Сделай Сам Свою Работу на 5

Зачем и когда следует сменять ведущую ноздрю





Смену ведущей ноздри следует проводить только в следующих случаях:

1. Ноздря дня не является ведущей.

2. Человеку предстоит смена видов деятельности.

3. Человек впервые замечает признаки болезни или психологического расстройства.

4. Одна ноздря остается ведущей дольше двух часов.

Каждая ноздря связана с определенными видами действий, которые лучше всего выполнять в период активности этой ноздри (см. таблицу 3). При этом следует учитывать следующие факты:

1. Тело делится на две равные половины: солнечная, мужская правая сторона и лунная, женская левая сторона.

2. Правая ноздря соответствует правой стороне тела, а левая связана с левой.

3. Правая сторона тела и правая ноздря связаны с левым полушарием коры головного мозга, а левая сторона тела и левая ноздря — с правым полушарием.

4. Все виды деятельности, связанные с физической нагрузкой, относятся к правой ноздре, а связанные с эмоциональным напряжением — к левой.

5. Доминирование правой ноздри по ночам, а левой в течение дня приносит здоровье, хорошее самочувствие и мудрость, а также увеличивает срок жизни.

6. Одна ноздря не должна оставаться ведущей более двух часов подряд; исключение составляют те люди, которые занимаются свара-йогой и стремятся поддерживать деятельность левой ноздри днем, а правой — ночью, как описывалось выше.



7. Нормальный ритм дыхания не должен превышать пятнадцати вдохов-выдохов в минуту. Таким образом, в сутки человек должен совершать примерно 21600 вдохов-выдохов. Согласно Тантре, продолжительность человеческой жизни измеряется не годами, а количеством вдохов и выдохов. Если человек живет в соответствии с законами свара-йоги, он сможет вести счастливую, здоровую и творческую жизнь до 120 лет, что соответствует 933 120 000 вдохов и выдохов.


Таблица 3 СВЯЗАННЫЕ С НОЗДРЯМИ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Левая ноздря Правая ноздря
Спокойные действия Формы деятельности, укрепляющие тело, восполняющие запас жизненных сил и энергии Дружеские отношения Йога Медитация Использование божественных методов лечения Алхимия Ношение новой одежды Ношение новых украшений или драгоценностей Половой акт (для женщин) Благотворительная деятельность Посещение ашрама во имя духовного или внутреннего развития Постройка нового дома Сооружение запруд, бассейнов, колодцев и т.п. Работа на огороде и садоводство Совещание Закладка нового поселения Долгое путешествие на юг или на запад Утоление жажды Мочейспускание Возвращение домой Тяжелая работа Обращение с оружием Изучение военных наук Музыка Вождение транспортных средств Физические упражнения Катание на лодке Создание янтры или занятия Тантрой Подъем (в гору, на возвышенность) Половой акт (для мужчин) Драка, дуэль, бокс, борьба Покупка и продажа зверей и птиц, скульптура, резьба, чеканка, плотницкое дело Хатха-йога, сложные дисциплины йоги Встреча с государственными чиновниками Дискуссии, споры, выступления в суде Обращение к другому человеку Прошение о временной работе Купание в ванной Прием пищи и дефекация Сочинение писем и книг Выход из дома





Солнечная (правая) ноздря носит название питала и связана с желчью. Лунная (левая) ноздря называется ида и связана со слизью. Когда действуют обе ноздри, их называют сушумна; при этом они оказываются подчиненными ветру.

Рассказывая о чакрах и лайя-йоге, мы уже упоминали эта три важнейшие нади: пингалу, иду и сушумну*. Ида и питала начинаются в основании позвоночника и заканчиваются в левой и правой ноздрях соответственно, тогда как сушумна проходит по всей области от основания позвоночника до верхушки мозолистого тела. Благодаря свара-йоге возникает очень ясное понимание принципов работы трех основных нади. Ида действует активнее всего, когда работает левая ноздря, питала — при работе правой ноздри, а сушумна — когда обе ноздри работают одновременно.



Сушумна автоматически приходит в действие на восходе и с наступлением сумерек, когда связанная с планетами ноздря прекращает работу и активной становится ноздря дня. Сушумна начинает действовать в момент восхода даже в том случае, если соответствующая планете ноздря является ноздрей дня (нарушения химических процессов в организме могут сдвигать этот момент не более чем на полчаса в ту или иную сторону от момента восхода). К примеру, в понедельник, за час до восхода, управителем этого часа является Луна, и потому ведущей должна быть левая ноздря; однако если наступает 1,2,3,7, 8,9,13,14 или 15 день растущей луны, левая ноздря также будет активной на восходе и на закате. При этом у здорового человека в момент восхода и заката активной будет сушумна.

Кроме того, сушумна активна в течение примерно десяти вдохов-выдохов в период смены активной ноздри. Это явление называют сандхикала — «время соединения». Периоды активности сушумны не подходят для мирской деятельности. Задуманное в период сушумны никогдане исполняется. Любая работа, начатая во время активности сушумны, срывается. Время сушумны предназначено только для успокоения организма с целью его подготовки к переменам. Однако это лучшая из нади для занятий йогой и медитацией. Дыхание со сменой ноздрей используется в хатха-йоге для активации сушумны; рекомендуется посвящать такому дыханию около пяти минут перед началом медитации.

Свара-йога позволяет человеку правильно пользоваться энергиями иды, питалы и сушумны, а также переключать полушария мозга, чтобы использовать соответствующую предполагаемой деятельности энергию. Без таких знаний любая йога и другие учения остаются неполными. Ноздри можно сравнить со штурвалом, направляющим человека в его жизненном путешествии.

Кроме того, свара-йога предлагает техники, помогающие наблюдать проявления пяти элементов в теле. Эти элементы входят в тело и покидают его с каждым циклом дыхания, то есть в течение каждого часового периода активности правой или левой ноздри. Каждый час происходит смена ведущей ноздри. Отправной точкой является элемент земли. Начало цикла каждой ноздри соответствует земле, после чего наступают периоды воды, огня, воздуха и акаши. После периода акаши вновь происходит переключение ноздрей. Таким образом, сушумна активна именно в период акаиш-таттвы (слово таттва означает «элемент»). В течение часа человек делает примерно 900 вдохов-выдохов (60 х 15 = 900):

в течение 20 минут (300 вдохов-выдохов) доминирует элемент земли;

в течение 16 минут (240 вдохов-выдохов) активен элемент воды;

в течение 12 минут (180 вдохов-выдохов) действует элемент огня;

в течение 8 минут (120 вдохов-выдохов) господствует элемент воздуха;

См. также: Джон Мамфорд (Свами Анандакапила Сарасвати). Чакры и кундалини. К.: «София», 1998; Свами Шивананда. Здоровье и йога. К.: «София», 1998.

в течение 4 минут (60 вдохов-выдохов) проявляется акаша.

За 60 минут (900 вдохов-выдохов) в теле становятся активными и ослабевают все элементы.

Последние 10 вдохов-выдохов четырехминутного цикла акаши представляют собой переходный период, после которого ведущей становится другая ноздря. В течение этого периода активной становится сушумна. На восходе и закате она проявляется несколько дольше, и продолжительность ее активности можно увеличить медитациями в эти моменты суток. Это было одной из причин того, почему мудрецы Вед, Упанишад и Тантры рекомендовали проводить обряды на восходе и на закате.

Как показано в таблице 1 (глава 1), пять элементов образуются путем постепенных превращений энергии и входят в основную восьмерицу пракрити (изначальной природы), а также служат основными составными материалами всей феноменальной действительности. Помимо того, они образуют и физическую реальность, и психологические реакции человека, то есть становятся побудительными причинами и откликами на такие побуждения.

Чакры представляют собой лишь место действия элементов, но подлинными действующими лицами являются сами элементы. Йогические тексты утверждают, что настоящее познание себя невозможно без превращения в таттватиту (того, кто превзошел элементы). Кроме того, человек должен стать таттва-дар-ши, созерцателем элементов, так как любые физиологические и психологические изменения вызываются взаимопревращениями гун (саттвы, раджаса и тама-са) и таттв (акаши, воздуха, огня, воды и земли). Свара-йога предлагает практический ключ к наблюдению разнообразных проявлений таттв.

Таблица 4 представляет собой краткое введение в систему наблюдения таттв позволяющее человеку стать таттва-джняни (знатоком элементов). Феноменальный мир и порождается таттвами, и исчезает в них, когда переходит к своему тонкому аспекту. Тип таттвы, указывающий на то, какой элемент доминирует в теле человека в каждый текущий миг, можно определить, сделав выдох на зеркало или кусочек стекла: каждому элементу соответствует особая форма запотевшего пятна. Цвет таттвы можно увидеть при выполнении йони-мудры (уши закрыты большими пальцами рук, глаза — указательными, ноздри — средними, а губы — безымянными пальцами и мизинцами)*. Вкус таттвы ощущается во рту (курильщикам трудно выявить его из-за остающегося в полости рта привкуса табака; перед выполнением этой мудры человек должен очистить и сполоснуть полость рта).

Тантра использует таттвы в качестве инструментов духовного развития, а также как средства понимания собственных желаний, потребностей и психологического состояния. В своей грубой форме таттвы смешиваются друг с другом, образуя таким образом феноменальный мир. Пребывая в тонкой форме, они становятся питанием для внутренних органов. Земля питает физическое тело: мышцы, кости и волосы. Вода обеспечивает пищу для телесных жидкостей, таких, как кровь и лимфа. Огонь питает пламя пищеварения —оджас. Воздух становится источником питания для праны, системы кровообращения, эндокринных желез, нервов и кожи. Акаша питает уши, половое семя и мозг.

Настроения (расы) зачастую вызывают нарушения химических процессов в организме (если человек долгое время остается в одной из девяти классических рас и дольше обычного дышит одной ноздрей). Это нарушает циклический порядок таттв, и тогда начинает доминировать соответствующая текущему настроению таттва — к примеру, гнев вы-

См.: ДжонМамфорд (Свами Анандакапила Сарасвати). Чакры и кундалини. К.: «София», 1998.


зывает усиление элемента огня. Подобные нарушения возмущают равновесие трех телесные жидкостей: ветра, слизи и желчи. Три телесных жидкости представляют собой особые формы элементов: земля и вода в сочетании порождают слизь, огонь представляет собой желчь, а воздух — ветер.

Продолжительное сохранение какого-либо настроения приводит к психофизическим расстройствам. Тот, кто постоянно следит за своими таттвами, может прервать затянутое настроение, сосредоточившись на звучании дыхания: СОХАМ — «Я есть То». Звук СОХАМ называют также аджапой; это указывает на то, что джапа (повторение) происходит не в речи и не в мыслях, но вызывается самим дыханием. Эта аджапа, или звук СОХАМ, используется в Тантре в качестве специального инструмента. Вообще говоря, помимо СОХАМ, существует еще семь протекающих в теле аджап, которые описываются таким образом:

В муладхара-чакре дыхание в течение 600 вдохов-выдохов исполняет аджапу Га-неши;

в свадхиштхана-чакре дыхание в течение 6000 вдохов-выдохов исполняет аджапу Вишну;

в манипура-чакре дыхание в течение 6000 вдохов-выдохов исполняет аджапу Рудры;

в анахата-чакре дыхание в течение 6000 вдохов-выдохов исполняет аджапу Шивы;

в вишуддха-чакре дыхание в течение 1000 вдохов-выдохов исполняет аджапу Паньчавактра-Шивы;

в аджш-чакре дыхание в течение 1000 вдохов-выдохов исполняет аджапу Ард-ханаришвары;

в сахасрара-чакре дыхание в течение 1000 вдохов-выдохов исполняет аджапу гуру.

Общая продолжительность этих ад-жап составляет 21600 вдохов-выдохов, что соответствует их общему числу в течение суток.

Посвятить каждый вдох-выдох отслеживаю аджап во всех чакрах просто невозможно, однако работа с аджапой СОХАМ в определенной степени помогает этому, так что человек может прислушиваться к этому звучанию собственного дыхания. СО звучит при вдохе (пурака), а ХАМ — во время выдоха (речака)

Двумя мощнейшими инструментами Тантры являются мантра и янтра, которым посвящены две последующие главы.




Мантры состоят из звуков, обладающих способностью оказывать психологическое влияние на человеческий организм. Они могут вызывать различные эмоции и мысли. Мантры воздействуют не только на того, кто их произносит, но и на того, кто их слушает.

Слово мантра происходит от санскритского мантрана, означающего «совет, предложение». В определенном смысле, любое слово является мантрой. В повседневной жизни мы всегда пользуемся словами, чтобы что-либо сделать или чего-то добиться. Любая мантра, или слово, представляет собой звучание, вызывающее в разуме связанное с ней значение, на которое разум немедленно откликается.

Мантра является не только звучанием, с которым связано значение, но и энергетическим образованием, состоящим из определенных частот, которые обладают особой структурой; кроме того, различные интонации создают некое вибрационное поле. Эти частоты и порождаемые ими симпатические обертоны оказывают влияние на симпатическую и парасимпатическую нервные системы, тонкой сетью опутывающие внутренние органы. Симпатические реакции вызывают нейромоторный отклики воздействуют на два полушария коры головного мозга, как показано на схеме 2.

ВОЗДЕЙСТВИЕ МАНТРЫ

Работа с мантрами задействует левое полушарие и потому эффективно усиливает положительные эмоции. Интонация и мелодика, представляющие собой существенную часть мантры, снимают отрицательные эмоции. В сочетании сянтрой — схематическим рисунком, связанным с определенным божеством, — мантра также предоставляет правому полушарию четкий образ объекта эмоционального влечения.
Человечество поднялось к своему высшему положению на Земле благодаря левому полушарию. В самом широком смысле можно было бы сказать, что у животных оба полушария являются правыми. У них нет разделения на право- и левосторонние функции — это относится ко всем животным, кроме обезьян, которые автоматически выполняют сложные двигательные действия правой рукой. Разделение право- и левосторонних функций и преобладание правой руки привело к асимметричности полушарий человеческого мозга. У животных оба полушария действуют симметрично, и потому не существует разницы между левым и правым полушариями. Специализация левого полушария возникла в результате его развития, вызванного тем, что человеческие существа начали пользоваться вербальным общением.
Таким образом, становится понятным, что мантры воздействуют на эмоциональное «я». К одухотворенным звукам относятся стихи, монотонные напевы, молитвы и гимны — все они создают определенные эмоциональные частоты и открывают сознанию человека новые измерения. Монотонный напев помогает вызвать положительные эмоции; связанные со словами и звуками напева значения возбуждают память и психические центры, вызывая вибрации во всей нервной системе. Напевание мантр или ду-



ховных песен ранним утром позволяет установить ритмическую схему для всего предстоящего дня.

По словам Раманы Махариши, повторение мантр с сосредоточением внимания на источнике звучания захватывает разум целиком — это тапас (подвижничество). Источниками являются не только органы речи, но и мысленное представление о звучании, возникающее в самом «Я»*.

Таким образом, работа с мантрами представляет собой нечто большее, нежели просто предложение, совет или мысленная идея,— это метод прикосновения к собственному «Я».


ПРОИСХОЖДЕНИЕ МАНТР

Известные нам мантры были услышаны йогами и ведическими мудрецами в состоянии медитации (самадхи). Это означает, что мантры возникли не в обычном состоянии сознания (то есть не были порождениями искусства и литературы), а были услышаны в высшем состоянии сознания (турийя). Писатели, поэты, композиторы и художники переживают в процессе своей творческой деятельности измененное состояние сознания, значительно отличающееся от их повседневного состояния. Такое измененное состояние представляет собой глубокую сосредоточенность, но не медитацию. Древние йоги и мудрецы (риши) вели такой образ жизни, который удерживал их в состоянии непрерывной осознанности, направлял их энергию к высочайшей Свами Раджешварананда, «Так говорил Рамана»
чакре, переводил в безмятежное состояние разума и вдохновлял божественной любовью. Пребывая в этом состоянии и будучи полностью поглощенными собственной сущностью, они слышали различные звучания, а вернувшись в обычное состояние, напевали их по памяти. Позже эти мантры были собраны и записаны в Ведах четырьмя учениками мудреца Вьясы.
Иными словами, мантры имеют божественное происхождение. Риши просто услышали их как ричи — упорядоченные звуковые частоты. Поскольку эти звуки порождались высшим сознанием, они переносили любого слушателя в то пространство, откуда исходили. Такие мантры называются шрути, что означает одновременно и частоты, и слышимый звук*.
Позже обладавшие высшим видением мудрецы, которые были художниками, поэтами и музыкантами, создали собственные мантры, также запечатленные в текстах. Такие писания называются шас-трами,упанишадами и смрити**. Мантры делятся на несколько видов:
1. Мантры, поясняющие Истину.
2. Мантры, дающие совет.
3. Мантры, способствующие определенным эмоциональным состояниям.
4. Исцеляющие мантры.
Тантра использует широкий набор мантр всех четырех категорий. Мантра - это один из инструментов Тантры, а источником мантры является желание общаться, проявиться, призвать кого-то, воплотить в действительность, вызвать эмоции, излечиться, повысить уровень осознанности, наполниться энергией, получить вдохновение и т. д.
Согласно Тантре, все мантры представляют собой формы сознания (видж-няна-рупа). При правильной практике мантра полностью активизирует самска-ру (накопленный опыт всех прошлых жизней). Сущность мантры сводится к сосредоточению мышления и воли и приданию им жизненной силы. Тантристы считают, что воля открывает путь вере, а вера творит чудеса. Таким образом, чудотворное воздействие мантры кроется не столько в интонации или мелодике, сколько в самой вере (истинном бхакти).

РАЗНООБРАЗИЕ МАНТР

Мантры можно использовать для религиозного поклонения, джапы, исцеления, способствования духовному развитию, очищения, принесения подношений и так далее. Между ведическими и тантрическими мантрами существует определенная разница. Тантру называют «пятой Ведой»; она считается Ведой современной эпохи, Кали-Юги. Часть мантр представляет собой просто песни, в которых выражается любовь и благоговение перед Божественным. Однако некоторые вдохновенные божественной любовью и непоколебимой верой мудрецы пользовались такими песнями как мантрами, или инструментами своей духовной практики, после чего их последователи также начали использовать эти мантры, называя их махамантрами, или «великими мантрами». Хорошо известным на Западе примером такой мантры является песнь Шри Чайтаньи, которая сейчас, с увеличением числа его приверженцев, стремительно распространяется по всему миру:

ХАРЕ КР1ДНА ХАРЕ КРЦША
КРЩНА КРЩНА ХАРЕ ХАРЕ ХАРЕ
РАМА ХАРЕ РАМА
РАМА РАМА ХАРЕ ХАРЕ

Шрути — богооткровенные индуистские писания: Веды и Агамы. —• Прим. ред.

Шастры — религиозно-философские и юридические трактаты; упанишады — религиозно-философские приложения к Ведам; смрити —любые почитаемые в индуизме тексты, не относящиеся к шрути (богооткровенным писаниям). — Прим. ред.

Произношение является важным фактором и играет в повторении мантры не менее существенную роль, чем мелодика. Однако произношение, как и мелодика, изменяется от страны к стране, от местности к местности. Таким образом, основной эффект мантры вызывается не столько ее формой, сколько верой в нее.

Кроме произношения и мелодики, важен и темп напевания мантры как вслух, так и мысленно. Темп изменяется в соответствии с состоянием сознания поющего. Увеличение скорости мантры вызывает ускорение течения мыслей, сердцебиения и дыхания. Темп оказывает воздействие и на эмопии. Высокая скорость временами создает непрерывную вибрацию и при групповом напевании мантры приносит благотворный эффект, так как разум начинает работать в согласии с темпом и не успевает погружаться в фантазии. Благодаря этому разум достаточно беспокойных людей полностью погружается в напевание и расслабление. Замед-


Таблица 5 Десять карм, осуществляемых с помощью мантр


1. ШАНТИ-КАРМА (МИРНАЯ): мантры, избавляющие от болезней, психологических расстройств, страхов, иллюзий, бытовых проблем и проблем, связанных с окружающей средой; кроме того, к этому типу относятся мантры, повторяемые без привязанности, без какого-либо стремления к награде и власти.

2. ИСТАМБХАН-КАРМА (ОБЕЗДВИЖИ- ВАЮЩАЯ): мантры, повторяемые для того, чтобы лишить подвижности какое-либо живое существо или неодушевленный предмет.

3. МОХАН-КАРМА (ПРИТЯГИВАЮ ЩАЯ): мантры, повторяемые для привлечения, приворота мужчины, женщины или животного. К этой категории относятся месмеризм и гипнотизм. Второе название: САММОХАН.

4. УЧЧАТАН-КАРМА: мантры, повторяемые для нарушения умственного равновесия какого-либо живого существа. Такая мантра усиливает сомнения, неуверенность, страхи и заблуждения, а подвергнутый ее влиянию человек начинает вести себя как одержимый.

5. ВАШИКАРАН-КАРМА: мантры, используемые для порабощения. Тот, на кого нацелена мантра, лишается воли и способности к различению и становится похожим на куклу. Слово ваши каран означает контроль над сознанием объекта мантры (ваш: «управление»; карам: воздействие).

6. АКАРШАН-КАРМА: мантры, используемые для привлечения человека, живущего вдалеке.

7. ДЖРАМБХАН-КАРМА: мантры, применяемые для изменения стиля поведения; тот, на кого нацелена мантра, начинает вести себя так, как хочется повторяющему мантру.

8. ВИДВЕШАН-КАРМА: мантры, повтояемые для того, чтобы поссорить двух людей. Мантры этого типа вызывают у обоих людей гнев, ненависть, ревность и жестокость по отношению друг к другу. По отношению к другим людям их поведение остается прежним и изменяется только при столкновении с тем, кого выбрал использовавший мантру, что приводит к взаимной враждебности.

9. МАРАН-КАРМА: мантры, используемые для убийства. Эта форма мантрыприводит к мгновенной смерти челове
ка без каких-либо признаков нарушения здоровья.

10. ПУШТИ-КАРМА: мантры, применяемые для увеличения собственного или чужого благосостояния, получения известности, славы, расположения окружающих, общественного положения, власти и т. п. Другое название: ПАУС-
ТИК.

ление темпа также вызывает подобные непрерывные вибрации, однако они уменьшают скорость деятельности разума, сердца и легких. Коротко говоря, между этими двумя скоростями напева-ния мантры существуют такие различия:

• Быстрое напевание утомляет разум, сердце и дыхание, и по окончании повторения мантры возникает рас
слабление;

• Медленное напевание расслабляет разум, сердце и дыхание, однако это полезно только в том случае, когда
человек повторяет мантру в одиночестве.

Средний темп подходит и для группового, и для индивидуального повторения мантры. Он не нарушает сердцебиения и дыхательного ритма и делает разум более бодрым, внимательными осознанным.

Медленное напевание вызывает гипнотическое состояние. Это звучание усиливает акашу, которая создает симпатические обертоны, а те, в свою очередь, воздействуют на всю нервную систему. Еще больше акаши образуется, когда звучание наполняется эхом, словно исходит из полого бамбука. Подобные отголоски звучания усиливаются при увеличении акаши в воздухе.

Тональное качество звука зависит от того, откуда он исходит. Хотя ни один звук нельзя издать без участия голосовых связок, они не являются источником звука. Глубокие тоны вырабатываются совместной работой голосовых связок и брюшной области, тоны среднего уровня - при соединении голосовых связок и области сердца, а высокие тоны — при участии верхней части груди. Классическая индийская музыка, основанная на песнопениях древних храмовых церемоний, пользуется всеми тремя областями тела в последовательном порядке. Поющий начинает с брюшной области и поднимается вверх, к голове, однако больше всего используется средняя часть (грудь,


сердце и горло), которая и оказывает самое сильное эмоциональное воздействие на слушателей. Напевание мантр увеличивает силу воли, способность сосредоточиваться и положительные эмоции — эти три качества укрепляют веру в мантру, которая представляет собой один из обликов божества. Такая вера приводит к магическим эффектам мантры.

НАСТРОЙ ПРАКТИКУЮЩЕГО

Настрой практикующего (садхака) играет важную роль в мантра-садхане*.

Мантра — это энергия. Ее можно использовать как в благих, так и в дурных целях. Вся ответственность ложится на самого садхака. Если садхак занимается мантра-джапой ради личного духовного развития, она поможет ему, но если он делает это во имя других, то его мантра послужит двойной цели: она поможет и ему самому, и окружающим. Если мантра применяется для того, чтобы причинить кому-то вред, она повредит и тому, кто ее произносит (далее в этой главе будет говориться также о мантрах, которые могут уберечь человека от неприятностей).

Тантра может научить всем формам использования мантр. К примеру, если я объясняю кому-то, что такое огонь, мне придется рассказать не только о том, что он помогает готовить пищу или согреваться, но и о том, что он способен обжигать и сжигать. После этого сам человек будет решать, в каких целях ему использовать огонь. Добрый воспользуется им с благими намерениями, а дурной — для того, чтобы причинить вред другим. Однако, независимо от его применения, огонь остается одним и тем же — это просто энергия, и сама по себе она не является ни хорошей, ни плохой. Огонь приносит жар, и человек может использовать этот жар так, как ему захочется.


Садхана (санскр.) — духовная практика: поклонение, медитация, йога, пост, паломничество

В Тантре существует десять видов действий (карм), которые можно совершить с помощью мантр. Эти десять категорий покрывают все аспекты человеческих желаний — как благих, так и дурных, — и включают в себя все возможные способы применения мантр. Намерения садхака остаются на его собственной совести. Человек должен отдавать себе полный отчет в том, почему он выбирает ту или иную мантру в качестве инструмента. Благие и дурные кармы разделяются в соответствии с тем воздействием, какое они оказывают на внутренний и внешний мир личности. Чтобы человек ни сделал, он сам несет за это ответственность. Делая доброе или злое по отношению к другим, он получает то же самое взамен. Тантра полностью согласна с пословицей: «Что посеешь, то и пожнешь».

Десять карм, осуществляемых с помощью мантр, нельзя выполнить в любе время и в любое мгновение. Для каждого действия существуют соответствующие год, дата лунного календаря и день недели (см. таблицу 6). Использование мантр в подходящие периоды и дни наделяет их действенностью. В это время доступными становятся те силы природы, которые обеспечивают магическое воздействие джапы этих мантр. В течение указанных в таблице месяцев существуют особые даты лунного календаря, наиболее благоприятные для той или иной джапы (см. таблицу 7).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.