Сделай Сам Свою Работу на 5

П. Темы практических занятий





 

1. “Песнь о Роланде”

2. “Божественная комедия” Данте

3. “Декамерон” Боккаччо

4. “Дон Кихот” Сервантеса

5. Театр Лопе де Вега (“Фуэнте Овехуна” и “Собака на сене”)

6. “Гамлет” Шекспира

7. "Гамлет" (доклады)

 

 

III. Темы, выносимые на самостоятельное изучение:

 

1. Литература раннего Средневековья (кельтский эпос, древнескандинавская литература, англо-саксонский эпос)

2. История средневекового театра

3. Возрождение в Германии. Литературная деятельность Мартина Лютера и Ульриха фон Гуттена.

4. Возрождение в Нидерландах. Эразм Роттердамский и его “Похвала глупости”.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ

 

А. Для прочтения в полном объёме:

 

1. Песнь о Роланде

2. Песнь о Сиде

3. Песнь о Нибелунгах

4. Тристан и Изольда

5. Данте. Божественная комедия. (Часть I. Ад )

6. Боккаччо Дж. Декамерон

7. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль

8. Сервантес. Дон Кихот

9. Лопе де Вега. Собака на сене. Фуэнте Овехуна

10. Жизнь Ласарильо с Тормеса

11. Шекспир В. Одна из комедий (Укрощение строптивой; Сон в летнюю ночь; Много шуму из ничего; Двенадцатая ночь; Как вам это понравится). Ромео и Джульетта. Гамлет. Отелло. Король Лир. Буря.



 

Б. Для обязательного прочтения по хрестоматии

 

Хрестоматия по зарубежной литературе Средних веков/ Сост. Б. И. Пуришев: В 2т. М.,1974-5:

 

1. Саксон Грамматик. Сага о Гамлете

2. Кельтская литература ( ирландский эпос).

3. Старшая Эдда

4. Младшая Эдда.

5. Лирика трубадуров.

6. Кретьен де Труа. Рыцарь льва.Окассен и Николетт.

7. Фаблио.

8. Роман о Лисе.

9. Роман о розе.

10. Рютбеф.Чудо о Теофиле.

11. Господин Пателен.

12. Данте Алигьри. Новая жизнь.

Хрестоматия по зарубежной литературе. Эпоха Возрождения/Сост.Б. И Пуришев: В 2т.М.,1959-62:

 

1. Петрарка Ф. Избранная лирика.

2. Дю Белле. Из “Защиты и восхваления французского языка”.

3. Ронсар. Лирика.

4. Шекспир. Сонеты.

 

УЧЕБНИКИ И ХРЕСТОМАТИИ

 

1. Алексеев М. П., Жирмунский В. М., Мокульский С. С., Смирнов А. А. И др. История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. М.: Высшая школа, 1987.

2. Хрестоматия по зарубежной литературе Средних веков/ Сост. Б. Пуришев: В 2 т. М.: Просвещение, 1974-75.



3. Хрестоматия по зарубежной литературе. Эпоха Возрождения/ Сост. Б. Пуришев: В 2 т. М.: Просвещение,1959-62.

4. Шайтанов И. О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения: В 2. М., 2001.

5. Пуришев Б. И. Литература эпохи Возрождения. Курс лекций. М., 1996.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Важное значение в изучении курса литературы Средних веков и Возрождения имеют практические занятия. Их цель —подробное знакомство с литературными памятниками, приобретение навыков литературоведческого анализа, приобщение к историко-литературным и теоретическим трудам наших и зарубежных исследователей, закрепление основных положений лекций. При подготовке ответов по плану занятия студент должен проявлять максимум самостоятельности, опираясь на материалы лекций, учебника, дополнительной литературы, критически осмысливая их. Самый важный компонент подготовки к занятию—внимательное прочтение текста художественного произведения. Ответы на семинаре должны сопровождаться текстуальными иллюстрациями, собственные рассуждения подкрепляться доскональным знанием сюжетно-композиционной структуры произведения, его стилистических особенностей. Домашняя работа с текстом может производиться либо в виде выписок (на карточках или в специальной тетради), либо с помощью закладок в книге. Совершенно необходимо иметь тетрадь для конспектирования критической литературы, для ведения записей в ходе занятия.

 

 

ЗАНЯТИЕ 1

“Песнь о Роланде”

 

“Песнь о Роланде”—один из блестящих образов европейского героического эпоса. Интересно исследовать этот памятник литературы XII века под углом средневекового миросозерцания, уникальной эстетической системы, созданной в ту эпоху. Так, вопрос об идейном содержании поэмы следует связать с многослойностью средневекового сознания, вбиравшего в себя в качестве компонентов народные идеалы, черты феодально-аристократического мировоззрения, христианскую идеологию, установить соотношение этих пластов в произведении. Размышления об образах “Песни” приводят к выводу о преобладании общего, типического над частным, индивидуальным. Специфические формы типизации следует объяснять с учётом средневековой концепции личности и влияния народного творчества.



 

План

1. Общие черты героического эпоса Зрелого Средневековья. Его отличия от более ранних форм эпоса.

2. Историческая основа “Песни о Роланде”. Время её создания. Причины отклонения от подлинных исторических событий в поэме. Идейное содержание поэмы.

3. Система образов в поэме и характеристика основных образов.

4. Эпический мир “Песни о Роланде” и способы его создания(пространство и время, гиперболизация, параллелизм,фантастика). Стилевые особенности поэмы.

5. Проблема авторства “Песни о Роланде”.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Песнь о Роланде (в полном объёме)

2. Смирнов А.А. Старофранцузский эпос и “Песнь о Роланде” // Песнь о Роланде. М.,Л., 1964.

3. Мелетинский Е.М. Героический эпос// История всемирной литературы: В 9т. М.,1984. Т.2. С.516-522.

4. Смирнов А.А. Кто был автором “Песни о Роланде”? // Смирнов А.А. Из истории западноевропейской литературы. М., 1965. С.67—77.

5. Нартов К.М. Зарубежная литература в школе. М.,1976.С.26—39.

6. Самарин Р.М. “Песнь о Роланде” и проблема литературного анализа //Самарин Р. М. Зарубежная литература. М.,1987. С.17-34.

 

ЗАНЯТИЕ 2

Данте “Божественная комедия”

 

Гениальное произведение Данте представляет немалые трудности для изучения. Эта сложность определяется несколькими факторами. Во-первых, поэма “даёт грандиозный философско-художественный синтез всей средневековой культуры, перекидывая от неё мост к культуре Возрождения”[8]. Поэтому для успешного знакомства с этим произведением необходимо с одной стороны разобраться в специфике средневекового взгляда на мир, усвоить основные закономерности художественного языка Средневековья. С другой стороны, студент должен приступать к чтению поэмы, имея представление о сути огромного идейного переворота, произведённого эпохой Ренессанса во взглядах на мир и человека. Без этого невозможно понять сложное переплетение средневекового и предренессансного в поэме, объяснить неповторимое художественное своеобразие этого литературного памятника. Известные трудности в восприятии поэмы связаны и с обилием малознакомых реалий, архаичностью лексики. Поэтому на занятия целесообразно использовать методику комментированного чтения.

Для анализа избирается лишь одна из трёх кантик поэмы—“Ад”. Здесь сосредоточены наиболее известные эпизоды и фигуры поэмы, ставшие достоянием искусства разных народов и стран (Франческа да Римини, Фарината дельи Уберти, Уголино, Улисс и другие исторические персонажи). Грешники у Данте—не безликая масса, не эмблемы порока, но конкретные люди с неповторимой индивидуальной судьбой, яркие индивидуальные образы, создаваемые поэтом на поразительно малом повествовательном пространстве.

Хотя Данте был тесным образом с культурой Средних веков (средневековой традицией определяется выбор жанра, к ней восходит и аллегоризм поэмы, множество схоластических представлений), при анализе поэмы не стоит ограничиваться мистико-аллегорическим толкованием, возводить его в абсолют. Не менее важен прямой смысл сюжета, мощь отдельных образов, лиризм и драматичность сцен, страстная субъективность автора, народность языка—всё то, благодаря чему “Божественная комедия” и поныне остаётся глубоко волнующим произведением.

 

План

 

1. История создания поэмы.

2. Жанровые и композиционные особенности “Божественной комедии”.

3. Архитектоника дантовского ада. Философско-аллегорический смысл поэмы.

4. Средневековые образы и представления. Их место в художественной системе “Божественной комедии”

5. Античность в поэме.

6. Особенности дантовского реализма:

а) пристальное внимание к земной жизни;

б) реалистичность фантастики;

в) реальность, выразительность образов;

г) страстная субъективность поэта;

д) народность языка Данте.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Данте. Божественная комедия. Часть 1. Ад/ Пер. М. Л. Лозинского

2. Голенищев-Кутузов.Н.И. Творчество Данте и мировая культура. М., 1971. С.248-281, 285-313.

3. Дживелегов А.К. Данте Алигьери. М., 1946. Гл.7.

4. Данте и всемирная литература. М.,1967. С.9—15, 45—59, 85—95.

5. Елина Н.Г. Данте. М.,1965. Гл 6—7.

6. Баткин Л.М. Данте и его время. М., 1965. Гл.4.

 

ЗАНЯТИЕ 3

“Декамерон” Боккаччо

“Некоторые его рассказы… надо было бы поставить рядом с лучшими шекспировскими драмами по глубине и тонкости психологического анализа”.

Н. Г. Чернышевский

 

Книга Боккаччо интересна и значительна, по крайней мере, в двух отношениях. Во-первых, “Декамерон”—яркое проявление гуманизма Возрождения, связанное вместе с тем прочнейшими нитями преемственности со средневековой культурой. Во-вторых, на материале книги Боккаччо, признанного родоначальника западноевропейской новеллы, удобно знакомиться с историей и морфологией этого жанра. Проблема жанра ставится на занятии в историческом ракурсе и должна подвести студента к размышлениям о новаторстве Боккаччо на фоне средневековой новеллистической традиции. Для этого необходимо вспомнить жанровые признаки фаблио, провести сопоставление некоторых новелл “Декамерона” с трактовкой соответствующих сюжетов в сборнике “Новеллино” (конец XIII в.) Новеллы из пёстрого и многоликого “Декамерона” группируются на занятии по проблемному принципу. Им и должен руководствоваться студент при работе с текстом к вопросам 3, 4, 5. В конце занятия определяются основные структурные признаки классической новеллы Возрождения и иллюстрируются анализом какой-то из новелл “Декамерона” (на выбор).

 

План

1. Возникновение жанра новеллы:

а) внелитературные предпосылки возникновения жанра;

б) фольклорные и литературные источники;

Сопоставить трактовку одинаковых сюжетов у Боккаччо и в “Новеллино”:

Декамерон I,9—Новеллино, LI,

Декамерон IX, 2 и I, 4—Новеллино, LIV,

Декамерон IX, 9—Новеллино, IX,

Декамерон I,3—Новеллино, XXIII

Вступление к 4-му дню — Новеллино, XIII (на выбор).

2. Композиционная структура сборника “Декамерон”. Идейно-художественная функция обрамления.

3. Проблема веры в “Декамероне” (на материале первых трёх новелл первого дня).

4. Изображение духовенства. “Антиклерикальные” новеллы. Их связь со средневековыми фаблио. Новизна этических и эстетических установок автора. Утверждение права человека на земные радости.

5. Гуманистическая концепция любви в “Декамероне”.

 

Список рекомендуемой литературы

 

1. Боккаччо Дж. Декамерон/ Пер. Н. М. Любимова.

2. Новеллино. М.,1984 (Литературные памятники).

3. Хлодовский Р.М. Декамерон: поэтика и стиль. М.,1982. Гл.2—3.

4. Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. М.,1990. С. 3—8, 75—99, 245—259.

5. Бранка В. Боккаччо средневековый. М.,1983. Гл.1, 2, 4, 7, 10.

6. Шкловский В.Б. Художественная проза: размышления и разборы. М.,1961. (Раздел “На пути к созданию характера как нового единства”. С.149—216).

7. Штейн А. "Декамерон" Боккаччо — книга о любви. М., 1993.

8. Ауэрбах Э. Брат Альберт// Ауэрбах Э. Мимесис: Изображение действительности в западноевропейской литературе. М., 1976. С. 211—237.

9. Веселовский А. Н. Художественные и этические задачи "Декамерона"// Веселовский А. Н. Избранные статьи. Л., 1939.

 

ЗАНЯТИЕ 4

“Дон Кихот” Сервантеса

“Дон Кихоты были возможны с тех пор, как явились человеческие общества, и будут возможны, пока люди не разбегутся по лесам”.

В.Г.Белинский

 

К занятию студент должен прочитать оба тома романа Сервантеса. Чтение детского или сокращённого изданий недопустимо. Если “Дон Кихот” был прочитан в школьные годы, перед занятием необходимо перечитать его в свете проблем, поставленных в лекции и в плане семинара. В ходе занятия проверяется работа с текстом, а также проводится письменная работа по содержанию романа “Дон Кихот”.

Анализ столь сложного и объёмного произведения сопряжён с немалыми трудностями. Поэтому практическому занятию должна предшествовать лекция об Испании XVI-XVII вв., о её литературе, в частности, о жанровых разновидностях испанского романа (плутовской, пасторальный, рыцарский), а также о самом Сервантесе и его жизненном и творческом пути.

Как известно, в первоначальном замысле Сервантеса “Дон Кихот” возник как пародия на рыцарский роман. В ходе занятия важно вспомнить о том, что такое пародия, отыскать пародийные элементы в структуре романа (образы главных героев, приём “приземления” рыцарской романтики, имитация напыщенного стиля рыцарских романов), обратить в этой связи внимание на главы 6 и 47 первого тома.

Вместе с тем, пародийный пласт не исчерпывает идейно-художественного богатства романа. При подготовке к занятию важно проследить эволюцию образа Дон Кихота, его отличия от ходульных героев рыцарских романов, задуматься над тем, что даёт основания священнику называть ламанчского рыцаря “человеком большого ума” (I, 30). Следует обратить внимание на речь Дон Кихота о военном поприще (I, 37), на его вдохновенную тираду о золотом веке (I, 11), вдуматься в оценку поступков Дон Кихота как “разумных безумств” (II, Пролог). Особый интерес в этой связи представляют также следующие эпизоды: Дон Кихот у герцога и герцогини (II том), советы Дон Кихота Санчо Пансе, отправляющемуся в качестве губернатора на остров (II, 42). Слова Дон Кихота о свободе, странствующих рыцарях и родословных (II, 6). Данные эпизоды позволяют говорить о ренессансном, гуманистическом содержании образа Дон Кихота.

В связи с этим стоит задуматься над следующими вопросами:

· Почему Сервантес вкладывает столь прекрасные и возвышенные истины в уста нелепого, во многом комичного героя?

· Что это—дискредитация идеалов Возрождения? Или художник, осознавая оторванность этих идеалов от действительности, продолжает верить в них, настаивать на борьбе за справедливость и человечность?

· Какую роль в раскрытии сложного и противоречивого образа Дон Кихота играет реалистический фон, на котором разворачиваются его приключения?

· Что разделяет и сближает двух главных героев романа—Дон Кихота и Санчо Пансу?

· Можно ли говорить о “дон-кихотстве” Санчо Пансы?

 

Размышляя о новаторстве романа “Дон Кихот”, следует отметить, что Сервантес, отталкиваясь от традиций рыцарского и пасторального романа, используя открытия плутовского романа, благодаря гениальной прозорливости художника-реалиста, “нанёс решительный удар идеальному направлению романа и обратил его к действительности”[9]. Речь также должна идти о многообразии стилевых и фабульных ингредиентов романа, о широчайшей панораме испанской действительности, созданной пером Сервантеса.

Необходимо определить роль вставных новелл в общей композиции романа и их связь с гуманистической темой “Дон Кихота”, иметь представление о новом типе сюжета, открытом Сервантесом (“сюжет-ситуация”).

Раскрывая вопрос о значении “Дон Кихота”, необходимо иметь в виду, что “громадный пласт мировой литературы восходит к “Дон Кихоту” и основывается на нём так же, как на античных мифах и библейских сказаниях”[10]. Необходимо проследить литературную преемственность, а также представить спектр оценок романа в мировой критике.

 

План

 

1. Жанровый замысел романа.

2. Панорама социальной действительности Испании XVII века в романе.

3. Образ Дон Кихота.

4. Образ Санчо Пансы.

5. Новаторство Сервантеса.

6. Значение романа “Дон Кихот”.

 

Список рекомендуемой литературы

 

1. Сервантес. Дон Кихот /Пер. Н.М. Любимова.

2. Державин К.Н. Сервантес. Жизнь и творчество. М., 1958.

3. Снеткова Н.П. “Дон Кихот” Сервантеса. Л., 1970.

4. Балашов Н.И. Сервантес //История всемирной литературы: В 9 т. М., 1985.

5. Пинский Л. Сюжет-фабула и сюжет-ситуация// Пинский Л. Магистральный сюжет. М., 1989. С. 322—338.

6. Сервантес и всемирная литература: Сборник. М.,1969.

7. Степанов Г.Д. Дон Кихот: персонаж и личность// Сервантесовские чтения. Л., 1985. С.79—88.

8. Багно В.Е. Дон Кихот Ламанчский—Рыцарь Печального Образа—Алонсо Кихано Добрый: (К истории бытования сервантесовского образа в мировой литературе)// Сервантесовские чтения. Л., 1985. С. 171—179.

9. Багно В. Е. Дорогами Дон Кихота. М., 1988.

10. Ортега-и-Гассет Х. Размышления о "Дон Кихоте"// Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

11. Андреев М. Л. Рыцарский роман в эпоху Возрождения. М., 1993.

12. Пискунова С. И. "Дон Кихот" Сервантеса и жанры испанской прозы XVI—XVII веков. М., 1998.

 

 

ЗАНЯТИЕ 5

Театр Лопе де Вега

 

На занятии студенты знакомятся с жизненным и творческим путём великого испанского драматурга. Перед детальным разговором о двух его пьесах, наиболее популярных в нашей стране, целесообразно раскрыть эстетические взгляды Лопе, проанализировать его трактат “Новое искусство сочинять комедии в наши дни”—одну из самых ранних реалистических поэтик, остановиться на своеобразии жанровой системы драматурга.

 

План

 

1. Жизненный и творческий путь Лопе.

2. Эстетическая система Лопе и испанский театр XVI—XVII вв.

3. “Фуэнте Овехуна” (“Овечий источник”):

а) Основные сюжетные линии и идейный смысл драмы.

б) Лагерь феодалов в драме.

в) Испанское крестьянство в пьесе. Образы Лауренсии, Фрондосо, Менго, Эстебана.

г) Противоречивое изображение королевской власти.

д) Особенности жанра народно-героической драмы Лопе де Вега (место действия, сюжет, характер сценического действия, система действующих лиц, основной герой пьесы, смешение трагического и комического).

 

4. “Собака на сене”:

а) Мир чувств Дианы.

б) Теодоро- честолюбивый карьерист или пылкий влюблённый?

в) Гуманистическая концепция любви и своеобразие конфликта в комедии.

г) Роль интриги в “комедии плаща и шпаги”. Особенности интриги в “Собаке на сене”.

д) Особенности жанра “комедии плаща и шпаги”. “Собака на сене”—“комедия интриги” или “комедия характера”?

 

Список рекомендуемой литературы

1. Лопе де Вега. Фуэнте Овехуна. Собака на сене.

2. Плавскин З.И. Лопе де Вега. 1562-1635. М., 1960.

3. Балашов Н.И. Лопе де Вега // История всемирной литературы: В 9т. М., 1985. Т. 3. С.372—382.

4. Смирнов А., Плавскин З. Драматургия Лопе де Вега // Лопе де Вега Собр. соч.: В 6 т. М., 1962. Т.1.

5. Бояджиев Г. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. М., 1988. С.54—75.

6. Бояджиев Г. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения: Италия. Испания. Англия. Л., 1973. С.177—281.

7. Томашевский Н. Вступительная статья //Испанский театр. М., 1969.

8. Узин В.С. Общественная проблематика драматургии Сервантеса и Лопе де Вега. М., 1963. С. 48—71.

 

 

ЗАНЯТИЕ 6

“Гамлет” Шекспира

“Гамлет”… понимаете ли вы значение этого слова? Оно велико и глубоко: это жизнь человеческая, это человек, это вы, это я, это каждый из нас, более или менее, в высоком или смешном, но всегда в жалком и грустном смысле…”

В. Г. Белинский

 

План

1. Генезис трагедии и её место в творчестве Шекспира.

2. Образ Гамлета и идейный смысл трагедии:

а) корни конфликта Гамлета с окружающей действительностью;

б) философское осмысление мира в монологах Гамлета(I, 2; I,5; II, 2; III, 1;IV,4);

в) тема безумия в трагедии и в литературе Возрождения;

г) кризис идеалов Возрождения.

3. Придворный мир в “Гамлете”.

 

ЗАНЯТИЕ 7

“Гамлет” Шекспира

(продолжение)

План

1. Эстетические проблемы в пьесе.

2. Мастерство драматургической композиции.

3. Образные лейтмотивы трагедии.

4. Особенности воплощения трагического у Шекспира.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Шекспир. Гамлет.

2. Саксон Грамматик. Сага о Гамлете //Хрестоматия по зарубежной литературе Средних веков: Т.1.

3. Аникст А. Трагедия Шекспира “Гамлет”. М., 1986.

4. Верцман И. “Гамлет” Шекспира. М., 1962.

5. Дубашинский И. Вильям Шекспир. М.,1971. С. 77—88.

6. Пинский Л. Шекспир. М., 1971. С. 125—154.

7. Морозов М. Статьи о Шекспире. М., 1964. С. 275–289.

8. Тургенев И.С. Гамлет и Дон Кихот (в любом собр. соч. Тургенева).

9. Белинский В. Г. “Гамлет”. Драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета (в любом собрании сочинений Белинского).

 

ЗАНЯТИЕ 8

 

Зачётная письменная работа по курсу истории зарубежной литературы Средних веков и Возрождения.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 

При изучении любого литературного курса важную роль играет самостоятельная работа. Она должна вестись целенаправленно, в течение всего семестра. Вдумчивое, внимательное чтение художественных произведений требует времени, поэтому изучать тексты обязательного списка следует постепенно и регулярно. Очень полезно делать при этом записи, фиксируя для себя основные сюжетные повороты, композиционные особенности, наблюдения над образами главных героев и т. п. Ориентиром здесь должны быть вопросы, анализируемые на лекциях и практических занятиях.

Особое внимание должно быть уделено темам, выносимым на самостоятельное изучение. По этим темам проводятся консультации, на которых разъясняются вопросы, вызвавшие затруднения, анализируется рекомендуемая критическая и художественная литература.

 

 

ПЛАНЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ №1

Тема: Литература раннего средневековья

1. Кельтский эпос

А) Хронологические и географические рамки распространения кельтской культуры. Её самобытность. Мифологические представления древних кельтов;

Б) Художественное своеобразие кельтского эпоса;

В) Основные циклы исландских саг;

Г) Значение кельтского эпоса.

2. Древнескандинавская литература

А) Хронологические и географические рамкидревнескандинавской литературы. Её основные памятники;

Б) “Старшая Эдда” и “Младшая Эдда”: мифологические представления древних скандинавов;

В) Художественное своеобразие поэзии скальдов. Её место в истории европейской поэзии.

3. Исландские саги. Их тематическое и стилевое своеобразие.

 

Список рекомендуемой литературы

 

1. Хрестоматия по зарубежной литературе Средних веков: Т.1.

2. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. М.,1987. Раздел 1. Литература периода Разложения родового строя и зарождения феодализма. Гл. 1 и 3.

3. История всемирной литературы: В 9 т. М.,1984. Т.2. Раздел 9. Литература западной Европы раннего Средневековья. Гл. 2. Народно-эпическая литература. С.459—478.

4. Смирнов А. Из истории западноевропейской литературы. М., Л., 1965. С.11—34.

5. Стеблин-Каменский М.И. Древнескандинавская литература. М., 1979

6. Гуревич А.Я. “Эдда” и сага. М., 1979

 

Примечание: с памятниками кельтской и древнескандинавской литератур можно также познакомиться по соответствующим томам “Библиотеки всемирной литературы” и по изданиям серии “Литературные памятники:

1. Исландские саги. Ирландский эпос/ Вступ. ст. М. И. Стеблин-Каменский, А. А. Смирнов. М., 1973 (БВЛ).

2. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах/ Вступ. ст. А. Я. Гуревич. М., 1975 (БВЛ).

3. Поэзия скальдов/ Вступ. ст. М. И. Стеблин-Каменский. Л., 1979 (ЛП).

4. Снорри Стурлусон. Младшая Эдда./ Вступ. ст. М. И. Стеблин-Каменский, О.А. Смирницкая. Л., 1976 (ЛП)

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ № 2

Тема: История средневекового театра

1. Источники средневековой драмы. Время её возникновения.

2. Основные жанры средневекового театра, их идейно-художественное своеобразие:

а) литургическая и полулитургическая драма;

б) мистерия;

в) миракль;

г) моралите;

д) фарс.

3. Значение средневекового театра.

 

Список рекомендуемой литературы

 

1. Хрестоматия по истории зарубежной литературы Средних веков.

2. Средневековые французские фарсы/ Вступ. ст. А. Д. Михайлов. М., 1981.

3. История зарубежного театра: Театр Западной Европы. Ч. 1/ Ред. Г. Н. Бояджиев. М., 1971. Раздел “Театр Средних веков”. С.81—102.

4. Андреев М. Л. Средневековая европейская драма: Происхождение и становление. X-XII вв. М., 1989.

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ № 3

Тема: Возрождение в Германии. Литературная деятельность Мартина Лютера и Ульриха фон Гуттена

1. Общая характеристика XVI века в Германии.

2. Особенности гуманизма в Германии.

3. “Письма тёмных людей”; история появления и своеобразие сатиры.

4. Литературная деятельность Ульриха фон Гуттена. Традиция сатирического диалога в его творчестве.

5. Литература реформации и Мартин Лютер.

 

Список рекомендуемой литературы

 

1. Хрестоматия по зарубежной литературе. Эпоха Возрождения/ Сост. Б. И. Пуришев. М., 1962. Т.2. Разделы: “Гуттен” и “Мартин Лютер”.

2. История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. Раздел VI. Главы 25, 26.

3. Маркиш С. Знакомство с Эразмом из Роттердама. М., 1971.

4. Смирин М. М. Эразхм Роттердамский и реформационное движение в Германии. М., 1978.

5. Эразм Роттердамский и его время. М., 1989.

6. История немецкой литературы. М.,1962. Т. 1. С.193—203, 241—310, 328—334.

7. Смирин М. М. Вступительная статья// Гуттен У. Диалоги. Публицистика. Письма. М., 1959. С. 5—28.

8. Соловьев Э. Ю. Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время. М., 1984.

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ № 4

 

Тема: Возрождение в Нидерландах. Эразм Роттердамский и его “Похвала Глупости”

1. Гуманизм в Нидерландах

2. Литературная деятельность Эразма.

3. Идейно-художественное своеобразие “Похвалы Глупости”:

а) идейный замысел;

б) жанровые особенности;

в) тема Глупости в литературе позднего Средневековья и Возрождения.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Хрестоматия по зарубежной литературе. Эпоха Возрождения. М.,1962. Т.2. Раздел “Эразм Роттердамский”.

2. История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. Разд. VI. Гл. 28.

3. Немилов А.Н. Специфика северного Возрождения // Типология и периодизация культуры Возрождения. М., 1978. С. 39-51.

4. Маркиш С. Знакомство с Эразмом из Роттердама. М., 1971.

5. Пинский Л.Е. Эразм и его “похвала Глупости”// Эразм Роттердамский. Похвала Глупости. М., 1960.С. 113—139.

 

 

ВОПРОСЫ

к зачету по курсу “Зарубежная литература Средних веков и Возрождения” для студентов 1 курса факультета РГФ и филологического факультета

 

1. Общая характеристика литературы Средневековья. Периодизация.

2. Литература раннего Средневековья (кельтский эпос, древне-скандинавская литература, англосаксонский эпос).

3. Французский героический эпос. “Песнь о Роланде”.

4. Своеобразие испанского героического эпоса. “Песнь о Сиде”.

5. “Песнь о Нибелунгах” и немецкий героический эпос.

6. Куртуазная литература: лирика трубадуров.

7. Куртуазная литература: средневековый рыцарский роман.

8. Городская литература (фаблио, шванки, животный и аллегорический эпос).

9. История средневекового театра (литургическая драма, мистерия, миракль, моралите, фарс).

10. Общая характеристика эпохи Возрождения. Периодизация. Учение гуманизма о мире и человеке.

11. Национально-исторические особенности итальянского Возрождения. Его основные представители.

12. Творческий путь Данте Алигьери. “Божественная комедия”.

13. Творчество Франческо Петрарки.

14. Джованни Боккаччо и его “Декамерон”.

15. Общая характеристика французского Возрождения.

16. Литературная деятельность “Плеяды” и творчество Пьера де Ронсара.

17. Идеи гуманизма в романе Ф. Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль”.

18. Главные образы романа Ф. Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль” и их эволюция.

19. Национально-исторические особенности Возрождения в Германии. “Письма тёмных людей” и деятельность Ульриха фон Гуттена. Мартин Лютер и его роль в истории немецкой литературы.

20. Гуманизм в Нидерландах. Эразм и его “Похвала Глупости”.

21. Национально-исторические особенности испанского Возрождения.

22. Испанский плутовской роман. “Ласарильо с Тормеса”.

23. Панорама социальной действительности в романе Сервантеса “Дон Кихот”.

24. Образы Дон Кихота и Санчо Пансы.

25. Традиции и новаторство в романе Сервантеса “Дон Кихот”.

26. Лопе де Вега и его Фуэнте Овехуна”.

27. Лопе де Вега и его “Собака на сене”.

28. Национально-исторические особенности английского Возрождения. Его основные представители.

29. Вильям Шекспир: жизненный и творческий путь. Шекспировский вопрос.

30. Художественное своеобразие комедий Шекспира. Анализ одной из них.

31. Трагедия Шекспира “Ромео и Джульетта”.

32. Трагедия Шекспира “Гамлет”. Белинский и Тургенев о Гамлете.

33. Трагедия Шекспира “Отелло”.

34. Шекспир и его трагедия “Король Лир”.

35. Последний период в творчестве Шекспира. “Буря”.

36. Сонеты Шекспира.


 


[1] Грабарь-Пассек М. Античные сюжеты и формы в западноевропейской литературе. М., 1966. С.7.

[2] См.: Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная смеховая культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965, 1990; Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1984; Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.

[3] Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М. , 1990. С. 13.

[4] Жирмунская Н.А., Плавскин З.И. Предисловие //История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. М.,1987. С.5.

[5] История всемирной литературы: В 9т. М.,1984. Т.2. С.94.

[6] История всемирной литературы. М.,1985.Т.3.С.14—15.

[7] Там же. С.16.

[8] История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. М.,1987. С.157.

[9] Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1953. Т. 2. С. 424.

[10] Сервантесовские чтения. Л., 1985. С. 172.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.