Сделай Сам Свою Работу на 5

Святые в истории Русской Церкви





Первая проповедь на Руси.Первые семена Евангельского учения принёс на Русь апостол Андрей Первозванный. Оп побывал на Киевских кручах и водрузил на вершине деревянный крест. А ещё предрёк: «Придёт время, и на них воссияет благодать Божия, и встанет здесь город великий со многими цер­квами!»

Святая Ольга.Пророчество апостола сбылось много столетий спустя. Свя­тая княгиня Ольга в 957 году побывала в Константинополе и там крестилась. Подражая апостолам, она проповедовала о Христе в Киеве, и многие, слыша её слова, становились христианами. Все силы приложила святая княгиня для просвещения Руси светом Христовым, крестить же Русь суждено было её внуку князю Владимиру.

Святой князь Владимирдолго искал истинную веру. Он узнал о многих религиях, но ни одна не пришлась ему по душе, только христианская. Князь Владимир крестился сам, а по его примеру и все киевляне. По всей Руси ра­зосланы были священники крестить народ и учить вере христианской. Став христианином, Владимир внутренне преобразился, стараясь в точности ис­полнять всё написанное в Евангелии. Молва народная за доброту сердечную назвала князя Владимир Красное Солнышко.



Святые страстотерпцы Борис и Глеб.Не успели похоронить Владимира, как начались несчастья для его детей и всей земли Русской. При кончине Вла­димира в Киеве находился его сын Святополк. Он сразу объявил себя князем Киевским и послал убийц погубить своих братьев Бориса и Глеба. Те же лишь молились о Святополке и кротко приняли смерть как настоящие христиане. Святых князей Бориса и Глеба вскоре прославила Церковь Русская за их под­виг смирения.

Пётр и Феврония Муромские.В конце XII века жил в Муроме сын кня­жеский Пётр. Всё было бы хорошо, да вот беда - страдал он неизлечимой бо­лезнью: всё тело его было покрыто страшными язвами. Многие врачи прихо­дили к нему, но никто не мог вылечить. А помогла ему одна добрая девушка. В благодарность за исцеление князь взял её в жёны. Почти сразу после свадьбы в 1203 году Пётр стал Муромским князем. Много добра сделали князь с кня­гиней за время своего правления. А когда состарились, то приняли монаше­ство с именами Давид и Евфросиния и поселились в разных монастырях. При этом они не сомневались, что отойдут ко Господу в один день. Так и случи­лось. Произошло это 8 июля 1228 года.



Святой князь Александр Невский.В 1240 году шведский король решил завоевать Ладогу и Новгород, желая насадить там католичество. Мужествен­ный князь Александр собрал небольшое войско, а сам пошёл в Софийский собор и там молился Богу, прося Его святой помощи. Усердная молитва имеет чудесную силу над душой христианина. Александр вышел к своей дружине и сказал: «Нас немного, и враг силён, но Бог не в силе, а в правде!» 15 июля князь Александр с войском внезапно ударил по шведам и нанёс им жестокое поражение. Разбитые на голову шведы под покровом ночи отплыли по Неве восвояси.

Святой митрополит Пётр.В древности Москва была небольшим деревян­ным городом. Святой Пётр - митрополит Киевский и Всея Руси - в 1325 году посетил Московского князя. Он полюбил город, его князя Ивана, прозванно­го за щедрость Калитой, и переселился в Москву. Святитель просил князя построить здесь церковь в честь Успения Богородицы, и Иоанн исполнил его желание. Святой митрополит собственными руками построил себе каменный гроб в стене храма и вскоре скончался. А его великое дело принесло добрые плоды: Москва со временем превратилась в великую и славную столицу всей Руси.

Просветитель Америки.Молодой священник отец Иоанн отправился на далёкие и холодные Алеутские острова. Там в любую погоду переплывал он от острова к острову и рассказывал местным жителям о Христе. Алеуты очень полюбили проповедника. Делу проповеди посвятил он всю свою жизнь. В 1840 году принял монашеский постриг с именем Иннокентий. А в конце жизни его избрали митрополитом Московским.



Праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).В середине XIX века го­род Кронштадт был военно-морской крепостью России. Сюда же ссылали из Питера преступников, нищих, бродяг. Но вот в 1855 году в город прибыл мо­лодой священник Иоанн Сергиев. Каждый день он совершал в храме Боже­ственную Литургию, а вечерами отправлялся в мрачные жилища городской голытьбы. Там он утешал отчаявшихся, помогал больным, дарил радость пе­чальным. Всё своё жалование отец Иоанн тратил на нуждающихся, часто воз­вращаясь домой босым, потому что обувь свою отдавал нищим. Очень многих направил он на правильный путь, подарил возможность жить честно. Скоро люди стали замечать, что по молитве отца Иоанна совершаются чудесные ис­целения. Скончался отец Иоанн в 1908 году в Кронштадте.

Святой Патриарх Тихон.В августе 1917 года в Москве был созван Помест­ный Собор. Самым важным его делом было избрание Святейшего Патриарха. Ведь более 200 лет со времён царя Петра I в России не было своего первосвя-тителя. Имя Патриарха решено было определить с помощью жребия, и он указал на митрополита Тихона. Во времена революции и безбожия Первосвя-тителю пришлось много пострадать за веру Православную. В 1989 году Архи­ерейский Собор Русской Православной Церкви причислил Патриарха Тихо­на к лику святых.

Святая княгиня-инокиня.Елизавета родилась в 1864 году в Германии в знатной семье. Выйдя замуж за русского князя Сергия, она переехала в Рос­сию и через некоторое время приняла Православие. После трагической гибе­ли мужа от рук террористов Елизавета приняла монашеский постриг, а вско­ре стала настоятельницей Марфо-Мариинской обители. После революции 1917 года монастырь разорили, а княгиню-инокиню отправили в ссылку в Алапаевск. 18 июля 1918 года её вместе с родственниками царя сбросили в глубокую шахту. Несколько дней из шахты доносились церковные песнопения - это святая княгиня поддерживала дух мучеников. Прибывшая на место преступления комиссия провела тщательное расследование: на теле святой преподобной мученицы Елизаветы не было признаков тления.

Церковь и Родина

Куликовская битва.Вот уже больше сотни лет стонала Русь под тяжким гнётом монгольского ига, когда князем Московским стал девятилетний Ди­митрий,воспитанник Московского митрополита Алексия.Когда Димитрий вырос, то стал храбрым воином. В его славное княжение русское войско по­чти не отдыхало. Этому князю Бог судил первым встать на защиту Руси пра­вославной. Ханский военачальник Мамай был разгневан неповиновением сме­лого князя. И решил напомнить русским, кто такие монголы. Он собрал ог­ромное войско и объявил Димитрию, что придёт к нему, чтобы наказать за непокорность. Когда Димитрий получил эту недобрую весть, первой его мыс­лью было идти в церковь и молить Бога о помощи. Тотчас разослал он гонцов к князьям, призывая встать на защиту Святой Руси и православной веры. И потянулись к Москве полки Ростовские, Белозерские, Ярославские... Готовясь выступить в поход, Димитрий отправился за благословением к преподобно­му Сергию Радонежскому.Он поведал святому старцу о беде, надвигавшей­ся на Русь. Преподобный Сергий благословил Великого князя и предсказал ему славную победу над врагами, а также дал ему в помощь двух своих иноков - Александра Пересветаи Андрея Ослябю.Столь велика на Руси была сла­ва преподобного, что многие города после его благословения присоединили свои полки к московскому войску. Наконец всё было готово к походу. Димит­рий сел на боевого коня, и воины двинулись в путь. В те времена войска обя­зательно сопровождали священники,ехавшие в обозе. Тем временем развед­ка доносила о приближении врага. Русские полки переправились через Дон и стали дожидаться врага. Накануне битвы святой Димитрий с воеводами объез­жал свои полки. Воины готовились к битве. Развивались на ветру боевые стя­ги с вышитыми на них святыми образами. По приказу князя был совершён молебен в походной церкви. Преклонив колена, молился святой князь перед иконами Спаса Нерукотворногои Владимирской Богоматери.

День праздника Рождества Пресвятой Богородицы стал днём битвы. Утро выдалось туманным. Затрубили боевые трубы. Стали сходиться войска на поле брани. И тут из татарского полка выехал страшный богатырь и начал похва­ляться своей силой. Увидал его инок Александр Пересвет и сказал: «Хочу с ним сразиться». Помолился он Господу Богу, попросил у всех прощения, сел на боевого коня и с копьём наперевес помчался на врага. На полном скаку ударились бойцы своими копьями. Поражённый враг повалился на землю. Погиб и Пересвет, но его подвиг воодушевил русских ратников. Началась ве­ликая сеча, какой ещё Русь не видывала. Бились наши воины не на жизнь, а на смерть. К середине дня поредели полки русские. Потеснили ордынцы наших воинов. Мамай уже предвкушал победу. И тут на монголов обрушился засад­ный полк во главе с воеводой Дмитрием Боброком и князем Владимиром Серпуховским. Вражеские ряды дрогнули, а вскоре ордынцы уже бежали, спа­сая свои жизни. Победа была несомненной, а цена очень дорогой. В память о тех, кто погиб на Куликовом поле за Родину и за Веру, Православная Церковь установила день поминовения - Димитриевскую Родительскую субботу. В одну из ноябрьских суббот в храмах совершается особая заупокойная служба. На ней молятся о павших в Куликовской битве и о всех православных хри­стианах.

Пресвятая Богородица

С древних времен Церковь почитает и воспевает в своих службах Пресвя­тую Богородицу, Божью Матерь. Скорби, подобно острым стрелам, пронзали Её чистую душу, когда вели на казнь и распинали Её Божественного Сына. Стоя у Креста, Она переживала муки Его смерти. И теперь как любящая мать тяжело скорбит и печалится, видя, как люди удаляются от Спасителя, хулят Его. Ей дана особая сила молиться Господу за всех: за несчастных и обездо­ленных, за тех, кто просит Её о помощи, и за тех, кто безрассудно блуждает без Христа и без Креста вдали от Его Церкви. Потому-то христиане непрестанно взывают к Пречистой и молятся: «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Рождество Божией Матери.В маленьком городе Назарете, недалеко от Иерусалима, жили милосердные супруги Иоаким и Анна. Ни в чём они не знали недостатка и от своих доходов питали нищих. Но великое горе омрачало их светлую жизнь: были они уже в летах преклонных, а детей не имели. Многие укоряли их, считая, что бездетность послана им за тайные грехи. Дол­гие годы молились праведные супруги о даровании им детей. Они дали Богу обет посвятить своё чадо Ему на служение. И вот однажды Иоакиму и Анне явился ангел и сказал, что молитва их услышана: Всевышний дарует им дочь, которая станет матерью Христа Спасителя. Девочку назвали Марией, что оз­начает «благодать», «госпожа», «надежда».

Введение во храм Пресвятой Богородицы.Когда Марии исполнилось три года, родители решили исполнить данный Богу обет и отправились в Иеруса­лимский храм. Навстречу Марии вышел первосвященник Захария, которому Господь уже открыл, что Она - избранница Божия. Первосвященник ввёл Марию в Святое Святых храма, куда даже первосвященник мог входить толь­ко один раз в год.

Мария осталась жить при храме. Здесь она постигала Священное Писание, часто и подолгу молилась, удалившись в Святое Святых. Она стала настоя­щей мастерицей, вышивая священнические одежды и облачения.

Благовещение.Когда Мария стала девушкой, родителей уже не было в живых, и Её дальнейшую судьбу должны были решать священники. В те времена считалось, что девица не должна оставаться незамужней. Но Пресвятая Дева посвятила Себя на служение Богу и не желала вступать в брак. Господь Сам позаботился о Ней. Чтобы внешне соблюсти обычай, Марию обручили с восьмидесятилетним Иосифом, старцем праведным и честным. Пресвятая Дева поселилась в доме Иосифа. Как и прежде, всё свободное от домашних забот время Мария проводила в молитвах и чтении Священного Писания. Од­нажды солнечным весенним утром она размышляла над словами пророка Исайи. Ответом на её думы стало чудесное явление: горница озарилась тихим неземным светом, и перед Пречистой Девой предстал архангел Божий Гаври­ил. В руках его благоухал прекрасный райский цветок, лёгкие крылья сияли белизной, а голос был похож на журчание чистого горного родника. «Радуй­ся, Благодатная! Господь с Тобою», - приветствовал архангел Пречистую. От Бога он принёс благую весть: непорочная Дева станет Матерью Бога по особому действу силы Божией и непостижимому схождению Святого Духа. Она должна будет дать Сыну Божию имя Иисус, что значит «спаситель». Смирен­но склонив главу, Мария изрекла: «Да будет Мне по слову твоему».

В то время римский император Август объявил всенародную перепись, и Пресвятая Богородица со старцем Иосифом отправились на свою родину в маленький город Вифлеем, чтобы участвовать в переписи. Там среди ночи в бедной пещере и родился Христос Спаситель.

Сретение Господне.На сороковой день после рождения Христа Пресвя­тая Дева и Иосиф, взяв Младенца, пошли в Иерусалимский храм. Матерь Божия должна была принести в жертву двух голубиц в качестве выкупа за Богомладенца и за Себя. В храме их встретил седой старец Симеон. Более трёхсот лет назад ему было предсказано Богом, что он не умрёт, доколе не увидит Христа Господня. Все эти годы Симеон ждал обещанного Спасителя. Теперь по внушению свыше пришёл он в храм и увидел Божественного Мла­денца. Приняв Его на руки, старец благословил Бога: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром; ибо видели очи мои спасение Твоё». Старец встретил своего Владыку Христа, и Тот отпустил своего верного раба Симеона из этой жизни в жизнь иную, вечную.

При храме жила благочестивая старица Анна, усердно служившая Богу молитвою и постом. Она получила от Бога дар пророчества и, увидев принесённого Младенца, возвестила жителям Иерусалима, что явился долгождан­ный Спаситель.

Успение Божией Матери.Пречистая Дева очень хотела видеть при своей кончине всех апостолов, разошедшихся для проповеди Евангелия по миру. Настал день успения: Богоматерь была на смертном одре, лик её был светел и спокоен. Вдруг на улице послышался шум, будто облака небесные слетели на землю. Это ангелы Божий принесли на своих лёгких крыльях апостолов со всех уголков Вселенной, не было только Фомы. Находясь в разлуке уже мно­гие годы, апостолы недоумевали, по какой причине собрал их Господь? Войдя в дом, они увидели Божию Матерь. В тот день Пресвятая Дева предала дух в руки Своего Божественного Сына. Через три дня в Иерусалим пришёл и апо­стол Фома. Узнав, что Богородица уже почила и погребена, он опечалился, что не смог проститься с Ней. Чтобы утешить Фому, открыли гробницу, но в ней не было тела Богоматери. Апостолы, изумлённые этим событием, отпра­вились домой. А вечером они узнали, что Господь воскресил Её и взял на небо. Сама Пречистая явилась и сказала: «Радуйтесь! Я с вами во все дни!»

Покров Божией Матери.Более тысячи лет назад Константинополь оса­дили войска руссов, тогда ещё язычников. Гарнизон греков был немногочис­ленным и не мог вступить в сражение. Горожане скрылись за крепостными стенами и усердно молились о спасении. Жил тогда в Константинополе юро­дивый Андрей, родом из славян. В один из тех дней блаженный Андрей и его ученик Епифаний молились вместе со всеми в храме. И здесь удостоились дивного видения: своды храма раздвинулись, и Пресвятая Богородица, окру­жённая ангелами, пророками и святыми, явилась перед ними. Она молилась и покрывала народ Своим омофором (длинным платом). Андрей и Епифаний рассказали народу о видении. Христиане поверили, что Пресвятая Богороди­ца спасёт город. Вскоре безбожные дружины отступили от Константинополя. Событие это произошло в начале X века, когда Русь ещё пребывала во мраке язычества. Со временем греки забыли о своём чудесном спасении, но русские сохранили память о том, как христиане удостоились заступничества Божией Матери. Когда Русь крестилась, Царица Небесная приняла её под Свой Свя­той Покров, и праздник Покрова стал одним из любимых на Руси.

Иконы Божией Матери

Иерусалимская.По преданию, этот образ написан святым евангелистом Лукой в год Успения Богородицы. В начале X века, во время похода руссов на Корсунь (Херсон), икона была перенесена в этот город. Впоследствии крес­тившийся здесь святой Владимир перевёз образ в Киев, а затем в Новгород, где он находился более 400 лет. После завоевания Новгорода Иоанном Гроз­ным икону отправили в Успенский собор Московского Кремля. В 1812 году французы похитили и увезли Иерусалимскую икону в Париж, где она и по сей день находится в соборе Парижской Богоматери. В Успенском соборе Московского Кремля, за патриаршим местом, висит список с Иерусалимской иконы XVII века, находившийся некогда во дворцовой церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что на Сенях.

Владимирскаяикона попала на Русь в XII веке. Её прислал в дар основа­телю Москвы князю Юрию Долгорукому Константинопольский патриарх Лука Хризоверг. С тех пор эта икона почитается величайшей святыней рус­ского народа. Не раз избавляла Божия Матерь Русь от врагов. Великий князь Димитрий Донской молился перед ней накануне Куликовской битвы, и 8 сен­тября 1380 года русское войско одержало победу над Мамаем.

Знамение Новгородская.Вот какое чудо произошло в 1169 году, когда Нов­город осадили войска суздальцев. Жителям города неоткуда было ждать по­мощи, и они молили Божию Матерь спасти их от гибели. Во время молитвы в соборной церкви архиепископ Илия услышал голос, повелевавший поставить образ Пресвятой Богородицы на стенах города. Но посланные за иконой ни­как не могли сдвинуть её с места. Только после того, как Новгородский вла­дыка сам отслужил молебен, икону смогли поднять и отнести на крепостные стены. Во время осады одна из стрел попала в икону, и присутствующие уви­дели, как из лика Пречистой Девы потекли слёзы. В тот же час нападающие ослепли и в страхе разбежались. Через два дня после чудесного избавления архиепископ Илия установил празднование в честь Знамения Пресвятой Бо­городицы.

Казанская.В 1579 году в Казани во время пожара сгорел дом стрельца. Вскоре его девятилетней дочке Матроне явилась во сне Богоматерь и повеле­ла объявить архиепископу и воеводам, что на месте пожара в земле скрыта Её икона. Матрона поведала о случившемся своей матери и та, взяв заступ, при­нялась копать в указанном месте. Но сколько она ни трудилась, не могла най­ти икону. Тогда заступ взяла дочь и скоро обнаружила в земле чудный образ Богоматери. Он лежал в земле, завёрнутый в полуистлевшую тряпицу. Когда его развернули, то все были поражены: икона нисколько не пострадала от дол­гого пребывания в земле. Со временем на месте обретения иконы построили женский монастырь, первой игуменьей которого стала Матрона.

Иверская.В IX веке по повелению императоров святые образы выкиды­вали из храмов, а всех молящихся преследовали. В то время недалеко от ви­зантийского города Никеи жила вдова с сыном. Она хранила заветную святыню - чудотворную икону Богоматери. Об этом узнали воины императора Фе-офила. Они пришли к бедной женщине требовать откупа и грозили ей муче­ниями за нарушение императорского указа. А один воин, войдя в дом, ударил икону мечом: тут же из лика Пречистой брызнула кровь. Вдова попросила день на раздумье, а сама, как только настала ночь, взяла икону, пошла на берег моря и положила её на воду. Икона встала прямо и, точно носимая чьими-то невидимыми руками, пошла по волнам на запад. Минуло два века. Однажды иноки афонского Иверского монастыря увидели над морем огненный столп света. Спустившись на берег, они обнаружили, что свет, доходящий до неба, исходит от иконы, стоящей на воде. Тогда старцу Гавриилу в чудесном виде­нии было сказано: «Войди в море и ступай с верой по волнам, и тогда узнают все Мою любовь к вашей обители». Узнав о повелении, все с молитвой вышли на берег. А Гавриил ступил на воду и пошёл, как по суху, туда, где виднелся столп огня. Там среди моря взял он образ Пречистой Богородицы и понёс его к берегу. На лике Богородицы был порез, из которого сочилась кровь. С тех пор много раз Пречистая защищала монастырь от врагов, пожаров и эпи­демий.

Нечаянная Радость.Один человек, живший распутно, имел обыкновение молиться перед образом Божией Матери, говоря: «Радуйся, Благодатная, Гос­подь с Тобою». Однажды, задумав совершить злое дело, он по привычке обра­тился к Богородице с этой молитвой. И тут перед ним появилась живая Бого­матерь с Богомладенцем на руках. Из ран на руках и ступнях и раны в боку младенца Христа струилась кровь. Божия Матерь изрекла: «Ты и прочие греш­ники грехами своими снова распинаете Сына Моего». В ужасе и раскаянии заплакал человек. Только сейчас он осознал, как преступна и отвратительна его жизнь. Но покаяние никогда не остаётся без плода. Господь принял мо­литвы Своей Пречистой Матери и простил несчастного. А человек этот на­шёл в себе силы исправить свою жизнь.

Державная.В марте 1917 года крестьянка Евдокия увидела во сне белую церковь, а в ней величественно восседавшую Божию Матерь. А чей-то голос сказал: «Есть в селе Коломенском большая чёрная икона. Её нужно взять, сде­лать красной, и пусть молятся». Евдокия отправилась в Коломенское. Взгля­нув на церковь Вознесения, она сразу её узнала, но ни в иконостасе, ни в алта­ре не нашлось образа, увиденного во сне. После долгих поисков в подвале на­шли большую чёрную икону. Когда её промыли, то открылось изображение Царицы Небесной, восседающей на троне, в красных царских одеждах и вен­це. На коленях Её сидел Богомладенец, а в руках были знаки царского досто­инства - держава и скипетр. Явление Державной иконы Богоматери было зна­ком того, что Заступница Небесная взяла на Себя особое попечение над Ру­сью в пору великой смуты.

Притчи Христовы

Притча о сеятеле.Сам Спаситель в Евангелии уподобляет сердце земле.

Вот вышел земледелец, чтобы засеять поле. Одни семена упали на дорогу, и их склевали птицы. Другие оказались на местах каменистых, где мало зем­ли, и успели пустить нежные всходы, но лучи палящего солнца сожгли и ис­сушили молодую зелень. Некоторые зёрна попали в заросли терновника, ко­торый заслонил дневной свет от проросших семян. И лишь немногие семена попали в удобренную и плодородную землю. Они-то выросли и принесли боль­шой урожай.

Сердце подобно исхоженной дороге. Ветер гонит по ней мусор грязных мыслей; злые слова, как звери, ходят по ней, бесы, как чёрные птицы, крадут из неё всё доброе. Предложат ему развлечение - охотно согласится, а попро­сят помочь или позовут в церковь - нет уж, как-нибудь в другой раз. Иное сердце похоже на пустыню: сухая потрескавшаяся земля, невысокие скалы, кое-где видны чахлые растения и колючки. Настанет короткий сезон дождей, и вся пустыня покроется пышным ковром зелени. Тогда сердце с радостью примет Евангельское слово, и оно прорастёт. Но не успеет Слово Христово укорениться, как палящее солнце скорбей и неприятностей иссушит молодые побеги. Есть сердца, похожие на клочок земли, поросший бурьяном забот и мечтами о роскошной жизни, и семена Спасителя не находят здесь места для роста. А иное сердце, как вспаханное, удобренное поле, мягкое и доброе. Нет для него чужой боли, отзывается оно на скорбь других людей и спешит на помощь. Слова Христа, как семена, попадают сюда и тут же прорастают, а со временем приносят плоды веры и добрых дел.

Притча о блудном сыне.У одного человека было два сына. Однажды млад­ший сказал отцу: «Отец! Дай мне мою часть наследства». Отец отделил сыну часть его имения, а тот через несколько дней покинул отчий дом и пошёл в далёкую страну искать счастья. В той стране юноша подружился с весельча­ками и кутилами. Забыв родителей, он распутно проводил время в забавах и пьянстве. Но скоро богатство улетучилось: друзья разошлись, на смену радо­сти и роскоши пришли тоска и нищета. Один из жителей той страны взял скитальца работником и послал в поле пасти свиней. Голод одолевал несчаст­ного, и он хотел поесть свиного корма, но никто не давал ему. Придя в себя, юноша вспомнил родной дом, вспомнил, как сытно там живут слуги. И ре­шил: пойду к своему отцу и скажу: «Отец! Я согрешил против Бога и пред тобою и уже недостоин называться твоим сыном; прими меня в число твоих слуг». Оставив хозяина и свиней, он отправился к своему отцу. Не знал он, что все годы, пока он скитался на чужбине, отец с болью в сердце ждал его. Каждый день глядел отец на дорогу, не покажется ли его чадо. И вот теперь, когда несчастный бродяга приближался к дому, отец выбежал ему навстречу и, пав на шею, целовал. Тот лишь успел проговорить: «Отец! Я согрешил про­тив неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». Отец же, обратившись к слугам, приказал одеть сына в самые красивые одежды. В тот же день был устроен радостный праздник в честь возвращения сына.

Притча о талантах.Один богатый человек собирался в далекое путеше­ствие. Он позвал к себе своих рабов и поручил им всё своё имение. В те време­на люди пользовались деньгами, которые назывались не рублями, а таланта­ми. Один талант золота - очень большие деньги. Господин дал одному рабу пять талантов, другому - два, третьему - один. И немедленно отправился в путь. Теперь рабы, получившие в управление собственность своего господи­на, должны были усердно заботиться о его умножении. Прошло время, и гос­подин вернулся. Он вновь собрал своих рабов и стал расспрашивать, кто как заботился о его богатстве. Первым подошёл получивший пять талантов. Он сказал: «Господин! Ты дал мне пять талантов; на них я приобрёл другие пять талантов». Услышав эти слова, хозяин обрадовался и поручил ему в управление ещё большие богатства. За ним подошёл раб, получивший два таланта: «Господин! Два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрёл на них». И этого раба похвалил и наградил хозяин дома. Последним был раб, получивший один талант. Подойдя, он стал оправдываться: «Господин! Я знал, что ты человек жестокий, жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал. Я испугался и зарыл твой талант в земле, вот тебе твоё». Разгневался госпо­дин на этого лукавого и ленивого раба, приказал отнять у него талант и отдать первому трудолюбивому рабу. А хитреца велел жестоко наказать.

Всех людей Господь наделил своими талантами - дарами. И ждёт от каж­дого из нас, чтобы мы обогатили мир своим трудом, сделали его краше и добрее.

Притча о заблудшей овце.На зелёном горном лугу пасётся большое стадо овец. Опытный пастух зорко следит за ним. Стоит пропасть одной, и пастырь, оставив стадо, отправляется на поиски заблудившейся. Долго ходит он по скло­нам гор, заглядывает в расселины, осматривает густые заросли, вслушивается в звуки, доносящиеся из долины. Наконец, на закате дня замечает пропавшую овечку. Он кладёт её себе на плечи и с радостью возвращается к своему стаду.

Так и на небесах бывает больше радости об одном кающемся грешнике, чем о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Оказы­вается, Бог любит всех людей, без исключения, как своих детей, и особенно заботится о том, кто удалился от Него. Он идёт на поиски такой заблудив­шейся «овечки», зовет её к Себе. Ждёт, что, может, когда-нибудь она отклик­нется на Его голос.

Притча о милосердном самарянине.Один человек шёл из Иерусалима в палестинский город Иерихон. На пути напали на него лютые разбойники. Ограбив и изранив, бросили они путника на дороге едва живого. Мимо про­ходил служитель иерусалимского храма, посмотрел на несчастного, покачал головой и отправился дальше. Вскоре шёл той дорогой левит (помощник слу­жителя иерусалимского храма), с опаской озирался он вокруг: как бы не выс­кочили разбойники. Поглядел на стонущего человека и поспешил прочь. Толь­ко всеми презираемый чужестранец-самарянин, увидав израненного, сжалился над ним. Перевязав раны, он посадил его на своего ослика и повёз в гостини­цу, там устроил и позаботился о лечении. Самарянин не ждал для себя ни на­грады, ни похвалы, а поступил так, как велело ему сердце.

Притча о богатом и Лазаре.Много лет назад жил один богач. Ничего на свете так не любила его душа, как есть, пить и веселиться. Каждый день у него собирались друзья и пировали до поздней ночи. А тем временем у ворот ле­жал нищий и тихо стонал от своих ран и болезней. Лазарь, так звали нищего, был наг и голоден и надеялся, что хозяин дома накормит его хотя бы крошка­ми со стола. Но тот в вихре праздника даже не замечал, как тяжело и больно убогому. Но ни бедному, ни богатому не избежать смерти. Умер нищий. Его душу взяли светлые ангелы и отнесли туда, где находили себе покой все пра­ведники древности - на лоно Авраамово. Умер и жестокий, беспечный богач. Его похоронили, а душа богача оказалась в аду. Находясь в мучительном адс­ком пламени, богач увидел вдалеке Авраама и Лазаря. Взмолился богач: «Отче Аврааме! Сжалься надо мной, я так мучаюсь в этом пламени. Пошли Лазаря, чтобы он омочил мой язык хотя бы несколькими каплями влаги». Но Авраам отвечал: «Чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь злое. Ныне же он здесь утешается, а ты страждешь. И к тому же между вами и нами лежит великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и от вас к нам не переходят».

Притча о брачном пире.У одного царя был сын. Приближался день его свадьбы. Задолго до этого события были посланы вестники к знатным жите­лям города, чтобы они готовились к торжеству. Накануне праздника государь отправил гонцов возвестить приглашённым, что пора спешить к царскому двору. Но жители города, как будто сговорившись, стали отказываться и ра­зошлись по своим делам: одни на поле, другие на торг. Нашлись и такие, кото­рые оскорбили и убили посланников. Разгневался царь и наказал злой город. А потом сказал слугам: «Свадебный пир готов, а гости не были достойны. Пойдите на распутья и позовите всех, кого найдёте». Вышли они на дороги и собрали всех, кого нашли, привели во дворец царский и дали им праздничные одежды. Когда все расселись за столами и залы наполнились гостями, пришёл сам государь посмотреть на приглашённых. И видит, что один из гостей сидит в грязных лохмотьях. Царь спросил: «Друг, как ты вошёл сюда не в празднич­ной одежде?» Человек не ответил. Тогда царь велел: «Связав ему руки и ноги, бросьте во тьму внешнюю, где плач и скрежет зубов. Потому что много зван­ных, но мало избранных».

Что значит сия притча? Праздничный пир - это Царство Божие. Бог всех людей на свете зовет в Своё Царство. Есть у Него и Свои вестники. В древно­сти, когда народ забывал Единого Истинного Бога и поклонялся идолам, Гос­подь посылал на землю пророков. Они без боязни обличали даже царей за их злодеяния и безбожную жизнь. Нередко обезумевшие идолопоклонники уби­вали Божиих служителей за эти обличения.

Когда настало время, Бог Сам пришёл на землю и стал звать всех в Своё Царство. Он показал и дорогу в это Царство. Не надо плыть за моря, не надо отправляться в далёкие страны: вера в Иисуса Христа и исполнение Его запо­ведей сами приведут тебя к Богу. Но не захотели люди слушать Его, потому что дела их были злы. Собрались и распяли Спасителя на Кресте.

Притча о десяти девах.Часто мы говорим себе: «Состарюсь, буду в цер­ковь ходить, грехи замаливать, а пока поживу всласть». Для таких любителей беспечной жизни Спаситель рассказывает ещё одну притчу.

Десять дев - подруг невесты - в сумерках вышли навстречу жениху. Све­тильники в их руках освещали путь. Лишь пять дев оказались мудрыми и взя­ли с собой масла для светильников. Другие же пять по неразумению своему не запаслись маслом для долгого ожидания. Жених медлил, а девы задремали и уснули. Вдруг в полночь раздался крик: «Жених идёт, выходите ему навстре­чу». Тогда все встали и поправили свои светильники. Неразумные стали про­сить у мудрых: «Дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гас­нут». Мудрые же не могли им помочь, потому что в каждой лампаде горело своё масло. Когда неразумные отправились к торговцам за маслом, пришёл жених, и пять рассудительных подруг вместе с гостями вошли на свадебный пир, а двери затворились. После этого пришли другие пять дев и говорят: «Гос­поди! Господи! Отвори нам». Но Он отвечал: «Истинно говорю вам: не знаю вас». Поэтому станем бодрствовать, потому что не знаем ни дня, ни часа, в который придёт Спаситель.

Жизнь христианина

Грехи

К сожалению, всем из нас иногда приходится болеть. Горько и обидно ле­жать в постели и, мучаясь от жара, пить лекарства. Много на свете разных заболеваний: грипп, ангина, корь - всех не перечесть. Все знают, что есть бо­лезни, которые вредят телу. А все ли знают, что есть болезни души? Они назы­ваются грехами. Подобно инфекции, грехи передаются от человека к челове­ку. Бывает, что сами мы поначалу не чувствуем боли от своих грехов, а вот тем, кто нас окружает, от них бывает гораздо больнее.

Гордыня.В чём она проявляется? В зазнайстве. Гордец знает только себя. Его раздувает от мысли, что он самый умный. Ни друзья, ни родители, ни Сам Бог - ему не указ. Лишь собственное «Я» приятно ему. Он не может попро­сить прощения, он не хочет понять других. А смиренный думает о себе скром­но, он знает, что ему нужно учиться, развиваться, совершенствоваться, исправ­лять себя.

Жестокостьначинается с малого: мучить котёнка, кидать камнем в собаку. Иные, став взрослыми, становятся беспощадными убийцами. И зло оборачи­вается против них самих. Они не могут спать, они видят кошмары, они всех боятся, им тяжело умирать.

Сквернословие.Сквернослов создаёт для себя свой скверный язык - язык грязных, обидных слов и ругательств. Чтобы поссорить людей между собой, он направо и налево разбрасывает скверные слова - эти семена зла. Он не замечает, что его собственная душа чернеет, а сам он глупеет.

Лень,как паралич, разрушает и душу, и тело. Не зная, на что потратить своё время, ленивый до одурения сидит у телевизора. Он пытается заглушить совесть и тоску души курением, пьянством, наркотиками.

Лекарство от грехов.В Церкви, как в больнице, можно по-настоящему исцелиться от греховных недугов. Их исцеляет Сам Бог. Он ждёт немногого: признать свои ошибки на исповеди перед священником. Силы зла, которые нас окружают и которых мы не видим, боятся такой откровенности, потому что на исповеди открываются все их секреты, интриги, коварства. Бог даёт православному священнику особую власть - власть прощать грехи и осво­бождать от них. Нужно лишь каяться и каяться.

Добродетели

Молитва.Как воздух нужен организму, так и молитва - душе, без неё она задыхается. Молитва - это наш разговор с Богом. Пророк Илия был обыч­ным человеком, но после его молитвы то огонь сошёл с неба, то полил обиль­ный дождь после долгой засухи. Чем чище сердце, тем скорее приходит мо­литва. Молитве можно научиться, и в этом помогает пост. От объедания тело тучнеет, а душа сохнет. Чтобы расти духовно, душу нужно освобождать от за­силья плоти.

Послушание.Бог любит всех детей, но особенно тех, что слушаются своих родителей и старших. «Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои на земле».

Покаяние.Адаму в раю Бог дал заповедь хранить и возделывать райский сад. Наша душа тоже похожа на сад. В ней, как в саду, растут разные растения, добрые и злые. Добрые - это наши добрые дела, слова и мысли. А злые – это грехи, страсти и страстишки. Грехи, как сорняки, заглушают всё доброе, всё полезное, наполняют душу своими колючками и зловонными цветами. Если сад нашей души зарос бурьяном, то сквозь него никому не пробраться. Сорня­ки неприятны пчёлам и шмелям, только мухи с радостью летят на их запах. Как же очистить наш сад от этих вредных растений? Есть верное средство - покаяние. Покаяться - значит вырвать греховные сорняки и колючки из сада своей души. Когда сад будет очищен, нужно перекопать и удобрить землю, а затем посадить там цветы и деревья добродетелей.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.