|
Краткое изложение программного материала (краткий курс лекций)
Юридический факультет
Рассмотрено и рекомендовано
на заседании кафедры Процессуального права
«_____»_________________2011 г.
Протокол №__
Зав. кафедрой_________ В.П. Мосиенко
| УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета д.ю.н., профессор
_________ И.В. Рукавишникова
«_____»_________________2011 г.
|
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
учебной дисциплины «Юридическая психология»
цикла Б1. ДВ2 Гуманитарный, социальный и экономический цикл
направления 030900 «Юриспруденция»
03090001 «Государственно-правовой профиль», 03090002 «Гражданско-правовой профиль», 03090003 «Уголовно-правовой профиль», 03090006 «Финансово-правовой профиль», 03090007 «Медицинско-правовой профиль», 03090008 «Информационно-правовой профиль»
Составитель
Д.с.н., профессор Шевченко А.М.
Ростов-на-Дону
СОДЕРЖАНИЕ
1. Рабочая программа учебной дисциплины
|
| 2. Краткое изложение программного материала (краткий курс лекций)
|
| 3. Методические указания к выполнению письменных работ
|
| 4. Контроль знаний (тесты, вопросы для зачета)
|
| 5. Сведения о ППС
|
| 6. Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе
|
| 7. Дополнительный материал (глоссарий)
|
|
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
Утверждаю
| Проректор по учебно-методической работе
| Маслова Н.П. _______
| «___» _______ 2011г.
|
|
Рабочая программа дисциплины (модуля)
«Юридическая психология»
(указывается наименование дисциплины (модуля))
Направление подготовки
030900 «Юриспруденция»
(указывается код и наименование направления подготовки)
Профиль подготовки
03090001 «Государственно-правовой профиль», 03090002 «Гражданско-правовой профиль», 03090003 «Уголовно-правовой профиль», 03090006 «Финансово-правовой профиль», 03090007 «Медицинско-правовой профиль», 03090008 «Информационно-правовой профиль»
(указывается код и наименование профиля подготовки)
Квалификация (степень)
____Бакалавр___
Ростов-на-Дону
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
Б 3. Б.15 Юридическая психология
(индекс дисциплины по учебному плану) (наименование дисциплины)
НАПРАВЛЕНИЕ
030900 «Юриспруденция»
(код) (наименование)
ПРОФИЛЬ
03090001 «Государственно-правовой профиль», 03090002 «Гражданско-правовой профиль», 03090003 «Уголовно-правовой профиль», 03090006 «Финансово-правовой профиль», 03090007 «Медицинско-правовой профиль», 03090008 «Информационно-правовой профиль»
(код) (наименование)
ФАКУЛЬТЕТ
|
| Юридический факультет
| КАФЕДРА
|
| Процессуального права
| (код) (наименование)
ОБЩИЙ ОБЪЕМ*
работы студента в час.
| ФГОС
| уч. план
| Очная форма
| Заочная форма
|
|
| 4г 00м
| 5г 00м
| 3г 06м
| 2г 06м
| Всего аудиторных занятий, час, в том числе:
|
|
|
|
| - лекций,
по семестрам
|
|
|
|
| 2 сем.
| 3 курс
| 1 курс
| 1 курс
| - лабораторные работы (или занятия по подгруппам), по семестрам
| -
| -
| -
| -
| -
|
| -
| -
| - практические занятия,
по семестрам
|
|
|
|
| 2 сем.
| 3 курс
| 1 курс
| 1 курс
| В интерактивной форме, час
|
| -
| -
| -
| Всего самостоятельной работы, час,
в том числе:
|
|
|
|
| - контрольные работы по семестрам
| -
| -
| -
| -
| - курсовые работы по семестрам
| -
| -
| -
| -
| - курсовые проекты по семестрам
| -
| -
| -
| -
| - др. виды работы по семестрам
| -
| -
| -
| -
| Зачеты, по семестрам, час
| 2 сем
| -
| -
| -
| Экзамены, по семестрам
| -
| 3 курс
9ч
| 1 курс
9ч
| 1 курс
9ч
| Всего ЗЕТ по учебному плану
|
| | * Объем часов по всем видам работ переносится из учебного плана.
ОСНОВАНИЕ
Рабочий учебный план подготовки бакалавра по профессиональной программе направление 030900 «Юриспруденция» 03090001 «Государственно-правовой профиль», 03090002 «Гражданско-правовой профиль», 03090003 «Уголовно-правовой профиль», 03090006 «Финансово-правовой профиль», 03090007 «Медицинско-правовой профиль», 03090008 «Информационно-правовой профиль» одобрен Ученым советом вуза 28.02.2012 г. протокол №8
Нормативные документы и реквизиты (ФГОС, ПрООП, Учебный план, и др.)
АВТОР профессор
|
| Шевченко А.М.
|
| (ученая степень, звание, должность)
| (подпись)
| (Ф.И.О.)
| (дата)
| ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА
Кафедрой процессуального права
|
| Мосиенко В.П..
|
| (наименование)
| (подпись)
| (Ф.И.О.)
| (дата)
|
Методическим советом направления/ специальности
|
| Напалкова И.Г.
|
|
Учебно-методическим управлением
|
| Иванова Е.А.
|
| 1. Цели и задачи дисциплины
1.1. Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований ФГОС)
Цели изучения дисциплины:
«Юридическая психология»
- Подготовка высококвалифицированных юридических кадров требует
изучения студентами- юристами психологических аспектов
ряда правовых явлений – правосознания, правотворчества,
профилактики преступности, следственной деятельности лиц, совершивших
преступления.
- Психологические понятия лежат в основе уголовно-правовых понятий
(вина, личность преступника, цели и мотивы преступления).
- Правовое регулирование является формой социальной регуляции.
Знание социально- правовых закономерностей – важнейшее условие
эффективного творчества и правоприменения.
- Ряд норм закона прямо требует психологического анализа правозначимых ситуаций.
Назначение судебно- психологической экспертизы возможно лишь
при первичной ориентации следователя в психических аномалиях, проходящих
по делу лиц.
- Изучение юридической психологии предполагает с одной стороны,
овладение знаниями о разнообразных проявлениях психики лиц, участвующих
в ситуациях правового регулирования, являющихся субъектами тех или
иных правонарушений, и, с другой стороны, формирование у студентов
необходимых юристу умений и навыков применения полученных
психологических знаний в практической деятельности.
- Конечная цель юридической психологии общая с юриспруденцией-
построение правового государства и общества, а специфика- способствование
достижению её на основе раскрытия зависимостей и влияний
юридическо- психологической реальности, а также разработки
путей их оптимизации.
Задачи изучения дисциплины:
- вооружение студентов юридического факультета достоверными
юридико- психологическими знаниями, позволяющими лучше понимать
юридико- психологические зависимости, а также пути влияния на них;
- способствование цивилизованному профессионально- психологическому
развитию личности работников юридических органов и их профессионализма;
- разработка психологически обоснованных путей повышения эффективности
решения профессиональных задач будущими юристами.
По своим целям и задачам юридическая психология является научный
синтез юридических и психологических знаний, раскрытие психологической
сущности фундаментальных категорий права.
К частным задачам можно отнести:
- исследование психологических предпосылок (условий) эффективности правовых норм;
- психологическое исследование личности преступника, раскрытие
мотивации преступного поведения;
- разработка социально- психологических основ профилактики преступлений;
- исследование психологических закономерностей различных
видов правоохранительной деятельности(следователя, прокурора, адвоката, судьи);
- исследование психологических закономерностей деятельности
исправительных учреждений в целях разработки системы мер по исправлению осужденных;
- разработка рекомендаций по совершенствованию профессионального
мастерства работников правоохранительных органов по профориентации,
профотбору, проф.консультации кандидатов, желающих работать в указанных органах.
|
1.2. Требования к уровню усвоения дисциплины
Студент должен знать:- психологические особенности личности субъектов правоприменительной и правоохранительной деятельности, динамику их психических (познавательных процессов), эмоциональных состояний, влияние на их поведение свойств характера, темперамента, мотивационной сферы;
- психологические факторы и обстоятельства, требующие правовой оценки при рассмотрении уголовных дел, привлечении к ответственности лиц, виновных в совершении преступлению, при разрешении гражданско- правовых споров в суде.
- закономерности социально-психологических процессов, происходящих в обществе, внутри
Правовых, межличностных отношений, отношений среди людей, в том числе негативного характера (преступления и другие противоправные проявления), влияние этих явлений на личность, поведение человека в конфликтных ситуациях, требующих правового регулирования;
- социально- психологические особенности профессиональной деятельности юриста, её структурные компоненты (познавательная, коммуникативная, организационно- управленческая и др.)
- возможности судебно- психологической экспертизы, порядок её назначения и использования в уголовном и гражданском процессе.
| Студент должен уметь:- проводить самооценку и формировать необходимые юристу социально- психологические качества, отвечающие требованиям профессии;
- психологические приемы общения в процессуальном и не процессуальном режимах правоприменительной деятельности;
- вырабатывать навыки эмоциональной важной регуляции своим психическим состоянием и поведением, особенно в экстремальных, остроконфликтных ситуациях;
- составлять психологическую характеристику на интересующих лиц, использовать информацию психологического характера в профессиональных целях.
- применять на практике полученные теоретические знания.
.
| У студента должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК):способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16); способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17); способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18); способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19)
|
1.3. Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих и предшествующих дисциплин
| Перечень последующих дисциплин, видов работ
| Правоохранительные органы, Введение в специальность, Психологическое обеспечение профессиональной деятельности
| Гражданский процесс,
Уголовный процесс,
Криминалистика, Профессиональное делопроизводство, Арбитражный процесс
|
2. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)
| М
| Показательный (изложение материала с приемами показа)
| П
| Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)
| Д
| Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)
| Э
| Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)
| ПБ
| Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)
| И
| Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)
| ПГ
| Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения
|
| Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».
2.1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – очная форма обучения
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
|
|
| Очная форма обучения
|
|
|
|
|
| Лекции
|
|
| 24-25
|
|
| Модуль 1: «Психология личности»
Тема 1: «Личность в юридической психологии»
Лекция 1: «Понятие личности, структура личности»
Изучением вопросов, связанных с понятием «личность» занимается не только психология , но и многие другие науки. В юриспруденции личность- дееспособный человек, субъект правовых отношений, сознательно принимающий решения и несущий юридическую ответственность. Личность в психологии – системное социальное качество, главная целостная характеристика его внутреннего мира , мера его развития как носителя сознания, интеллекта, культуры, творца и защитника человеческих ценностей.
В основе современной трактовки понятия личности в качестве единого целого: биологического, психического и социального лежит концепция, разработанная с Л.Рубинштейном, согласно которой внешние причины, социальный опыт человека формируют его личность через внутренние факторы, его психику, сознание.
В лекции раскрыть соотношение понятий: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», рассказать о теориях личности З. Фрейда, А. Адлера, Г. Айзенка,
К. Юнга.
Рассмотреть психологическую структуру личности, предложенную профессором К.К. Платоновым, охарактеризовать подструктуры: а) направленности; б) опыта; в) особенности психических процессов; г) темперамента, характера, способностей.
Изучить психологические методы изучения личности.
| М
П
Д
ПБ
| ОК-2,ОК-5,ОК-7,ПК-16,ПК-17,ПК-18,ПК-19
| 26-27
|
|
| Модуль 2 «Психология профессиональной деятельности юристов»
Тема 2: Психология профессиональной деятельности юристов
Лекция 2: Психология профессиональной деятельности юристов
Всестороннее рассмотрение профессиональной деятельности юристов позволяет увидеть в ней наиболее важные направления, наметить пути повышения эффективности труда работников правоохранительных органов, более качественно проводить отбор лиц, желающих получить юридическое образование и в последующем работать в органах юстиции.
Этим целям служит профессиограмма (описание различных объективных характеристик, факторов деятельности и ее требований к индивидуально- психологическим особенностям человека) и в качестве ее составной части – психограмма (перечень профессионально-значимых свойств личности) с определением четких критериев профессиональной пригодности (непригодности) к работе правоохранительных органах.
Основными содержательными особенностями профессиональной деятельности юриста, входящими составной частью в профессиограмму, являются:
а) правовая регламентация профессионального поведения, принимаемых решений юристом;
б) властный обязательный характер профессиональных полномочий юристов-сотрудников правоохранительных органов
в) экстремальный характер правоохранительной деятельности юристов- работников правоохранительных органов
г) нестандартный, творческий характер правоохранительной деятельности
д) процессуальная самостоятельность, персональная ответственность сотрудников правоохранительных органов
В наиболее обобщенном виде основными подструктурами профессиональной деятельности юриста, входящими составной частью в профессиограмму, являются:
а) познавательно-прогностическая подструктура правоохранительной деятельности;
б) коммуникативная подструктура профессиональной деятельности юристов;
в) организационно- управленческая подструктура правоохранительной деятельности;
г) воспитательная подструктура правоохранительной деятельности.
| М
П
Д
ПБ
| ОК-2,ОК-5,ОК-7,ПК-16,ПК-17,ПК-18,ПК-19
|
|
|
| Практические занятия /семинары
|
|
| 28-32
|
|
| Модуль 3: «Предмет юридической психологии»
Тема 1: «Юридическая психология как наука»
Семинар 1 «Юридическая психология как наука»
1. Юридическая психология как наука.
2. Предмет юридической психологии.
3. Содержание, структура, задачи курса юридическая психология.
4. Методологические, естественно-научные правовые основы юридической психологии.
5. Система юридической психологии, связь ее с другими науками.
6. История развития юридической психологии в России.
| Д
Э
ПБ
И
ПГ
| ОК-2,ОК-5,ОК-7,ПК-16,ПК-17,ПК-18,ПК-19
|
|
|
| Семинар 2«Познавательные процессы, учёт их закономерностей в работе юриста».
1. Вопросы для подготовки по изучаемой теме
1. Ощущение и восприятие в деятельности участников уголовного и гражданского процессов.
2. Основные свойства и закономерности восприятия.
3. Представление и воображение. Понятие и их роль в профессиональной деятельности юриста.
4. Память, её закономерности и значение в деятельности юриста.
5. Мышление – высшая форма психического отражения человеком окружающего мира.
6. Внимание, факторы, определяющие внимание, характеристика внимания. Внимательность – профессионально важное качество личности юриста.
| Д
Э
ПБ
И
ПГ
| ОК-2,ОК-5,ОК-7,ПК-16,ПК-17,ПК-18,ПК-19
|
|
|
| Семинар 3 ««Психические состояния личности».
1. Сущность психических состояний.
2. Классификация психических состояний
3. Причины психических состояний.
4. Эмоциональный стресс, как справиться с эмоциональным стрессом.
5. Фрустрация, аффект, их уголовно- правовой аспект.
| Д
Э
ПБ
И
ПГ
| ОК-2,ОК-5,ОК-7,ПК-16,ПК-17,ПК-18,ПК-19
|
|
|
| Семинар 4«Психические свойства личности»
1. Речевые свойства личности.
2. Эмоциональные особенности и свойства личности. Чувства, их роль в деятельности юриста.
3. Волевые свойства личности.
4. Темперамент, типы темпераментов, их характеристика.
5. Характер. Понятие, акцентуации характеров, их характеристика.
6. Способности. Понятие и виды способностей, условие развития способностей.
| Д
Э
ПБ
И
ПГ
| ОК-2,ОК-5,ОК-7,ПК-16,ПК-17,ПК-18,ПК-19
|
|
|
| Семинар 5 : «Психология личности в юридической деятельности. Структура и содержание личности»
1. Понятие личности в психологической и правовой науке
2. Психодинамическая теория личности З. Фрейда
3. Индивидуальная теория личности А. Адлера
4. Теория типов Г. Айзенка
5. Психологическая структура личности по концепции, предложенной К.К. Платоновым: направленность, подструктура опыта, особенности форм отражения, темперамента, характера, способностей.
6. Методы изучения личности, используемые в психологии: а) наблюдение; б) беседа; в) эксперимент; г) тесты; д) опросники и анкеты; е) изучение документов, биографический метод; ж) метод обобщения независимых характеристик; з) компьютерные методики
| Д
Э
ПБ
И
| ОК-2,ОК-5,ОК-7,ПК-16,ПК-17,ПК-18,ПК-19
| 33-41
|
|
| Модуль 4 «Психология профессиональной деятельности юристов»
|
|
|
|
|
| Тема 2: Психология профессиональной деятельности юристов
Семинар 6«Правовая специализация».
1. Социализация и социальная справедливость
2. Роль социальной группы в социализации личности
3. Социальный контроль. Конформизм.
4. Правовая социализация личности.
5. Правосознание и законопослушность поведения.
6. Понятие социальной и правовой ответственности.
| Д
Э ПБ
И
ПГ
| ОК-2,ОК-5,ОК-7,ПК-16,ПК-17,ПК-18,ПК-19
| 34-35
|
|
| Семинар 7:«Психологические личности преступника. Мотивация преступного поведения».
1. Понятие личности преступника.
2. Психологическое изучение личности преступника в ходе предварительного следствия, рассмотрения уголовного дела в суде
3. Социально – демографическая и социально – психологическая подструктура личности преступника.
4. Психологические типы преступников.
5. Мотивация преступного поведения
6. Мотивы серийных сексуальных убийств.
7. Психологический портрет киллера.
| Д
Э
ПБ
И
ПГ
| ОК-2,ОК-5,ОК-7,ПК-16,ПК-17,ПК-18,ПК-19
|
|
|
| Семинар 8: «Судебно-психологическая экспертиза».
1. Компетенция СПЭ
2. Подготовительная работа следователя суда по назначению экспертизы
3. Заключение СПЭ
4. Достинства КСППЭ
| Д
Э
ПБ
И
ПГ
| ОК-2,ОК-5,ОК-7,ПК-16,ПК-17,ПК-18,ПК-19,
|
|
|
| Семинар 9: «Психология профессиональной деятельности юристов».
1. Общие социально психологические особенности профессиональной деятельности юристов.
2. Структурно-психологический анализ правоприменительной деятельности юристов.
3. Профессиограмма деятельности юриста, её структура.
| Д
Э
ПБ
И
ПГ
| ОК-2,ОК-5,ОК-7,ПК-16,ПК-17,ПК-18,ПК-19
|
|
|
| Семинар 10: «Психология личности юриста».
1.Факторы, входящие в психограмму личности юриста.
2. Психология личности прокурора.
3. Психология личности адвоката.
4. Психология личности судьи.
5. Психология личностиоперативного сотрудника.
6. Психология личности следователя.
| Д
Э
ПБ
И
ПГ
| ОК-2,ОК-5,ОК-7,ПК-16,ПК-17,ПК-18,ПК-19
|
|
| 0,2
| Семинар 11: «Общение в профессиональной деятельности юриста».
1. Понятие, структура и виды профессионального общения.
2. Речь в общении юриста.
3. Содержание коммуникативных процессов в деятельности юриста.
4. Наиболее распространенные ситуации профессионального общения юриста.
5. Социально- психологические условия ведения допроса.
6. Психологические особенности допроса в конфликтной ситуации.
7. Признаки лжи в показаниях свидетеля.
8. Психологические особенности допроса на очной ставке.
9. Психологические особенности допроса в суде.
10. Приемы установления психологического контакта
| Д
Э
ПБ
И
ПГ
| ОК-2,ОК-5,ОК-7,ПК-16,ПК-17,ПК-18,ПК-19
|
|
| 0,4
| Семинар 12: « Психология предварительного следствия»
1. Психология допроса
2. Психология обыска
3. Предъявление для опознания
4. Следственный эксперимент
5. Составление психологического портрета предполагаемого преступника
| -
| ОК-2,ОК-5,ОК-7,ПК-16,ПК-17,ПК-18,ПК-19
|
|
0,5
|
| Семинар 13: «Психология судебной деятельности»
1. Психологическая структура судебной деятельности
2. Профессиограмма судьи.
3. Общая психологическая характеристика судебного процесса при рассмотрении уголовных дел
4. Формирование убеждения и вынесения приговора судом
| Д
Э
ПБ
И
ПГ
| ОК-2,ОК-5,ОК-7,ПК-16,ПК-17,ПК-18,ПК-19
|
| 0,5
| 0,2
| Семинар 14 : «Пенитенциарная (исправительная) психология».
1. Предмет и задачи пенитенциарной психологии.
2. Психологические аспекты проблемы наказания и исправления преступников.
3. Организация жизнедеятельности предварительно заключенных и осужденных.
4. Изучение личности осужденного. Методы воздействия на осужденного в целях ресоциализации.
5. Социальная реадаптация освобожденного.
| Д
Э
ПБ
И
ПГ
| ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-15, ПК-16
|
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - заочная форма обучения, срок подготовки 5 лет
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
|
|
| Лекции
|
|
|
|
|
| Тема 1: «Личность в юридической психологии»
Лекция 1: «Понятие личности, структура личности»
Изучением вопросов, связанных с понятием «личность» занимается не только психология , но и многие другие науки. В юриспруденции личность- дееспособный человек, субъект правовых отношений, сознательно принимающий решения и несущий юридическую ответственность. Личность в психологии – системное социальное качество, главная целостная характеристика его внутреннего мира , мера его развития как носителя сознания, интеллекта, культуры, творца и защитника человеческих ценностей.
В основе современной трактовки понятия личности в качестве единого целого: биологического, психического и социального лежит концепция, разработанная с Л.Рубинштейном, согласно которой внешние причины, социальный опыт человека формируют его личность через внутренние факторы, его психику, сознание.
В лекции раскрыть соотношение понятий: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», рассказать о теориях личности З. Фрейда, А. Адлера, Г. Айзенка,
К. Юнга.
Рассмотреть психологическую структуру личности, предложенную профессором К.К. Платоновым, охарактеризовать подструктуры: а) направленности; б) опыта; в) особенности психических процессов; г) темперамента, характера, способностей.
Изучить психологические методы изучения личности.
| Д
Э
ПБ
И
ПГ
| ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-15, ПК-16
|
|
|
| Тема 2: Психология профессиональной деятельности юристов
Лекция 2: Психология профессиональной деятельности юристов
Всестороннее рассмотрение профессиональной деятельности юристов позволяет увидеть в ней наиболее важные направления, наметить пути повышения эффективности труда работников правоохранительных органов, более качественно проводить отбор лиц, желающих получить юридическое образование и в последующем работать в органах юстиции.
Этим целям служит профессиограмма (описание различных объективных характеристик, факторов деятельности и ее требований к индивидуально- психологическим особенностям человека) и в качестве ее составной части – психограмма (перечень профессионально-значимых свойств личности) с определением четких критериев профессиональной пригодности (непригодности) к работе правоохранительных органах.
Основными содержательными особенностями профессиональной деятельности юриста, входящими составной частью в профессиограмму, являются:
а) правовая регламентация профессионального поведения, принимаемых решений юристом;
б) властный обязательный характер профессиональных полномочий юристов-сотрудников правоохранительных органов
в) экстремальный характер правоохранительной деятельности юристов- работников правоохранительных органов
г) нестандартный, творческий характер правоохранительной деятельности
д) процессуальная самостоятельность, персональная ответственность сотрудников правоохранительных органов
В наиболее обобщенном виде основными подструктурами профессиональной деятельности юриста, входящими составной частью в профессиограмму, являются:
а) познавательно-прогностическая подструктура правоохранительной деятельности;
б) коммуникативная подструктура профессиональной деятельности юристов;
в) организационно- управленческая подструктура правоохранительной деятельности;
г) воспитательная подструктура правоохранительной деятельности.
| М, П
| ОК-1, ОК-2, ОК-6 ПК-2,ПК-8,ПК-9
|
|
|
| Практические занятия
|
|
|
|
|
| Тема 1: «Юридическая психология как наука»
Семинар 1 «Юридическая психология как наука»
1. Юридическая психология как наука.
2. Предмет юридической психологии.
3. Содержание, структура, задачи курса юридическая психология.
4. Методологические, естественно-научные правовые основы юридической психологии.
5. Система юридической психологии, связь ее с другими науками.
6. История развития юридической психологии в России.
| Д, Э, ПБ, И
| ОК-1, ОК-2, ОК-6 ПК-2,ПК-8,ПК-9
|
|
|
| Семинар 2: «Психология личности в юридической деятельности. Структура и содержание личности»
1. Понятие личности в психологической и правовой науке
2. Психодинамическая теория личности З. Фрейда
3. Индивидуальная теория личности А. Адлера
4. Теория типов Г. Айзенка
5. Психологическая структура личности по концепции, предложенной К.К. Платоновым: направленность, подструктура опыта, особенности форм отражения, темперамента, характера, способностей.
6. Методы изучения личности, используемые в психологии: а) наблюдение; б) беседа; в) эксперимент; г) тесты; д) опросники и анкеты; е) изучение документов, биографический метод; ж) метод обобщения независимых характеристик; з) компьютерные методики
| Д, Э, ПБ, И
| ОК-1, ОК-2, ОК-6 ПК-2,ПК-8,ПК-9
|
|
|
| Тема 2: Психология профессиональной деятельности юристов
Семинар 1 «Правовая специализация».
1. Социализация и социальная справедливость
2. Роль социальной группы в социализации личности
3. Социальный контроль. Конформизм.
4. Правовая социализация личности.
5. Правосознание и законопослушность поведения.
6. Понятие социальной и правовой ответственности.
|
|
|
|
|
| Семинар 1: «Психологические личности преступника. Мотивация преступного поведения».
1. Понятие личности преступника.
2. Психологическое изучение личности преступника в ходе предварительного следствия, рассмотрения уголовного дела в суде
3. Социально – демографическая и социально – психологическая подструктура личности преступника.
4. Психологические типы преступников.
5. Мотивация преступного поведения
6. Мотивы серийных сексуальных убийств.
7. Психологический портрет киллера.
|
|
|
|
|
| Семинар 2: «Судебно-психологическая экспертиза».
5. Подготовительная работа следователя суда по назначению экспертизы
6. Заключение СПЭ
Достинства КСППЭ
Компетенция СПЭ
|
|
|
|
|
| Семинар 3: «Психология профессиональной деятельности юристов».
1. Общие социально психологические особенности профессиональной деятельности юристов.
2. Структурно-психологический анализ правоприменительной деятельности юристов.
3. Профессиограмма деятельности юриста, её структура
|
|
|
|
|
| Семинар 4:
1. Факторы, входящие в психограмму личности юриста.
2. Психология личности прокурора.
3. Психология личности адвоката.
4. Психология личности судьи.
5. Психология личностиоперативного сотрудника.
6. Психология личности следователя.
|
|
|
|
|
| Семинар 5: «Общение в профессиональной деятельности юриста».
1. Понятие, структура и виды профессионального общения.
2. Речь в общении юриста.
3. Содержание коммуникативных процессов в деятельности юриста.
4. Наиболее распространенные ситуации профессионального общения юриста.
5. Социально- психологические условия ведения допроса.
6. Психологические особенности допроса в конфликтной ситуации.
7. Признаки лжи в показаниях свидетеля.
8. Психологические особенности допроса на очной ставке.
9. Психологические особенности допроса в суде.
10. Приемы установления психологического контакта.
|
|
|
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - заочная форма обучения, срок подготовки 3 года 6 мес.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|