Сделай Сам Свою Работу на 5

Государство в рыночной экономике.





Функции государства по поддержанию рыночного механизма: Обеспечение правовой базы рыночной экономики (защита прав собственности, предпринимательства, налогообложения, кредитной сферы и др.); Защита от конкуренции (антимонопольная деятельность, защита прав потребителя).

Функции государства по усилению рыночного механизма: В перераспределительной политике (корректируя распределение ресурсов через налоговую систему, государство способствует развитию общественных благ: строительству школ, больниц и т.п.); В макроэкономическом регулировании экономики с целью ее стабилизации (с помощью бюджетных и кредитных рычагов государство осуществляет контроль за уровнем занятости, инфляции, стимулирует экономический рост); В проведении эффективной внешнеэкономической политики.

Экономические регуляторы, с помощью которых гос-во осуществляет свою политику:

- Налоги, налоговые льготы, нормы и порядок начисления амортизации, процент за кредит, таможенные сборы и т.д.;

- Финансовые средства государства, бюджетные инвестиции, субсидии, дотации и т.д.;

- Законодательно установленные ограничения материально-вещественных потоков: лицензии, квоты, контрактные государственные заказы.



 

Финансы и финансовая политика.

Фина́нсы — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Обычно речь идет о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятиях). Важнейшим понятием в области финансов является бюджет.

Финансовая политика — совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов). Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей. Финансовая политика — совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Содержание финансовой политики:

1.Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.

2.Создание адекватного финансового механизма.



3.Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Задачами финансовой политики является:

1.обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2.установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

3.организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4.выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5.создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Целями финансовой политики могут являться:

- политические цели, т.е достижение целей в области внешней и внутренней политики

- экономические цели, то есть достижение целей в области экономики на различном уровне

- социальные цели, то есть достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ).

Финансовая политика может быть реализована на различном уровне:

- мировом; региональном; национальном; на уровне предприятия, организации и т.п.

В качестве важнейших составляющих финансовой политики на уровне государства выступают:

- бюджетная политика

- налоговая политика

- таможенная политика

- денежно-кредитная политика

- инвестиционная политика

 

 

Экономическое равновесие. Классическая и кейнсианская теории равновесия.

Обеспечение сбалансированности и пропорциональности в развитии экономических процессов является центральной проблемой общественного воспроизводства. Равновесие в хозяйственной деятельности предполагает поддержание следующих условий воспроизводства:



- все индивиды должны найти на рынке предметы потребления в соответствии с покупательной способностью;

- все предприниматели в состоянии найти на рынке необходимые им производственные ресурсы;

- весь продукт прошлого года должен быть реализован.

Теоретически равновесие означает полное соответствие между производством и потреблением, предложением и спросом, производственными затратами и результатами, движением материально-вещественных и финансовых потоков. Однако, даже при идеальной свободной конкуренции или идеальном планировании достижение полной сбалансированности во всех звеньях системы хозяйствования невозможно. Это всего лишь тенденция, внутренняя направленность в развитии экономических процессов.

В реальной экономике наблюдаются различные нарушения этих требований в результате воздействия побочных эффектов. Экономику выводят из состояния сбалансированности циклические и структурные кризисы, инфляция, безработица, взлеты и падения цен и др.

Приверженцы кейнсианской теории не верят в саморегулирующийся рыночный механизм и считают, что для обеспечения нормального роста и достижения экономического равновесия необходимо вмешательство извне. Сама рыночная экономика «вылечить» себя не может, таким образом, государство должно регулярно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе и денежно-кредитные. В данной теории рассматривается следующая цепь причинно-следственных связей предложения денег и номинального ВНП:

изменение денежного предложения → изменение уровня процентной ставки → изменение инвестиционного спроса → мультипликационый эффект → изменение номинального ВНП.

В противовес кейнсианцам классики уверены во внутренней устойчивости рыночной экономики и считают, что все негативные моменты- это результат неумелого вмешательства в экономику.

Они отмечают более тесную связь между денежной массой в обращении и номинальным объемом ВНП. Они считают, что динамика ВНП следует непосредственно за динамикой денег.

Современные теоретические модели денежно-кредитной политики представляют собой синтез кейнсианской и классической теории, в которых учтены рациональные моменты каждой из теорий.

 

 

Инвестиции и инвестиционная политика.

Инвестиции – вложение денежных средств, ценных бумаг и иного имущества, имеющего денежную оценку в объекты предпринимательской деят-ти в целях получения прибыли или иного полезного эффекта.

Классификация ИП

1)По объекту вложения: а)Финансовые -вложение средств в цен. бум. в) реальные- инвестиции в реальные объекты(стр-во; основные фонды).

Реальные: 1)нематериальные; 2)материальные.

2) По хар-ру экон. последствий: стратегические (инвест-ие в созд новых пред-ий, их расширение или компл-ая модернизация); базовые (связаны с техн. перевооружением и расширением основного вида деят-ти) ; текущие (связаны с воспроизводством основных фондов, их кап. ремонтом и пополнением запасов матер-ых ценностей)

3).По типу предполагаемого эффекта (снижение затрат; расширение объёмов выпуска; выход на новые рынки; получение новых знаний и технологий; социальные эффекты)

4).По составу участников (монопроекты; мультипроекты; мегапроекты)

5). По типу отношений (независ-е проекты; альтернативные; комплементарные – реализация одного проекта влияет на доход другого; замещающие – реализация одного проекта приводит к снижению доходов по одному или нескольким проектам)

6). По типу денежного потока (ИП с ординарным денежным потоком и неординарным)

Инв. политика - составная часть экономической политики, проводимой государством и предприятиями в виде установления структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технического уровня (поддержка предприятий, банков).

Субъекты инв. политики: государство, банки, предприятия, домашние хозяйства.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.