Сделай Сам Свою Работу на 5

Для специальности «Дошкольное образование. Практическая психология»





Семинарское занятие № 1

Тема: «Основные понятия клинической психологии»

Вопросы для обсуждения:

1. Понятия здоровья и болезни. Признаки болезни. Категория нормы и патологии применительно к болезни и здоровью.

2. Внутренняя картина здоровья и внутренняя картина болезни. Уровни ВКЗ и ВКБ.

3. Болезнь как психологический феномен.

4. Концепция «преодоления болезни».

 

Практические задания:

1. Обследуйте одного испытуемого с помощью опросников «Личностный опросник Бехтеревского института (ЛОБИ)» и методики неоконченных предложений. Определите ведущий тип отношения к болезни у испытуемого. Составьте психологическое заключение и определите задачи психологической помощи.

2. Предложите испытуемым изобразить (нарисовать) свою болезнь. Определите, как в рисунках отражаются уровни внутренней картины болезни (сенсорный, аффективный, когнитивный, регулятивный).

3. Изобразите с помощью кругов Эйлера соотношение понятий «здоровье» и «болезнь», «ВКЗ» и «ВКБ».

4. Заполните следующую таблицу (на примере любого знакомого Вам заболевания, желательно из собственного опыта)

 



Таблица – Уровни объективной и субъективной картины болезни

 

Уровень Объективная (клиническая) картина болезни Субъективная (внутренняя) картина болезни
Чувственный    
Эмоциональный (аффективный)    
Когнитивный (интеллектуальный)    
Мотивационный, поведенческий    

 

5. Определите норму продолжительности ночного сна:

· статистическая норма – определяется посредством опытных среднеарифметических данных;

· идеальная норма – определяет состояние совершенства;

· социальная норма – определяет нормы поведения, принятые в обществе;

· субъективная норма – определяет норматив для каждого человека, приемлемый для него.

 

Литература: (*обязательная литература)

1. *Абрамова, Г. С. Психология в медицине / Г.С. Абрамова,
Ю.А. Юдчиц. – М. : Кафедра-М, 1998. – 272 с.

2. Блейхер, В.М. Анализ сновидений как метод исследования ВКБ / В.М. Блейхер, С.Н. Боков // Психологическая диагностика отношений к болезни при нервно-психической и соматической патологии. – Л., 1990.



3. Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. – М.: Мысль, 1988. – 301 с.

4. *Каган, В.Е. Внутренняя картина здоровья – термин или концепция / В.Е. Каган // Вопросы психологии. – 1993. – № 1.

5. Калитиевская, Е.Р. Психическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию / Е.Р. Калитиевская // Психология с человеческим лицом. – М. : Мысль, 2002. – С. 230–238.

6. *Клиническая психология / под ред. М. Перре, У. Бауманна. – СПб.: Питер, 2002.–1312 с.

7. *Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология /
В.Д. Менделевич. – М.,1999. – 592 с.

8. Николаева, В.В. Влияние хронической болезни на психику /
В.В. Николаева. – М., 1987. – 168 с.

9. *Поляков, Ю.Ф. Клиническая психология: состояние и проблемы / Ю.Ф. Поляков // Вестник Моск. ун-та. – 1996. – № 2.

Семинарские занятия № 2–3

Тема «Психогенные заболевания и психосоматические расстройства»

Вопросы для обсуждения:

1. Психосоматическая проблема в истории психологии. Понятие психосоматического типа.

2. Понятие психосоматических расстройств. Концепции психосоматических расстройств.

3. Клинико-психологическая классификация и характеристика психосоматических расстройств.

4. Механизмы и типы психологической защиты у психосоматических больных.

5. Психологические особенности личности больных с психосоматическими расстройствами.

На данном занятии студенты представляют рефераты по проблеме.

Семинарское занятие № 4

Тема «Психологическая характеристика больных с соматическими заболеваниями»

Вопросы для обсуждения:

1. Психологическая характеристика больных с онкологической патологией.



2. Психологическая характеристика больных с акушерско-гинекологической патологией.

3. Психологическая характеристика больных с сердечно-сосудистой патологией.

4. Психологическая характеристика больных с хирургической патологией.

На данном занятии студенты представляют рефераты по проблемам психосоматики.

Семинарское занятие № 5

Тема «Исследование высших психических функций при психопатологии»

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика патопсихологического обследования.

2. Методики патопсихологического обследования.

 

Литература (вся литература обязательна для изучения):

1. Блейхер, В.М. Практическая патопсихология : руководство для врачей и мед. психологов / В.М. Блейхер, И.В. Крук, С.Н. Боков. – Ростов н/Д : Феникс, 1986. – 448 с.

2. Зейгарник, Б.В. Патопсихология / Б В. Зейгарник. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1986. – 287 с.

3. Карвасарский, Б.Д. Клиническая психология / Б.Д. Карвасарский. – СПб.: Питер, 2006. – 960 с.

4. Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии / С.Я. Рубинштейн. – М., 1986.

Перечень патопсихологических методик, обязательных для усвоения студентами специальности «Дошкольное образование. Практическая психология»

1. Доски Сегена

2. Корректурная проба

3. Классификация

4. Счет по Крепелину

5. Исключение предметов

6. Простые аналогии, сложные аналогии

7. Соотношение метафор, пословиц и фраз

8. Толкование сюжетов

9. Установление последовательности событий

10. Заучивание 10 слов

11. Опосредованное запоминание

План изложения каждой методики:

· Название, цель методики (на что направлена, что она выявляет)

· Материал, предлагаемый испытуемому

· Инструкция испытуемому

· Этапы проведения методики

· Форма фиксации результатов в протоколе

· Выводы, которые можно сделать на основании методики.

По результатам изучения данной темы составить следующую таблицу

Название методики, ее цель Варианты ответов испытуемых (краткое описание)
Олигофрения Шизофре-ния Маниакально-депресив-ный психоз Эпилеп-сия Послед-ствия ЧМТ
Доски Сегена          
Корректур-ная проба          
Класси-фикация          
Продолжение таблицы
Счет по Крепелину          
Простые и сложные аналогии          
Соотноше-ние метафор, пословиц и фраз          
Толкова-ние сюжетов          
Установление последо-вательнос-ти событий          
Заучивание 10 слов            
Опосредо-ванное запомина-ние          

Примечание: допускается частичное заполнение таблицы, в соответствии с имеющимися в литературе данными

Семинарское занятие № 6

Тема «Нарушения высших психических функций при психопатологии»

Вопросы для обсуждения:

1. Нарушения сознания при психопатологии.

2. Нарушения ощущений и восприятия при психопатологии.

3. Нарушения внимания и памяти при психопатологии.

4. Нарушения мышления при психопатологии.

5. Нарушения личности при психопатологии.

Литература (вся литература обязательна для изучения):

1. Блейхер, В.М. Практическая патопсихология : руководство для врачей и мед. психологов / В.М. Блейхер, И.В. Крук, С.Н. Боков. – Ростов н/Д : Феникс, 1986. – 448 с.

2. Зейгарник, Б.В. Патопсихология / Б.В. Зейгарник. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1986. – 287 с.

3. Карвасарский, Б.Д. Клиническая психология / Б.Д. Карвасарский. – СПб.: Питер, 2006. – 960 с.

4. Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология /
В.Д. Менделевич. – М.,1999. – 592 с.

 

Практическое задание: составьте таблицы «Нарушения сознания», «Нарушения ощущений и восприятия», «Нарушения внимания и умственной работоспособности», «Нарушения памяти», «Нарушения личности».

Название таблицы (например «Нарушения сознания при психопатологии»)

Название нарушения Нозология Краткая характеристика Результаты диагностического обследования
         

 

В качестве образца см. таблицу «Нарушения мышления при психопатологии» на с.84. Воспользуйтесь также материалами раздела 2.5.4 Расстройства психических процессов. Дополнительно можно использовать материалы из книги: Зейгарник, Б.В. Патопсихология

Планы семинарских и практических занятий

Для специальности «Социальная работа

(социо-медико-психологическая деятельность»

Семинарское занятие № 1

(см. план для специальности

«Дошкольное образование. Практическая психология»)

Семинарские занятия № 2–3

Тема «Психология соматических заболеваний»

Вопросы для обсуждения:

1. Психосоматическая проблема в истории психологии. Понятие психосоматического типа.

2. Понятие психосоматических расстройств. Концепции психосоматических расстройств.

3. Клинико-психологическая классификация и характеристика психосоматических расстройств.

4. Механизмы и типы психологической защиты у психосоматических больных.

5. Психологические особенности личности больных с психосоматическими расстройствами.

На данном занятии студенты представляют рефераты по проблеме.

Семинарское занятие № 4–5

Тема «Аддиктивные расстройства. Психология зависимости
и созависимости»

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика аддиктивных расстройств. Понятие аддиктивной личности, ее характеристика.

2. Психологическая характеристика зависимости от употребления психоактивных веществ.

3. Психологическая характеристика игровой зависимости, компьютерной и интернет-зависимостей.

4. Нарушения пищевого поведения.

5. Психология созависимости. Характеристика созависимой личности.

6. Возможности психологической помощи при зависимостях и созависимостях.

На данном занятии студенты представляют рефераты по проблеме.

 

Семинарское занятие № 6

Тема «Клинико-психологическая характеристика олигофрении
и дементивных расстройств»

Вопросы для обсуждения:

1. Олигофрения как врожденное заболевание головного мозга с преимущественным нарушением познавательной деятельности.

2. Клинико-психологические характеристики олигофрении.

3. Особенности психических функций и поведения при олигофрении.

4. Деменция как приобретенное слабоумие, этиология и нозология.

5. Клинико-психологическая характеристика деменции.

6. Особенности психических функций и поведения при деменции.

7. Возможности оказания социально-медицинской и психологической помощи больным при олигофрении и деменции.

 

Литература:

1*. Зейгарник, Б.В. Патопсихология / Б.В. Зейгарник. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1986. – 287 с.

2*. Карвасарский, Б.Д. Клиническая психология / Б.Д. Карвасарский. – СПб.: Питер, 2006. – 960 с.

3. Карсон, Р. Анормальная психология / Р. Карсон, Дж. Батчер,
С. Минека. – 11-е изд. – СПб. : Питер, 2004. – 1167 с.

4*. Блейхер, В.М. Практическая патопсихология : руководство для врачей и мед. психологов / В.М. Блейхер, И.В. Крук, С.Н. Боков. – Ростов н/Д : Феникс, 1986. – 448 с.

* Обязательная литература

Семинарское занятие № 7

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.