Сделай Сам Свою Работу на 5

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ





ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………….  
1 ПРОГРАММНЫЙ КОМПОНЕНТ……………………………..  
1.1 Учебная программа курса клинической психологии для специальности «Дошкольное образование. Практическая психология»…………………………….  
1.2 Учебная программа курса клинической психологии для специальности «Социальная работа (социо-медико-психологическая деятельность)»…………..  
2 ИСТОЧНИКОВЫЙ КОМПОНЕНТ……………………………  
2.1 Конспекты лекций 2.1.1 Лекция «Клиническая психология как наука и как область практики 2.1.2 Лекция «Основные понятия клинической психологии» 2.1.3 Лекция «Внутренняя картина здоровья (ВКЗ) и внутренняя картина болезни (ВКБ)» 2.1.4 Лекция «Психосоматическая проблема в клинической психологии. Психогенные заболевания и психосоматические расстройства» 2.1.5 Лекция «Невротические, обусловленные стрессом и соматоформные расстройства»  
2.2 Словарь основных понятий …………………………………… 2.3 Методический материал к темам «Основные понятия клинической психологии», «Внутренняя картина здоровья (ВКЗ) и внутренняя картина болезни (ВКБ)»  
2.3.1 Опросники для изучения отношения человека к своему заболеванию 2.3.1.1 Опросник, оценивающий влияние болезни на разные сферы социального статуса больных  
2.3.1.2 Методика незаконченных предложений……………………  
2.3.2 Личностный опросник Бехтеревского института (ЛОБИ)…..  
2.3.3 Торонтская алекситимическая шкала…………………………  
2.4 Материал к теме «Психогенные заболевания и психосоматические расстройства»:  
Психологические портреты психосоматических больных  
2.5 Тема «Нарушения психических функций при психопатологии» (для специальности «Дошкольное образование. Практическая психология»……………………………………  
2.5.1 Практикум по патопсихологии………………………………..  
2.5.2 Феноменология психических расстройств: примеры заключений по результатам патопсихологического обследования  
2.5.3 Методические материалы «Нарушения мышления при психопатологии»………………………………………………………  
2.5.4 Расстройства психических процессов при психопатологии  
   
3 МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ..........  
3.1 Список рекомендуемой литературы…………………………….  
3.2 Планы семинарских и практических занятий (для специальности «Дошкольное образование. Практическая психология»………….  
3.3 Планы практических и семинарских занятий (для специальности «Социальная работа (социо-медико-психологическая деятельность»)  
3.4 Тематика рефератов по теме «Соматопсихология и психосоматические расстройства»…………………………………...  
   
4 КОНТРОЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ………………………………  
4.1 Итоговое контрольное задание…………………………………..  
4.2 Вопросы к экзамену для специальности «Дошкольное образование. Практическая психология»  
4.3 Вопросы к экзамену для специальности «Социальная работа (социо-медико-психологическая деятельность)»  

 





 

 

ВВЕДЕНИЕ

Клиническая психология является междисциплинарной областью знаний, она разрабатывается на стыке медицины и психологии, поэтому другое ее название – медицинская психология. Данная дисциплина имеет важное теоретическое значение как для понимания общих законов функционирования человека, психической реальности, способов поведения человека, так и для описания закономерностей совладания человека с ситуацией болезни. Практическое значение клинической психологии состоит в создании методов диагностики психологических особенностей личности в ситуации болезни, выявлении общих и специфических психологических факторов, способствующих возникновению соматических и психических заболеваний, а также в разработке психологических методов профилактики заболеваний и интервенции при разных видах нозологий.



Клиническая психология является важной дисциплиной при подготовке студентов – будущих специалистов в области помогающих профессий, таких как социальная работа и психология. Каждый человек рано или поздно оказывается в ситуации болезни, поэтому психологическая и социальная помощь людям в ситуации заболевания всегда будет востребована, так как использование психологических методов в профилактике и лечении заболеваний существенно повышает эффективность медицинской помощи.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с учебными программами курса «Клиническая психология»:

– типовой программы для специальности 1-01 01 02-06 «Дошкольное образование. Практическая психология», утвержденной 06.06.2007 г.;

– базовой программы для специальности 1-86 01 01-02 «Социальная работа (социо-медико-психологическая деятельность)», утвержденной 20.02.2009 г.

Учебным планом специальности «Дошкольное образование. Практическая психология» на изучение курса клинической психологии отводится 60 часов, из них 36 часов – аудиторные занятия (24 часа лекций и 12 часов практических занятий), итоговая форма контроля – экзамен. Учебным планом специальности «Социальная работа (социо-медико-психологическая деятельность» на изучение курса клинической психологии отводится 50 часов, из них 40 часов – аудиторные занятия
(26 часов лекций и 14 часов практические занятия), итоговая форма контроля – экзамен. Материал в учебно-методическом комплексе представлен для двух специальностей, поэтому в ряде случаев указывается, для какой специальности предназначен тот или ино й раздел, задание и т.п. Если такого указания в тексте не имеется, это обозначает, что данный раздел или задание предназначены для студентов обеих специальностей.

В содержании учебно-методического комплекса выделено 4 раздела, которые отражают логику овладения студентами учебной дисциплиной. В разделе «Программный компонент» помещены программы учебной дисциплины «Клиническая психология» раздел для каждой специальности. В разделе «Источниковый компонент» предлагаются материалы, помогающие студентам ознакомиться с содержанием дисциплины «Клиническая психология». В этот раздел включены конспекты лекций, составленные по основным, ключевым темам курса клинической психологии, значимые для студентов обеих специальностей. В данном разделе помещены также словарь основных понятий, методики для изучения отношения человека к своему заболеванию и других психологических характеристик человека в ситуации болезни, примеры психологических портретов больных с психосоматическими заболеваниями. В этом разделе студенты специальности «Дошкольное образование. Практическая психология» найдут также хрестоматийные, адаптированные и методические материалы для изучения проблем психопатологии.

В разделе «Материалы для самостоятельной работы студентов» помещены планы семинарских и практических занятий, тематика рефератов, списки литературы (обязательной и дополнительной). Эти материалы студенты могут использовать также и для выполнения курсовых и дипломных работ по психологии, если тема работы посвящена проблемам клинической психологии. В разделе «Контрольный компонент» представлено описание итогового практического задания по дисциплине, а также вопросы к экзамену.

Предлагаемый учебно-методический комплекс может использоваться студентами стационарной и заочной форм обучения.

 

ПРОГРАММНЫЙ КОМПОНЕНТ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА

КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Для специальности «Дошкольное образование. Практическая психология»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Объектом исследования клинической (медицинской) психологии является человек, болеющий каким-либо заболеванием – душевным, телесным, невротическим или психосоматическим. Болезнь является не только биологическим, но и психологическим феноменом. Болезнь приводит к изменениям не только в организме человека, но и в его внутреннем мире, что проявляется на уровне ощущений, эмоций, представлений, отношения к себе, отношений с окружающими и поведения человека. Клиническая психология изучает общие и частные закономерности изменений и восстановления психической деятельности (внешний аспект), переживания человека, связанные с заболеванием (внутренний аспект), а также закономерности влияния психологических факторов на укрепление здоровья, на успешное лечение и реабилитацию больного, на его социальную и профессиональную адаптацию.

Цель преподаванияклинической психологии – обеспечить усвоение студентами знаний, умений и навыков в области клинической психологии, сформировать у студентов медико-психологический подход к рассмотрению болезненных состояний человека.

Задачи изучения дисциплины:

- усвоение студентами системы знаний о содержании клинической психологии как пограничной медико-психологической дисциплины;

- формирование у студентов представлений о сущности психосоматической проблемы в клинической психологии;

- усвоение студентами концепции преодоления болезни и умений ее применения в практике оказания социальной помощи;

- овладение студентами навыками изучения психологических особенностей больных психосоматическими заболеваниями;

- освоение студентами системы знаний о психических расстройствах у человека, принципах их диагностики и интервенции.

В результате изучения дисциплины «Клиническая психология» студенты должны знать:

• что является предметом, объектом клинической психологии;

• основные проблемы и задачи клинической психологии;

• методы обследования, используемые в клинической психологии;

• этиологию и клинико-психологическую характеристику соматических психогенных и психических заболеваний;

• содержание основных понятий клинической психологии;

• принципы построения патопсихологического эксперимента.

Уметь:

• применять на практике методы и конкретные методики клинической психологии;

• использовать имеющиеся знания для профилактики заболевания, преодоления болезней, успешной адаптации и реабилитации;

• давать профессиональное заключение по результатам обследования.

Клиническая психология позволяет рассмотреть важную область человеческой жизни – область заболеваний, и увидеть специфические проявления сущности человека в данной области. Клиническая психология позволяет увидеть целостную картину человека как субъекта своего заболевания, активно преодолевающего его. Изучение клинической психологии обеспечивает углубление теоретической психологической подготовки студентов. Содержание клинической психологии способствует также отработке практических навыков, необходимых в профессиональной деятельности психолога.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Клиническая психология как наука и как область практики.Предмет, объект и задачи клинической психологии. Место клинической психологии в системе психологических и медицинских дисциплин. Разделы клинической (медицинской) психологии: нейропсихология, патопсихология (в том числе психология аномального развития), соматопсихология, психосоматика, неврозология. Эпидемиология, этиология и анализ условий возникновения, классификация, интервенция – этапы исследования болезней в клинической психологии. Медицинский и психологический подходы к анализу болезней. Основные понятия клинической психологии.

Основные понятия клинической психологии.Понятие здоровья как полного соматического, физического и психического благополучия. Болезнь как утрата здоровья. Здоровье и болезнь в контексте проблематики нормы и патологии. Виды нормы: статистическая, идеальная, нормативная, социальная. Болезнь как биологический и психологический феномен. Концепция преодоления болезни. Стадии поиска помощи в ситуации болезни. Мировоззренческие установки по отношению к объяснению причин заболевания. Факторы отношения к болезни: ценность органов и систем организма, степень тяжести заболевания, тип болезни, риск хронификации и инвалидизации, возрастные, гендерные, профессиональные и индивидуальные особенности больного человека. Характеристика преморбидной личности.

Внутренняя картина здоровья и внутренняя картина болезни.Объективная и субъективная характеристика здоровья. Внутренняя картина здоровья, структура ВКЗ. Внутренняя картина здоровья и Я-концепция. Субъективная (аутопластическая) картина болезни, ее характеристика. Соотношение объективной и субъективной картины болезни. Внутренняя картина болезни. Чувственный, аффективный, когнитивный и регулятивный компоненты в структуре ВКБ. Социальная роль больного и роль здорового человека. Ролевые ожидания по отношению к больному и здоровому человеку. Вторичная выгода в ситуации болезни.

Невротические, обусловленные стрессом и соматоформные расстройства. Реакция личности на стресс как одна из проблем клинической психологии. Механизмы нарушений, связанных со стрессом. Невротический и психосоматический пути реагирования на стресс. Нейрофизиологический и психологический подходы в неврозологии. Понятие психологической травмы. Психологическая травма в ряду других жизненных ситуаций. Характеристики психической травмы: интенсивность, смысл, значимость и актуальность, патогенность, острота появления, продолжительность, повторяемость, связь с преморбидными личностными особенностями. Виды неврозов и характеристика внутриличностного конфликта: неврастения, невроз страха и навязчивых состояний, истерический невроз. Виды соматоформных расстройств: соматизированное расстройство, ипохондрическое расстройство, болевое расстройство, конверсионное расстройство. Обсессивно-компульсивное расстройство. Тревожно-фобические и другие тревожные расстройства. Диссоциативные (конверсионные) расстройства.

Психогенные заболевания и психосоматические расстройства.Проблема взаимосвязи психического и телесного в истории психологии. Понятие психосоматического типа. Психический и соматический способы переработки внутриличностного конфликта и реагирования на психологическую травму. Понятие психосоматических расстройств. Психология телесности. Механизмы психосоматических расстройств и модели их происхождения. Теория кортико-висцеральных воздействий. Конверсионная модель Фрейда. Психосоматический симптом как результат использования незрелых психологических защит. Психосоматический симптом как результат переживания потери объекта. Психосоматические расстройства как результат алекситимии. Психосоматические заболевания. Психологические особенности больных психосоматическими заболеваниями.

Расстройства питания (нарушения пищевого поведения).Предпосылки и условия возникновения нарушений пищевого поведения. Анорексия, ее клинико-психологическая характеристика. Стадии формирования анорексии. Диагностические критерии. Булимия, стадии формирования булимии, диагностические критерии. Возможности психотерапии при нарушениях пищевого поведения.

Расстройства вследствие употребления психоактивных веществ.Понятие зависимости, виды зависимостей. Проблема аддиктивного поведения.Социальные и личностные предпосылки возникновения зависимостей. Изменения личности на разных стадиях формирования зависимости. Психологическая характеристика аддиктивной личности. Возможности психотерапии при зависимостях. Наркомания, алкоголизм, игровая зависимость, компьютерная зависимость. Понятие созависимости. Условия формирования созависимости. Психологическая характеристика созависимой личности и личности, склонной к созависимости. Возможности психотерапии при созависимости.

Нарушения психических функций при психопатологии. Патопсихологическое исследование высших психических функций при нарушениях психической деятельности. Принципы патопсихологического обследования. Профессиональная позиция клинического психолога. Методы исследования: наблюдение, клиническая беседа, патопсихологический эксперимент. Требования к протоколу и заключению по результатам обследования. Патопсихологический диагноз. Клинико-психологическая характеристика шизофрении, маниакально-депрессивного психоза, олигофрении, дементивных расстройств, эпилепсии.

Методики патопсихологического исследования, их направленность. Доски Сегена. Корректурная проба. Классификация. Счет по Крепелину. Методика Кооса. Исключение предметов. Простые аналогии. Сложные аналогии. Соотношение метафор, пословиц и фраз. Толкование сюжетов. Установление последовательности событий. Заучивание 10 слов. Опосредованное запоминание. Составление заключения по результатам патопсихологического обследования.

Расстройства личности при психопатологии.Нарушения восприятия, памяти, внимания, мышления при психопатологии. Нарушения эмоционально-волевой сферы, самооценки и саморегуляции. Расстройство эмоций, апатия, депрессия, маниакальное состояние, эйфория, дисфория, эмоциональная лабильность, недержание эмоций, неадекватность эмоций, амбивалентность, алекситимия, негативизм, патологический аффект. Абулия, гипобулия, гипербулия, ступор, каталепсия, негативизм, импульсивность, манерность. Расстройства влечений, анорексия, булимия, клептомания, пиромания, дипсомания, дромомания. Нарушения самооценки. Нарушение мотивов деятельности.

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.