Сделай Сам Свою Работу на 5

Честь, достоинство и деловая репутация как правовые категории





Честь и достоинство, являясь непреходящими ценностями человеческого общества, присущи человеку как существу общественному на протяжении всей истории его существования. Представления о чести и достоинстве личности стали возникать еще в первобытном обществе в результате формирования и развития социума (общин) с формированием и развитием обычаев и моральных установок в межличностном общении. Представления о чести и достоинстве были связаны с принятым должным поведением в общине. Еще в древней Греции и древнем Риме понятия чести и достоинства соизмерялись с уважением к личности, соотносились с моралью и правом. Честь играла видную роль в этике многих великих мыслителей, политиков, философов разных эпох и народов, характеризуя далеко не в малой степени их общественные взгляды и направления деятельности.

Развитие личности невозможно без признания человека высшей социальной ценностью, которая и определяет необходимость сохранения его чести и достоинства. Одним из важнейших признаков и принципов демократии является уважение к правам, чести и достоинству личности. В то же время развитие человека, строящего свою жизнь на основе высших нравственных ценностей —добра, справедливости, чести, совести, достоинства - возможно лишь в условиях подлинного уважения самой личности, т.е. уважения ее прав, чести, достоинства.



Уважение чести и достоинства личности носит характер отношений, основанных на нормах права и морали, на принципах свободы и взаимной ответственности между государством, обществом и личностью, между различными личностями и социальными группами. Гражданское общество является носителем соответствующих ценностей. Государство, в лице его органов и должностных лиц. берет на себя обязательства по их реализации, по обеспечению охраны чести и достоинства своих граждан.

В юридической литературе высказывались различные суждения о содержании понятий чести и достоинства, но единого, однозначного определения так и не выработано.

Многие философы относят данные понятия к божественному происхождению, наделяют их только религиозным смыслом. Так, русский философ Н. А. Бердяев отмечал: «Личное сознание чести, благородства, достоинства раскрываются только в Евангелии».[19]



Действительно, отмеченные Н. А. Бердяевым категории, в Евангелии раскрываются достаточно подробно. Вместе с тем, эти категории проходят ряд этапов своего развития совместно с историей существования человечества и находятся в постоянном и непрерывном развитии соответствуя развитию и изменению общества. У народов, в разные периоды их развития были свои представления о чести и достоинстве личности и соответственно этому предъявлялись различные требования для определения поступков людей – честных или бесчестных, достойных или недостойных, Так, в определенный исторический период дворянин считал делом чести вызвать оскорбившего его человека, но равного с ним по социальному положению в обществе, на дуэль, вернуть проигранные в карты деньги и в то же время оскорбить, избить, проиграть в карты своих крестьян для него не было ничем постыдным. Требования справедливости, уважения к людям, рыцарская честь одновременно сочетались с жестокостью и насилием.

Поэтому, правовую роль религии в формировании и поддержании требований чести и достоинства членов общества, нельзя считать решающей. В данном случае необходим тщательный социальный анализ.

Исследователи понятий чести и достоинства отмечают различные их толкования употребления этих слов во многих значениях. Так, В. А. Блюмкин, специально изучивший и обобщивший различные трактовки рассматриваемых категорий, насчитывает девять значений понятия «честь» и шесть – «Достоинства». Под честь можно понимать моральные качества личности, совокупность морально-этических принципов, которыми руководствуется человек в своем поведении, внутреннее достоинство, честность, чистота, совесть и почести, награды и почетные звания, титулы и хорошая репутация, доброе имя и то, чем гордятся и целомудрие, девственность и сознание, чувство чести и сочетание лучших качеств.[20] К достоинству же относят ценность человека или общности людей и совокупность моральных качеств, и сознание своей ценности, чувство уважения к себе и внешнее проявление достоинства, стоимость, ценность денежных знаков, титул, чин, звание.[21]



В свое время, Ч. Беккариа отмечал, что «честь принадлежит к числу тех слов, которые послужили основанием для длинных и блестящих рассуждений, не давших ни одного точного и твердого понятия о предмете».[22] В конце прошлого столетия немецкий философ И. Экштейн опубликовал работу «Честь в философии и праве». Начинал он ее словами: «Перед нами, как и прежде» стоит вопросительный знак...»

Древнерусскому праву было известно только оскорбление действием. _ Например, «Русская правда» говорит о наказании за оскорбление ударом обнаженной стороны меча, причем такое оскорбление считалось настолько тяжким, что наказание за данное посягательство было гораздо строже, чем нанесение увечья открытым мечом. Соборное уложение 1649г. уже предусматривало наказание за словесное оскорбление и клевету.

С учетом сказанного, нам представляется, что дискуссия о содержании понятий чести и достоинства становится все более предметной, если исходить не столько из семантики терминов, из того, что они обозначают, сколько из методологического их значения в создании научных концепции, в частности, об их обеспечении и защите.

Длительное время не делалось различий между рассматриваемыми категориями, понятие чести не отцедились от понятия достоинства. Так, в комментарии Королевского приказа от 1 января 1897 г. о судах чести офицеров прусского войска, опубликованного в обзоре иностранного законодательства, отмечено, что честь — достоинство присущее человеку от рождения, в связи с достоинством приобретаемым хорошею жизнью – единственный капитал, который не может быть ни отнят, ни уменьшен, чей бы то ни было властью.[23]

Такой подход сохранялся в науке в течение ряда лет, в том числе в отечественной теории. Даже в 1938 г. А. А. Пионтковский не делал различия между честью и достоинством, а философ И. Р. Стремякова в 1964 г. еще подчеркивала, что органическое единство рассматриваемых понятий «проявляется в том, что понятие чести включает в себя понятие достоинства: достоинство - неотъемлемая сторона чести».[24] Однако подобная точка зрения объективно уступает другой, в соответствии с которой, несмотря на полисемантичность слов «честь» и «достоинство»,[25] несмотря на тесную связь их по смыслу, тем не менее, совпадения, тожества между ними не существует.

Для начала рассмотрим, что же вкладывается в понятие «честь», тем более, что в литературе можно встретить различные по форме и смыслу определения.

Некоторыми учеными под честью понимается категория морали, выражающая общественное признание всего того, что заслуживает высокой оценки в деятельности отдельной личности, коллектива, учреждения и т.д.[26] Согласно другого определения - честь это понятие морального сознания и категории этики, которое включает в себя момент осознания индивидом своего общественного значения и его оценки со стороны общества.[27] В соответствии с другим определением честь есть положительная социальная оценка гражданина и организации.[28]

М.Н Маленина считает, что честь — это общественная оценка личности, мера духовных, социальных качеств гражданина. И. Я. Дюрягин полагает, что честь означает высокую общественную оценка личности. Проанализировав понятия чести, сформулированные отечественными философами, Х. П. Маннанова указывает, что категория чести в этике выражает прежде всего высокую оценку деятельности и поведения человека со стороны общества, выражающуюся в уважении, всеобщем признании и доброй славе человека, и вместе с тем в высокой самооценке, т.е. осмысления общественного признания личности.

Б. Т. Безлепкин к понятию «честь» неоднократно возвращался в своих работах. По его мнению, понятие чести связывается не с самооценкой личности, а с ее оценкой другими людьми, т.е. морально-политической оценкой гражданина со стороны общества, с достоинством человека, определяемом обществом. Вместе с тем, он связывает рассматриваемое понятие и с оценкой человека другими людьми, окружающими, обществом, хотя уровни, масштабы, последствия здесь далеко не совпадают. Ущерб чести (репутации), по мнению Б. Т. Безлепкина, причиняется в результате того, что какие-то сведения, содержание которых способно ухудшить, испортить мнение об определенной личности, дискредитировать ее, становится достоянием более или менее широкого круга лиц.[29]

Таким образом, понятие чести связывается не только и не столько с совокупностью личных качеств, а главным образом, с их морально-этической оценкой другими людьми. Иными словами, речь идет о том, что честь - это оценочное суждение о данном человеке и о его социальной деятельности; положительное общественное мнение о нравственных качествах конкретной личности (репутации, реноме).[30]

Различными учеными предлагались и другие определения чести, но в целом они сходны с приведенными.

Если обобщить приведенные суждения, то можно увидеть противопоставление двух подходов — честь как категория оценки другими людьми и как собственная самооценка- На наш взгляд, объединение этих двух подходов возможно исходя из того, что честь — это и общественная оценка личности и, в то же время, осмысление самой личностью такой оценки, т.е. самооценка. Исходя из сказанного, понятие чести имеет как бы два аспекта – внешний или, как его иначе называют, объективный и внутренний или субъективный.

Внешняя сторона понятия чести объективна по содержанию так как не зависит от оценки конкретного человека, а отражает обобщенные в данном понятии ценности конкретного общества, социальной группы. Внешняя сторона чести есть также морально-политическая оценка деятельности и поведения конкретной личности другими людьми, обществом в целом, носящая устойчивый характер и касающаяся личности в целом, либо отдельных ее сторон. Внешняя оценка чести тесно связана с понятиями «репутация», «доброе имя», «престиж». И если репутация означает общее устойчивое мнение об оценке личности и ее деятельности, преобладающее в определенной общности людей, то престиж является такой же оценкой, но ограниченной пределом более узкого круга людей.[31]

Поэтому объективная сторона чести по своему содержанию носит конкретно-исторический характер и выражает представление о месте и роли человека в сложной системе общественных отношении, о требованиях, предъявляемых к человеку со стороны общества, о личных и общественных оценках его деятельности, т.е. отражает общие для конкретного общества нравственные явления.

Следовательно, объективная, внешняя сторона чести заключается в признании и уважении заслуг личности со стороны общества и является ее репутацией, добрым именем, моральным значением, нашедшим выражение в высоком мнение окружающих. Кроме этого, честь является и этическим благом, так как направляет деятельность личности на достижение положительной оценки со стороны общества и доставляет таким образом ей моральное удовлетворение.

Внутренняя же сторона чести субъективна по форме и неразрывно связана со способностью человека самому оценивать свои действия и поступки, с осознанием своей чести, репутации, с его чувствительностью к тому, какое мнение будет о нем существовать в определенной общественной среде. Личная сторона чести заключается в способности человека оценивать свои поступки, подавлять в себе эгоистические, безнравственные стремления и намерения, осуществление которых в данном обществе расценивалось бы как бесчестье и в его способности действовать в соответствии с принятыми в этом обществе моральными нормами.

Чувство, сознание чести — важное свойство личности, так как от степени его развили зависит восприимчивость личности к моральному воздействию общественного мнения. Личная сторона чести всегда неразрывна с социальной, подчиняется и обуславливается последней и оказывает на нее огромное воздействие, т.к. человек не может «уклониться» от суждения окружающих его людей, которые оценивают его поступки.

Что касается понятия достоинства, то оно нашло широкое употребление сравнительно недавно. Идея человеческого достоинства как высшей ценности и назначения человека была выдвинута гуманистами конца средневековья. Признание за человеком ценности и высокого назначения, независимо от его сословной принадлежности, социального происхождения, расы, нации, и т.п. — было важной стороной разработанной теории. Так, Кант считал, что достоинство есть внутренняя безотносительная ценность, а то, что обладает достоинством, находится выше всякой цены и не допускает никакого эквивалента. Эта мысль была выражена в его работе «Основоположения к метафизике нравов». Кант считал: «В царстве целей все имеет или цену, или достоинство. На место того, что имеет цену, может быть поставлено также и что-нибудь другое как эквивалент; что, напротив, выше всякой цены, следовательно, не допускает никакого эквивалента, то обладает достоинством... Но то, что составляет условие, при котором только и возможно, чтобы нечто было целью самой по себе, имеет не просто относительную ценность, то есть цену, но внутреннюю ценность, то есть достоинство. Таким образом, только нравственность и человечество, поскольку оно к ней способно, есть то, что одно только и имеет достоинство».[32]

При всей своей абстрактности, кантовское определение человеческого достоинства имеет достаточно глубокое содержание. Провозглашение внутренней, безотносительной ценности человека, требование относиться к нему не только как к средству, но и как к высокой цели направлено против принижения любой личности, против привилегий отдельных людей или социальных групп. Кант поставил в центр своего этического учения именно категорию достоинства и уже из признания достоинства абсолютной ценностью вывел свои моральные правила, в том числе и знаменитый «категорический императив». Древнегреческие философы считали, что потеря чести влечет потерю всех прав.

Человеческое достоинство является одним из основных понятий теории гуманизма, а разработка этой категории имеет большое значение для изучения человека в целом, для определения правового статуса личности.[33]

Достоинство человека, группы людей в философской литературе подразделяют на следующие виды личное, особенное и человеческое. Под личным достоинством принято понимать совокупность индивидуальных ценностей конкретного человека, заключающихся в его духовных, нравственных качествах, ценных с точки зрения потребностей общества. Если личное достоинство является индивидуальной ценностью конкретной личности, то к особенному, применительно к категориям достоинства, относят совокупность качеств личности, которые обусловлены ее принадлежностью к определенной общности людей и соответствуют потребностям этой общности.

На основании сказанного, можно дать следующую дефиницию:

Честь - это объективная (положительная) оценка личности, определяющая отношение общества к гражданину или юридическому лицу, это социальная оценка моральных и иных качеств личности.

Достоинство - внутренняя самооценка личности, осознание его своих личных качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего - общественного значения. Самооценка должна основываться на социально-значимых критериях оценки моральных и иных качестве личности.

Неразрывно с честью и достоинством стоит и такое понятие, как репутация. При этом, как уже отмечалось выше, если представление о достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении и их самооценки, то понятием чести, наоборот, дифференцировано оценивает людей, что тем или иным образом находит отражение в их репутации. Следует заметить, что понятие репутации в известном смысле совпадает с понятием чести в ее внешнем, объективном значении.

Репутация человека зависит от него самого, так как формируется на основе его поведения. На сколько человек дорожит своей репутацией, судят по его поступкам. «Что человек делает, таков он и есть», - писал Гегель.

Репутация может быть положительной или отрицательной и имеет подвижный характер в зависимости от того, на какой информации она базируется.

Репутация завоевывается делом, отсюда по всей видимости было введено такое понятие, как деловая репутация.

Деловая репутация - понятие, подвергшееся в настоящее время реанимации- Его возрождение естественно и более того — необходимо. Однако необязательно привязывать этот процесс только к коммерциализации общества, поскольку сама тенденция к коммерциализации не обуславливает появления подобных тонких во всех смыслах элементов внутри взаимоотношений субъектов общества, но лишь готовит необходимую базу для их рождения и полнокровного развития.[34]

Репутация - всегда мнение, складывающееся на основе «имеющейся конкретной информации об объекте». В этом смысле репутация - не всегда адекватное отражение истинных качеств, достоинств и недостатков кого-либо, чего-либо. В силу изменчивости объема информации, а также ее характеристик, репутация имеет подвижный характер. Мнение общества о конкретном человеке способно меняться в ту или иную сторону как по зависящим, так и не зависящим от него обстоятельствам.

Деловая репутация представляет собой частный случай репутации вообще и являет собой сложившееся мнение о качествах (достоинствах и недостатках) коллектива, организации, предприятия, учреждения, конкретного физического лица в сфере делового оборота, в том числе в сфере предпринимательства.

Носителем деловой репутации может быть любой индивидуально-определенный хозяйствующий субъект:

а) гражданин-предприниматель; б) гражданин работающий по договору (общегражданскому). В данном случае не имеет значение то, насколько систематичен такой труд и какую роль играют для гражданина доходы от такой деятельности (последние могут быть минимальными). Важна именно известность работника в среде потребителей продуктов его деятельности; в) гражданин, работающий по контракту, г) юридическое лицо.

Выводы к главе: честь и достоинство, являясь непреходящими ценностями человеческого общества, присущи человеку как существу общественному на протяжении всей истории его существования. Развитие личности невозможно без признания человека высшей социальной ценностью, которая и определяет необходимость сохранения его чести и достоинства. Неразрывно с честью и достоинством стоит и такое понятие, как репутация. Репутация - всегда мнение, складывающееся на основе «имеющейся конкретной информации об объекте».

 


Заключение

Под объектами права следует понимать то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений. Объектами гражданского права являются материальные и духовные блага, по поводу которых субъекты гражданского права вступают между собой в правовые отношения.

Статья 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) к объектам гражданских прав относит:

- вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права;

- работы и услуги;

- информацию;

- результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность);

- нематериальные блага.

Вещи представляют собой, во-первых, непосредственно материальные объекты внешнего мира, чем отличаются от других видов объектов гражданских прав, которые в своем непосредственном виде выступают в качестве идеальных объектов.

Во-вторых, вещи - статичные объекты (в отличие от, например, динамичных работ и услуг), по своей природе они являются результатом природных или социальных процессов (тогда как, например, информация является характеристикой и этих процессов, и самих вещей).

В-третьих, вещи способны непосредственно удовлетворить материальные потребности человека (что не по силам ни одному другому объекту гражданских прав). Предметы, не обладающие полезными качествами либо полезные свойства которых еще не открыты людьми, а также предметы, недоступные людям на данном этапе цивилизации (например, космические тела), объектами гражданско-правовых отношений не выступают. Иными словами, статус вещей приобретают лишь материальные ценности, то есть материальные блага, полезные свойства которых осознаны и освоены людьми.

В-четвертых, вещи имеют денежную оценку.

Естественные свойства вещей могут обусловить различное правовое регулирование отношений людей по поводу вещей. Поэтому юридическая классификация вещей часто основана на их естественных свойствах. Вместе с тем придание вещам того или иного правового значения зависит и от их общественной функции, которая изменяется со временем и определяется задачами современного периода.

Объекты гражданского права могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Виды объектов гражданского права, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе. Виды объектов гражданского права, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом. Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Таким образом, социальная функция объектов гражданских прав состоит в способности удовлетворять определенные имущественные и неимущественные потребности (интересы) субъектов гражданского права.

К конкретным объектам гражданских прав ст. 128 ГК РФ относит вещи, включая деньги и ценные бумаги; иное имущество; работы и услуги; информацию; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага (имея в виду личные нематериальные блага).

Среди объектов гражданских прав в силу наибольшей распространенности доминируют вещи.


Библиография

1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.//Российская газета. №237. 25.12.1993г.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 23 декабря 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994г. № 32.Ст. 3301.

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г.) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823

4. Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918

5. Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Ч. 1. М. 1998

6. Гражданское право: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. Т. I. М. 2000

7. Мурзин Д.В. Ценные бумаги — бестелесные вещи. Правовые проблемы современной теории ценных бумаг. М. 1998.

8. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (Отв. ред. Г.П.Ивлиев), Юрайт-Издат, 2002.

9. Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Ч. 1. М., 1998.

10. Гражданское право: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. Т. I. М., 2000.

11. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина - М.: Юрайт-Издат, 2004.

12. Гражданское право. Том I. / Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А.Суханова. М. 2004. 780 с.

13. Гражданское право: Учебник. 6-е издание // Отв. Ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. М. 2004. 875 с.

14. Гражданское право. Учебник. / Под ред. Е.. Л. Суханова М., 2000.

15. Степанов Д. Современное российское правопонимание ценных бумаг // Журнал российского права. 2000. № 7

 


[1] Энциклопедический юридический словарь /Под ред. В. Е. Крутских. - М.: ИНФРА-М, 1998. Ст. 108

[2] . Гражданское право: Учебник / Под ред. Гришаева. – М.: Юристъ, 1998. С. 176.

[3] СЗРФ.IW. № 30. Ст. 3594.

[4] Ст. 17 Закона РФ «О космической деятельности» от 20 августа 1993 г. //Российсыя газета. 1993. 6 октября; СЗ РФ. 1996. 50. Ст. 5609; ст. 33, 41 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1383 и др

[5] Правила регистрации судов, эксплуатируемых на внутренних судоходных путях РФ, утв. приказом Министерства транспорта РФ от 5 марта 1993 г. № 18 // Российские вести. 1993. № 57 и др.

[6] . Гражданское право: Учебник / Под ред. Гришаева. – М.: Юристъ, 1998. С. 192.

[7] Гражданское право. Учебник. /Под ред. Сергеева А. П., Толстого Ю. К. – М.: Проспект, 1999. C/ 216/

[8] Гражданский кодекс Российской Федерации (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 23 декабря 2003 г.) // СЗ РФ. 1994г. № 32.Ст. 3301

[9] Нерсесов Н.О. Избранные труды по представительству и ценным бумагам в гражданском праве.. М., 1998. С. 141-142

[10] Гордон В.М. Система советского торгового права. М., 1924. С. 36

[11] Агарков М.М. Основы банковского права. Учение о ценных бумагах. М.,1994. С.173-188

[12] Крашенинников Е.А. О легальных определениях ценных бумаг // Правоведение. 1992. № 4. С. 37; Крашенинников Е.А. Ценные бумаги на предъявителя. Ярославль, 1995; Крашенинников Е.А. Именная акция как ценная бумага// Очерки по торговому праву. Вып. 2. Ярославль, 1995

[13] Комментарий части первой Гражданского кодекса РФ для предпринимателей / М. И. Брагинский, В. В. Витрянский, В. П. Звеков и Под ред. В.Д. Карповича. М., 1995. С. 183

[14] Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918

[15] Агарков М.М. Основы банковского права. Учение о ценных бумагах. С.175

[16] Андреев В.К. Рынок ценных бумаг. Правовое регулирование: Курс лекций. М.,1998. С.29

[17] Белов В.А. Ценные бумаги в российском гражданском праве. М., 1996. С. 32-33

[18] Крашенинников Е.А. О легальных определениях ценных бумаг // Правоведение. 1992. № 4. С. 38

[19] См.: Бердяев Н.А О назначении человека. М., 1993. С. 179.

[20] См.: Блюмкин В.А Категория достоинства и чести в марксистской этике. М., 1964. С. 144-147

[21] См.: Блюмкин В.А Категория достоинства и чести в марксистской этике. М., 1964. С. 120-122.

[22] Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1939. С. 232.

[23] См.: Журнал Министерства Юстиции 1997. № 8. С. 295.

[24] Cм.: Cтpeмякoвa И. P. Честь и достоинство – категория марксистской этики. М.. 1964. С. 137.

[25] Cм.: Бeлявcкий A. B., Пpидвopoв H. Л. Охрана чести и достоинства личности в СССР. М., 1971, С. 6.

[26] См.: Философский словарь. Под ред. Н. М. Розенталя и П.Ф. Юдина М., 1963. С. 502.

[27] См.: Философский словарь. Под ред. И.Т.Фролова. 6-е нэд. М., 1991. С. 519.

[28] См.: Юридический энциклопедический словарь. Под ред. АЯ. Сухарева и др. М., 1987. С. 519.

[29] См.: Безлепкнн Б.Т. Восстановление чести реабилитированного. Правоведение, 1979. № 5.

[30] См.: Безлепкнн В.Т. Судебная защита чести н достоинства граждан в охранительных отношениях Правоведение. 1990. № 1. С. 33.

[31] См.: Блюмкин В.А Категория достоинства н чести в марксисткой этике. М., 1964. С. 151.

[32] См.: Кант И. Основоположення к метафизике нравов. М., 1912. С. 63.

[33] См.: Придворов Н. А. Достоинство личности. Конституционный статус личности в СССР. М. 1980. С. 53-54

[34] См.: Анисимов АЛ. Честь, достоинство, деловая репутация. Гражданско-правовая защита. M. 1994. С. 32

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.