Сделай Сам Свою Работу на 5

ТОВАРНЫЕ РЕСУРСЫ АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ





 

Как отмечалось выше, в структуре оборотного капитала аптечной организации наибольший удельный вес занимают товары (в среднем 86%).

 

Товарные ресурсы - предметы потребления для реализации на внутреннем рынке или для экспорта.

 

Применительно к аптечной организации товарные ресурсы можно рассматривать как массу товаров аптечного ассортимента, поступившую в аптеку от различных поставщиков, и предназначенную для последующей реализации конечному потребителю.

Товарные ресурсы организации формируются за счет поступле­ния товаров и товарных запасов и находятся в балансовой взаимо­связи с розничным товарооборотом:

Он + П = Р + Ок,

где Он, Ок — товарные запасы соответственно на начало и конец периода;

П — объем поступления товаров;

Р — объем розничного товарооборота.

 

Данная формула показывает, что товарные ресурсы, характери­зующие объем предложения товаров (Он; П), должны превышать рознич­ный товарооборот (Р), определяющий платежеспособный спрос, на величину оптимального товарного запаса (Ок).

Величина этого товарного запаса должна быть оптимальной для аптеки, т.е. этот запас, с одной стороны, должен быть доста­точным для обеспечения бесперебойной продажи товаров аптечного ассортимента, а с дру­гой стороны, не должен привести к затовариванию и заморажива­нию товарной массы.



 

Товарные запасы - количество товаров в денежном или натуральном выражении, находящихся в торговых предприятиях, на складах, в пути на определенную дату. ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения»

 

В товарные запасы розничной аптечной организации включают:

1) товары, имеющиеся в наличии в аптеке;

2) товары, закупленные, оплаченные и оставленные на ответственном хранении у поставщиков;

3) товары, принятые на комиссию и не проданные на дату наблюдения;

4) товары в пути;

5) тара всех видов под товаром и порожняя.

Необходимость создания товарных запасов обусловлена следующими факторами:

- несовпадением во времени и в пространстве производства и по­требления лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента;

- асинхронностью изменений спроса и предложения на фармацевтическом рынке;



- дискретностью процесса производства при относительно непре­рывном потреблении или, наоборот, непрерывностью производ­ства при дискретном характере потребления;

- наличием случайных колебаний спроса и предложения и др.

Мотивами для создания товарных запасов являются:

- необходимость совершения торговых операций (торговые операции совершаются каждый день, а если между поставками существует интервал, в аптеке должен быть запас товаров. При маленьких размерах запасов аптека не сможет поддерживать прогнозируемый объем сбыта, полностью не удовлетворяется потребность населения, при наличии больших запасов увеличиваются издержки по хранению товаров, уменьшается прибыль, замедляется оборачиваемость, замораживается капитал, вложенный в его закупку);

- предосторожность (спрос может изменяться под воздействием случайных факторов, чтоб избежать этих случайностей в аптеке должен быть определенный запас и его надо пополнять);

- получение прибыли (является одной из основных характеристик коммерческих организаций, к которым относятся аптеки. Величина валовой и чистой прибыли находится в прямой зависимости от объема реализации. Последний же, в свою очередь, определяется структурой товарных запасов, соответствием их спросу населения, а также оборачиваемостью в течение изучаемого периода).

Товарные запасы классифицируются по различным признакам (рис. 10.1).

Рис. 10.1. Классификация товарных запасов

Классификация служит обоснованием выбора методического подхода к нормированию товарных запасов. Поэтому большой интерес представляет структура товарных запасов в зависимости от назначения, где выделяют:



1. Запасы текущего хранения предназначены для текущей продажи. За их поступлением в аптечную сеть непосредственно следует реализация. Нормированию подлежат запасы текущего хранения. Составными элементами товарных запасов текущего хранения являются: торговый (рабочий) запас, запас текущего пополнения, страховой (резервный) запас.

2. Товарные запасы сезонного накопления и досрочного завоза. Кроме запаса товаров, предназначенных для текущей продажи, в аптечном учреждении могут создаваться дополнительные запасы товаров, пользующихся сезонным спросом и поступающие на склад с большими интервалами, тем самым обеспечивается бесперебойная продажа, или в течение года, или в период повышенного спроса.

3. Товарные запасы целевого назначения. Создаются для выполнения определенной задачи (например, запасы ЛП на период эпидемии гриппа).

Товарные запасы измеряются:

- В натуральных измерителях (в частности ядовитые, наркотические, сильнодействующие ЛС, этиловый спирт). Например: запас наркотических ЛП должен быть не более месячной потребности для городских аптек.

- В стоимостных измерителях (в ценах покупки).

- В относительных показателях - днях запаса или оборота (время обращения товаров).

 

Товарные запасы в днях оборота - относительный показатель обеспеченности торговли товарными запасами на определенную дату, показывающий, на сколько дней торговли хватит товарных запасов. ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения»

 

Величина товарных запасов и эффективность их использования определяются рядом факторов:

- объемом и структурой розничного товарооборота (чем крупнее аптека по товарообороту, тем большим товарным запасом она должна располагать, при прочих равных условиях, с учетом структуры реализации в различных потребительских сегментах);

- соотношением спроса и предложения на товары аптечного ассортимента;

- организацией закупок товаров (уровень канала товародвижения, спо­соб доставки и т.п.);

- физико-химическими свойствами товаров;

- местоположение аптеки (город, сельская аптека, расстояние до баз снабжения);

- состоянием материально-технической базы аптечной организации и др.

Величину товарных запасов определяют две тенденции. С одной стороны, к сокращению запасов ведет: улучшение организации продажи, рационализация товародвижения, увеличение доли готовых лекарственных средств. С другой стороны, увеличение объема реализации, расширение ассортимента реализуемой продукции, повышение культуры продажи не возможны без дальнейшего возрастания товарных запасов и доведения их до такого уровня, который обеспечил бы самый широкий выбор и гарантировал бесперебойную продажу товаров аптечного ассортимента.

Общей положительной тенденцией является сокращение товарных запасов. Например, в 1990 г. товарные запасы аптек составляли 180 дней, в настоящее время – 20-30 дней.

Товарные запасы являются важным, но не единственным эле­ментом товарных ресурсов аптечной организации. Другим составляющим эле­ментом является объем поступления товаров. Величина поступле­ния и соответственно закупок товаров зависит от объема рознич­ного товарооборота и состояния товарных запасов. Взаимосвязь между этими показателями прослеживается в процессе их анализа и должна сохраняться на оптимальном уровне и в процессе выявления потребности аптеки в товарных ресурсах на плани­руемый период.

Анализ и планирование потребности аптечной организации в товарных ресурсах проводится в несколько этапов:

1. анализ обеспеченности аптеки товарными ресурсами и эффективности их использования в предплановом периоде;

2. расчет необходимого размера (норматива) товарных запасов на плановый период;

3. определение общей потребности в товарных ресурсах и разработка плана поступления товаров.

Схема экономического анализа товарных ресурсов представлена на рис. 10.2.

Рис. 10.2. Схема экономического анализа товарных ресурсов аптечной организации

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.