Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности финансовой системы РФ. Тенденции развития финансовой системы РФ. Принципы организации.





Финансы

 

Финансы: их сущность и роль в системе денежных отношений рыночной экономики.

 

Финансы - это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Централизованные финансы – экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах.

Децентрализованные финансы - денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий.

Финансы - это не деньги, а экономическая катего­рия, которая выражает отношение между людьми по поводу денег. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.



Сущность финансов проявляется в их функциях. Функции финансов отражают формы проявления финансов и их назначении и роль в обществе. Финансы выполняют мобилизационную, контрольную и распределительную и регулирующую функции.

1. Мобилизационная функция - состоит в аккумулировании в руках государства ресурсов, необходимых для выполнения его функций в рыночной экономике. Выражается через процесс образования (накопления, мобилизации) денежных средств, необходимых для функционирования любой хозяйственной системы.

2. Контрольная функция - реализуется в связи с использованием экономическими субъектами государственных средств и уплатой ими налогов. Данная функция проявляется в контроле государства за производством, распределением и обменом производимого в экономике продукта. Государство контролирует, в частности, насколько своевременно финансовые средства поступают в распоряжение экономических субъектов, а также эффективность их использования.



3. Распределительная функция – осуществляется во всех сферах общественной жизни. С её помощью распределяется новая стоимость (на микроуровне) и перераспределение (на макроуровне).

Таким образом, распределительная функция позволяет образовывать денежные фонды на микро- и макроуровне, образование денежных фондов целевого назначения, осуществлять межотраслевое, межтерриториальное перераспределение фондов между социальными группами, создание резервов на всех уровнях.

4. Регулирующая функция - связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства.

Финансы отражают уровень развития производительных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни.

Роль финансов в условиях рыночной экономики вытекает из того, что государство и предприятия являются полноправными участниками рынка капиталов, выступая в роли кредиторов и заемщиков. Правильная организация финансов позволяет быстро реагировать на изменение ситуации на рынке, приспосабливаться к новым условиям, использовать альтернативные финансовые инструменты, выполнять налоговые и другие денежные обязательства.

Кроме того, финансы играют важную роль в привлечении инвестиций, причем, не только в реальный сектор экономики, но и человеческий фактор (образование, здравоохранение, культуру, спорт), создании благоприятных условий для функционирования рынка капиталов.



Роль финансов в решении социально-экономических задач заключается в обеспечении необходимыми источниками финансирования социально-экономической сферы, достижении сбалансированности между экономической эффективностью и социальной справедливостью.

 

 

Финансовая система: понятие, структура, основные подсистемы и элементы.

Назначение системы.

Финансовая система - это форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта; - это совокупность всех финансовых отношений в стране. Финансовая система представляет собой совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются, используются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государств.

В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято подразделять на сферы централизованных финансов и децентрализованных финансов. Централизованные финансы – экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах. Децентрализованные финансы - денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий.

Финансовая система имеет следующую структуру:

1.централизованные финансы, к которым относят такие звенья:

1.1.федеральный бюджет,

1.2.региональные бюджеты,

1.3.местные бюджеты

1.4.внебюджетные фонды,

2.децентрализованные финансы, включающие следующие звенья:

2.1.финансы предприятий

2.2.финансы домашних хозяйств.

Подсистемы (элементы):

1.централизованные финансы (общегосударственные)

1.1.гос.бюджет – централизованный фонд денежных средств государства и выражает экономические отношения по перераспределению национального дохода.

1.2.внебюджетные фонды – средства Федерального правительства и региональных властей, связанные с финансированием целевых расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые имеют налоговую природу.

1.3.гос.кредит – отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств различных субъектов на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Особенность государственного кредита заключается в том, что аккумулируемые финансовые ресурсы не участвуют в воспроизводстве материальных ценностей, а используются для покрытия бюджетного дефицита. Обращение государственных долговых обязательств на рынке ценных бумаг служит объектом регулирования со стороны государственных институтов и ЦБ методами кредитно-денежной политики.

1.4.фонды имущественного и личного страхования

1.5.фондовый рынок

2.Финансы предприятия

2.1.государственные

2.2.муниципальные

2.3.акционерные

2.4.арендные

2.5.частные

2.6.общественные

3. Финансы домашних хозяйств.

 

Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджет­ные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем на­правляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих органи­заций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.).

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финан­сам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, произво­дятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

Особое значение в системе децентрализованных финансов и во всех финансовой системе развитых стран мира имеют финансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах.

Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в форми­ровании платежеспособного спроса страны. Чем больше доходы населения, тем выше его спрос на различные виды материальных и нематериальных благ и тем большие возможности для развития экономики, социальной сферы.

Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также го­сударственным и муниципальным кредитом. Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

 

 

Особенности финансовой системы РФ. Тенденции развития финансовой системы РФ. Принципы организации.

Для России как государства с административно-территориальным делением характерна иерархическая вертикаль органов регионального управления во главе с центром.

Действующая бюджетная система РФ состоит из 3 звеньев: федеральный бюджет, региональные бюджеты (республиканские, краевые, областные, автономной области, автономных округов, г. Москвы и Санкт-Петербурга) и местные бюджеты (их около 29 тыс., в т.ч. районные, поселковые, городские, сельские).

Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий бюджет со своими доходами и расходами не включается в вышестоящий бюджет. С целью планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет – статистический сводный бюджет, который объединяет финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы.

Государственные финансы, осуществляемые за счет бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение НТП, повышение эффективности производства, и на этой основе – рост жизненного уровня народа.

Финансовая система РФ:

I. Централизованные финансы:

1. Государственные финансы:

а. бюджетная система:

- федеральный бюджет;

- бюджеты субъектов РФ;

- муниципальные бюджеты;

- внебюджетные фонды (фонды социального назначения и фонды экономического назначения)

б. государственный кредит.

2. Муниципальные финансы: а. муниципальный кредит.

II. Децентрализованные финансы:

1. Финансы домохозяйств;

2. Финансы организаций:

- финансы коммерческих организаций;

- финансы некоммерческих организаций;

- финансы финансовых посредников.

Федеративное устройство России включает три уровня управления: федеральный уровень, уровень субъектов Федерации и местный уровень. Бюджетная система, соответственно, также включает три уровня:

1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

2. Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты региональных государственных внебюджетных фондов.

3. Бюджеты органов местного самоуправления.

Государственный бюджет – главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

В качестве самостоятельного звена в системе государственных и муниципальных финансов выделяют государственный и муниципальные кредиты. Они обслуживают функционирование средств бюджета и внебюджетных фондов и выступают как: способ финансирования дефицита бюджета, а также бюджетов внебюджетных фондов; средство покрытия временной недостаточности финансовых ресурсов для исполнения бюджетов внебюджетных фондов.

Государственные внебюджетные фонды – это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение.

Интенсивное развитие финансового сектора России, происходившее в последнее десятилетие, диктует необходимость постоянного изменения реализуемой стратегии роста с учетом глобальных тенденций рынка.

 

Государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования: цели, задачи, порядок формирования и расходования финансовых ресурсов. Роль внебюджетных фондов в системе финансов.

 

Внебюджетные фонды – это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение – расширять социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей социальной инфраструктуры. Важнейший среди социальный фондов – Пенсионный фонд, средства которого формируются за счет страховых взносов работодателей и работающих, дотации из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций фонда. Средства Пенсионного фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий. К социальным относятся также Фонд социального страхования, а также Федеральный и территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Пенсионный фонд РФ

В соответствии с законодательством РФ финансирование выплат пенсий с 1991г поручено осуществлять ПФ России как самостоятельному финансово-кредитному учреждению, образованному в целях государственного управления денежными средствами пенсионного обеспечения.

Источники формирования средств ПФ:

· Средства, аккумулированные посредством внесения единого социального налога;

· Средства федерального бюджета, которые предназначены для выплат пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам;

· Добровольные взносы юр. и физ. лиц;

· Доходы от коммерческих операций.

Используются на:

· На выплату пенсий (трудовых по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет)

· Оказание помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам

· Выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет

· Повышение пенсий в связи с изменением индексов стоимости жизни

· Содержание органов управления, развитие материально-технической базы фонда

· Участие в финансировании программ по социальной поддержке пенсионеров, инвалидов, детей

· Осуществление коммерческих операций фонда

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.