Сделай Сам Свою Работу на 5

Анализ основных результатов деятельности предприятия





В экономическом аспекте развития любого предприятия особое место занимает финансовая деятельность. От нее во многом зависит своевременность и полнота финансового обеспечения производственной деятельности и формирование предприятия, выполнение финансовых обязательств перед государством и другими субъектами хозяйствования. Финансовая деятельность предприятия - это система использования различных форм и методов для финансового гарантированного функционирования предприятий и достижения ими поставленных целей, т. е. это и практическая финансовая деятельность предприятия, которая обеспечивает жизнедеятельность предприятия, улучшение ее результатов. Основные показатели производственно – финансовой деятельности предприятия ОАО «СКМИ» представлены ниже в таблице 4.1

Таблица 4.1 - Основные показатели работы ОАО «СКМИ» за 2010-11 гг.

Показатель ед. изм год 2011 год + / - %
Выпуск макаронных изделий т + 854 104,2
тыс.руб +11253 104,2
руб/кг 13,29 13,29 -
Отгрузка, всего: тыс.руб. +15412 104,1
Отгрузка макаронных изделий т + 901 104,5
тыс.руб +10037 103,8
руб/кг 13,31 13,22 - 0,99 99,3
Себестоимость отгруженной продукции тыс.руб +13770 103,9
на 1 кг руб 17,6 17,5 - 0,1 99,4
Коммерческие расходы Тыс.руб. -1158 92,1
Стоимость сырья (мука) тыс.руб +1544 101,1

 



Продолжение таблицы 4.1

на 1 тонну руб - 375 94,7
Технологические платежи (электроэнергия, газ, вода) тыс.руб +3384
ГСМ тыс.руб +1906 126,2
Расходы на производство (инструменты, запасные части) тыс.руб -1198 81,3
Запчасти а/транспорт тыс.руб +1149 169,6
Аренда оборудования тыс.руб + 668 109,1
Амортизация тыс.руб + 2221 115,1
на 1 тонну руб +76 110,3
Налог на имущество тыс.руб 2058,5 +1374,5 166,8
на 1 тонну руб 102,9 164,5 +61,6 159,9
Банковский процент тыс.руб +8433 153,6
в среднем на 1 месяц тыс.руб +702 153,6
Фонд оплаты труда тыс.руб + 93 100,2
Лизинговые платежи тыс.руб -145 93,8
Аренда земли тыс.руб 478,5 478,5
Транспортный налог тыс.руб 180,8 226,7 +45,9 125,4
Прибыль (убыток) до налогообложения тыс.руб - 3531    

 



По итогам производственно-финансовой деятельности комбината макаронных изделий за 2011 год получена прибыль в размере 606 тыс.руб., за 2010 год был получен убыток до налогообложения 3531 тыс. руб. При этом объемные показатели так же имеют положительную динамику: отгрузка продукции в целом по комбинату составила 20767 тонн – это 104,5 % к аналогичному периоду прошлого года (19866 тонн), выпуск продукции 20867 тонн — 104,2% к уровню 2010 года (20013 тонн).

Объективной причиной полученного финансового результата явилось снижение стоимости сырья на производство продукции – это основная статья в затратах. В 2011 году на 1 тонну выпущенной продукции данный показатель составил 6737 руб., в 2010 году - 7112 руб., соотношение - 94,7 %. Значительную сумму в затратах составляет стоимость технологических затрат (электроэнергия, газ, вода) 13059 тыс.руб в 2011 году и 9675 тыс. руб. в 2010 году , рост 135 %.

На приобретение ГСМ и обслуживание транспорта потребовалось: ГСМ — 9168 тыс. руб. 126,2 % к уровню 2010 года, запчасти — 2799 тыс.руб. в 2011 году и 1650 тыс. руб. в 2010 году, увеличение на 69,6 %. Лизинговые платежи за год составили 2177 тыс. руб., в 2010 году — 2322 тыс. руб.

Затраты на упаковочные материалы в 2011 году составляют 24453 тыс. руб., что на 52,5 % больше, чем в 2010 году.

Таблица 4.2 – Показатели оценки деловой активности

Наименование показателя Ед. изм
Выручка от реализации тыс.руб
Прибыль(убыток) отчетного года тыс.руб -5241 -26302 -37124 -21428 -3531
Производительность труда тыс.руб
Затраты на 1 рубль товарной продукции руб.коп 1,03 1,14 1,20 1,03 0,93 0,93

 



Из представленной выше таблицы можно сделать вывод, чточистые активы Общества по состояния на 31.12.2010 года меньше величины уставного капитала и составили 4042 тыс.руб.

Таблица 4.3-Показатели финансово-экономической деятельности эмитента (руб.)

 

Наименование показателя 2011, 3 мес.
Стоимость чистых активов эмитента -7 347 000 -36 276 000 -55 943 000 -58 971 000 4 042 000 4 330 000
Отношение суммы привлеченных средств к капиталу и резервам, % 1 153 7 617 7 237
Отношение суммы краткосрочных обязательств к капиталу и резервам, % -235 -296 2 367 2 338
Покрытие платежей по обслуживанию долгов, % 5.11 5.8
Уровень просроченной задолженности, % 0.8 0.6
Оборачиваемость дебиторской задолженности, раз 9.8 2.65
Доля дивидендов в прибыли, %
Производительность труда, руб./чел 762 074 1 121 496 2 049 462 1 719 249 1 734 061 503 080
Амортизация к объему выручки, % 10.5 8.5 3.9 3.9 4.3 4.97

Анализ финансово-экономической деятельности эмитента показал, что стоимость чистых активов с 2006 года имела отрицательное значение, в первом квартале 2010 года провели переоценку объектов основных средств, в результате чего стоимость чистых активов увеличилась и составила 4042 тыс. руб. Чистые активы - это величина активов предприятия после вычитания из их суммы всех обязательств компании.
Показатели “Отношение суммы привлеченных средств к капиталу и резервам” и “Отношение суммы краткосрочных пассивов к капиталу и резервам” характеризуют степень зависимости предприятия от заемных средств. Они показывают, каких средств у предприятия больше - заемных или собственных и определяют степень риска для кредиторов. Чем больше данный коэффициент, тем больше зависимость предприятия от заемных средств. Можно отметить, что при оценке показателя “Отношения суммы привлеченных средств к капиталу и резервам”, наибольшую зависимость от заемных средств ОАО “СКМИ” испытывало в 2006 году (1153 %) и в 2010 году (7617%). В то же время, допустимый уровень зависимости определяется условиями работы каждого предприятия. Акционерам выгодно привлечение заемных средств для извлечения прибыли. Показатель покрытия платежей по обслуживанию долга показывает, достаточно ли средств у предприятия для покрытия задолженности, обслуживания долгов и т.д. Если доля заемных средств увеличивается, то предоставление новых ссуд сопряжено со значительным риском. Уменьшение данного показателя значит, что компания имеет слишком высокую долю заемных средств для той величины прибыли, которую она получает. Для ОАО “СКМИ” этот показатель за 2006-2009 г.г. рассчитан не был, так как у предприятия были убытки. По итогам работы за 2010 год величина показателя составила 5,11% - появилась возможность покрытия платежей и долгов собственными средствами. Положительное значение показатель имеет и за 1 квартал 2011г. Оборачиваемость дебиторской задолженности основывается на сравнении величины этой статьи с чистым объемом продаж. Этот коэффициент показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого организацией. При расчете этого коэффициента для ОАО “СКМИ” наблюдается его снижение до 9,8 раз. Наибольший показатель оборачиваемости был зафиксирован в 2008 году (19 раз), а наименьший в 2010 году (9,8 раз). Увеличение оборачиваемости дебиторской задолженности является положительной тенденцией в работе предприятия. Рост величины этого показателя возможен вследствие сокращения абсолютной величины дебиторской задолженности и ее удельного веса в общей сумме реализации. Коэффициент «Доля дивидендов в прибыли» не рассчитывается, т.к. по итогам работы предприятия за весь отраженный период не выплачивались по причине убыточной работы предприятия.

Маркетинг и деятельность по сбыту ОАО «Саранский комбинат макаронных изделий» формируется под воздействием следующих факторов:

· предпочтения потребителей продукции ОАО;

· ассортиментная политика комбината;

· поведение конкурентов, их ценовая политика.

Как показывают маркетинговые исследования компании «Комкон», потребление макарон в России составляет около 5-7 кг. на человека в год, что в 10 раз меньше, чем в Европе. В то же время макаронные изделия - это продукт, который неизменно остается в рационе российских потребителей. Общее число потребителей макарон в настоящее время составляет 96% населения России.

В зависимости от доходов, российские потребители делятся на две группы. Первая группа потребителей со средним и низким уровнем доходов предпочитает отечественные макароны, розничная цена которых 18-20 руб. за кг и ниже. Ко второй группе относятся потребители с более высоким уровнем доходов, которые предпочитают иностранную продукцию, розничная цена на которую - 20-30 руб. за кг. и выше.

Основная часть покупок потребителей приходится на упакованную продукцию. При этом покупатели выделяют ряд преимуществ. Основными среди них покупатели считают:

· удобство хранения, транспортировки (21,3% и 17%);

· гигиеничность, чистота (19,1%);

· упаковка является гарантией качества, защитой от подделок (18,1%).

Основными факторами, оказывающими влияние на предпочтения потребителей выступают качество продукта и его стоимость. В то же время изучение мнения потребителей о качестве потребляемых ими макаронных изделий показало, что за последние годы продукция практически всех товаропроизводителей соответствует ожиданиям потребителей. Поэтому при выборе макаронных изделий покупатели ориентируются на имиджевые показатели продукта, такие как:

1. известность, «раскрученность» марки (для покупателей это означает гарантию качества изделий);

2. имидж «итальянских» макаронных изделий (известно, что «настоящие» макароны – это итальянские макароны).

3. проверенность торговой марки.

Ассортиментная политика комбината характеризуется широким разнообразием видов макаронных изделий.

В целом по РФ наибольшей популярностью пользуются спагетти (26%), перья (15%), рожки (13%), вермишель (10%), макароны (10%), другие (26%). Потребители макаронной продукции ОАО «Саранский комбинат макаронных изделий» выделяют: рожки (33%), спагетти (23%), вермишель (13%), фигурные (11%), лапша (2%) и прочие (17%).

 

 

Рисунок 1 - популярность отдельных видов макаронных изделий

 

 

Конкурентная среда российского рынка макаронных изделий характеризуется большим разнообразием организаций, осуществляющих производство и реализацию макаронной продукции. Среди крупнейших игроков можно выделить: ОАО «Челябинская макаронная фабрика Макфа», ОАО «Экстра М», ОАО «Русский продукт», ЗАО Самарская макаронная фабрика «Верола», ОАО Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича, ЗАО НПФ «Алтан». Среди иностранных брэндов наиболее известны Рasta Zara, Semolina, Federici, они занимают сегмент класса «премиум».

В то же время выделяется обширный сегмент средних и мелких региональных производителей. ОАО «Саранский комбинат макаронных изделий» относится к последней категории игроков российского рынка макаронной продукции. Однако, в отличие от большинства представителей данной категории, ОАО обладает конкурентными преимуществами, характерных для крупных игроков рынка (современное европейское оборудование, производство продукции группы А и т.п.).

Сбытовая стратегия Акционерного Общества характеризуется расширением потребительского сектора и проникновением на новые региональные рынки сбыта.

Если до 2007 года основной рынок сбыта продукции АО традиционно находился в республике Мордовия - это предприятия райпо, общественного питания и другие торговые предприятия, то за 2008-2009 годы структура рынка сбыта меняется: за пределы республики отгружается основная часть объема макаронных изделий.

Так, в 2008г. из 12440 тонн общего объёма отгрузки за пределы РМ было отгружено 9351 тонн или 75,2%. В 2009 году данный показатель вырос еще на 15,8% по сравнению с показателем 2008 года.

 

Таблица 4.4 - Поставка макаронных изделий на потребительский рынок

 

2008 год 2009 год %
Всего, тонн   112,4
По РМ   102,1
За пределы РМ   115,8

 

В настоящее время продукция Акционерного Общества пользуется спросом на потребительских рынках Н. Новгорода, Самары, Ульяновской обл., Чувашии, Татарстана, Марий-Эл, Башкирии, Тамбова, Владимира и др.

 

 

Рисунок 2 - основные направления сбытовой политики ОАО «Саранский комбинат макаронных изделий»

Таким образом, анализ маркетинговой и сбытовой деятельности ОАО «Саранский комбинат макаронных изделий» показывает растущий спрос на продукцию комбината, расширение рынков сбыта, что требует в свою очередь расширение площадей складских помещений, собственного транспортного парка, о чем уже было упомянуто в рассмотрении производственной программы предприятия.

Наравне с макаронными изделиями, комбинат набирает темпы реализации с новым видом продукции – фасованные крупяные изделия, что обеспечивает комбинату дополнительный экономический эффект и позволяет выйти на новые рынки сбыта, что, несомненно, необходимо и выгодно для любого современного предприятия.

Финансовое состояние предприятия можно оценивать с точки зрения краткосрочной и долгосрочной перспектив. В первом случае критерии оценки финансового состояния – ликвидность и платежеспособность предприятия. С позиции долгосрочной перспективы, финансовое состояние предприятия характеризуется структурой источников средств, степенью зависимости предприятия от внешних инвесторов и кредиторов. Показатели оценки ликвидности ОАО «СКМИ» отражены в таблице 6.4.

Таблица 4.5.-Показатели оценки ликвидности ОАО «СКМИ» за 2008-2010гг.

Показатель Расчет 2004г. 2005г. 2006г. Рекомендуемый критерий
Коэффициент общей ликвидности Текущие активы/краткосрочные обязательства 0,9 0,8 0,79 >2.0
Коэффициент быстрой ликвидности Ликвидные активы/краткосрочные обязательства 0.21 0.2 0.19 >1.0
Коэффициент абсолютной ликвидности (Денежные средства + краткосрочные финансовые вложения)/краткосрочные обязательства 0.00002 0.00006 0.0005 >0.2

 

По данным таблицы 6.4. видно, что коэффициент текущей ликвидности варьировал от 0,79 до 0,9 это означает, что ОАО «СКМИ» может погасить свои краткосрочные обязательства за счет текущих активов лишь на 79%.

Коэффициент быстрой ликвидности показывает что ОАО «СКМИ» в случае срочной необходимости может покрыть свои обязательства за счет ликвидной части оборотных средств только на 20%.

А по значению показателя абсолютной ликвидности видно, что на денежные средства и краткосрочные финансовые вложения предприятие рассчитывать не может.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: учебное пособие для вузов / пол ред. проф. Н. П. Любушина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 471 с.

2. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. / Д. Аакер. – СПб.: Питер, 2002.-544 с.

3. Баринов В. А., Харченко В. Л. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006, - 237 с.

4. Бондарь Н.П., Васюхин О.В., Голубев А.А., Подлесных В.И. Эффективное управление фирмой: современная теория и практика. -СПб: Изд. дом "Бизнес-пресса", 1999.- 415 с.

5. Боумен К. Основы стратегического менеджмента / К. Боумен. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1997.- 175 с.

6. Виханский О. С. Стратегическое управление.: Учебник. - 3-е изд. - М.: Экономист, 2003. - 296 с.

7. Горемыкин В. А. Стратегия развития предприятия: учебное пособие/В. А. Горемыкин, Н. В. Нестерова. – 2-е изд., исп. – М.: Дашков и Ко, 2004. – 594 с.

8. Горшкова Л. А. Анализ организации управления. Аналитический инструментарий / Л. А. Горшкова. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 208 с.

9. Ефремов В. С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования / Учебное пособие. – М.: Финпресс, 2003. – 187 с.

10. Зайцев Л. Г. Соколова М. И. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: Экономист, 2002. – 416 с.

11. Козаков В. С. Стратегическое управление организационно-экономической устойчивостью фирмы: Учебное пособие.- М, 2001. – 542 с.

12. Лапин А. Н. Стратегическое управление современной организацией. /А. Н. Лапин. = М.: ООО «Управление персоналом», 2004.–288 с.

13. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 464 с.

14. Савенков Д. Л. Влияние МСФО на систему стратегического учета и анализа предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. – 2006. - №3. –с. 72

15. Смирнов Э.А. Стандартизация ключевых элементов управленческой деятельности в компании// Консультант директора.- 2004.-№10 - С. 11-21.

16. Стратегический менеджмент. / Под ред. Петрова А. Н. – СПб.: Питер, 2006. – 496 с.

17. Строев А. Стратегическое управление компанией. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2006. - №1. –с. 52

18. Таганов Д. И. Информация как основной фактор формирования конкурентной стратегии. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2005. - №1. – с. 107

19. Татарникова Е. А. Стратегическое управление предприятием. Жить одним днем или планировать свое будущее? / Е. А. Татарникова. – М.: Альфа-Пресс, 2006. – 240 с.

20. Тренев Н.Н.Методы анализа и формирования решений// Консуль­тант директора.- 2005.- № 14.- С. 2-16.

21. Тренев Н.Н. Подготовка к планированию// Консультант директора.- 2005.- № 17. - С. 2-19.

22. Управление банком: организационные структуры, персонал и внутренние коммуникации.—2-е издание, испр. и доп. — М.: “МЕНАТЕП–ИНФОРМ”,1998

23. Управление организацией: Учебник. / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. Саломатина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002 – 234 с.

 

 

Приложение № 1

к Положению о СМТО П-50-2008

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.