|
Основные проблемы социологического изучения религии
Социология религии представляет собой теоретическую науку, выполняющую важную функцию в общей системе научных дисциплин, изучающих такой феномен общественной жизни, как религия. Она имеет свой понятийный аппарат, определенное проблемное поле и использует в своей познавательной деятельности конкретные принципы познания.
Одна из важнейших проблем социологии религии — разработка методологических оснований и задач социологического изучения религии, включая проблему ее определения.
Оказалось невозможным найти и указать такое общее свойство, характеризующее сущность религии, которое было бы присуще всем религиям, — настолько они различны. Мерки, снятые с западных религий, например христианства, не подходят к восточным религиям — буддизму или конфуцианству.
Несмотря на методологические трудности, продолжаются поиски путей определения существа религии. Они идут в двух направлениях: содержательное (или субстанциональное) стремится указать то главное свойство, которое делает религию религией и отличает ее от любого другого явления, в чем-то, может быть, даже с ней сходного; функциональное считает возможным определить религию, отвечая на вопрос, как она работает, а не что она есть1.
Содержательный подход. Примером субстанционального определения религии может служить то, которое дал в свое время английский социальный антрополог, этнограф и религиовед Э. Тайлор (1832—1917). Он считал, что можно принять за определение минимума религии веру в духовные существа2. Это определение отвечает самому распространенному представлению о религии как о «вере в Бога». Только Тайлор говорил о «духовных существах», а не о Боге, поскольку изучал «примитивные религии», приверженцы которых еще не имеют понятие о Боге. Поэтому он счел правильным определить религию не как веру в Бога, а более широко: как веру в духовные существа. На основе предложенного Тайлором подхода в настоящее время разрабатываются разные варианты определения религии как веры в нечто (существо, личность), не воспринимаемое обычными, эмпирическими средствами. С этой точки зрения религия есть вера в некий объект, т.е. вопрос заключается в том, каков объект этой веры. Исходя из этого большинство религиоведов считают, что «минимум» религии следует искать в сфере религиозного сознания, связывая при этом религию, как правило, с верой1. Не случайно и в широком обиходе слово «верующий» отождествляется с понятием «религиозный человек».
Всякая вера имеет свой предмет: человек не просто верит, а верит во что-то. Ученые отмечают, что предметом веры являются гипотетические представления, образы, понятия и теории. Исследователи этого феномена указывают, что вера возникает у человека в том случае, когда он личностно заинтересован в предмете веры, когда этот предмет вызывает у человека эмоциональную и оценочную реакцию (чаще всего позитивную). Человек, прежде всего, верит в то, что соответствует его психологическим установкам, убеждениям, идеалам.
По мнению религиоведов, религиозная и безрелигиозная вера различаются именно своим предметом. Общее у них то, что в религиозной и в безрелигиозной вере их предметом выступают гипотетические, требующие дальнейшей проверки образы, понятия и суждения. Однако в безрелигиозной вере они воспринимаются как нечто естественное, включенное в систему закономерностей материального мира, имеющие свои реальные причины, которые могут быть выявлены и изучены. Предметом же религиозной веры является сверхъестественное, которое, по убеждениям верующих, не подчиняется законам окружающего мира, находится по ту сторону и нарушает их естественный ход.
Таким образом, многие исследователи религии называют веру в существование сверхъестественного существенной характеристикой всякой религии2. Для представителей теологической мысли монотеистических религий религия — это вера в единого Бога. Распространенная в ранних формах религии вера в духов, богов, ангелов и иные потусторонние силы, по их мнению, — это лишь подготовительная стадия к истинной вере в Бога. Она уже содержит в себе эту веру в Бога, в сверхъестественное. Веру в существование сверхъестественного и возможность установления с ним определенных связей, отношений в качестве всеобщей, сущностной характеристики религии признают не только теологи, но и многие светские религиоведы. Такой подход к религии называется преморфизмом.
Одна из трудностей, связанных с таким подходом, возникает в связи с существованием религий, в которых на первом месте стоит ритуал, эмоции и их выражение, например, в танце, а вера есть нечто второстепенное (отсутствует вероучение, догма, теология).
Чтобы избежать этой трудности, Э.. Дюркгейм предложил другой вариант содержательного определения религии. Социолог должен рассматривать религию не как ложную или истинную, не в категориях познавательной деятельности человека, а как социальный феномен, как выражение его социальной жизни. Сущность религии — в делении жизни на сакральную и профанную (светскую). Это, по мнению Дюркгейма, и является главным признаком религии. Мирская область — это сфера повседневной жизни, с частными интересами и обычными занятиями. Священное — это отдельная область, которая состоит из особых предметов, верований и обрядов. Священное наделяется особым моральным авторитетом и властью, оно является предметом почитания и поклонения, источником запрета и принуждения. Именно через участие в ритуале человек вступает в общение со священным, ощущает причастность к высшему, чему-то отличному от привычной повседневной жизни1.
В основе такого понимания Дюркгеймом религии лежит утверждение, что нет общества и нет религии, которые не знали бы и не осуществляли в своей практике этого разделения мира на две части: священную и светскую. Священные вещи составляют особый, сакральный мир, который отделен от мира обычного, светского. Доступ к этим вещам и возвращение от них к вещам обычного мира и обычной жизни обеспечивает ритуал.
Функциональный подход.Функциональный анализ религии ищет объяснение природы этого феномена, обращаясь к его проявлениям, к анализу того, каким образом он действует. С этой точки зрения социологически ориентированное толкование религии должно исходить из анализа социального поведения, т.е. осмысленного, определенного заранее поставленной целью и выбором соответствующих средств. Этот подход разработал М. Вебер. Он полагал, что всякая дефиниция может быть лишь результатом эмпирического исследования и может не столько выражать сущность религии, сколько очерчивать границы той области явлений, которые подлежат исследованию. К религии он относил ту деятельность, в процессе которой вырабатывается основополагающий смысл организации своей жизни той или иной группой, сообществом индивидов.
Примером функционального определения религии может служить то, которое предложил американский социолог Р. Белла (р. 1927): «Религия есть набор символических форм и действий, которые соотносят человека с конечными условиями его существования (рождением, смертью, жизненными трагедиями, бесконечностью универсума)»1.
В соответствии с этим определением все, что является в культуре наиболее фундаментальным, можно считать религией. Религия рассматривается как решающая сила в общественном развитии.
Функциональное определение религии, как правило, оказывается чрезмерно широким. Действительно, если религия — система верований и действий, с помощью которых люди решают (или пытаются решить) проблемы своего существования, человеческой жизни, то под это определение подпадает вера в науку, класс или нацию, т.е. все то, что можно назвать «секулярной верой».
С точки зрения функционализма все люди религиозны, в этом между ними нет различия, различие лишь в том, какому богу они поклоняются. Любые убеждения, в которых решаются фундаментальные вопросы человеческой жизни, могут быть названы религией, если эти верования являются достоянием группы и включены в социальное взаимодействие между людьми.
Общая для всех функциональных определений черта — это то, что за основу понимания религии берется существование неразрешимых проблем, с которыми человек должен справиться. Религия — это «ответ» на такую ситуацию. Согласно Б. Малиновскому, религия вступает в действие тогда, когда человеку больше уже не на что надеяться2. Поэтому функциональные определения исходят из посылки, что все общества или большинство индивидов во всех обществах имеют такого рода «последние» проблемы.
Субстанциональным же определениям религии в социологии не хватает именно такой «объемности», они оказываются одномерными, замкнутыми в одной лишь социальной сфере.
Такую трудность попытался преодолеть Т. Парсонс, предложив свой подход к исследованию религии в рамках «системного функционализма». Он исходит из того, что исследование религии требует междисциплинарного подхода, и констатирует, что по крайней мере в три из четырех систем, конституирующих человеческую жизнь, включена религия и в каждой она выполняет определенные функции. Эти системы (система личности, социальная система группы (общества), система культуры) надстраиваются над биологической системой организма. Религия находится на стыке систем культуры и общества. Культурный элемент является главным из факторов, конституирующих религию, с ее акцентом на ценности1. Религия, по Парсонсу, включает в себя также и традиции, поэтому она представляет собой исторический феномен.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|