Сделай Сам Свою Работу на 5

Расходы и доходы организаций: классификации финансовые методы управления.





 

Под расходами предприятия понимается уменьшение экономических выгод в результате выбытия денежных средств, иного имущества и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала.

В целях управления затратами используются различные классификаторы затрат. Некоторые из них, необходимые для организации системы управления затратами и планирования:

Все денежные расходы предприятия группируются по трем признакам:

расходы, связанные с извлечением прибыли (затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и инвестиции);

расходы, не связанные с извлечением прибыли (расходы на потребление, социальную поддержку работников, благотворительность и другие гуманитарные цели);

принудительные расходы (налоги и налоговые платежи, отчисления на социальное страхование, расходы по обязательному личному и имущественному страхованию, созданию обязательных резервов, экономические санкции).

При составлении Отчета о прибылях и убытках расходы классифицируются на:

• расходы по обычным видам деятельности (расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг, управленческие и коммерческие расходы); Сюда же относятся управленческие и коммерческие расходы.



прочие расходы (расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции; проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов); штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;чрезвычайные расходы (возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т. п.).

В соответствии с признаком однородности затраты по основной деятельности группируются по элементам:

материальные затраты; (на семена, посад. материал, корма, удобрения…).

затраты на оплату труда;

отчисления на социальные нужды (социальный налог);

амортизация; (в сельском хозяйстве, кроме общепринятых сумм амортизационных отчислений на полное восстановление зданий, сооружений, отражаются также расходы на закладку многолетних насаждений, расходы по формированию основного стада).



прочие затраты (в сельском хозяйстве отражаются такие специфические отраслевые расходы, как затраты на пуско-наладочные работы, связанные с введением в эксплуатацию животноводческих комплексов, птицефабрик, затраты по искусственному осеменению животных, осуществлению ветеринарно-санитарных мероприятий и т. п.)

По отношению к объему производства затраты делятся на постоянные и переменные.

Постоянными - арендная плата по взятым в аренду основным фондам, амортизация собственных основных фондов, зарплата администрации и обслуживающего персонала, коммунальные услуги, почтово-телеграфные услуги, налоги и др.

Переменныезатраты на сырье, материалы, комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо и энергию на технологические цели, зарплата основных рабочих, затраты на ремонт и обслуживание оборудования.

Классификация по объектам затрат: продукция, вид услуг, вид работ.

По способу отнесения на себестоимость объектов затраты делятся на прямые и косвенные.

В системе бухгалтерского учета к прямым расходам относятся расходы, которые можно прямо, по первичному документу, отнести на себестоимость единицы изделия (например, материалы, из которых изготавливаются конкретные изделия). К косвенным расходам относятся расходы, которые невозможно в момент их возникновения соотнести с конкретными видами изделий. Такие расходы предварительно накапливаются на отдельных счетах, затем в конце отчетного периода они распределяются между видами продукции пропорционально выбранной базе (например, основной заработной плате рабочих или прямым материальным затратам). Например, затраты на содержание зданий и оборудования, их ремонт, заработная плата аппарата управления и вспомогательного персонала.



При принятии финансовых решений в области налогообложения прибыли особое значение имеет деление затрат на нормируемые и ненормируемые. К нормируемым затратам относятся затраты, которые в целях исчисления налогооблагаемой прибыли принимаются в пределах установленных норм.

 

Доходами организации (кроме кредитных и страховых организаций) признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и/или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества),

Доходы организации в зависимости от их характера, условий получения и предмета деятельности организации подразделяются на:

доходы от обычных видов деятельности (выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг);

прочие поступления:

- поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

- поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

- проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.

- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

- курсовые разницы;

- прочие внереализационные доходы.

- чрезвычайные доходы, (т. е. поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т. п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т. п.)

Классифицируют доходы и по направлению деятельности организации:

• доходы от основной деятельности — это выручка от реализации продукции (работ, услуг);

• доходы от инвестиционной деятельности — это финансовый результат от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг;

• доходы от финансовой деятельности — это доходы, полученные от размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия

Управления расходами и доходами организаций заключаются в своевременном и квалифицированном их анализе и планировании.

2. Экономическое содержание, функции и виды прибыли. Формирование, распределение и использование прибыли.

Прибыль — особый систематически воспроизводимый ресурс организации, конечная цель осуществления бизнеса, основной внутренний источник развития и роста рыночной стоимости организации; индикатор кредитоспособности и конкурентоспособности организации; гарантия выполнения организацией своих обязательств перед государством, источник удовлетворения социальных потребностей общества.

Значение прибыли в деятельности хозяйствующих субъектов можно конкретизировать ее функциями:

Прибыль как мера эффективности производства Прибыль и рентабельность являются основными показателями успешной деятельности предприятия.

Стимулирующая функция Прибыль позволяет получать не только личный доход собственникам предприятия, но и создает возможности расширения деятельности предприятия.

Социальная функция прибыли Прибыль выступает источником формирования бюджетов различных уровней, поступая в них в виде налогов, и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, для реализации государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и других программ.

В Отчете о прибылях и убытках, выделены следующие виды прибыли:

• валовая прибыль — разность между нетто-выручкой от продажи товаров, продукции (работ, услуг) и себестоимостью проданных товаров (работ и услуг);

• прибыль (убыток) от продаж — валовая прибыль, уменьшенная на сумму коммерческих и управленческих расходов;

• прибыль (убыток) до налогообложения - прибыль от продаж, увеличенная на суммы прочих доходов (проценты к получению, доходы от участия в других организациях, прочие операционные и внереализационные доходы) за вычетом соответствующих расходов (проценты к уплате, прочие операционные и внереализационные расходы);

• чистая прибыль (убыток) (ЧП) — прибыль (убыток) до налогообложения, уменьшенная на величину отложенных налоговых обязательств (ОНО), текущего налога на прибыль и увеличенная на сумму отложенных налоговых активов за отчетный период (ОНА), т.е. ЧП = Прибыль до налогообложения - Текущий налог на прибыль + ОНА – ОНО.

Моментом не менее важным, чем получение прибыли является ее распределение.

В ходе использования прибыли, полученной сельскохозяйственным предприятием, осуществляется ее распределение. Выделяют следующие этапы этого процесса.

1. Производится определение суммы прибыли, которая подлежит налогообложению. В рамках льготного налогообложения сельского хозяйства от уплаты налога на прибыль освобождена прибыль, полученная от с/х деятельности. Из прибыли полученной от прочей деятельности уплачивают налоги в соответствии с законодательством. После их уплаты образуется прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия.

2. Часть прибыли направляется на приумножение материальных и нематериальных активов предприятия, укрепление его материально-технической базы, т е на накопление.

3. Часть прибыли предприятия выплачивают работникам и собственникам, т е расходуют на потребление. Это может быть строительство объектов непроизводственного назначения; проведение оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и т. п. материальное поощрение работников; оказание материальной помощи рабочим и т. п.

Направления использования прибыли определяются либо учредительными документами, либо учетной политикой организации.

 

Планирование себестоимости производства продукции.

Расходы на производство и реализацию продукции, формирующие ее себестоимость, — один из важнейших качественных показателей коммерческой деятельности предприятий. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяет размер прибыли предприятия, а следовательно, и налоговых отчислений в бюджет. Поэтому в процессе финансового планирования большое внимание уделяется прогнозированию себестоимости продукции.

Плановый объем затрат рассчитывают исходя из намечаемой структуры (номенклатуры и ассортимента) продукции и объема ее производства. Основными методами планирования затрат являются следующие: метод прямого счета, нормативный метод, факторный метод, планирование затрат в системах «стандарт-кост» и «директ-костинг» и др.

Процесс планирования с/ст:

Первоначально, предприятие методом прямого счета определяет по статьям калькуляции затраты на производство отдельных видов продукции. При этом плановые затраты рассчитываются либо путем корректировки ожидаемых затрат отчетного года, либо путем корректировки норм отчетного года (на предприятиях, применяющих нормативный метод). После определения плановых затрат на производство отдельных видов продукции по статьям калькуляции и определения полной себестоимости всей товарной продукции на предприятии разрабатывается плановая смета затрат на производство по элементам затрат. Смета затрат увязывается с калькуляцией себестоимости товарной продукции посредством составления свода затрат на производство, в котором расходы по калькуляционным статьям подразделяются на первичные экономические элементы. Это дает возможность проверить все расчеты, составленные различными методами.

Себестоимость реализуемой продукции не равна полной себестоимости. Разница между полной себестоимостью и себестоимостью реализуемой продукции равна остаткам нереализованной продукции на складе на конец и начало года. Затраты на реализуемую продукцию (Зр.п) рассчитываются по формуле:

Зр.п = О1 + Т- О2 + В,

где О1 — остатки нереализованной продукции на начало планируемого периода по производственной себестоимости;

Т — товарный выпуск планируемого года по производственной себестоимости;

О2 — остатки нереализованной продукции на конец планируемого года по производственной себестоимости;

В — коммерческие и управленческие расходы в планируемом году (если они списываются на реализацию, минуя счет «основное производство»).

При этом составы остатков на конец и начало планируемого периода различаются по сумме, они также неодинаковы при различных методах учета и планирования выручки от реализации продукции.

Планирование выручки от реализации продукции, работ и услуг.

К основным методам планирования выручки относят метод прямого счета, расчетный метод, метод, основанный на использовании порога рентабельности, пофакторный метод и др.

Метод прямого счета. Объем реализации подсчитывается по каждому виду продукции в отдельности в отпускных ценах, затем результаты складываются. Этот метод применяется в случае, когда имеются заказы потребителей на все виды продукции на плановый период, заключены договоры с потребителями, в которых указаны количество поставляемой продукции и цена ее реализации.

Если объем производимой продукции подвержен колебанию, то для планирования выручки используется расчетный метод.

Расчетный метод. Плановая величина выручки от реализации (ВРПЛ) определяется исходя из величины ожидаемых остатков нереализованной продукции на начало и на конец планового периода, а также из величины прогнозируемого выпуска товарной продукции в плановом периоде (ТППЛ). При этом расчет плановой величины выручки от реализации зависит от метода учета выручки.

Так, величину выручки от реализации продукции по методу отгрузки в плановых финансовых расчетах можно определить по следующей формуле:

ВРпл = ТППЛ + ΔО1 + ΔО2,

где ΔО1, — изменение остатков готовой продукции на складе на конец планируемого периода по сравнению с началом в продажных ценах;

ΔО2 — изменение остатков товаров отгруженных, учитываемых на счете 45, на конец планируемого периода по сравнению с его началом в продажных ценах.

Величина выручки от реализации продукции по методу оплаты в плановых финансовых расчетах может быть определена по формуле:

ВРпл = ТППЛ + ΔО1 + ΔО2 + ΔО3,

где ΔО3 — изменение остатков товаров отгруженных, не оплаченных покупателями (счет 62) на конец планируемого периода по сравнению с началом в продажных ценах.

Метод, основанный на использовании порога рентабельности. Рассчитывается минимальный объем реализации (Omin), покрывающий затраты на производство и реализацию, т.е. точка безубыточности, причем как в единицах продукции, так и в денежном выражении.

Формулы расчета соответственно следующие:

Qmin = F/(P - а) и Qmin = F/(P-b),

где F— постоянные затраты, необходимые для деятельности предприятия;

Р — цена единицы продукции;

а — величина переменных затрат на единицу товара;

b — доля переменных затрат в базовой выручке.

 

Выручку от продаж определяют исходя из объема реализации продукции (товаров, работ, услуг) и применяемых цен.

Объем товарной продукции в с/х определяется как разница м/у валовым произв-ом и внутриотраслевым оборотом. Кол-во реализованной в с/х предприятиях продукции не равно произведенной. Часть продукции образует внутриотраслевой оборот, т е используется внутри предприятия.

Реализационные цены это второй фактор, который на ряду с объемом товарной продукции, предопределяет размеры получаемой выручки. В отрасли с/х как и в других отраслях материального произ-ва, распостранены 3 основных вида цен: государственные (закупочные), договорные и свободные рыночные цены. Каждой из названных цен соответствует определенный канал реализации продукции. Так государственные цены используются при реализации продукции государству, в рамках гос заказа (при реализации продукции государству сельскохозяйственному предприятию гарантируется ее сбыт и свое временная оплата выполненного госзаказа. Однако уровень государственных цен значительно ниже свободных рыночных, а обязательность и даже принудительность госзаказа лишает сельскохозяйственных товаропроизводителей хозяйственной свободы и самостоятельности). Договорные цены — при договорных поставках продукции (их разновидностью являются межхозяйственные расчетные цены, устанавливаемые на молодняк, передаваемый для доращивания и откорма в специализированные хозяйства, животноводческие комплексы). Свободные рыночные цены используются при реализации излишков сырья и продовольствия на колхозных рынках. (Свободная реализация продукции на колхозных рынках позволяет товаропроизводителю самому участвовать в формировании цены, в определении объемов реализации, в изменении цен и объемов с целью поиска большей выгоды для себя. (Однако напомним, что свободная реализация всецело подчинена законам рынка, рыночной конъюнктуре, состоянию спроса и предложения на рынках продовольствия, сбыт товаров в таких условиях не всегда гарантирован.)

 

Планирование финансовых результатов предприятия

Экономически обоснованное определение размера прибыли имеет большое значение для предприятия, позволяет правильно оценить его финансовые ресурсы, размер платежей в бюджет, возможности расширенного воспроизводства и материального стимулирования работников.

Планирование прибыли проводится раздельно по всем видам деятельности предприятия (организации).

В планировании прибыли используются следующие основные методы: метод прямого счета и аналитический метод.

Метод прямого счета. Прямой счет основан на том, что количество реализуемой продукции (объем продаж) по каждой номенклатурной позиции умножают последовательно на цены реализации и на себестоимость каждой единицы. Разность между суммами обоих произведений по всем позициям номенклатуры составляет планируемый объем прибыли.

Аналитический метод. Базой расчета служат затраты на 1 тыс. руб. товарной продукции, базовая рентабельность, а также совокупность отчетных показателей деятельности предприятия (факторный метод).

Т о существуют 3 разновидности аналитического метода:

1.С учетом затрат на 1 тыс. руб. товарной продукции прибыль планируют по всему выпуску товарной продукции.

Пример. Выпуск товарной продукции в ценах реализации в плановом году составит 300 млн руб. Затраты на 1 тыс. руб. этой продукции равны 900 тыс. руб. Валовая прибыль на 1 тыс. руб. выпуска продукции достигнет 100 руб. (1000 - 900), на весь товарный выпуск — 30 млн руб. (300 х 100/1000).

2. К аналитическому методу относят также планирование прибыли на основе базовой рентабельности. Базовая рентабельность — отношение валовой прибыли по товарной Продукции к ее себестоимости за отчетный год. В целях сопоставления с плановым годом всю ожидаемую валовую прибыль за отчетный год корректируют на изменение цен. Кроме того, из нее исключают часть, приходящуюся на продукцию, которую в плановом году снимают с производства.

3. При расчете прибыли анализируют влияние на нее изменений по сравнению с отчетным годом отдельных факторов: себестоимости продукции, ее ассортимента и качества, цен реализации. Расчет ведется поэтапно.

1. С помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль планируемого года на объем товарной продукции планируемого года, но по базисной себестоимости.

2. Рассчитывается изменение (+,-) себестоимости продукции в планируемом году.

3. Определяется влияние изменения ассортимента, качества, сортности продукции.

4. После обоснования цены на готовую продукцию планируемого года определяется влияние роста (или снижения) цен.

5. Влияние на прибыль всех перечисленных факторов суммируется.

 

Для определения общей суммы прибыли от продаж полученный результат корректируют на изменение прибыли в переходящих остатках готовой продукции.

Для получения общей прибыли к прибыли от реализации продукции (работ, услуг) прибавляют (вычитают) сальдо прочих доходов и расходов.

Результаты прогнозных расчетов переносятся в проект Отчета о прибылях и убытках. Затем может формироваться прогнозный баланс и, наконец, финансовый план.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.