Сделай Сам Свою Работу на 5

Замените ими употребленные писателем диалектизмы и прокомментируйте измененный таким образом текст. Почему писатель не использовал вместо диалектных слова литературного языка?





Современный русский национальный язык: формы существования, структура, носители

Вопросы и задания

I. Изучите данную тему по следующему плану, обратившись к рекомендуемой литературе (см. список литературы ниже):

  1. Русский национальный язык как система форм существования языка. Его территориальная и социальная дифференциация
  2. Литературный язык: функции, признаки, стилевая дифференциация
  3. Формы нелитературного языка: функции, признаки, носители

Основная литература

1. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. – Р

на-Дону, 2001 или 2008.

  1. Введенская Л.А. Культура речи. - Ростов н/Д: Феникс, 2001.- 448 с. Гл. III.
  2. Горшков А.И. Русская стилистика – М., 2001. – Гл. 13.
  1. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. Под ред. М.Н. Кожиной. – М., 2003. – Статьи «Литературный язык», «Внелитературная лексика».
  2. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник. – М., 2007. - Статьи «Литературный язык», «Диалектизмы», «Жаргон», «Жаргонизмы».

Дополнительная литература

  1. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык и культура речи.- М., 2008. – Часть 2
  2. Филин Ф.П. О структуре современного русского литературного языка. – вопросы языкознания. - М., 1973. - № 2. - С. 3-12. (См. Приложение)
  3. В. В. Виноградов Основные этапы истории русского языка. - Избранные труды. История русского литературного языка. - М., 1978. - С. 10-64. (См. Приложение)

II. Проверьте, насколько хорошо вы изучили тему, ответив на следующие вопросы:



1. Что такое национальный (общенародный) русский язык? В каких формах он существует?

2. Какова структура русского национального языка?

3. Дайте определение литературному языку.

4. В каких формах речи он реализуется?

5. Как соотносятся литературный и национальный язык?

6. Как соотносятся литературный язык и язык художественной литературы?

7. Каковы хронологические границы современного русского литературного языка?

8. Можно ли утверждать, что литературный язык является системой, объединяющей подсистемы языковых норм?

9. Почему литературный язык называют высшей формой литературного языка?

10. В каких разновидностях (формах) существует нелитературный язык?

11. В чем состоит различие между литературным и нелитературным языком?



12. Что такое территориальные диалекты? Назовите некоторые диалекты русского языка.

13. Что такое диалектизмы? Приведите примеры диалектизмов.

14. Что такое жаргоны? Какие черты отличают жаргоны от диалектов?

15. Каковы причины возникновения жаргонов?

16. Что такое жаргонизмы? Приведите примеры жаргонизмов.

17. Что такое просторечие?

18. В каких формах речи реализуется каждая из разновидностей нелитературного языка?

19. Что объединяет (сближает) формы нелитературного языка и чем каждая из них отличается от литературного языка?

20. Прокомментируйте отношения (связи) между русским литературным языком и формами нелитературного русского языка.

 

 

III. Выполните следующие задания.

№ 1. Прочитайте приведенные ниже записи диалектной речи и укажите языковые особенности, не свойственные литературному языку (диалектизмы). Понятна ли вам диалектная речь?

1.

— Скажите о том, как у вас раньше свадьбы играли.

— Свадьбу? Скажу про себя. Была я семнадцати лет... Был сенокос... Ну подкашиваем, вдруг соседка идет, идет прямо к отцу... А я ей, такая была, так и говорю: “Я что ты, Олена, к нам-то не привернула?” — “Ну, если приглашаешь, так приверну”. Подходит к моему старшему брату, поклонилась и грит: “Ну, Александр, поезжай, пропивай сестру, женихи на сестру сватаются”. А брат косы лопатил у нас, он жены своей лопатил косу. Косы были, горбуши назывались. Ну вот. Потом он этой жены косу отлопатил, взяла я, стала подавать свою косу. Он меня и поддразнил: “Хе, как девица-то, женихи сватаются”. Я чуть не заплакала. Он говорит: “Глупая, какая-то ты невеста? Еще не отдам”.



2.

—А потом ишо вот... сын женился, сноха родила, ишо я бабой работала... Ну тут на пенсию пошла, и так больше стала вот няньчиться. У тех две девки выращила, чэтыре жимы водилася: с той два года, да с другой... Колька-то, мой парень, там тоже чэтыре жимы жила, тоже с ребятами.

3.

— Вот на Пасху-то дак всю ночь пекем, тут ночь и не спим. С вечера, еще в шесть часов тесто месили, да вот замесишь с бычью голову тесто-то, вот и скешь сидишь, две-три кучи наскешь этих сочиней-то, да еще... калиточки зовутся, опеки же большие же наскешь, эти опеки с квашни наливать, да на сковородки наливашь, кислы шаньги звалися... А кислы — это льют на сковородки, на сковородоцки и сверьху помазут сметанкой — вот это называт кисла шаньга.

№ 2. Прочитайте отрывок из романа М.А.Шолохова «Тихий Дон». Докажите, что Григорий с отцом говорят на местном диалекте. Какие диалектные слова встречаются в авторской речи? Есть ли у них соответствия в литературном языке?

Замените ими употребленные писателем диалектизмы и прокомментируйте измененный таким образом текст. Почему писатель не использовал вместо диалектных слова литературного языка?

В мелеховском курене первый оторвался ото сна Пантелей Прокофьевич. Застегивая на ходу ворот расшитой крестиками рубахи, вышел на крыльцо. Затравевший двор выложен росным серебром. Вы­пустил на проулок скотину.

На подоконнике распахнутого окна мертвенно розовели лепестки отцветавшей в палисаднике виш­ни. Григорий спал ничком, кинув наотмашь руку.

— Гришка, рыбалить поедешь?

— Чего ты? — шепотом спросил тот и свесил с кровати ноги.

— Поедем, посидим зорю.

Григорий, посапывая, стянул с подвески будничные шаровары, вобрал их в белые шерстяные чулки и дол­го надевал чирик, выправляя подвернувшийся задник.

— А приваду маманя варила? — сипло спросил он, выходя за отцом в сенцы.

— Варила. Иди к баркасу, я зараз.

Старик ссыпал в кубышку распаренное пахучее жито, по-хозяйски смел на ладонь упавшие зерна и, припадая на левую ногу, захромал к спуску. Григо­рий, нахохлясь, сидел в баркасе.

— Куда править?

— К Черному яру. Спробуем возле энтой карши, где надысъ сидели.

Баркас, черканув кормою землю, осел в воду, ото­рвался от берега. Стремя понесло его, покачивая, норовя повернуть боком. Григорий, не огребаясь, правил веслом.

— Не будет, батя, дела... Месяц на ущербе.

— Серники захватил?

— Ага.

— Дай огню.

Старик закурил, оглядел на солнце, застрявшее по ту сторону коряги.

— Сазан, он разно берет. И на ущербе иной раз возьмется.

Для справки. Курень — квадратный казачий дом с четырехскатной крышей. Подвеска — веревка для развешивания белья. Чирик — чувяк. Привада — приманка для рыбы. Зараз — сейчас, скоро. Жито — зерна ржи. Kарша — упавшее в воду дерево, коряга. Надысъ — недавно. Серники — спички.

 

№ 3. Прочитайте приведенные ниже фрагменты газетных текстов. Найдите употребленные в них жаргонизмы и определите, к какой социальной группе они относятся.Какие из выявленных жаргонизмов имеют омонимы в литературном языке?

1.

Упрощенно “пробивка” выглядит так: экипаж бандитской машины заходит в недавно открывшееся кафе или магазин и вежливо интересуются у хозяина, кому он платит, кто его охраняет...

“Пробивка” — рабочий момент … профессии, как правило, она проходит мирно. “Пробитую” точку (кафе, фирму, магазин) заносят в реестр личного учета … — либо как свою, либо как чужую (информация о “коллегах” лишней не бывает). “Пробивки” могут быть с “наездами” и без.

“Наезд” — способ психологического и физического давления на бизнесмена — в основном для стимуляции его искренности и деморализации.

“Пробивка” с “наездом” — это все то же самое, но с более глубокими эмоциями: “Ну, ты, падла, крыса, мышь! Кому платишь, гнида! Слышь, ты нам по жизни должен! Ты понял, нет?!” и т.д., и т.п.

Как уже говорилось выше, “пробивки” обычно заканчиваются “стрелками”

[встречами с конкурирующими …], которые не принято “динамить”.

Во-первых, это просто невежливо, во-вторых, это дает козыри “продинамленной” стороне.

Бывают “стрелки” конфликтные, когда одна из сторон может считать, что ее интересы ущемлены. Такая “стрелка” может закончиться разборкой, т.е. силовым конфликтом. Поскольку всегда есть шанс нарваться на “отмороженных” (на “беспредельных”, жестких, неумных и жадных “коллег”), “стрелки” обычно назначаются в очень людных местах, где пользоваться оружием затруднительно (рынки, кафе, магазины), либо, наоборот, в местах глухих и уединенных, куда каждая сторона может без лишней нервотрепки привезти оружие.

Каждому бизнесмену нужно очень хорошо представлять, что такое так называемые разводки. “Разводка” — это, по сути дела, обман, мошенничество, которое вынуждает

“разводимого’’ поступать так, как надо “разводящим”.

2.

Парень один из Крылатского. У него квартира — отпад. А родители живут

на даче. Мы там часто тусуемся.

3.

Есть карманники —“верхушечники”, работающие по верхам с минимальным риском, тянущие то, что плохо лежит. Таким очень помогают модные “чужие” сумки и еще распахивающиеся сумки —“самосвалы” с магнитными застежками, оттопыривающиеся карманы и... наша традиционная русская беспечность. Другие “спецы” работают с “мойкой” — лезвием отечественного производства.

4.

Главной особенностью стало то, что с отечественными разведчиками экстра-класса, т.е. “рэксами”, мерялись силами представители элитных спецподразделений армии Словакии и США.

5.

Белыми люблю “сицилианку”, а черными предпочитаю защиту Грюнфильда, хотя она не пользуется репутацией надежной защиты.

6.

Два года в армии делятся на четыре части. И в каждой для солдата своя кличка. Те, кто служит первые полгода, —“духи”, кто вторые —“черпаки”. Они могут командовать “духами”. Тот, у кого служба перевалила на второй год, —“фазаны”. Ну а тем, у кого до ухода в запас 5 месяцев —“дедам” или “дембелям”, — дозволено все —от мордобоя до сексуального насилия.

7.

К выборам “яблочники” собираются подойти с “отработанной экономической и серьезной политической идеологией”.

8.

Навскидку: только за последний месяц телевидение “цитировало” без ссылки на “Российскую газету” премьера России, министра финансов, министра труда, не говоря уже о том, что авторы эксклюзивной информации газеты сталкиваются с телевизионной озвучкой своих материалов без ссылки на источники.

9.

Если богатым и предприимчивым людям захочется вдруг “раскрутить” звезду, сообщаем необходимые сведения.

№ 4. Прочитайте приведенный ниже текст. «Переведите» его на русский литературный язык. С какой разновидности русского языка вы его переводили? Какой из вариантов текста в большей степени соответствует коммуникативной ситуации, которой он обусловлен.

Хаммурапи по новой стал гнуть пальцы на Ларсу и в натуре ее загасил. Рим-Син проявил себя дятлом. Он прикинулся батоном и пробовал залукаться, но получил по рогам и припух. Тамошний Зимрилим был не то чтоб дауном, просто по сравнению с Хаммурапи он оказался корявым лохом и заглох, как фанера.
Правда, он пытался еще рыпаться и делать пальцы веером, но накололся и в 1759 году до нашей эры ему пришла труба — и ему, и всей его хевре.
Короче при Хаммурапи но всему Междуречью царил полный кукан: вавилоняне щимились повсюду, везде устраивали разборки и наводили на всех шороху. Все линяли и дышали в тряпочку. И это были вилы. Однако, когда Хаммурапи откинул копыта, в Вавилонии началась лажа. Наследником Хаммурапи был Самсуилуна. Этот братило еще пытался качать права, но остальным это уже было параллельно. На юге все конкретней балдели эламиты, позже они даже уперли черный базальтовый столб с Хаммураииной ксивой. Все резче наезжали касситы, на западе митанийцы вовсю раскатали губу трамплином, вконец охамев. В городах пошли левые базары. Каждый забитый шланг стучал себя пяткой в грудь и воротил телегу. Самсуилуна, конечно, обламывал все эти лоховские рисовки, но общее положение в Вавилонии было стремным. В экономике царил полный маразм, аристократов косила шиза, население качало права. Крутой наезд хеттов в 1600 г. до н.э. окончился полным обломом вавилонян. Таким образом, старовавилонскому царству пришли кранты.

№ 5. Прочитайте приведенные ниже записи речи и определите, какая (-ие) из них представляет просторечие. По каким признакам вы это определили?

1.

О. В.: Я была раньше похожа на отцовскую родню // Когда мамка умерла / я осталася одна // После похорон сразу / после обеда тут вот села / «Как она» / думаю // Господи / вот всё похоже // Пальтушка серая у нее была / я на работу в ней бегала // (Испуганно вскрикивает) / Ой! Копия! // Всё то же самое / что внешне / что базар // Это кошмар какой-то // Я не думала / что так вот / эта (пауза) / сходства такие //

2.

А. «Коровку» хочешь?

Б. Купила все-таки?

А. Я их люблю / И шоколадные // А всякие там карамели мне и даром не нужны // Мармелад / пастила / зефир / тоже ничего / И варенье / конечно / я обожаю / А к меду равнодушна / Наверно / скрытая аллергия какая-нибудь / Ну как тебе они?

Б. Суховаты / не тянутся //

А. Это местная фабрика / Не научились еще / как на «Крас­ном Октябре» / А может / сырье не то //

Б. Какое сырье? / Молоко? / Его здесь полно //

А. Ну / не только молоко / наверное //

Б. А что еще? //

А. Не знаю / Ну / сахар / конечно // И технология особая //

3.

А. Осторожнее /

Б. Кого осторожнее // Отъедят пузо / не обойдешь //

А. Ты не отъешь?

Б. Я что / по головам должна ходить?

А. Ну вот / придут такие / всех оговорят //

4.

Лагун — ушат сделан, и в исподи дно, и наверьху дно. И втулкой деревянной накрыват-то, дак вот дыра и сделана кругла, и тут же тулка, называется тулка, закрывать. И вот закроют и эту дыру, кругом-то того закрепят, замажут, шобы дух не выходил. И вот крепко пиво, а пониже одеть ко дну-ту этот гвоздь, коды то набирають, сделан деревянный гвоздь. Кода пить, то выдергают.

5.

М. В. Чё это за бабешка? Откуда я ее знаю?

Ф. П. Мот (может быть) продавцом работала?

З. А. А мот уборшицей?

М. В. О / гляди / гляди // Пошла баба-то / на расшарагу // Тут и уговаривать не надо / сама лягет //

А. Ф. (Подхватывает и поет) Мой-то миленький не глуп / завернул меня в тулуп // К стеночке приваливал / на что-то уговаривал //

(Все смеются).

А. Ф. (продолжает) Меня милый уговаривал / у каменной стены // До того доуговаривал / сама сняла штаны // Ну чё / кто из вас не снимал?

(Все дружно смеются).

6.

А. А в этот раз у меня вот еще из впечатлений было что / вот когда я первый раз когда я с медведем вс... во-первых я в этот раз / вот в прошлые разы было так / ну оди-ин раз / ночевали мы / в лесу / а... в этот раз мы в лесу ночевали / в общей сложности / четыре раза // Ночевали //

Б. Страшно // Да и холодно //

А. Вот // Причем дважды я один ночевал //

В. (с удивлением и страхом) О-о!

А. Дважды я один / и Сережка один / (тихо) два раза ночевал //

В. Да ты чего? А как так? Это ж страшно!

А. Ну (в) от один раз когда с мишкой (т. е. медведем) встретил­ся с этим / я один раз ночевал / ну я с'-в'ечера /

В. И сразу остался ночевать?

А. Ну я с вечера пришел на ток на подслух / послушал значит / слышу вроде бы там сел / вроде бы там сел / но а сидишь уже сразу / в ушах-то звенит / во-от / и потом еще главное сел / вроде подслух / все / сижу / и вдруг ну вот буквально вот знаешь вот такое вот ощущение / вот ну / кто-то есть что-то /

Б. Угу//

А. то (е)сть мелькнула какая-то тень / накрыла / и у меня над головой в трех метрах пролетает филин /

Б. Ой!

А. и метрах в сорока садится //

Б. Хм //

А. Вот // Он сел / а филин на току / это вообще такая зараза / ну он... подкрадывается

В. Филин?

А. к этим самым / глухарям /

В. А-а / он тоже туда же?

А. Коне-е-чно' туда же!'

Б. Ч(ег)о / на них охотится (тоже)?

А. Коне-е-чно // Так филин // Филин это зверюга / извини меня вот такой вот высоты (изобразительный жест рукой — 'высо­та от пола') // Вот такой вот высоты //

Г. И наглый //

А. Он / сел / ти-и-хо-тихо подлетел / только чуть-чуть / баш­кой повертел / я думаю «ну щас я т(еб)я хлопну / мил друг // Мне помощники (мне?) не нужны» // (смеются) Вот // Но понимаешь / уже подлетели они / дум(аю) «вот я его щас хлопну / (пауза) а они (глухари) возьмут / и улетят» // А-а

Б. Да / спугнешь //

А. Ну конечно / ну вы... выстрелы же ведь с ве... с'-в' ечера на то... на току // Я бы знал (о)ни... как они расселись / если бы я бы знал / я бы может его бы и-и хлопнул бы // Но а бог его знает / где они сидят / а ветерок был / не очень доносит / где они сели // Слышу что хлопанье крыльев / там вроде там / ну и все // Вот // Ну и я его поми...

Б. Он серый?

А. (договаривает прерванную реплику) помиловал в итоге // (отвечает на вопрос) Он почти черный //

№ 6. Какие элементы просторечия встречаются в речи рассказчика и героя рассказа М.М. Зощенко «Аристократка»?

– Ежели, – говорю, – вам охота скушать одно пирожное, то не стесняйтесь. Я заплачу.
– Мерси, – говорит.
И вдруг подходит развратной походкой к блюду и цоп с кремом и жрёт...
Съела с кремом, цоп другое. Я аж крякнул. И молчу. Взяла меня этакая буржуйская стыдливость. Дескать, кавалер, а не при деньгах.
Я хожу вокруг нее, что петух, а она хохочет и на комплименты напрашивается.
Я говорю:
– Не пора ли нам в театр сесть? Звонили, может быть.
А она говорит:
– Нет.
И берёт третье.
Я говорю:
– Натощак – не много ли? Может вытошнить.
А она:
– Нет, – говорит. – Мы привыкшие.
И берет четвёртое.
Тут ударила мне кровь в голову.
– Ложи, – говорю, – взад!
А она испужалась. Открыла рот, а во рте зуб блестит.
А мне будто попала вожжа под хвост. Всё равно, думаю, теперь с ней не гулять.
– Ложи, – говорю, – к чёртовой матери!

№ 7. Задание выполняется по желанию студента. Его выполнение оценивается по более высокой (10-балльной шкале) шкале.

Составьте конспект статьи Ф.П.Филина «О структуре современного литературного языка». Имейте в виду, что опыт ее конспектирования показывает, что содержание, изложенное автором статьи в ≈ 170 предложениях, предполагает конспект объемом в 30-40 предложений.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Ф. П. Филин

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.