Сделай Сам Свою Работу на 5

Организационная структура управления.





ОТЧЕТ

По экономической практике

 

Студента 4 курса 403 группы

специальности 061100 «Менеджмент организации»

Ананьева Александра Сергеевича

 

 

Место практики ОАО «Саранский комбинат макаронных изделий»

 

Руководитель практики от предприятия

начальник ОМ ____________

 

Руководитель практики от университета

к.э.н., доцент _____________ С.А.Воробьева

 

 

Саранск 2012

Дневник

Экономической практики

 

Студента Ананьева Александра Сергеевича

факультета экономического

403 группы специальности «Менеджмент организации»

 

 

Наименование базы практики ОАО «Саранский комбинат макаронных изделий»

Начало практики ХЗ.02.2012 окончание ХЗ. 03. 2012

Руководитель практики от предприятия ___________

 

Год, число, месяц Раздел тематического плана практики Краткое описание выполненной работы Подпись руководителя соответствующего подразделения предприятия
09.02.10-10.02.10 Ознакомление с предприятием Ознакомилась с историей развития ОАО «СКМИ». Познакомился с уставом предприятия. Ознакомился с миссией и целями предприятия.  
11.02.10-13.02.10 Организацион-ная структура управления Познакомился с организационной структурой управления ОАО «СКМИ». Ознакомился со структурой и функциями аппарата управления предприятия. Узнал о существующих структурных подразделениях на предприятии.  
14.02.10-16.02.10 Имущество предприятия Познакомилсь с основным составом имущества предприятия, и его капиталом    
17.02.10-19.02.10 Материально – техническое обеспечение Изучил организацию и планирование материально – технических ресурсов; вопросы связанные с обеспечением производственных подразделений и рабочих мест материально техническими ресурсами  
20.02.10-21.02.10 Система планирования на предприятии Познакомился с системой планирования на предприятии, с целями, задачами, функциями и правами отдела технического контроля. Ознакомилась с организацией инвестиционной деятельности на предприятии. Узнал, какие существуют источники инвестиций. Познакомился с целями, задачами и функциями планово-производственного отдела.  
22.02.10-23.02.10 Порядок формирования производственной программы Рассмотрел структуру и порядок формирования производственной программы; специфику разработки производственных программ для цехов предприятия  
24.02.10- 25.02.10 Формирование затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции Установил: действующий порядок формирования сметы затрат на производство; методы калькуляции себестоимости продукции, ее виды      
26.02.10- 27.02.10 Организация труда и его оплата Изучил - формы и системы оплаты труда, количественное соотношение между категориями работающих на предприятии и уровень их оплаты; коллективный договор и его содержание    
28.02.10- 01.03.10 Анализ основных результатов деятельности Проанализировал – показатели эффективности использования основных фондов и оборотных средств; объем продаж и выручку от реализации продукции; себестоимость реализованной продукции; прибыль и рентабельность; производительность труда и трудоемкость  

Содержание





1 Ознакомление с предприятием 6

2 Организационная структура управления 12

3 Экономика, организация и планирование производства

3.1 Организация основного и вспомогательного производства 21

3.2 Имущество предприятия 23

3.3 Материально-техническое обеспечение 27

3.4 Система планирования на предприятии 34

3.5 Порядок формирования производственной программы 44

3.6 Формирование затрат на производство и калькулирование

себестоимости продукции 47

3.7 Организация труда на предприятии и его оплата 52

4 Анализ основных результатов деятельности предприятия 58



Список использованных источников 70

Приложения 72

 

 

1. Ознакомление с предприятием.

Открытое Акционерное Общество «Саранский комбинат макаронных изделий» (ОАО «СКМИ») создано в результате преобразования Государственного унитарного предприятия Республики Мордовия «Саранский комбинат макаронных изделий» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 года № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» и Постановлением Правительства Республики Мордовия от 19.12.1997 г. № 554.

Общество является правопреемником государственного унитарного предприятия Республики Мордовия «Саранский комбинат макаронных изделий», зарегистрированного Постановлением Главы города Саранска РМ №1029 от 31.07.1998 г.

ОГРН № 1021301112832

Место нахождения Общества: Российская Федерация, Республика Мордовия, г. Саранск, р.п. Ялга, ул. Российская, 7.

Учредителем Общества является Государственный комитет Республики Мордовия по управлению государственным имуществом.

Уставной капитал Общества составляет 8332800 рублей и разделен на 80723 штуки обыкновенных именных акций и 2605 штук привилегированных именных акций типа А. Все акции Общества имеют номинальную стоимость 100 рублей каждая.

Акции принадлежат: 50 акционерам, из них 3 юридическим лицам 80,55% и 47 физическим лицам, которым принадлежит 19,45% акций.

Реестр акционеров ОАО «СКМИ» ведет ОАО «Регистратор Р.О.С.Т.» в соответствии с договором № 55 от 28.06.2001г.

Регистратор работает на основании лицензии № 10-000-1-00264 от 03.12.2002г., бессрочная на осуществление деятельности по ведению реестра. Орган, выдавший лицензию: ФКЦБ (ФСФР) России.

Аудитором общества в 2010 году являлась ЗАО «Аудиторская фирма «Универс-аудит».

Общество имеет следующие документы, регламентирующие его деятельность:

1. Лицензия №ВП-45-000798(ЗС) на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов (срок действия с 13.08.09 по 13.08.14);

2. ГОСТ Р 51865-2002 на изделия макаронные;

3. Сертификат соответствия № 0263762 на изделия макаронные (срок действия с 13.07.2010 по 12.07.2012);

4. Декларация о соответствии изделий макаронных (срок действия до 12.07.2012);

5. ГОСТы на сахар и крупы ;

6. Сертификаты соответствия на сахар и крупы.

Саранский комбинат макаронных изделий - это современное предприятие, оснащённое линиями фирмы PAVAN (Италия) производительностью 1000 и 1300 кг/час короткорезанных макаронных изделий, линией по производству длинных макаронных изделий производительностью 1250 кг/час фирмы «Бюлер» (Швейцария). Ассортимент выпускаемой продукции - 18 наименований макаронных изделий, часть из них выпускается с добавлением натуральных овощных добавок. Предприятие ежегодно наращивает объёмы производства и расширяет область реализации продукции. Покупателями продукции являются предприятия торговли не только Республики Мордовия, но и других регионов. ОАО «СКМИ» осуществляет экспорт продукции в Беларусь.

Хозяйственная деятельность АО характеризуется динамичным ростом объемов производства макаронных изделий. Так, за 2009 год предприятием произведено 20013 тонн продукции, в 2010г. – 20867 тонн, что на 4,2 % больше, чем в 2009 году.

 

 

Таблица 1 - производство макаронных изделий в 2000-2010 годах

период, год
объем произ-водства, т

 

 

Рисунок 1 - динамика производства макаронных изделий в 1996-2010 гг.

Основным поставщиком сырья в 2010 году, на долю которого приходится 10 и более процентов всех поставок, является: ОАО «Саратовский комбинат хлебопродуктов». Доля в общем объеме поставок 37%. Мука этого поставщика отвечает всем требуемым технологическим параметрам.

Сбытовая стратегия Акционерного Общества характеризуется расширением потребительского сектора и проникновением на новые региональные рынки сбыта. Если до 2004 года основной рынок сбыта продукции ОАО традиционно находился в республике Мордовия - это предприятия райпо, общественного питания и другие торговые предприятия, то за 2005-2010 годы структура рынка сбыта меняется: за пределы республики отгружается основная часть объема макаронных изделий. Так, в 2009 году за пределы РМ отгружено 17108 тонн, в 2010 году – 17840 тонн что составляет 104,3% к предыдущему году, а от общего объема отгрузки продукции это составляет 85,9%.

Таблица 2 - Поставка макаронных изделий на потребительский рынок

 

2008 год 2009 г. 2010г. % 2010/2009
Всего, тонн 104,5
По РМ 105,0
За пределы РМ   104,5

 

В настоящее время продукция Акционерного Общества пользуется спросом на потребительских рынках Н. Новгорода, Самары, Ульяновской обл., Чувашии, Татарстана, Марий-Эл, Башкирии, Тамбова, Владимира и др.

Анализ работы макаронной промышленности в России в 2010 году показал, что к положительным тенденциям развития данной отрасли относятся следующее:

- выработка макаронных изделий ведется более чем на 300 предприятиях, общая мощность которых превышает 1,3 млн тонн в год, что может полностью удовлетворить потребности отечественного рынка (потребление макаронных изделий в России составляет 6-7 кг/год на человека).

- отечественные и зарубежные машиностроители предлагают большой ассортимент оборудования в данной сфере. С их помощью можно организовывать выпуск макаронных изделий на предприятиях общественного питания, создавать оригинальные продукты и вырабатывать продукцию лечебно-профилактического назначения, в том числе предназначенную для немедленной реализации населению.

Потребность в недорогой и легкой в приготовлении продукции в ближайшей перспективе будет только возрастать. Не останется в стороне и рынок макаронных изделий. Макаронные изделия один из тех видов продуктов, на который рядовой потребитель обращает внимание в первую очередь.

В то же время среди отрицательных тенденций развития данной отрасли следует уделить особое внимание следующим: макаронная отрасль испытывает сильное давление со стороны поставщиков сырья: мука является основным компонентом для производства изделий. Поэтому и стоимость товара находится в прямой зависимости от ценовой политики зерновых трейдеров и мукомольных предприятий.

Планы будущей деятельности эмитента формируются под воздействием основных факторов развития российского потребительского рынка макаронной продукции. По РФ в 2010 году спрос на макаронные изделия снизился. Сокращение продаж по сравнению с 2009г. составило 21тыс.тонн или почти 2%. Спад обусловлен насыщенностью рынка макаронных изделий. Складские остатки рынка к концу 2009г. достигали 278,5 тыс.тонн, что составляло четверть от общего рыночного предложения.
Спад на рынке происходит под влиянием двух факторов. Первый фактор - это стабильное снижение численности населения. При максимально высокой доле потребителей в населении страны снижение его численности неизбежно приводит к сокращению продаж. Вторым важным фактором, ограничивающим рост рынка макаронных изделий, является развитие конкурирующих продуктов, в первую очередь овощных и крупяных гарниров. Для того, чтобы выдержать конкуренцию на современном рынке макаронных изделий, необходимо своевременно осуществлять технологическое обновление существующего оборудования, повышать качество выпускаемой продукции. Участники рынка отмечают, что теперь потребитель, в первую очередь отдает предпочтение более качественным изделиям: полупрозрачным, стекловидным и не разваривающимся при приготовлении. В ценовые тенденции экономические процессы, происходящие сегодня, вносят непредвиденные резкие изменения.
На растущий быстрыми темпами сегмент качественной отечественной макаронной продукции делает ставку руководство Открытого Акционерного Общества «Саранский комбинат макаронных изделий».
Таким образом, перспективными направлениями развития эмитента являются:
- увеличение объемов отгрузки высококачественной продукции;
- увеличение объемов производства и отгрузки доли фасованной продукции;
- увеличение дохода от реализации продукции с оптового склада ;
- использование в производстве вторичного сырья переработанного до мучных кондиций, что позволяет снизить прямые затраты на производство макаронных изделий и дает дополнительный экономический эффект;
- расширение видового ассортимента макаронных изделий. Оборудование по меланжированию позволяет выпускать продукцию в различной цветовой гамме, что делает их более привлекательными для покупателей.

 

Организационная структура управления.

Как и многие предприятия данного сектора пищевой промышленности ОАО «СКМИ» не имеет сложных организационных структур управления.

Органами управления ОАО «СКМИ» являются:

- общее собрание акционеров;

- совет директоров;

- генеральный директор (единоличный исполнительный орган).

Высший орган управления ОАО «СКМИ» – общее собрание акционеров. Основные полномочия по управлению компанией участники делегируют Совету директоров. Для обеспечения текущего управления компанией общее собрание участников назначает единоличный исполнительный орган (генеральный директор). Органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью компании является ревизионная комиссия.

Схема организационной структуры аппарата управления ОАО «СКМИ» представлена на рисунке 2.1.

     
 
Общее собрание учредителей ОАО «СКМИ»
 
 


Рисунок 2.1 - Организационная структура ОАО «СКМИ»

 

 

Из данной схемы видно, что все подразделения предприятия работают независимо друг от друга и напрямую связаны с генеральным директором. Таким образом, существующая организационно-управленческая структура ОАО «СКМИ»по принципу своего построения является линейно-штабной.

В соответствии со структурой управления ОАО «СКМИ»верхний уровень управления представлен генеральным директором. Генеральному директору подчиняются главный инженер, начальник производства, коммерческий директор, главный механик, бухгалтерия, транспортный отдел и отдел кадров. Генеральный директор руководит в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности. Генеральный директор выполняет ряд функций:

- организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений;

- организует производственно-хозяйственную деятельность на основе широкого использования новейшей техники и технологии, прогрессивных форм и организации труда, научно-обоснованных нормативов материальных, финансовых и трудовых затрат, изучения конъюнктуры рынка и передового опыта;

- решает вопросы, касающиеся финансово-экономической и производственно-хозяйственной деятельности предприятия, в пределах предоставленных ему законодательством прав, поручает ведение отдельных направлений деятельности другим должностным лицам - заместителям директора, руководителям производственных единиц;

- организует и координирует работы по охране труда на предприятии. Обеспечивает защиту работника от воздействия вредных и опасных производственных факторов;

- представляет интересы предприятия во взаимоотношениях с гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти и управления. Распоряжаться имуществом и средствами предприятия с соблюдением требований, определенных законодательством Уставом (Положением) предприятия, иными нормативными актами. Открывать в банковских учреждениях расчетный и другие счета. Заключать трудовые договора (контракты).

Все вопросы оперативной деятельности общества решаются генеральным директором, руководителями подразделений аппарата управления. Решения по социально-экономическим вопросам деятельности общества вырабатываются и принимаются органами управления с непосредственным участием штаба генерального директора, занимающегося вопросами консультирования по принятию важных управленческих решений. Штаб генерального директора носит обобщающий характер, в него можно выделить советников генерального директора и секретаря генерального директора.

Подразделения и работники предприятия, выполняющие определенные функции управления, образуют функциональную подсистему управления. Функции управления деятельности предприятия реализуются подразделениями аппарата управления и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, социальные, психологические отношения друг с другом.

Основными функциями начальника производства являются:

- организация смен производства на предприятии.

- контроль за всеми основными этапами производства конечного продукта.

- организация уборки производственных помещений.

В обязанности коммерческого директора входит:

- руководить работой склада по приему, хранению и отпуску готовой продукции, по их размещению с учетом наиболее рационального использования складских площадей, облегчение и ускорение поиска необходимых материалов, инвентаря и т.п.;

- обеспечивать сохранность складируемой продукции, соблюдение режимов хранения, правил оформления и сдачи приходно-расходных документов. Составляет установленную отчетность;

- организовывать проведение погрузо-разгрузочных работ на складе с соблюдением правил охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии противопожарной защиты.

- участвовать в проведение инвентаризаций товарно-материальных ценностей. Контролировать ведение учета складских операций, установленной отчетности. Принимать участие в разработке и осуществление мероприятий по повышению эффективности работы складского хозяйства, сокращению расходов на транспортировку и хранение древесины, внедрению в организацию складского хозяйства современных средств вычислительной техники, коммуникаций и связи. Руководить работниками склада.

- знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающихся складского хозяйства предприятия. Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по улучшению деятельности склада.

- осуществлять взаимодействие с руководителями всех (отдельных) структурных подразделений предприятия. Подписывает документы в пределах своей компетенции. Вносить предложения о поощрении отличившихся работников, наложение взысканий на нарушителей производственной и трудовой дисциплины. Требует от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

Главный бухгалтер обязан осуществлять организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия. Его функции:

- формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику, исходя из структуры и особенностей деятельности предприятия, необходимости обеспечения его финансовой устойчивости.

- осуществляет подготовку и принятие рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операции, по которым не предусмотрены типовые формы документов внутренней бухгалтерской отчетности.

- обеспечивает порядок проведения инвентаризации.

- осуществляет контроль за проведением хозяйственных операций, соблюдением технологии обработке бухгалтерской информации и порядка документооборота. Рациональную организацию бухгалтерского учета и отчетности на предприятии и в его подразделениях.

Главный бухгалтер несёт непосредственную ответственность за:

- формирование и современное представление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности предприятия его имущественном положении, доходах и расходах;

- разработку и осуществление мероприятий, направленных на укрепление финансовой дисциплины. Учет имущества, обязательств и хозяйственных операции, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств;

- своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операции, связанных с их движением. Учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнение работ (услуг), результатов хозяйственно - финансовой деятельности предприятия;

- учет финансовых, расчетных и кредитных операций. Законность, своевременность и правильность оформления документов;

- составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции работ (услуг). Расчеты по заработной плате;

- правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, средств на финансирование капитальных вложений. Погашение в установленные сроки задолженностей банкам по ссудам. Отчисление средств на материальное стимулирование работников предприятия и т.д.

Основными направлениями деятельности главного инженера предприятия являются:

- обеспечение бесперебойной и технически правильной эксплуатации и надежной работы оборудования, повышения ее сменности, содержание в работоспособном состоянии на требуемом уровне точности;

- разработка планов (графиков) осмотров, испытаний и профилактических ремонтов оборудования в соответствии с положениями Единой системы планово-предупредительного ремонта;

- подготовка предложений по аттестации, рационализации, учету и планированию рабочих мест, по модернизации оборудования, реконструкции, техническому перевооружению предприятия, внедрению средств комплексной механизации и автоматизации технологических процессов, охраны окружающей среды;

- проведение мероприятий по предупреждению внеплановых остановок оборудования, продлению сроков службы узлов и деталей, межремонтных периодов, улучшению сохранности оборудования, повышению надежности его в эксплуатации;

- специализированный ремонт, централизованное изготовление запасных частей, узлов и сменного оборудования. Изучение причин повышенного износа оборудования, его простоев. Расследование аварий, разработка и внедрение мероприятий по их ликвидации и предупреждению. Разработка технологических карт обслуживания оборудования для структурных подразделений предприятия.

Также главный инженер осуществляет контроль за:

- качеством работ по монтажу оборудования;

- рациональным расходованием средств на капитальный ремонт;

- правильностью хранения оборудования на складах;

- проверка и предъявление органам, осуществляющим государственный технический надзор, подъемных механизмов и других объектов;

- выявление неиспользуемого оборудования и разработка предложений по его реализации;

- участие в разработке и внедрении мероприятий по созданию безопасных и благоприятных условий труда при эксплуатации и ремонте оборудования.

Начальник отдела кадров руководит работниками отдела, а также структурными подразделениями (службами, группами, бюро и пр.), входящими в состав отдела кадров:

- Возглавляет работу по комплектованию предприятия кадрами рабочих, служащих и специалистов требуемых профессий, специальностей и квалификации в соответствии с целями, стратегией и профилем предприятия, изменяющимися внешними и внутренними условиями его деятельности, формированию и ведению банка данных о количественном и качественном составе кадров. Принимает участие в разработке кадровой политики и стратегии предприятия.

- Осуществляет работу по подбору, отбору и расстановке кадров на основе оценки их квалификации, личных и деловых качеств; контролирует правильность использования работников в подразделениях предприятия.

- Обеспечивает прием, размещение и расстановку молодых специалистов и молодых рабочих в соответствии с полученной в учебном заведении профессией и специальностью, совместно с руководителями подразделений организует проведение их стажировки и работы по адаптации к производственной деятельности.

- Своевременное оформление приема, перевода и увольнения работников в соответствии с трудовым законодательством, положениями, инструкциями и приказами руководителя предприятия. Учет личного состава. Выдачу справок о настоящей и прошлой трудовой деятельности работников. Хранение и заполнение трудовых книжек. Ведение установленной документации по кадрам. Подготовку материалов для представления персонала к поощрениям и награждениям.

- Обеспечивает подготовку документов по пенсионному страхованию, а также документов необходимых для назначения пенсий работникам предприятия и их семьям и представление их в орган социального обеспечения.

- Организует: Табельный учет, составление и выполнение графиков отпусков. Контроль за состоянием трудовой дисциплины в подразделениях предприятия и соблюдением работниками правил внутреннего распорядка.

- Анализ причин текучести кадров. Разрабатывает мероприятия по укреплению трудовой дисциплины, снижению текучести кадров, потерь рабочего времени, контролирует их выполнение.

- Обеспечивает составление установленной отчетности по учету личного состава и работе с кадрами.

В заключение, стоит отметить, что организационная структура ОАО «СКМИ» является линейно-штабной, что обуславливает характерные недостатки данной структуры, а именно:

- большая загруженность высшего руководство;

- малая гибкость при изменении ситуации;

- задержка решений, вопросов, касающихся нескольких подразделений.

В существующей системе управления ОАО «СКМИ» имеет место неравномерная нагрузка по исполнению управленческих и организационных обязанностей и ответственности ведущими специалистами. Это свидетельствует о необходимости создания дополнительных служб на предприятии, а также о возможности перераспределения некоторых работ между ними и существующими подразделениями.

Отсутствие маркетинговой службы является одним из главных недостатков организационной структуры управления, т.к. руководство в условиях рынка не может успешно решить вопросы обеспеченности сырьем и сбытом. Из выше изложенного можно сделать вывод, что проблема оптимизации и совершенствования организационной структуры производства ОАО «СКМИ» является актуальной и требует немедленного разрешения.

 

3.Экономика, организация и планирование производств

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.