве исторического, а не временного явления, возникшего на определенном этапе развития человеческого общества.
Принцип историзма в исследовании религии может быть реализован в виде генетического подхода, когда исследователь выводит все последующие стадии из начальной фазы. В ходе этого процесса важное значение имеет отыскание всех промежуточных стадий в цепи эволюции религии. В исследованиях религии тесно связан с принципом историзма сравнительный метод. Его основоположником в социологии религии по праву может считаться М. Вебер. Большинство социологов и религиоведов говорят сегодня о сравнительно-историческом исследовании религии, в ходе которого сопоставляются различные этапы одной и той же религии, разные религии, существующие одновременно, но находящиеся на разных этапах развития. На базе сравнительного анализа сформировалась специальная область исследования — сравнительное религиоведение.
Принцип каузального анализа. С точки зрения истории можно глубже и лучше понять не только чем религия стала, но и причины, которые привели к этому ее состоянию (принцип каузального анализа)4. Причинное объяснение служит исходным принципом социологии религии. Каузальный анализ предполагает использование сложного комплекса познавательных средств. Согласно принципам этого анализа, главный вопрос которого — «почему», религия не может быть понята лишь из самой себя, не являясь причиной самой себя. Именно каузальный анализ позволяет вывести и объяснить специфику религиозного отражения действительности5.
В рамках признания важной роли исторического и каузального подходов могут быть глубоко поняты и реальные возможности структурно-функционального анализа религии. Он применяется тогда, когда исследователь подходит к анализу объектов, представляющих собой системы. В рамках этого подхода религия предстает в качестве подсистемы, включающей некоторые элементы и выполняющей соответствующие функции. Один из родоначальников этого подхода к изучению религии в социологии — Э. Дюркгейм1.
Среди других подходов к исследованию религии можно выделить типологический метод, который представляет собой совокупность процедур расчленения и группировки изучаемых объектов по каким-либо признакам. В результате типологизации получаются статистические устойчивые группы признаков — типы, которые создают модель типологической общности для определенных объектов и явлений.
Феноменологический подход включает совокупность приемов выяснения смыслов и значений в духовном взаимодействии людей. Он соотносит мотивы, представления, идеи, цели практически действующих индивидов и тем самым достигает понимания смысловой связи их поведения, помогает обнаружить формальные структуры общения, субъективные факторы общественных, отношений. Использование приемов феноменологического анализа способствовало выделению одного из разделов религиоведения – феноменологии религии, которая наряду с субъективными религиозными переживаниями рассматривает и религиозные институты, общности и проч.
Герменевтический подход тесно связан с феноменологическим, исторически наследовал традиции экзегетики (раздел теологии, в котором дается толкование Священного Писания). Данный метод применяется в целях достижения понимания религиозных явлений и тем отличается от каузального метода, историзма, структурного, функционального и других, которые обеспечивают объяснение этих явлений. Герменевтический метод предполагает использование приемов истолкования сакральных текстов, сочинений религиозных авторитетов прошлого и вообще объективных феноменов религиозной культуры, соотнесения понимания первоисточников, первотворений каждым новым поколением с авторским пониманием, выявления связи текста с социокультурным контекстом и т.д. Различение объяснения и понимания и, соответственно, методов того и другого относительно; они взаимосвязаны: объяснение способствует пониманию, а понимание является одной из предпосылок объяснения.
Эти подходы дают методологический инструмент прогнозирования будущего развития религии как социального института, особенностей этого развития.
Методологическое многообразие и развитие междисциплинарного подхода представляют собой основную тенденцию теоретико-методологических и эмпирических исследований в социологии религии.
При раскрытии содержания, в расположении теоретического материала и фактов, в дидактике и методике реализуются некоторые принципы.
Исходный принцип – строгая объективность, конкретно-историческое рассмотрение предмета. Не приняты абстрактные стереотипы, согласно которым «темная» или «светлая» краска заранее предназначается для живописания явлений религии, а «истина» считается достоянием какой-то одной концепции. Излагаются научно обоснованные положения, прочно установленные факты; используются результаты, полученные в мировом религиоведении, философии. Подбор и расстановка материала осуществляются с намерением как можно более точно воспроизвести историю без того, чтобы в ней искусственно образовывались пустоты и «белые» пятна.
Другой принцип – рассмотрение религии в контексте развития духовной культуры. Религиоведение занимается исследованием своеобразных ее областей в их истории и современности, а значит, в своем аспекте решает ряд культурологических проблем: выявляются особенности религии как феномена культуры, свойства религиозно-культурных образований, специфика религиозной философии, морали, искусства.
Еще один принцип – анализ мировоззренческих вопросов под углом зрения проблем бытия человека, его сущности и существования, цели и смысла жизни, смерти и бессмертия, иначе говоря, в плане рассмотрения ряда вопросов философской антропологии. Принято понимание мировоззрения в широком смысле слова: мировоззрение образуют наиболее обобщенные взгляды на мир в целом и отдельные явления в нем, на человека и человечество, их место в мире, на общество и его отдельные сферы, на процесс познания; оно синтезирует экономические, социально-политические, правовые, нравственные, художественные, религиозные, философские и другие взгляды. Мировоззрение включает картину природы, систематизирующую данные естествознания, картину общества, результирующую данные обществознания, картину человека, обобщающую содержание человековедения. В различных типах мировоззрений мифологические, религиозные, философские взгляды образуют основу всей совокупности идей. Главное измерение решения проблем проходит по линии «человек – природа», «человек – общество и история», «человек – человек».
Следующий принцип – изложение вопросов на языке толерантности. Осмысливается диалог религиозных и нерелигиозных мировоззрений о человеке, обществе, мире. Мировоззрения – религиозные и нерелигиозные – имеют ряд слоев: 1) совокупность исходных интегрирующих представлений, понятий, идей, образующих «фундамент» и «каркас» мироосознания, мирообъяснения, отношения к миру; 2) объяснение основ бытия отдельных областей природы, общества, человека – космоса, боисферы, экосистемы, экономики, политики, права, морали, искусства, психики, сознания и проч.; 3) представления и идеи, описывающие те или иные явления в природе, обществе, человеке. В мировоззрениях есть компоненты, которые фиксируют отношения, свойственные лишь данному типу общества или этапу исторического развития, отражают бытие этносов, сословий, классов, профессиональных и иных групп, а также те составляющие, которые возникают частно-локально. Мировоззрения содержат и общечеловеческие элементы (объективно-истинные знания, нравственные представления, выражающие необходимые условия всякого человеческого совместного существования, общезначимые художественные ценности и проч.). Исходные базисы различных религиозных и нерелигиозных мировоззрений не совпадают, по-иному в них объясняются события, происходящие в тех или иных областях действительности, разнятся частно-локальные компоненты. Но экономические, социально-политические, экологические, нравственные, эстетические и другие идеи, ценности могут быть одинаковыми, а общечеловеческие – совпадают.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|