Сделай Сам Свою Работу на 5

Определение влияния различных факторов на величину прибыли аптеки.





Наименование показателя Отчетный год
План Факт
Товарооборот, тыс. руб.
Валовый доход, тыс. руб.
Уровень валового дохода, % 17,6 18,5
Издержки обращения, тыс. руб.
Уровень издержек обращения, % 15,8 17,1
Валовая прибыль, тыс. руб.
Уровень валовой прибыли, % 1,2 0,8

 

1) Определение влияния на сумму валовой прибыли изменения величины товарооборота:

Рост товарооборота привел к увеличению валовой прибыли на 1,9 тыс. руб.

2) Определение влияния на сумму валовой прибыли изменения торговой маржи:

Увеличение торговой маржи способствовало росту валовой прибыли на 114,3 тыс. руб.

3) Определение влияния на сумму валовой прибыли изменения уровня издержек обращения:

Увеличение уровня издержек обращения привело к сокращению валовой прибыли на 165,1 тыс. руб.

Факторный анализ прибыли показал, что положительное влияние на валовую прибыль оказали рост товарооборота и валового дохода, отрицательное влияние – рост издержек обращения.

 

Анализ выполнения плана по валовому доходу и прибыли, их динамики, основных факторов, влияющих на их величину, следует дополнить анализом направлений использования прибыли, остаю­щейся в распоряжении аптеки. При этом анализируются как количественные (абсолютные суммы использования прибыли на те или иные цели), так и качественные показатели, которые могут быть проанали­зированы с помощью системы коэффициентов, представленных в таблице 8.3.



 

Таблица 8.3

Показатели использования чистой прибыли

Название показателя Формула расчета Назначение
Коэффициент чистой прибыли Показывает долю прибыли, остающейся в распоряжении предприятия
Коэффициент резервирования прибыли Показывает долю прибыли, предназначенную для покрытия убытков
Коэффициент капитализации прибыли Показывает долю прибыли, направляемой на развитие предприятия
Коэффициент потребления прибыли Показывает долю прибыли, направляемой на развитие социальной сферы и материальное стимулирование персонала
Коэффициент выплаты прибыли собственникам предприятия Показывает долю прибыли, выплаченную собственникам предприятия
Коэффициент участия персонала в прибыли Показывает долю прибыли, выплаченную персоналу предприятия

КЧП — коэффициент чистой прибыли;



ВП — валовая прибыль, руб.

ЧП — чистая прибыль предприятия, руб.

ККП — коэффициент капитализации прибыли;

ФН — сумма прибыли, направляемая в фонд накопления пред­приятия, руб.

КПП - коэффициент потребления прибыли;

ФП — сумма прибыли, направляемая в фонд потребления, руб.;

КРП - коэффициент резервирования прибыли;

РФ — сумма прибыли, направляемая в резервный фонд, руб.

КВС — коэффициент выплаты прибыли собственникам предприятия;

ЧПС — сумма чистой прибыли, выплаченная собственникам предприятия, руб.;

КУП — коэффициент участия персонала предприятия в прибыли;

ЧПпер — сумма чистой прибыли, выплаченная персоналу предприятия, руб.

 

Пример 8.6

Анализ использования прибыли

 

На основании формы № 2 «Отчет о прибыли и убытках» и бухгалтерской и внутренней отчетности аптеки получены следующие данные:

Показатель значение
Валовая прибыль, тыс. руб.
Чистая прибыль тыс. руб.
Из прибыли, остающейся в распоряжении организации израсходовано на материальное стимулирование персонала, тыс. руб.
Отчислено в резервный фонд, тыс. руб.
Нераспределенная прибыль, тыс. руб.

По данным таблицы можно рассчитать следующие коэффициенты:

 

Анализ использования прибыли показал, как средства распределялись в фонд потребления и в резервный фонд, причем большая часть прибыли была направлена в фонд потребления и использовалась на выплаты социального характера.



Отсутствие средств, направляемых на накопление, сдерживает рост оборота, приводит к увеличению потребности в заемных средствах.

Рекомендуется направить часть прибыли в фонд накопления, что увеличит экономический потенциал, повысит платежеспособность аптеки и финансовую независимость, будет способствовать росту объема выполнения работ и реализации без увеличения размера заемных средств.

 

Анализ рентабельности деятельности аптечной организации. Результативность деятельности аптечной организации можно охарактеризовать не только количественными показателями (валовый доход, прибыль и т.п.), которые отражают экономический эффект (финансовый результат) в абсолютной сумме, но и качественными показателями.

Качественные показатели – это относительные показатели, соизмеряющие полученный экономический эффект с затратами, обусловившими этот эффект, или с ресурсами, использованными для достижения этого эффекта. Поэтому такие показатели также называют показателями экономической эффективности.

Наиболее распространенными качественными показателями оценки степени доходности аптечной организации являются показатели рентабельности, которые характери­зуют эффективность работы аптеки в целом, доходность раз­личных направлений деятельности (производственной, коммерчес­кой и т.д.) и могут использоваться для оценки деятель­ности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Можно выделить следующие основные показатели рентабельности:

а) рентабельность продаж (оборота) (Rпродаж) определяется как отношение при­были от реализации продукции (ПР), или валовой прибыли (ВП), или чистой прибыли (ЧП) к сумме полученной выручки (товарообороту) (Р):

Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности, т.к. показывает величину прибыли на 1 руб. продаж. Положительное значение показателя рентабельности продаж свидетельствует об эффек­тивности основной деятельности. Традиционно при анализе рентабельности деятельности аптечной организации используется данный показатель, который рас­считывается в целом по аптеке и отдельным группам и видам продукции.

б) рентабельность продукции (окупаемость издержек) (Rпродукции) можно рассчитать (1) по всей номенклатуре реализованной продукции и (2) по отдельным группам и товарным единицам.

В первом случае рентабельность продукции определяется как отношение прибыли от реализации продукции (ПР) или валовой прибыли (ВП), или чистой прибыли (ЧП) к затратам на ее производство и реализацию (Зпр):

Показатели рентабельности всей реализованной продукции дают представление об эффективности текущих затрат аптечной организации и доходности реализуемой продукции, поскольку показывают величину прибыли на 1 руб. затрат.

Во втором случае определяется рентабельность отдельных ассортиментных групп и товаров, которая зависит от цены, по которой данная продукция реализуется потребителю и затрат на ее приобретение.

Рост рентабельности продукции является следствием роста цен при постоянных затратах на реализацию продукции (работ, услуг) или снижения затрат на реализацию при постоянных ценах. Уменьшение данного показателя свидетельствует о снижении цен при постоянных затратах на реализацию или о росте затрат на реализацию при постоянных ценах, т. е. о снижении спроса на товары, реализуемые аптечной организацией.

в) рентабельность активов (Rа) – это отношение валовой или чистой прибыли к сумме активов организации (средняя стоимость имущества за анализируемый период, определяется по балансу) (А):

Этот показатель характеризует, насколько эффективно используются основные и оборотные средства организации. Рост рентабельности активов при снижении рентабельности капитала свидетельствует об избыточном увеличении мобильных средств, что может быть следствием образования излишних запасов товарно-материальных ценностей, затоваренности готовой продукцией в результате снижения спроса, чрезмерного роста дебиторской задолженности или денежных средств.

г) рентабельность (доходность) капитала (Rк) – это отношение валовой или чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (К) или отдельных его составляющих - соб­ственного (акционерного), заемного, основного, обо­ротного капитала и т.д.:

Этот показатель характеризует, какую прибыль дает каждый рубль инвестированного капитала.

д) период окупаемости капитала (tокуп) - это отношение капитала (К) к чистой прибыли (ЧП).

Этот параметр показывает, через сколько лет окупятся вложенные в данное предприятие средства при неизменных условиях хозяйственно-финансовой деятельности.

 


Пример 8.7

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.