Сделай Сам Свою Работу на 5

Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста.





На современном этапе развития общества особое значение приобретают проблемы управления, решения управленческих вопросов, внедрения демократических начал в систему управления, в том числе и в системе правоохранительных органов..

Сейчас, как никогда раньше, ощущается необходимость подведения под организационно-управленческие вопросы более чёткой правовой основы, исключающей самоуправство различных должностных лиц, создание государственно-правового аппарата нового типа, основанного на высоком профессионализме, работающих в нём людей, владеющих современной информационной технологией, демократически контролируемых народом.

Работать в таком аппарате должны лица, хорошо владеющие основами науки управления.

В общенаучном смысле управление рассматривается как иерархически организованная, многоуровневая, взаимосвязано действующая система деятельности органов, должностных лиц, реализующих (постоянно или эпизодически) организационно-управленческие функции на основе подчинения нижестоящих органов вышестоящим.

В существующей системе управления каждый орган, каждое должностное лицо является субъектом, не только, оказывающим управляющее на воздействие на других, но подвергающимся воздействию со стороны вышестоящих органов (должностных лиц).



Причем, управляющее воздействие осуществляется как по вертикали, так и по горизонтали, когда взаимодействующие субъекты не находятся в одной строго иерархизированной системе, а контактируют временно, не выходя за пределы сложившейся правовой ситуации, с разрешением которой прекращается и само их управляющее воздействие друг на друга.

Признавая важность формальной стороны управляющего воздействия субъектов правовых отношений, юрист в то же время должен учитывать личностные особенности вступающих во взаимодействие сторон - человеческий фактор. Это исторически сложившаяся в данном обществе совокупность наиболее значимых качеств людей, лежащих в основе их жизнедеятельности, трудовой, деятельностной и коммуникативной мотивации; представление о личностно значимых явлениях социальной жизни – социальной справедливости, правах человека, гражданском долге, социальном прогрессе и т. д., в значительной мере определяющий эффективность любой деятельности, в т.ч. и такой специфической деятельности, сердцевину которой оставляют управленческие, организационные решения.



В различных видах правоприменительный деятельности роль организационно – управленческих вопросов неравнозначна.

Например, в деятельности прокурора (его замов, помощников) управленческая подструктура занимает ведущее, доминирующее положение по отношению к деятельности следователя, в которой более заметны познавательные аспекты (наряду с общением), а организационно – управленческие решения выполняют в ряде случаев вспомогательную роль, обеспечивая эффективность процесса познания (установления истины) в ходе расследования преступления.

Серьёзное внимание в психологической литературе уделяется исследованию собственно управленческой психологии, разработке требований, которые предъявляет управленческая деятельность к личности руководителя, определению путей повышения эффективности деятельности трудового коллектива, благодаря умелому руководству.

Помимо тех общих качеств, которыми должен обладать любой юрист (высокие нравственные качества, развитый интеллект, нервно-психическая устойчивость, профессионализм, компетентность, обострённое чувство социальной справедливости и др.), руководитель правоохранительных органов должен отличаться ещё и высоким общекультурным уровнем, разносторонними знаниями, интеллигентностью, умением работать с людьми, открытостью, доступностью, доброжелательностью.



Руководитель по своему характеру должен быть в меру общительным, умеющим выслушать, понять другого, убедить, если чужое мнение принципиально неверно, противоречит положением закона, не умаляя при этом достоинство, профессиональный статус подчиненного.

Хороший руководитель должен знать своих подчиненных, их интересы, способности и с учетом этого распределять между ними обязанности, заботясь не только о качественном выполнении ими служебных заданий, но и о поддержке благоприятного климата в коллективе сотрудников.

Руководитель должен быть инициативной, творчески мыслящий личностью, вовремя подмечать новое, своевременно ставить перед своими подчиненными задачи, предоставляя им полную возможность для раскрытия своих профессиональных способностей.

В необходимых случаях руководитель должен проявить волевые качества, решительность и настойчивость, принципиальность, готовность взять на себя ответственность за принятое решение.

Авторитет руководителя, эффективность его управленческого воздействия во многом зависит от стиля, манеры поведения, особенно в процессе профессионального общения, умения располагать к себе людей, от личного обаяния, умения слушать, быть вежливым, корректным по отношению к свом подчиненным, иным лицам, независимо от их положения в обществе.

Процесс принятия решения является составной частью интеллектуальной деятельности человека, одним из его этапов, связанных с определением задач (целей) деятельности, и разработкой плана достижения поставленных целей, выбором средств, тактических операций и завершающихся сопоставлением полученных результатов с исходными данными.

Принятие решения является сложным, интегративным поведенческим актом в общей системе целенаправленной сознательной деятельности человека.

С профессиональной точки зрения ситуации, в которых юристом приходится принимать решения, могут отличаться различной степенью сложности.

Наиболее простыми является ситуации, когда закон четко предписывает, как должен поступать юрист в той или иной ситуации, не оставляя альтернативных вариантов их решения.

Наибольшую сложность в деятельности юриста представляют проблемные ситуации, которые побуждают его активно производить перебор многообразной, нередко противоречивой информации, оценивать возможности последствия от принятых решений, прежде чем какое – либо из них будет принято.

Они носят разномасштабный характер, например: следственное ситуация, в которой принимается решение о предъявлении для опознания подозреваемого, проведения обыска, очной ставки, или ситуация, возникающая в совещательной комнате при вынесении приговора с определением меры наказания составом суда.

К числу должностных можно отнести проблемные ситуации, когда имеется возможность достичь максимума выигрыша при минимуме потерь, т. е. выбирать оптимальное решение, из какого - то допустимого множества вариантов, предполагающих различные последствия.

Как правила процесс принятия решения носит сложный характер, которому предшествует стадия, названная П.К. Анохиным «предрешением». Данная стадия формирует собственно решения, предопределяет его направленность.

Само решение предстоит в виде сложной системы, объединяющей различные функции сознания (память, восприятие, воображение, мышление), факторы внешнего воздействия, оказывающие влияние на деятельность.

На данной стадии формируется цели будущего решения, определяются условия, средства его реализации. Завершается данная стадия формированием психической установки реализовать принятое решение.

Принятое решение нередко «переводится» в форму письменных распоряжений, указаний, постановлений, определений и т. д., что завершает процесс принятия решения, после чего начинается его реализация.

Таким образом, в процессе принятия отражаются:

- мотивационная сфера;

- индивидуально-психологические особенности, свойства личности юриста, его компетентность, профессиональная зрелость;

- ориентация на достижение успеха в деятельности.

Все эти качества формируют своеобразный, индивидуальный тиль принятия решения юристом: директивный (уверенный), убеждающий, консультативный (неуверенный) и т.д.

По количеству лиц, принимающих участие в принятии решений и отвечающих за них, решения могут быть единичными и коллективными.

Однако какими бы эти решения по своему содержанию и форме не были, они должны строго соответствовать положением закона.

 

3. Методические указания к выполнению письменных работ

 

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов с контрольными вопросами, заданиями, тестами, перечнями литературы и вопросами к зачету:

1.УМК включает перечень тестов и вопросов по всем темам курса «Основы российского уголовно-розыскного права» К решению задач целесообразно приступать только после изучения соответствующей темы курса и проработки аналогичных задач с преподавателем на практическом занятии.

2.После каждой темы преподаватель предложит контрольные вопросы, ответить на которые можно при ознакомлении с лекционным материалом, а в ряде случаев с основной и дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем.

3.Тесты и вопросы к зачету не вызовут затруднений, если студент прослушал лекцию, а так же ознакомился с рекомендованной преподавателем литературой.

4.Перечень литературы включает в себя основную литературу. Как правило, это учебная литература. Кроме того, в перечень включена дополнительная литература - это научная литература. В процессе изучения дисциплины преподаватель рекомендует слушателям по конкретным вопросам тот или иной источник, давая свои комментарии по поводу характера и содержания излагаемого материала.

Методические рекомендации по написанию рефератов:

1.Тема реферата выбирается из списка, предложенного преподавателем, в соответствии с темами рабочей программы по курсу «Основы российского уголовно-розыскного права». Допускается выбор свободной темы, но по согласованию с преподавателем и в рамках тем учебного плана по данной дисциплине.

2.Для написания реферата студенту необходимо ознакомиться, изучить и проанализировать по выбранной теме законодательные и нормативные документы, инструктивный материал, юридическую литературу, включая периодические публикации в журналах и газетах, сборники статей, монографии, учебники.

3.Реферат должен содержать план работы, включающий введение, логически связанный перечень вопросов позволяющих раскрыть выбранную тему и сформулировать полученные выводы, заключение, библиографический список.

4.Объём реферата должен составлять от 25 до 40 страниц машинописного текста. Работа должна быть выполнена на белой бумаге стандартного листа А4. текст должен быть отпечатан на компьютере в текстовом редакторе Microsoft Word-98 или Word-2000 и отвечать следующим требованиям: параметры полей страниц должны быть в пределах: верхнее и нижнее – по 20 мм, правое – 10 мм, левое – 30 мм, шрифт – Times New Roman Cyr, размер шрифта – 14, межстрочный интервал – полуторный. Лента принтера – только чёрного цвета. Нумерация страниц в реферате должна быть сквозной, начиная со второй страницы. Номер проставляется арабскими цифрами посредине сверху каждой страницы.

5.Каждый пункт плана должен начинаться с новой страницы. Это же правило относится к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, библиографическому списку. Текстовая часть работы начинается с введения, которое не считается самостоятельным разделом, поэтому не имеет порядкового номера. Введение есть структурная часть работы, в которой аргументируется выбор конкретной темы, обозначается её актуальность, ставятся цели и задачи, которые предполагается решить. Введение по объёму может быть от одной до двух страниц. Текстовая часть работы завершается заключением, которое как и введение не рассматривается в качестве самостоятельного раздела и тоже не имеет порядкового номера. Заключение может быть выполнено в объёме от одной до двух страниц и содержит основные выводы, к которым пришёл студент при выполнении реферата.

6.Библиографический список составляется на основе источников, которые были просмотрены и изучены студентом при написании реферата. Данный список отражает самостоятельную творческую работу студента, что позволяет судить о степени его подготовки и углублении в выбранную тематику. Чтобы избежать ошибок при описании какого-либо источника, необходимо тщательно сверить его со сведениями, которые содержатся в соответствующих выписках из каталогов и библиографических указателях. Вся использованная литература размещается в следующем порядке: законодательные акты, постановления, нормативные документы; вся остальная литература в алфавитном порядке; источники из Интернет.

 

ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.