|
Материалы для зубчатых колес, виды термообработки и механические свойства
№
| Марка стали
| Термическая обработка
| Твердость поверхностей зубьев
| σт,
МПа
| σв,
МПа
| σH lim,
МПа
| σF lim,
МПа
| SH
| SF
| Заготовка-поковка (штамповка или прокат)
|
|
| Нормализация
| 170…217 НВ
|
|
| 2 HB+70
| 1,8 HB
| 1,1
| 1,75
|
|
| Улучшение
| 192…240 HB
|
|
| 2 HB+70
| 1,8 НВ
| 1,1
| 1,75
|
| 40X
| Улучшение
| 230…260 HB
|
|
| 2 HB+70
| 1,8 НВ
| 1,1
| 1,75
| 4
| 40Х
| Азотирование
| 50…59 HRC
|
|
|
| 12 НRC+300
| 1,2
| 1,75
|
| 45Х
| Улучшение
| 230…280 HB
|
|
| 2 HB+70
| 1,8 НВ
| 1,1
| 1,75
|
| 40ХН
| Улучшение
| 230…300 HB
|
|
| 2 HB+70
| 1,8 НВ
| 1,1
| 1,75
|
| 40XH
| Закалка ТВЧ
| 48…54 HRC
|
|
| 17 HRC+200
|
| 1,2
| 1,75
|
| 20Х
| Цементация
| 56…63 HRC
|
|
| 23 HRC
|
| 1,2
| 1,5
|
| 12ХН3А
| Цементация
| 56…63 HRC
|
|
| 23 HRC
|
| 1,2
| 1,5
| Заготовка-литье
|
| 45Л
| Нормализация
| 160…210 HB
|
|
| 2 HB-70
| 1,8 НВ
| 1,1
|
|
| 50Л
| Нормализация
| 190...220 HB
|
|
| 2 HB-70
| 1,8 НВ
| 1,1
|
|
| 40ХНЛ
| Улучшение
| 220...270 HB
|
|
| 2 HB-70
| 1,8 НВ
| 1,1
|
| | | | | | | | | | | |
Таблица 2.
Коэффициент ZR, учитывающий шероховатость
Рабочих поверхностей зуба
Шероховатость
| Способ изготовления
| ZR
| Ra 0,63…1,25
| Шлифование и зубошевингование
|
| Ra 1,25…2,5
| Зубофрезерование и зубодолбление
| 0,95
| Rа 2,5…3,5
|
| 0,9
| 
Рисунок 1. Базовое число циклов перемен напряжений Nно
Таблица 3.
Рекомендуемое значение коэффициента yba
Для редукторов общего назначения
Расположение колёс
относительно опор
| Твёрдость рабочих поверхностей зубьев
| НВ1 и НВ2 £350
| НВ1 и НВ2 >350
| Симметричное
| 0,3…0,5
| 0,25…0,3
| Несимметричное
| 0,25…0,4
| 0,2…0,25
| Консольное
| 0,2…0,25
| 0,15…0,2
|
Таблица 4.
Стандартные значения межосевых расстояний aw,мм
при НВ2<350
КHb
ybd
при НВ1>350 и НВ2> 350
КHb
ybd
|
Схемы расположения колес относительно опор
| Рисунок 2. Значения коэффициента КHb
Таблица 5.
Ряд нормальных линейных размеров Ra40
3,2
| 6,3
|
|
| 50 / 52
|
|
|
| 3,4
| 6,7
|
|
| 53 / 55
|
|
|
| 3,6
| 7,1
|
|
|
|
|
|
| 3,8
| 7,5
|
|
| 60 / 62
|
|
|
| 4,0
| 8,0
|
|
| 63 / 65
|
|
|
| 4,2
| 8,5
|
| 34/35
| 67 / 70
|
|
|
| 4,5
| 9,0
|
|
| 71 / 72
|
|
|
| 4,8
| 9,5
|
|
|
|
|
|
| 5,0
|
|
|
|
|
|
|
| 5,3
| 10,5
|
|
|
|
|
|
| 5,6
|
|
| 45/47
|
|
|
|
| 6,0
| 11,5
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 6.
Стандартные значения модулей m зубчатых колес, мм
1 ряд
|
| 1,25
| 1,5
|
| 2,5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 ряд
| 1,125
| 1,375
| 1,75
| 2,25
| 2,75
| 3,5
| 4,5
| 5,5
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 7.
Рекомендуемые параметры косозубых передач
(Зацепление некорригированное или с высотной коррекцией)
aw мм
|
|
|
|
| mn, мм
| Zc
| β
| Zc
| β
| Zc
| β
| Zc
| Β
| 0,4
|
| 8º06’34”
|
|
|
|
|
|
| 0,5
|
| 9º04’07”
|
| 8º06’34”
|
|
|
|
| 0,6
|
| 8º06’34”
|
| 8º06’34”
|
| 9º41’47”
|
|
| 0,8
|
| 8º06’34”
|
| 10º15’47”
|
| 10º13’20”
|
| 8º06’34”
| 1,0
|
|
|
| 8º06’34”
|
| 10º13’20”
|
| 9º04’07”
| 1,25
|
|
|
|
|
| 11º12’02”
|
| 10º08’30”
| 1,5
|
|
|
|
|
|
|
| 10º08’30”
|
aw мм
|
|
|
|
| mn, мм
| Zc
| β
| Zc
| Β
| Zc
| β
| Zc
| Β
| 1,0
|
| 8º06’34”
|
|
|
|
|
|
| 1,25
|
| 9º04’07”
|
| 8º06’34”
|
| 9º23’16”
|
|
| 1,5
|
| 8º06’34”
|
| 8º06’34”
|
| 9º41’47”
|
| 8º28’54”
| 2,0
|
| 8º06’34”
|
| 10º15’47”
|
| 9º41’47”
|
| 9º04’07”
| 2,5
|
|
|
| 8º06’34”
|
| 10º50’38”
|
| 10º08’30”
| 3,0
|
|
|
|
|
|
|
| 10º08’30”
|
aw мм
|
|
|
|
| mn, мм
| Zc
| β
| Zc
| Β
| Zc
| β
| Zc
| Β
| 1,5
|
| 9º04’07”
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8º32’58”
|
| 8º06’34”
|
| 9º22’00”
|
|
| 2,5
|
| 9º33’38”
|
| 9º04’07”
|
| 8º32’56”
|
| 8º06’34”
|
|
| 10º38’31”
|
| 8º06’34”
|
| 9º22’00”
|
| 8º06’34”
|
|
|
|
| 8º06’34”
|
| 9º22’00”
|
| 10º15’47”
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8º06’34”
|
aw мм
|
|
|
|
| mn, мм
| Zc
| β
| Zc
| β
| Zc
| β
| Zc
| Β
| 2,5
|
| 9º23’16”
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9º41’47”
|
| 9º41’47”
|
| 8º36’33”
|
|
|
|
| 9º41’47”
|
| 10º13’20”
|
| 9º37’45”
|
| 8º06’34”
|
|
| 10º50’38”
|
| 10º13’20”
|
| 9º37’45”
|
| 9º04’07”
|
|
|
|
| 11º12’02”
|
| 11º23’50”
|
| 8º06’34”
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8º06’34”
|
aw мм
|
|
|
|
| 1.
| 2.
| 3.
| 4.
| 5.
| 6.
| 7.
| 8.
| 9.
| mn, мм
| Zc
| β
| Zc
| Β
| Zc
| β
| Zc
| Β
|
|
| 9º22’00”
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8º32’56”
|
| 2º06’34”
|
| 9º23’16”
|
|
|
|
| 9º32’00”
|
| 8º06’34”
|
| 9º41’47”
|
| 9º41’47”
| 1.
| 2.
| 3.
| 4.
| 5.
| 6.
| 7.
| 8.
| 9.
|
|
| 9º32’00”
|
| 10º15’47”
|
| 9º41’47”
|
| 10º13’20”
|
|
|
|
| 8º06’34”
|
| 10º50’38”
|
| 10º13’20”
|
|
|
|
|
|
|
|
| 11º12’02”
|
aw мм
|
|
|
|
| mn, мм
| Zc
| β
| Zc
| Β
| Zc
| β
| Zc
| β
|
|
| 8º36’33”
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9º37’45”
|
| 8º06’34”
|
| 9º22’00”
|
|
|
|
| 9º37’45”
|
| 9º04’07”
|
| 8º32’56”
|
| 8º06’34”
|
|
| 11º23’50”
|
| 8º06’34”
|
| 9º22’00”
|
| 8º06’34”
|
|
|
|
| 8º06’34”
|
| 9º22’00”
|
| 10º15’47”
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8º06’34”
|
Таблица 8.
Рекомендуемые степени точности в
Зависимости от окружной скорости
Степень точности
| Окружная скорость колес v, м/с, не более
|
Примечания
| прямозубых
| косозубых
|
(высоко-точные)
|
|
| Высокоскоростные передачи, механизмы точной кинематической связи
|
(точные)
|
|
| Передачи при повышенных скоростях и умеренных нагрузках или при повышенных нагрузках и умеренных скоростях
|
(средней точности )
|
|
| Передачи общего машиностроения,
не требующие особой точности
|
|
|
| Тихоходные передачи с пониженными требованиями к точности
|
Таблица 9.
Значения коэффициента KHV
(верхнее значение – для прямозубых, нижнее – для косозубых колес)
Степень
точности
| Твёрдость
поверхностей
зубьев
| Окружная скорость v, м/с
|
|
|
|
|
|
|
| HB£350
| 1,03
1,01
| 1,06
1,02
| 1,12
1,03
| 1,17
1,04
| 1,23
1,06
| 1,28
1,07
| HB>350
| 1,02
1,00
| 1,04
1,00
| 1,07
1,02
| 1,10
1,02
| 1,15
1,03
| 1,18
1,04
|
| HB£350
| 1,04
1,02
| 1,07
1,03
| 1,14
1,05
| 1,21
1,06
| 1,29
1,07
| 1,36
1,08
| HB>350
| 1,03
1,00
| 1,05
1,01
| 1,09
1,02
| 1,14
1,03
| 1,19
1,03
| 1,24
1,04
|
| HB£350
| 1,04
1,01
| 1,08
1,02
| 1,16
1,04
| 1,24
1,06
| 1,32
1,07
| 1,40
1,08
| HB>350
| 1,03
1,01
| 1,06
1,01
| 1,10
1,02
| 1,16
1,03
| 1,22
1,04
| 1,26
1,05
|
| HB£350
| 1,05
1,01
| 1,10
1,03
| 1,20
1,05
| 1,30
1,07
| 1,40
1,09
| 1,50
1,12
| HB>350
| 1,04
1,01
| 1,07
1,01
| 1,13
1,02
| 1,20
1,02
| 1,26
1,04
| 1,32
1,05
|
Таблица 10.
Значения коэффициента формы зуба YF
Число
зубьев
| Коэффициент смещения исходного контура
| -0,5
| -0,4
| -0,25
| -0,16
|
| +0,16
| +0,25
| +0,4
| +0,5
|
| –
| –
| –
| –
| –
| –
| –
| 3,68
| 3,46
|
| –
| –
| –
| –
| –
| 4,02
| 3,78
| 3,54
| 3,40
|
| –
|
|
|
| 4,28
| 4,02
|
|
|
|
| –
| –
| –
| 4,40
| 4,08
| 3,89
| 3,64
| 3,50
| 3,39
|
| –
| –
| 4,30
| 4,13
| 3,90
| 3,76
| 3,62
| 3,47
| 3,40
|
| –
| 4,27
| 4,05
| 3,94
| 3,80
| 3,69
| 3,59
| 3,46
| 3,40
|
| 4,14
| 4,02
| 3,88
| 3,81
| 3,70
| 3,63
| 3,57
| 3,48
| 3,42
|
| 3,96
| 3,88
| 3,78
| 3,73
| 3,65
| 3,60
| 3,54
| 3,49
| 3,44
|
| 3,84
| 3,78
| 3,71
| 3,68
| 3,63
| 3,58
| 3,54
| 3,50
| 3,47
|
| 3,73
| 3,70
| 3,66
| 3,63
| 3,61
| 3,57
| 3,55
| 3,51
| 3,50
|
| 3,68
| 3,66
| 3,62
| 3,61
| 3,60
| 3,57
| 3,56
| 3,52
| 3,52
|
| 3,63
| 3,62
| 3,62
| 3,62
| 3,59
| 3,60
| 3,58
| 3,56
| 3,56
|

Рисунок 3 Коэффициент формы зуба
Таблица 11. Значения коэффициента KFV
(верхнее значение – для прямозубых, нижнее – для косозубых колес)
Степень
точности
| Твёрдость
поверхностей
зубьев
| Окружная скорость v, м/с
|
|
|
|
|
|
|
| HB£350
| 1.06
1.02
| 1.13
1.05
| 1.26
1.1
| 1.4
1.15
| 1.53
1.2
| 1.67
1.25
| HB>350
| 1.02
1.01
| 1.04
1.02
| 1.08
1.03
| 1.11
1.04
| 1.14
1.06
| 1.17
1.07
|
| HB£350
| 1.08
1.03
| 1.16
1.06
| 1.33
1.11
| 1.5
1.16
| 1.67
1.22
| 1.8
1.27
| HB>350
| 1.03
1.01
| 1.05
1.02
| 1.09
1.03
| 1.13
1.05
| 1.17
1.07
| 1.22
1.08
|
| HB£350
| 1.1
1.03
| 1.2
1.06
| 1.38
1.11
| 1.58
1.17
| 1.78
1.23
| 1.96
1.29
| HB>350
| 1.04
1.01
| 1.06
1.02
| 1.12
1.03
| 1.16
1.05
| 1.23
1.07
| 1.26
1.08
|
| HB£350
| 1.13
1.04
| 1.28
1.07
| 1.5
1.14
| 1.77
1.21
| 1.98
1.28
| 2.25
1.35
| HB>350
| 1.04
1.01
| 1.07
1.02
| 1.14
1.04
| 1.21
1.06
| 1.27
1.08
| 1.34
1.09
|
при НВ2<350
КFb
ybd
при НВ1>350 и НВ2> 350
КFb
ybd
|
Схемы расположения колес относительно опор
| Рисунок 4. Значения коэффициента КFb
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дунаев П.Ф. Конструирование узлов и деталей машин: учеб. пособие для студ. техн. спец. вузов/ Дунаев П.Ф., Леликов О.П. – 8-е изд. перераб. и доп.– М.: Издательский центр «Академия», 2003.– 496 с.
2. Иванов М.Н. Детали машин: учебник для студ. высших техни. учебных заведений/ Иванов М.Н., Финогенов В.А..– 8-е изд. испр. – М.: Высшая школа, 2003.– 408 с.
Дополнительная литература
3. Детали машин: учебник для вузов/ под ред. О.А.. Ряховского.-2-е изд.,перераб. – М: Изд-во МГТУ им Н.Э. Баумана, 2004.- 520 с.
4. Курмаз Л.В. Детали машин. Проектирование: cправочное учебно-методическое пособие/ Курмаз Л.В., Курмаз О.Л. - М.: Высшая школа, 2007, - 456 с.
5. Чернилевский Д.В. Детали машин. Проектирование приводов технологического оборудования: учебное пособие для студентов вузов/ Д.В. Чернилевский. - М.: Машиностроение, 2004.- 560 с.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|