Сделай Сам Свою Работу на 5

Функции и условия функционирования рынка.





Тема 1. Фиаско рынка и функции государства.

Фиаско рынка.

Особо важным вопросом эффективности государственного регулирования рыночной экономики является поиск оптимального сочетания механизма рыночной саморегуляции (конкуренции) и государственного регулирования экономики.

При обосновании необходимого вмешательства государства в экономике используется теория фиаско рынка. Фиаско рынка – это ситуация, при которой рыночный механизм не в состоянии обеспечить оптимальное размещение и справедливое использование ограниченных ресурсов в мире безграничных потребностей.

Виды фиаско:

1) Рынок не способен отразить в цене полный эффект производства или потребления каких-то благ. Следствием является появление так называемых внешних и внутренних издержек. Внешние издержки – экстерналии, а внутренние – интерналии. Под ними понимают некие потери от рыночных сделок, которые не находят отражения в цене. Такие издержки перекладываются на лиц, которые никаким образом не участвуют в рыночной сделке, т.е. не потребляют данного блага или не участвуют в его производстве. Таким образом, в случае если экономическое благо обладает негативным внешним эффектом, некое лицо, не связанное с этим товаром, несет отрицательные экстерналии. При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо производится и покупается в объеме большем, нежели объем эффективный, т.е. в связи с тем, что цена негативных издержек производства этого товара не учитывается в совокупной рыночной цене этого товара, то производитель имеет возможность по более низкой цене продать больше такого товара. Могут также появляться и положительные экстерналии, т.е. в обществе могут создаваться товары с положительными эффектами, представляющими собой выгоды каких-то третьих лиц, которые не участвуют в сделках, связанных с производством и потреблением товаров с положительным внешним эффектом. Положительный эффект распределяется на этих лиц и на общество в целом. Товар с положительными экстерналиями недопроизводится (производится в объеме, недостаточном для общества). Английский экономист Артур Фигу рекомендует для случая с отрицательными эффетками вводить корректирующий налог, а в случае с положительными эффектами – корректирующую субсидию. Экономист Коуз считает, что внимание государства к фиаско ничем не оправдано. Государство не должно устранять фиаско. В том случае, если в стране четко установлены права собственности на вещественные и невещественные объекты. В стране должен быть сформирован рынок прав на побочные внешние эффекты.





2) Рынок не обеспечивает производство экономических благ в достаточном объеме. Частное благо – делимое, исключаемое, т.е. производитель, назначая определенную цену, может заведомо исключить определенную категорию людей. Спрос на индивидуальные блага можно четко просчитать и спрогнозировать. Общественное благо – неделимо, не исключаемо, спрос просчитать практически невозможно. Общество пользуется общественным благом, но не платит в полном объеме. Производство общественных благ невыгодно, т.к. его невозможно окупить.

3) Развитие рыночных отношений на определенном этапе приводит к угасанию конкуренции и появлению монополии. Монополия может быть естественной, регулирование естественных и экономических монополий должно быть равным. В случае естественных монополий государство может только устанавливать потолок цен или национализировать. В случае экономических монополий государство должно использовать методы развития конкуренции или целенаправленно развить монополию.

4) Рыночная экономика неспособна самостоятельно противостоять резким колебаниям мировой конвенктуры и решать проблемы инфляции и безработицы.



5) Рынок признает справедливым распределение доходов только по критериям успешности в рыночной конкуренции, поэтому в рыночной экономике предстает справедливым любой доход, который получается в результате любых форм эксплуатации факторов производства. Проблемы: появление резкой социальной дифференциации и появление неформальных рыночных отношений, в т.ч. криминализация бизнеса и появление теневой экономики.

6) Рыночный механизм обеспечивает эффективную эксплуатацию результатов НТП, но не в силах обеспечить стратегические прорывы в фундаментальной науке.

7) Рынок не заинтересован в проведении структурной перестройки экономики, модернизации, в инновациях, не может решить региональных проблем, не может оказать серьезное влияние на решение внешнеэкономических задач.

Минимальной необходимой границей государственного вмешательства в экономику является устранение первых трех фиаско. Максимально допустимой – устранение всех вышеназванных фиаско. В случае, если государство переходит максимальную границу – рыночный механизм теряет свою эффективность.

Теория государственного фиаско.

Государственное фиаско – это ситуация при которой вмешательство государства в рыночный механизм не обеспечивает эффективного и справедливого распределения ресурсов.

1) Государство сталкивается с недостатком аналитической информации.

2) Государство неспособно полностью контролировать реакцию своих контрагентов.

3) Несовершенство политического процесса: рациональное неведение избирателей, т.е. незнание избирателями элементарных экономических и правовых основ; сам политический процесс является искусственным, отсутствует здоровая оппозиция; психологические особенности избирателей в разных странах.

4) Государство не может проконтролировать собственный госаппарат: коррупция, скептическое отношение к задачам, неполное выполнение обязательств. Ни одно правительство мира не застраховано от захвата части бюрократического аппарата определенными группами, обладающими некоторыми ресурсами и нанимающими часть государственного аппарата.

5) Завышение объема производства общественных благ и растрата в связи с этим ресурсов.

6) Разбухание издержек на содержание бюрократического аппарата.

7) Отвлечение высокопрофессиональных юристов, экономистов, менеджеров от участия в производстве продукции и создания, ведения собственного бизнеса в сферу государственной службы, которая манит своими социальными гарантиями, высокими пенсиями, административным ресурсом и более безопасным и комфортным местом работы.

Фиаско рынка всегда идет рука об руку с фиаско государства.


Экономика.

Тема 1. Рынок.

Функции и условия функционирования рынка.

Рассматривая разные подходы к предмету изучения экономики можно сказать, что предмет связан с изучением способа эффективного распределения ресурсов с целью максимально возможного удовлетворения сложившихся потребностей.

Рассматривая реализацию данной цели, можно выявить противоречия между потребностями и возможностями их реализации. Потребности видоизменяются, развиваются. Благ, способных удовлетворять потребности всех – немного. Общественное благо – услуги образования. Государство гарантирует получение среднего образования, но не высшего и дошкольного. Ресурсы государства не позволяют удовлетворить интересы всех желающих на бесплатное высшее образование.

Способ удовлетворения ограниченных благ - способ рыночного распределения благ. Платежеспособная потребность – благо доступно тому, кто способен за него заплатить – основной принцип существования рынка.

Закон возвышения потребностей: получая что-то, хочется большего.

Основной вопрос, который решается экономикой – поиск способа эффективного распределения ограниченных ресурсов с целью максимально возможного удовлетворения сложившихся потребностей.

Факторы производства (то, что необходимо для производства благ):

1) труд (трудовые ресурсы);

2) технология;

3) земля (природные ресурсы);

4) капитал или инвестиционные ресурсы (реальный капитал – это машины, оборудования, здания, сооружения; фиктивный капитал – финансовые средства, которые инвестируются для расширения объема производства);

5) предпринимательская способность (позволяет комбинировать ресурсы и т.п.).

Эффективность – отношение результата к затратам. Экономическая эффективность – это отношение стоимости произведенного продукта к стоимости затраченных ресурсов.

Некоторые показатели эффективности:

1) эффективность использования труда – производительность труда (объем произведенной продукции на одного работника или объем производства на единицу времени);

2) эффективности использования ресурсов – фондоотдача (стоимость оборудования делится на капитал; отношение затрат на оборудование к результату);

3) материалоемкость – эффективность использования ресурсов;

4) рентабельность производства (отношение полученной прибыли к затратам – прирост дохода на каждый вложенный рубль).

 

Противоречия между потребностями и необходимыми для их удовлетворения ресурсами разрешаются на основе рынка.

Рынок – это особый тип отношений между продавцом и потребителем. Эти отношения получили название товаро-денежных. Они эквивалентные, возмездные.

Условия возникновения товаро-денежных отношений:

1) разделение труда;

2) появление специализации;

3) рост производительности труда;

4) появление избытков;

5) потребность в обмене;

6) экономическое обособление товаро-производителей;

7) появление частной собственности.

Условия функционирования современного рынка:

1) частная собственность многообразие форм организации собственности;

2) экономическая свобода (право принятия самостоятельных решений);

3) конкуренция;

4) свободное ценообразование (невмешательство государства в механизмы рыночного ценообразование);

5) формирование рыночной инфраструктуры (совокупности предприятий, обеспечивающих доведение продукции от производителя к потребителю).

Без чего современный рынок не может обойтись:

1) предоставление информационных услуг;

2) юридическое оформление сделок;

3) услуги страхования;

4) транспортные услуги;

5) и т.д.

Рынок – это не только отношения, но и механизм регулирования отношений, согласования интересов производителя и потребителя.

В основе рыночного механизма заложена конкуренция (экономическое состязание).

Рыночный механизм реализует следующие функции:

1) ценообразования (в ходе рыночной конкуренции определяется уровень цен, которые отражает общественно необходимые затраты ресурсов на производство данного товара);

2) регулирующая:

а. распределение ресурсов,

б. распределение доходов (происходит в условиях конкуренции между собственниками ресурсов),

в. распределение созданных благ;

3) стимулирующая (рынок стимулирует эффективное использование ресурсов, создает условия для развития научно-технического прогресса);

4) информационная (предоставляет всю необходимую информацию и производителю, и потребителю, для принятия экономических решений необходимо изучение рыночной конъюнктуры – совокупности взаимосвязанных показателей).

Доход:

1) трудовые ресурсы – оплата труда;

2) природные – рента, способ изъятия – арендная плата;

3) инвестиционные ресурсы – процент на вложенный капитал;

4) предпринимательская способность – прибыль.

Виды рынка:

1) по территориальным признакам (локальный, местный, региональный, федеральный, национальный, мировой);

2) в зависимости от характеристики товаров (товаров, услуг, ресурсов <рынок ресурсов: труда, земли, капитала [капитала: фондовый, кредитный, валютный]>);

3) по степени монополизации (свободный – совершенной конкуренции и несовершенной конкуренции <монополистической конкуренции, олигополия, монополия>).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.