|
Если бы кто-нибудь справедливо был заподозрен 1 глава
Если бы какой-нибудь внушающий подозрение человек был заподозрен как вор и представленные доказательства были бы надлежащими, а торпоста был бы человек достойный, тогда тот внушающий подозрение человек должен быть отдан на пытку.
14. Пойманного с поличным вора в течение дня можно пытать трижды
Пойманного с поличным вора в течение дня можно пытать трижды, с тем, однако, чтобы его не искалечить. А если он под пыткой не сознается в воровстве, то тот, кто отдал его на пытку, должен его компенсировать: сколько раз его будут пытать, за каждую пытку полтину грошей; а если бы во время пытки замучил его, не добившись признания, должен заплатить годовщину в зависимости от сословной принадлежности этого человека. А если бы этот человек, зная колдовство, во время пытки не чувствовал боли и как будто бы спал, то должен возместить истцу убытки в размере, какой укажет под присягой истец.
Если бы чьи-нибудь люди, пойманные на разбое или воровстве, показали на кого-нибудь, что он с ними делился
А если были бы пойманы чьи-нибудь люди, разбойники или воры, и приведены в суд, а в суде показали бы на своего управляющего, что он с ними грабил или их укрывал и делился награбленным, и после такого заявления умерли бы, перед смертью не взяв назад своих показаний, а случилось бы так, что были бы пойманы другие воры, которые дали бы такие же показания и после также умерли, не взяв своих показаний обратно, и в третий раз были бы пойманы воры и опять показали на того же управляющего и, идя на смерть, тоже не отказались от своих показаний, тогда такой человек и без поличного должен быть наказан как вор.
Если бышляхтич обвинил чьего-нибудь человека в воровстве
Также постановляем, что если бы потомственный шляхтич обвинил в чьем-нибудь имении какого-либо человека в воровстве, говоря следующим образом: «Я хорошо знаю, что тот твой человек — вор и он мне причинил ущерб», тогда обвиненный человек должен быть привлечен к суду, а тот, кто его обвинил, если не имел надлежащих доказательств, должен подтвердить свое обвинение личной присягой с двумя соприсяжниками. А судьи должны его приговорить к наказанию в соответствии с его преступлением.
17. Если бы у кого-нибудь было найдено поличное
Если бы тот, у кого найдено поличное, будь то шляхтич или нешляхтич, назвал бывшего владельца, от которого получил эту краденую вещь, или назвал барышников, которые знали бы об этом и были в той земле, где это случилось, должен их поставить перед нашими властями и тем самым доказать свою невиновность. Тогда он невиновность свою докажет, но деньги свои теряет. А если бы не поставил, тогда тому, кто понес убытки, должен возместить их полностью с вознаграждением. Если же это поличное приведено или принесено к нашему враднику, то оно должно остаться в нашем дворе; однако виновный может выкупить это поличное у нашего врадника по его цене.
Если бы кто-нибудь был обвинен перед властями в краже вещи
Если бы кто-нибудь из наших подданных того или иного сословия был обвинен перед властями относительно краденой вещи, а тот, кто ее купил, не мог представить ни бывшего владельца, ни барышников, но удостоверил бы показаниями людей достойных, заслуживающих доверия, что эту вещь открыто купил на свободном торгу или на войне, или на ярмарке, таковой это поличное, которое у него было найдено, тому, чье оно было, должен вернуть, а деньги свои теряет.
Если бы кто-нибудь добивался возвращения украденного и заявил, что украдено больше, чем обнаружено поличного
Если бы кто-нибудь добивался возвращения украденного и заявил, что у него украдено больше, чем обнаружено поличного, тогда тот, у кого обнаружено поличное, должен присягнуть, что сверх того, что найдено, ничего не купил и не извлек из того никакой пользы.
Если бы кто-нибудь убил вора на месте преступления
Также постановляем: если бы вор вошел в чей-нибудь дом воровать и этого вора обнаружили и хотели поймать, а он защищался и не давал себя поймать и его убили бы на месте преступления, тогда на другой день тот, кто его убил, взяв понятых, окрестных соседей, должен им показать это и послать тех понятых к тому пану, чей человек, если бы пан был близко, и сообщить ему, что его человек убит при совершении кражи. А если не будет самого пана, то должны сообщить его управляющему, чтобы тот послал или сам поехал осмотреть убитого человека. А если бы имение того пана, чей человек убит, было далеко, тогда должен с теми посторонними людьми привезти этого убитого человека на наш великокняжеский двор и о происшедшем заявить властям. И если он заявит об этом, а тот пан, чей человек, захочет взыскать головщину, то убивший не платит. А если бы убил и никому не заявил, то должен платить за убийство.
Если бы кто-нибудь в своем доме ранил вора при совершении им кражи
Если бы кто-нибудь в своем доме ранил вора при совершении им кражи, тогда должен повести его с поличным, то есть с тем, что украдет, к тому пану, чей человек. А если бы этот пан был далеко, тогда должен привести его с поличным на наш двор, какой будет ближе, и заявить об этом властям. А если бы этого раненого человека не вел ни к тому пану, чей человек, ни на великокняжеский двор, а держал у себя три дня и он умер бы в его доме, тот платит головщину.
Если бы какой-нибудь человек был заподозрен как вор и имелись бы письменные доказательства этому, но не давал себя пытать
Если бы относительно какого-нибудь возбуждающего подозрение человека были свидетельства о том, что он вор, а он в этом не признавался бы, не согласился на пытку и хотел бы заплатить столько, сколько с него требуют, таковому должно быть разрешено заплатить, а он пусть взыскивает, с кого хочет. А может откупиться и не дать себя пытать два раза, но если бы он в третий раз был заподозрен в воровстве, то при наличии этих свидетельств его должны повесить.
Если бы кто-нибудь что-либо украл на великокняжеском дворе
Если бы кто-нибудь украл на великокняжеском дворе что-либо, что стоило меньше полкопы, и за кражу этой вещи не угрожала бы смертная казнь и это было бы доказано или он был бы пойман с поличным, такому должны отрезать уши.
О приблудныхживотных
Княжата, паны, которые не принадлежат к поветам, в отношении приблудных животных должны придерживаться давнего обычая, а именно: должны брать вознаграждение за находку рабочей лошади шесть грошей, а скот должны отдавать даром.
Шляхтичи же, которые живут в поветах, должны приблудных рабочих лошадей и скот уводить и сдавать в наши дворы, а свыше трех дней не должны у себя держать. Если же кто-нибудь держал бы у себя приблудное животное свыше трех дней и внаш двор не сдал и это было бы доказано, то за это таковой должен быть наказан как вор.
А если бы кто-нибудь отогнал вора от коней, тогда владелец должен дать нашему враднику вознаграждение за предупреждение угона коней шесть грошей и тому, кто отогнал, шесть грошей.
(пер. К. И. Яблонскиса) Текст воспроизведен по изданию: Статут Великого княжества Литовского 1529 года. Минск. АН БССР. 1960
Стоглав
Текст
СКАЗАНИЕ ГЛАВАМ В НАСТОЯЩЕЙ СЕЙ КНИЗЕ59
Царския вопросы и соборные ответы о многоразличных. церковных чинех 60 1
О предословии 61 2
О царском рукописании, иж на том же соборе вдаст царь своея руки писание з богодухновеным наказанием и с душеполезным покаянием, зело полезно слышащим и внемлющим, имуще сиие 3
И потом царь вдаст на соборе иная писания о новых чюдо-творцех и о многоразличных церковных чинех и вопросех имуща сице 4
О тридесяти и седми царских вопросех о церковном строении625
И о тех о всех царских вопросех соборной ответ. 6
Указ о звону и о церковном пении по уставу и по священным правилом ничтоже претворяюще. 7
О божественых службах соборной ответ. 8
Указ божественыя службы, како достоит священнику и дьяконом служити или единому. 9
О царских дверех ответ. 10
Соборной ответ о запоне святого олтаря, когда отверзается и когда затворяетца по уставу честных монастырей святые горы и иаръствующаго града63. 11
О священном олтаре, ничтоже от брашен в жертвеник да не вноситца. 12
Ответ от священных правил о жертвенике и о кутейнике. 13
Ответ о соборном о священническом сану по священным правилом. 14
Правило 16. Иереем иже не облачаются в священныя ризы ли неразумием, ли гордостию, ли леностию. 15
Правило 17. Святого И ванна милостивого в поучение попом64. 16
О детином крещении.17
Ответ о обручании и о венчании. 18
Чин и указ, аще будет поняти вдовцу девица или за уношу идет вдовица. 19
Последование иное65. 20
О втором браце, иже во святых отца нашего Никифора Кон-стянтина града исповедника.21
О том же блаженного Никиты митрополита ираклийского ответы к некоему Констянтину епископу, о них же вопрошен бысть, о двоеженцех запрещение. 22
О втором же браку и троеженцех. 23
А о четвертом же, 66 отречено браку, и о третием. 24
О дияцех, хотящих во дияконы и в попы ставитися. 25
О училищех книжных по всем градом. 26
О святых иконах и о исправлении книжном. 27
О книжных писцех. 28
О всех протопопех, и о соборных и о ружных и о пределных священникех и дъяконех. 29
О ружных попех и о дьяконех. 30
О крестном знамении, како подобает архиереом, иереом рукою благословляти и знаменоватися, и прочим православным хрестьяном знаменоватися и покланятися.31
О крестящихся не по чину. 32
О содомском гресе. 33
О церковном чину. 34
Указ соборным старостам поповским на Москве и по всем градом, чего ради церковь соборная и староста избран туто и иные многи церкви и попы и дьяконы причтены туто приходити. 35
О наказании чад своих. 36
О том чтобы налживе67 креста не целовали. 37
О том же крестном целовании от божественных68 правил.38
О тафьях безбожного Махмета 69 от священных правил69. 39
О стрижении брад. 40
О тридесяти и дву царских вопросех и соборные ответы по главам70. 41
Ответ о трегубой аллилуйи. 42
Соборной ответ о живописцех и о честных иконах. 43
О освящении церкви. И о том соборной ответ по священным правилом. 44
О освящении церкви. 45
Ответ о венечной пошлине. 46
Соборной ответ о антимисех и освящении церкви. 47
Соборной же ответ о венечной пошлине. 48
О святых честных монастырех о том соборной ответ по священным правилом.49
Ответ о священническом и иноческом чину. 50
Ответ о приходящих священникех и дьяконех. 51
О пъянственом питии. Собрание от божественаго писания. Ответ, яко не подобает во обители питию быти, от негоже пьянство бывает. 52
О святительском суде. Соборной ответ от священных правил апостол и отеческих, и от заповедей благочестивых царей, от правил святых апостол. 53
О том же святительском суде от священных правил святых апостол второго правила толкование71.54
О том же святительском суде от священных правил собора, иже в халкидоне, правило 9. 55
О том же святительском суде. Собора иже в Карфагене правило 15. 56
О том же от книг Устинияна царя72. 57
О том же от различных тител Иустинияна царя. 58
О том же правило 87 тогож Иустинияна царя. 59
О том же святаго и равноапостольного Констянтина и святого равноаполъстолънаго великого князя Владимера киевского и всеа Русии духовныя их заповеди с великим запрещением, что мирским судиям священнического и иноческого чина не судити, ниже на суд привлачати имуща сице.60
Заповедь благочестивого царя Мануила Комнина греческого на обидящих святыя церкви. 61
О том же благочестивого царя Иустинияна глава 1 от свитка новых заповедей. 62
О том же святаго и равноапостольного великого князя Влади-мера киевского и всеа Русии, тамо бо во своем царском завещании и законоположении написа сице. 63
О го-м же послание Киприяна митрополита киевского73 и всея Руси во Псков о святительском суде.64
А се, что судят попов миряне и казнят их и ссужают. 65
Ответ о святительском суде. 66
О несудимых74 грамотах. 67
Соборной ответ о архимаритех и о игуменех, и о священни-кех, и о дьяконех, и о всем священническим и иноческом чину75. 68
О венечной пошлине царев указ и соборное уложение. 69
0твeт о пустых церквах, что стоят бес пения76. 70
0 нищепитательстве ответ77 71
0 искуплении пленных78 72
Ответ о богадельнях, и о прокаженных, и о клосных, и престаревшихся и по улицам в коробех лежащих и на телеш-ках и на санках возящих неимущим, где главы подклонити73
Ответ о святых и честных иконах 74
Ответ о вотчинах и о куплях, которые боголюбцы давали святым церквам на память своим душам и по своих родителех в вечной поминок и в наследие благ вечных 75
Ответ о святительских и о монастырских денгах без росту и о хлебе без наспу 76
О тoм же послание великого Василия к Григорию презвитеру правило 877977
О том же от послания Фотея митрополита всеа Русии во Псков о вдовствующих попех 78
О тех же вдовствующих попех и дьяконех преподобного игумена Иосифа ламского волока, самобывшаго на том соборе, собрание от святых правил 79
О тех же вдовствующих попех грамота великих князей. Мы Иван 80
Ответ о вдовых попех и дьяконех 81
Ответ о том, что впредь чернцом и черницам в одном монастыре не жити 82
Да на том же соборе преж нас отцы уложили 83
Ответ о новопоставленных церквах и о новых пустынях и о пустынницех84
О затворницех и о пустынницех 85
Ответ о избрании и о поставлении архимаритов и игуменов честных монастырей повелевают священная правила 86
О проторех на поставление дьякона и попа 87
О гол же благочестивого царя Иустинияна глава 32 88
О том же поставлении и проторех от послания Фотея митрополита киевского и всеа Руссии во Псков 89
Ответ о том, комуждо подобает свой чин хранити 90
Ответ о кровоядении и удавленины не ясти 91
Ответ о игрищах еллинскаго бесования 92
Ответ о том же еллинском бесовании и волхвовании и чародеянии 93
Ответ, в которые дни суд не судится и позорище не бывает. Седмые грани глава 1 94
Ответ, како подобает православным праздновати 95
О епископех и о причетницех правило 80 96
Ответ о милостыне и о руге по многим монастырям97
Лета 7059, сентября в 1580 98
Царское и соборное послание к бывшему митрополиту Иасафу и иже с ним81 99
Ответ бывшаго Иосафа митрополита о Цареве и великого князя и митрополичье присылке соборной 100
Лета 7059, майя в 11 царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии приговорил с отцом своим Макарием митрополитом всеа Русии и со всем священным собором о всяких вотчинах82 101
В ЛЕТО 7059-е МЕСЯЦА ФЕВРАЛЯ В 23 ДЕНЬ. ГЛАВА 1
Быша сии вопроси и ответы мнози о различных церковных83 чинех, в царствующем граде Москве в царских полатах, от благоверного и боговенчаннаго царя и государя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии самодержца к отцу его Макарию митрополиту всеа Русии, и ко всему священному собору, в осмоенадесять лето царства его, в двадесять же первое лето от рожества его, при его отце Макарии митрополите всеа Русии, в девятое 84лeтo святительства его, и всего священного собора архиепископов и епископов руския митрополия самобывших тут85: Феодосия, архиепископа великого Новаграда и Пскова; Никандра, архиепископа ростовского и ярославского; Т рифона, епископа суздальского и Торуского; Гурия, епископа смоленского и брянского; Касьяна, епископа рязанского и муромского; Акакия, епископа тверского и кашинского; Феодосия, епископа коломенского и коширского; Савы, епископа сарского и подонского; Киприяна, епископа пермского и вологоцкого, с честными архимариты и игумены и весь священный собор о многих и различных церковных чинех и исправлении86, и о трегубой аллилуйи , и о монастырских чинех 87, и о общем предательном житии, и о пьянственом питии, и о прочих священных чинех, и о святительском суде, и вперед святителем у себя детей своих и племянников не держати, також по всем честным монастырем общим и особь сущим архимаритом и игуменом детей своих и племянников у себя в монастыре88 не держати, и о прочих священных чинех по преданию святых апостол и святых отец, и по священным правилом, и по божественому уставу, ничтоже претворяюще, и о вдовствующих попех и дъяконех, по преж нас уложенному собору отеческому, и по учению, и по наказанию, цже во святых отца нашего Петра митрополита киевского и всеа Русии нового чудотворца, и по написанию святейшаго Фотия митрополита киевского и все Русии, и по собранию и по написанию от священных правил апостольских и отеческих, преподобного игумена Иосифа Дамского волока, самобывшаго на том прежнем соборе, о вдовствующих попех и дияконех, что им в миру живущим не служити.
И о всем о том предисловие сего собора имея написание сице.
ГЛАВА 3
И101 на том же соборе вдаст царь своея руки писание збого-духновенным наказанием и здушеполезным покаянием, зело полезно слышащим и внемлющим сия, имуща сице.
"Cue убо предлагаем102 писание вашей отеческой любви ради пречистыя истинныя нашея веры, еже во единосущную и неразделимую и живоначальную Т роицу, иже вседержителя бога и Отца благоволением и щедротами иже к нам, единородного и собезначальнаго Сына его Господа нашего Исуса Христа, и по-спешением и действом пресвятого и вседетельнаго и животворя-щаго Духа, и помощию православные християнские надежи и причистыя и преблагословенныя владычицы нашея Богородцы и приснодевы Марии, силою честного и животворящаго креста, заступленном святых божиих архангел Михаила и Гавриила, и прочих небесных сил безплотных, честного и славного пророка и предотечи крестителя Иванна, и святых славных и всехваль-ных апостол самовидец Сына и Слова, и святых великих мученик, иже любви ради и веры во Христа не пошадеша живота своего и страдальческими венцы увязошася, и святых святителей и преподобных: и святаго великого святителя пресловущаго в чюдотворцех Николы, и святаго равна апостолом первого хре-стьяном царя Констянтина, и христолюбивый матери его Елены, и всех благочестивых царей и цариц, православных, иже о благочестии подвизавшихся, и святых великих чюдотворцов иже в нашей земли великия росии в чудотворениих просиявших - преосвященных митрополитов Петра и Олексея и Ионы, и Аеонтия епископа ростовского чюдотворца, и святаго и равна апостолом царя и великого князя Владимера просветившаго всю землю рускую святым крещением, и бабы его предотечи руския к богу святыя блаженныя и великия княгини О лги, и сынов его святых страстотерпец боголюбивых князей руских обою брату по плоти Бориса и Глеба, и прочих от роду его православно поживших и богу угодивших и преподобных и богоно-сных отец наших: Антония и Феодосия печорских, и Сергия великого, и Варлаама новгороцкого, и Кирила белозерскаго, и Никиты переславского, и Пафнотия воровского, и Дмитрея прилуцкого и всех мученик и преподобных и уродивых Христа ради и всякого чину царска и княжеска и болярска, и всех православных хрестьян, иже добрыми делы просиявших и от бога прославленных великими чюдесы в богом дарованной нам державе от прародителей наших росийского царствия великих новых чюдотворцов и всех святых иже от века богу угодивших. И на тех святыя молитвы уповая, предлагаем совет вашей отеческой любви, еже поутвердити древняго предания хрестьянския истинныя нашея веры, еже от самого создателя нашего предание, а не от слуги ни от посланного. Сам бо предаде божественным своим учеником и апостолом, они же убо предаша иже по них, даже и доныне слово спасительное Господа Исуса Христа дойде. Тем же молим вы и засвидетельствуем Господом нашим Исусом Христом и божественными его ученики и апостолы, и святыми вселенскими седмью соборы и святыми поместными соборы, и всеми святыми прежереченными, бога ради потру-жайтеся, во еже исправити истинная и непорочная наша хрестъянская вера, иже от божественного писания во исправление церковному благочинию и царскому благозаконию и всякому земскому строению, и нашим единородным и бзсмертным душам на просвящение и на оживление, и на утвержение истинныя православный хрестьянския веры, дабы утвержена была и непоколебима в роды и роды и на веки, и не врежена от душегубительных волк и от всяких козней вражиих. И вы господие103 и святии святителие, преосвященнейшии отец мой Макарий митрополит всеа Русии, и все архиепископы и епископы, и преподобные архимариты и честные игумены, и весь священный собор и иноци, и прочим104 ecu божий молебницы, такоже и братия моя ecu любимии мои князи и боляре, и воини, и все православное хрестьянство, помогайте ми и пособствуйте ecu единодушно вкупе и с плачем припадем к человеколюбцу богу, да отверзет нам умные очи наша, и узрим пред собою вся грехи наша, еже содеяхом зле и во вся дни живота нашего, и молитв ради пречистыя Богородица и всех святых долготерпяй о нас господь бог да обратит ны на истинный путь святых его заповедей, от них же заблудихом душевне и телесно. И еже согрешихом пред богом и человеки всяким законопреступлением, еже немощно писанием исписати и человеческим языком изглагола-ти содеянная нами вся злая согрешения и законопреступления грехом юности моея и неведения моего. Ныне же сих всех злых дел возненавидевше, добрая и богоугодная дела возлюбим, да не постражем подобным с прогневавшими и непокаявшимися, якоже христово слово в евангелии, пришедше бо поведаша ему о галилеех. Их же кровь Пилат смесив с жертвами их, рече же им Исус; мните ли яко сии галилеяне грешнейши суть паче всех в роде сем. Ни105 глаголю вам аще не покаетеся ecu такоже погибнете, воспомянем убо от начала миру, како не пощаде бог сатаны за едину гордость, и всех аггел иже суть в чину его, но пленицами мрака связа и с небеси сверже, и в бесы претвориша-ся. За един грех Адам и Евва не покаявшася из рая извержени быша, и за единого человека преступление ecu праведницы во ад снидоша, донележе изведе я господь за блуды неудержания плоти и за преступление еже не совокуплятися 106 сынол (божиим со дщерми человеческими, не пощади бог всея вселен-ныя потопом вся потреби, токмо праведного Ноя самого осма соблюде; за мужеложство и за любодеяние Содома и Гомора огнем сожже, токмо единого праведного Лота со двема дщерьми обидима107 избави от нечистот. И что прочее о сем много глаголати или писати. Ведаете и видите вся писания в ветхом законе и в новой благодати. Такоже и в нынешния времена за вся-кия различныя грехи всякими различными казньми многие грады разоришася, и людие без вести быша, и великия царствия запустеша. Овы за гордость, а иные за б ратоненавидение и за насилие к своим. Многия же погибоша и за идолопоклонение, наипаче же горше всего зла за любодеяние и прелюбодеяние и за содомский блуд и за всякую нечистоту, многие царства изчезоша и без вести быша еще же и за срамословие и клятвопреступление, и за безмерное объядение и пьянство напрасною смертию изчезоша. Мы же убо всех сих убоявшеся и ум свой со-бравше, очистивше чювствия душ и телес наших, порастворим108 вся сия мимоидушая и настоящая вся, еже пред нашима очима бывшая вся и бывающая разсмотрим не вся ли та в нас суть злодеяние еже глаголахом. Речет же ми кто109, яко идолопоклонения нестъ в нас, - ино сребролюбие не второе ли идолослужение, или блудная и скверная деяния сим же подобная? Како поработихомся сребру или сласти плотстей, сами весте паче нас. Аще же речет ми кто, яко не вем таковаго беззакония дерзаю рещи по пророку глаголющему яко аспид глухий110 иже не слышит гласа обавающих, о чем же бо преже111 поскорбим о толиких беззакониях, и о чем восплачемся, како нам бога милостива сотворити о сем видим ecu, каковы различныя казни и милостивое наказание на нас посла господь, обращая нас от заблуждения, яко чадолюбивый отец. Мы же никакоже о сем не воспомянухомся. Смирил нас бог: отнял у меня отца, а у вас пастыря и заступника. Еще же сия скоръбь не мину, начаша ся множити великия бедныя скорби112. Боляре и вельможи, вернии и любимии отцам моим, совет не благ совещаша ми вменяюще, яко мне доброхотствуют, на паче же себе самовластие улучающе. Яко помрачени умом, дерзнули поимати и скончати братию отца моего. И егда хощу воспо-хянутии113 нужную их смерть и немилостивое мучение, весь слезами разливаюся и в покаяние прихожу и прощения у них прошу за юность и неведание. И по скончании дядь моих не по мнозе времени и мати моя преставилася. И оттоле горкая скорбь постиже нас: мне сиротствующу, а царству вдовствующу. И тако боляре наши улучиша себе время сами владеша всем царством самовластно, никому же возбраняющу им от всякого неудобного начинания, и моим грехом и сиротством и юностию мнози межиусобною бедою потреблены быша зле. Аз же возра-стох в небрежении и в ненаказании отца своего и матери, якоже подобает наказати отцу чадолюбцу, и навыкох их злокозненныя обычаи, и тояжде114 мудрствовах якоже и оно. И от того времени и доднесь каких115 зол не сотворих пред богом, и каких казней не послал на нас бог приводя нас на покаяние: ово пленением и святым церквам разорение, и попрание всяким святыням, и многобезчисленное кровопролитие, и пожжение и истопление, и в плен расхищение всякого священнического и иноческаго чину, князей и боляр, и всякого хрестьянского рода, мужеска полу и женска, разсеяны116 по лицу всея земля и осквернены всякими нечистотами, и всякими страданми и муками томимы, и смертем предаемы. Мы же о сем многажды покуша-хомся месть сотворити врагом своим, и ничтоже успехом: ни разумехом сего, еже господь наказует нас сими, а не поганых поспешство над нами, и сими великими казньми в покаяние не внидохом, сами межъусобство117 зло118 сотворихом и бедным хрестъяном всякое119 насильство чынмхом120. И милосердый господь за премногия грехи наша наказуя нас ово121 потопом, ово мором и различными болезнеными бедами122, и никакоже не наказахомся. И посла Господь на ны тяжкия и великия пожары. Вся наша злая собрания потреби и прародительское благословение огнь пояде, паче же всего святыя божия Церкви и многия великия и неизреченныя святыни, и святыя мощи, и многое безчисленное народа людска. И от сего убо вни-де страх в душю мою и трепет в кости моя, и смирися дух мой и умилихся, и познах своя согрешения, и прибегох ко святей соборной и апостольстей церкви, и припадох к божию великому человеколюбию и к пречистой Богородицы, и ко всем святым, и ко твоему первосвятительству, и всем иже с тобою святителем, и умильно припадая со истинным покаянием прося прощения еже зле содеях и божия ради великия милости получих от вас мир и благословение и прощение о всем, еже содеях зле, тогда же убо яз ко всем своим князем и боляром по вашему благословению, а по их обещанию, на благотворение подах прощение в их к себе прегрешениях. И по вашему благому совету, богу по-могающу, нам начах вкупе устрояти и управляти богом врученное ми царство, елико бог поспещит. А у него милости и помощи прося, еще же молю вашу святыню и преподобие и о сем прострите прилежную молитву ко всесильному и милостивому богу, еже за многия грехи наша попустил на нас бог многую скудость всякому плоду земному, такоже и скотам и птицам и прочему изобилию и всякому стяжанию, и аще вашими отеческими молитвами умолен будет о нас бог, и милостива его себе сотворим, и очистимся от всяких грех душевных и телесных, и тако уповаем на милость его, да помилует нас и не презрит моления нашего, щедр бо есть и милостив и не оставит нас сирых, но послет благодать свою в помощь рабом своим, и просветит ум наш, и утвердит страх свой в нас, и укрепит ноги наша на путь мирен, и наставит на всякое дело благо, и гобину123 подаст всяческих плодов , и вся враги наша видимыя и неви-димыя вскоре да покорит под нозе наши. Вы же господие отцы наши, пастыри и учители, внидете в чювствы ваша, прося у бога помощи, истрезвите ум ваш, и просветитеся во всяких богодухновенных обычаех, якоже предаде вам господь ваше же от бога порученное вам стадо словесных овец всего православного християнства росийского царствия, наполнив себе духовныя пользы святаго писания, мене сына своего наказуйте и просвещайте на всяко благочестие, якоже лепо есть благочестивым царем бы-ти во всяких царских праведных законех и во всяком благоверии и чистоте, братию же нашу124 и всех князей, и боляр, и все православное хрестьянство неленостно и тщательно утвержайте и вразумляйте и просвещайте и наказуйте, да непорочно сохранят истинный хрестьянский закон, прежде l25yбo вы сами пастырие и учитилие известити себе и утвердитеся и умножите от бога данный вам талант. Такоже и весь священический126 собор и иноческий чин, якоже предаша вам святии отцы седми святых соборов вселенских и поместных, праведный закон удержати127 и истинную православную веру хрестьянскую, да и ми видящи ваши добрая дела и духовная наказания и божественное писание от вас внимающе богу поспешествующу негли просветимся и обратимся на истинное покаяние вашим о нас духовным и желанным попечением, и да получим великую милость зде и в будущий век от Христа бога. Ныне молю вас о богособранный соборе, бога ради и пречистыя Богородица и всех святых ради потружайтеся о истенней и непорочней православной християнстей вере, и утвердите и изъясните якоже предаша нам святии отцы по божественным правилом, и не токмо глаголю вам потрудитеся, но и постражите за имя христово, якоже они божественнии мужие не токмо бо за имя того страдали но и за образ, якоже Стефан новый и Максим исповедник и феофилакт никомидейский и ини мнози, якоже сами паче нас весте и помянити како обещаетеся на святом соборе, якоже аще что ми велят сотворити не по правилом святых отец князи и бо-ляре, лще и сами владующеи, аще ли и смертию воспретят128, никакоже ми их не послушати, видите убо яко и смерти oбeщваются епископи предатися за веру христову. Коль же паче вам кроме труда и поношения от безумных человек ино ни-чтоже, якоже об них божественный во апостолех Павел вопиет, глаголя во еже к Тимофею послания его: "Чадо Тимофее, ведый, буди яко в последняя дни настанут времена люта, будут бо человецы самолюбцы, сребролюбцы и небоголюбцы, предатели продерзливы, возносливи сластолюбцы, паче нежели боголюбцы. И сих отвращайся, якоже Анний и Амврий противистася Моисею, тако и сии противятся истине. Безумие бо их яве будет всем, якоже и онех быстъ, и сих ли убо безумия убоимся ни убо, но аще бы и мучители были и о сем, ино бы пострадати до крови и до смерти ради веры христовы". Вы еже о богособранный соборе потружайтеся веры ради христовы, во еже исправити и изъяснити по правилом129 святых отец - на cue бо и собрах вас. Аз же о боголюбивый соборе отцы святии за веру хрестьянскую и за истинный православный закон, якоже предаде нам церкви божия, вкупе единодушно всегда есми с вами ис-правляти и утвержати, якоже наставит нас Дух святый. Аще по вражию навету некоторое поползновение будет чрез божественная правила вашим нерадением во всяких наших хрестьянских законех без обличения, сему убо есмь аз непричастен. Вы о сем дадите ответ в день страшного суда. Аще ли аз буду вам супротивен кроме божественных правил130 вашему согласию, вы о сем не умолкните, аще преслушник буду, воспретите ми без всякого страха, да жива будет душа моя и все подлежащимм нам, яко да непорочен будет истинный православный хрестьянский закон и славится в нем пресвятое имя Отца и Сына и святаго Духа всегда и ныне и присно и во веки веком, аминь".
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|