ЕГО МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ВОЗРОЖДЕНИЯ
Методические рекомендации
для студентов 1 курса факультета романо-германской филологии и филологического факультета
Иваново
Издательство "Ивановский государственный университет"
Составитель: доктор филологических наук О. Ю. Анцыферова
Методическая разработка содержит общие рекомендации по изучению зарубежной литературы Средних веков и Возрождения, тематику лекций, планы семинарских занятий со списком источников по каждой теме, задания для самостоятельной работы, список вопросов к зачету, а также список художественных произведений для обязательного прочтения.
Учебно-методические рекомендации представляют 3-е издание, исправленное и дополненное в соответствии с новыми образовательными стандартами, и предназначены для студентов филологических факультетов университетов.
Печатается по решению методической комиссии факультета РГФ Ивановского государственного университета
Рецензент
Доктор филологических наук, профессор А. Н. Таганов (ИвГУ)
©Издательство "Ивановский государственный университет", 2006
ЦЕЛИ И ЗНАЧЕНИЕ КУРСА
ЕГО МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Приступая к изучению курса истории зарубежной литературы Средних веков и Возрождения, необходимо иметь в виду, что речь идет о части общего курса истории зарубежных литератур. Изучение данного периода необходимо не только для того, чтобы познакомиться с виднейшими литературными произведениями, созданными в Западной Европе с IV по ХVII вв., но и чтобы на самом материале уяснить основные закономерности всего мирового литературного процесса. Ознакомление с литературой Средних веков и Возрождения проливает свет на пути развития литературы Нового времени,позволяет проследить зарождение многих современных нравственных и культурных ценностей, истоки более поздних эстетических явлений. Вместе с тем, изучению настоящего курса должно предшествовать прочное усвоение античной литературы. Без этого невозможно понять культуру эпохи Возрождения, ориентированную на античность в своих идейно-эстетических исканиях. Античное наследие входило в качестве одного из важных компонентов и в средневековую систему знаний: “литература стран Западной Европы вплоть до ХIV в., а в некоторых странах и дольше, почти до XVII в., пользовалась в основном мифологическими сюжетамив их позднеантичномоблачении”[1].
Программа данного курса включает два тесно связанных раздела:
1) зарубежная литература Средних веков и
2) зарубежная литература эпохи Возрождения.
В процессе их изучения важно понять своеобразие каждой из этих эпох, проследить их преемственность, дать всестороннюю и объективную оценку вклада Средневековья и Ренессанса в развитие мировой культуры.
В последнее время взгляд на культуру Средневековья в науке динамично изменяется и углубляется. Кажется, еще не так давно господствовали представления о Средневековье как о "десяти веках мрака", времени духовной диктатуры церкви, которая подавляла всякое свободомыслие, препятствовала развитию правдивого и полнокровного отображения действительности в искусстве. Таким образом, смысл литературного процесса Средневековья сводился зачастую к постоянной борьбе светских и религиозных идей, причем влияние последних оказывалось, в основном, пагубным. Очень важно поэтому, чтобы при изучении средневековой литературы студент опирался на лекции, был особенно внимателен при выборе критической литературы. В работах М. М. Бахтина, А. Я. Гуревича, Д. С. Лихачёва[2] Средние века рассматриваются как важнейшая культурная веха в истории человечества, и снисходительное, упрощенное отношение к ней выглядит в наше время по меньшей мере как анахронизм. Культура Средних веков представлена в работах вышеперечисленных ученых как оригинальная художественная система, которую неверно было бы оценивать посредством критериев, выработанных другимиэпохами.
Для того, чтобы разобраться в литературном наследии Средневековья, студент должен уяснить для себя смысл таких категорий, как теория двух реальностей и связанный с ней символизм /аллегоризм средневекового художественного мышления, “этикетность” языка художественной литературы. Следует отдавать себе отчет в том, что средневековая культура—сложный, противоречивый сплав христианского мировоззрения, античных философских и художественных ценностей, народных и мифологических верований. Соотношение этих компонентов нужно мыслить не только как спор, но и как динамичное единство, всегда иметь в виду, что “многослойность и противоречивость сознания — достояние любого человека той эпохи”[3]. Следовательно, при анализе произведений нельзя догматически противопоставлять феодально-религиозные и народные идеи, выраженные в них. Такое противопоставление выглядит сомнительным не только в методологическом, но и в этическом плане, т.к. в последнее время в нашей стране серьезно пересматривается влияние христианства на духовную эволюцию человечества.
Как известно, идейно-художественное своеобразие произведений любой эпохи определяется в значительной степени той концепцией личности, которая в них утверждается. Учитывать этот фактор совершенно необходимо при изучении средневековой литературы. В Средневековье личность не выделялась из сословия. Анализируя образы литературных героев той поры, студент должен иметь в виду специфические формы типизации, выработанные в средневековой литературе: "Художественное сознание ориентируется на постижение человека как представителя определенного общественного сословия, игнорируя индивидуальные черты. Человек представляется либо в максимальном приближении к идеалу, либо в качестве представителя замкнутой в себе кастовой группы"[4]. В разговоре о героях средневековой литературы важно избегать упрощения и схематизации, оставаться на позициях историзма.
Приступая к изучению литературы Зрелого Средневековья /XI-XIV вв./, студент ознакомится с такими направлениями, как героический эпос, куртуазная литература, городская литература. При этом недостаточно говорить лишь о своеобразии этих феноменов, связывая его всякий раз с особенностями общественной среды, в которой возникло то или иное литературное направление. Важно понять, что "литературный процесс в Западной Европе XI-XIV вв. представлял собой не смену одного литературного направления, одного литературного феномена другим..., а непрерывное появление новых направлений, тут же вступающих в сложные соотношения со старыми"[5]. Поэтому так важно не ограничиваться лишь одним образцом того или иного жанра или направления, прочитав, скажем лишь один куртуазный роман или одно фаблио. Следует ознакомиться, хотя бы по хрестоматии, с несколькими произведениями данного направления или жанра, и их совокупность позволит, с одной стороны, проследить эволюцию жанра, а с другой — ощутить взаимопроникновение, взаимовлияние элементов куртуазной, городской, клерикальной литературы, народного творчества.
Приступая к изучению второго, большего раздела курса — к литературе эпохи Возрождения, студент должен, прежде всего, осознать, что Западная Европа в эту пору переживает величайший социокультурный переворот, когда уже началось разрушение феодального общества и расшатывалась духовная диктатура церкви. И этот период создавал 6лагоприятные условия для развития культуры. С точки зрения исторической науки все еще продолжаются Средние века (этот большой исторический период закончится только к XVII веку, с наступлением Нового времени). Однако перемены в искусстве и литературе, в самоосмыслении человека столь значительны, что в искусствоведении и литературоведении XIV—XVI века рассматриваются как особый период, который и получил название Возрождения, или Ренессанса. Разобравшись в сути социальных, идеологических сдвигов, характерных для всех стран Западной Европы XIV—XVI вв., следует принятьво внимание неравномерность,свойственную общественному развитию того времени, своеобразие исторического прошлого, фольклорных и литературных традиций. Поэтому перед анализом творчества отдельных писателей студент должен получить чёткое представление о национально-исторических особенностях Возрождения в той или иной стране.
Обращаясь к проблеме генезиса искусства Возрождения, студенту следует, с одной стороны, иметь в виду родство эстетики Ренессанса с античным искусством. Этот факт достаточно очевиден и знаменуется, к примеру, возвращением к аристотелевскому принципу мимесиса — подражания искусства природе. Что касается связи Ренессанса с культурой непосредственно предшествующей эпохи — Средневековья, то эта преемственность порой менее наглядна. Однако нельзя забывать о том, что ренессансная литература XIV-XVI вв. выросла из средневековой литературы, которая выступала в качестве её национального субстрата. Этот момент необходимо учитывать, давая общую характеристику эпохи Возрождения и анализируя творчество величайших представителей этой эпохи, которое в лучших своих образцах синтезирует традиции народной культуры и гуманистическую идеологию.
Студенту следует овладеть такими общеэстетическими понятиями, как гуманизм (как обозначение оформленного идейного движения), ренессансный индивидуализм и связанная с ним двойственность идеалов Возрождения, реабилитация плоти. Ключевыми для осмысления искусства новой эпохи могут считаться такие понятия, как историзм и реализм. Определяя последние два литературоведческих термина, студент должен понимать, что в контексте курса он оперирует этими чрезвычайно широкими понятиями в одном из их конкретно-исторических проявлений. Поэтому речь должна идти о тенденции к историзму в смысле стремления понять о6щий дух изображаемой эпохи без попыток воссоздать “местный колорит”, открытый уже позже романтиками[6]. Что касается ренессансного реализма, то его исходным пунктом можно считать “рассмотрение человека в пространственной и временной связи с изменяющимся миром”[7]. От более поздних разновидностей реализма его отличает титанизм образов, широта показа жизни при концентрированном ее отображении, введение элементов фантастики и гротеска в целях широкого синтетического обобщения, огромный положительный пафос и т.д.
Курс литературы Средних веков и Возрождения отличается масштабностью как в плане хронологической протяжённости (около 12 веков), так и в плане колоссальной художественной ценности ее вклада в историю мировой культуры. Количество же часов отведённых на этот курс сравнительно невелико. Поэтому зачастую приходится останавливаться лишь на вершинных литературных явлениях, менее значительные имена и названия лишь упоминаются в обзорных лекциях. Углублённому ознакомлению с крупнейшими произведениями способствует их подробныйанализ на лекциях сочетающий самые разнообразные методы: историко-культурный, биографический, сравнительно-типологический, структурный, элементы рецептивной эстетики и нарратологии и др. В этом же русле, но с большей долей самостоятельной работы студентов, проводится тщательный анализ ряда произведений на практических занятиях. Часть тем курса выносится на самостоятельное изучение с указанием необходимой литературы.
Прочность знаний, полученных в курсе истории зарубежной литературы Средних веков и Возрождения, вкупе с прочтением художественных текстов, проверяются на зачёте в конце 2 семестра, а также в ряде письменных проверочных работ в ходе учебного процесса.
Богатство литературы западноевропейского Средневековья и Возрождения составляет неотъемлемую часть подготовки будущего учителя-филолога. Дело здесь не только в том, что в этом курсе изучается ряд произведений,включённых в школьную программу ("Гамлет" Шекспира, "Дон Кихот" Сервантеса). В эту эпоху уходят своими корнями такие жанры, как роман, новелла, сонет и др. Кроме того, знание этого курса необходимо для любого образованного человека, стремящегося реализовать себя в условиях современного мультикультурного общества, требующего от своих членов не только широты кругозора, но и гибкости и навыков к участию в "диалоге культур".
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
I. Тематика лекций
1. Введение в литературу Средних веков. Хронологические границы, периодизация. Основные факторы, оказавшие влияние на средневековую культуру Западной Европы. Средневековая картина мира и концепция личности. Своеобразие художественного мышления эпохи. Значение средневековой культуры.
2. Героический эпос Зрелого Средневековья, его отличие от более ранних форм эпоса. Основные темы и своеобразие их художественного воплощения в “Песни о Роланде”, “Песни о Сиде”, “Песни о Нибелунгах”.
3. Куртуазная литература. Куртуазия как идеал рыцарской доблести, его исторические и идеологические предпосылки. Новая концепция любви, культ Прекрасной Дамы. Лирика трубадуров. Рыцарский роман, его жанровая эволюция. Связь куртуазной литературы с клерикальной и городской литературой, с народным творчеством. Предгуманистические тенденции в куртуазной литературе.
4. Городская литература. Её идейно-художественное своеобразие. Малые жанры городской литературы: фаблио, шванки. Аллегорический и животный эпос. Влияние народного творчества, рыцарской, клерикальной литературы. Эволюция городской литературы и её значение.
5. Творчество Данте Алигьери. “Новая жизнь”, традиции трубадуров в поэзии Данте. “Божественная комедия”—вершина творчества Данте и рубеж в развитии европейской литературы. Двойственность и противоречивость мировоззрения Данте. Специфика его художественного мышления. Место Данте в мировой литературе.
6. Эпоха Возрождения. Классики литературоведения и искусствоведения о ней. Гуманизм как идейное движение эпохи. Борьба гуманистов за новую культуру. Значение античности и средневековья для формирования новой культуры. Двойственность идеалов Возрождения. Эстетика Возрождения. Особенности реализма.
7. Национально-исторические особенности итальянского Возрождения, его этапы. Основные представители. Творчество Франческо Петрарки.Особенности гуманизма Петрарки. Латинские трактаты и поэмы. Борьба духовного и чувственного начал, acidia как психологическая особенность человека Нового времени. Сонеты к Лауре, их место в европейской любовной лирике, в истории европейского стихосложения.
8. Творчество Джованни Боккаччо. Особенности гуманизма Боккаччо, место средневековой традиции в его творчестве. Тема преображающей любви в ранних произведениях. Особенности психологизма во “Фьяметте”. “Декамерон” как яркое проявление ренессансного гуманизма. Особенности композиционной структуры и идейного содержания. Тематика новелл. Связь с предшествующими литературными традициями. Развитие жанра новеллы. Значение “Декамерона”.
9. Национально-исторические особенности Возрождения во Франции. Франциск I и итальянские гуманисты. Реформация и история её взаимоотношений с гуманизмом.
10. Франсуа Рабле и его роман “Гаргантюа и Пантагрюэль”. Идеи гуманизма в романе. Значение народной культуры Средневековья для художественной системы Рабле. Главные образы романа и их эволюция. М. М. Бахтин о романе Рабле: карнавальное начало, гротескный реализм, природа смеха Рабле.
11. Деятельность “Плеяды”. Литературно-эстетические воззрения “Плеяды”. Соотношение традиций и новаторства в создании национальной французской поэзии. Творчество Пьера де Ронсара. Основные циклы любовной лирики.
12. Общая характеристика Возрождения в Испании. Особенности социально-экономического положения страны. Гуманизм и католическая реакция Народно-демократический характер испанского Возрождения. Основные жанры “золотого века” испанской литературы.
13. Плутовской роман: возникновение и эволюция жанра. Плутовской роман и традиции античного романа. “Жизнь Ласарильо с Тормеса”.
14. Творчество Мигеля Сервантеса де Сааведры. “Дон Кихот”. Авторский замысел и воплощение. Система образов. Трагикомизм образа Дон Кихота. Реализм Сервантеса. Жанрово-композиционные особенности романа. Место “Дон Кихота” в эволюции романного жанра. "Дон Кихот" как первый роман о литературе.
15. Возрождение в Англии. Особенности социально-экономического положения страны. Идейное своеобразие английского гуманизма. Основные литературные формы английского Возрождения. Основные представители.
16. Творчество Вильяма Шекспира. Шекспировский вопрос. Периодизация творчества. Жанровое своеобразие хроник Шекспира. Историзм Шекспира. Комедии Шекспира, их истоки. Уникальность шекспировского комизма. Ранняя трагедия Шекспира “Ромео и Джульетта”. Великие трагедии “Гамлет”, “Отелло”, “Король Лир”, художественное и философское осмысление мира в них. Категория трагического в эстетике Шекспира. Последний период творчества. Жанровое и идейное своеобразие последних пьес Шекспира. Лирика Шекспира. Значение шекспировского наследия. Шекспир и Россия.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|