Сделай Сам Свою Работу на 5

День, когда Отец сошел на землю





Я пишу эти строки за месяц до Рождества. Если выглянуть в окно, то можно увидеть, что несколько домов уже украшено огнями. На одном из них мерцают маленькие белые лампочки. На другом - более старые, красные и зеленые лампы побольше. Кое-где в окнах горят свечи. А вот на моем доме нет даже картинки с изображением Санта-Клауса.

Так было не всегда.

Несколько лет назад, поздней осенью, я собрался купить картинку с изображением сцены, где младенец-Иисус лежит в яслях. Решил поискать ее в ближайшем супермаркете.

«Я ищу ясли, - сказал я молодому продавцу. - Рождественские ясли». («Ясли» по-английски manger, может по звучанию напоминать «менеджер» - прим. перев).

«Нет проблем, - радостно сказал продавец. - Сейчас я все организую».

Как приятно было видеть, что этот молодой человек хочет мне помочь, несмотря на рождественский наплыв посетителей.

Я как раз предавался мечтам о том, как украсят рождественские ясли фасад моего дома, когда мои фантазии были прерваны.- Вот он, - сообщил мне молодой человек; я уставился на улыбающееся лицо его коллеги.

- Кто, он?

- Кого вы спрашивали, - сказал продавец. - Я привел его вам.



Я все никак не мог понять.

- Привели кого?

- Менеджера. Вы же сказали, что вам нужен менеджер.

Очевидно, этот молодой клерк никогда не слышал слова «ясли» и решил, что я обладаю каким-нибудь несусветным акцентом, поэтому «менеджер» у меня звучит как «manger». Наконец, когда я смог объяснить этим людям, что мне нужно, они направили меня в «проход шесть... проход Санта-Клаусов».

Проход шесть было найти легко, однако там не было того, что мне хотелось. Там было около двух миллионов разновидностей кукол Санта-Клауса, однако ни одного изображения яслей - ни одной картинки, изображающей суть Рождества. Никакого намека на то, что Бог-Отец подарил человечеству самое дорогое, что у Него было, - Своего Сына.

Честно говоря, мне не следовало удивляться тому, что в нашем магазине Иисус вызвал мало интереса, потому что история передает нам, что именно так отнеслись к Иисусу Христу в Вифлееме, когда Он родился. Его встретили неприветливо. Родился Он в хлеву. Однако Христос был Тем, о Ком было сказано в пророчестве: «вечный Отец», или «Отец навсегда» (1). С этим именем Он представляет Собой нашего высшего Учителя, старшего Брата, о Котором многие так мечтали в детстве. Иисуса также назвали Эммануил, то есть «с нами Бог». Он был силой, сотворившей мир, и все же явился к нам в облике слабом и уязвимом.



Когда Бог явился на землю в облике слабого человека, Он проявил Себя одновременно и как Отец, и как ребенок. Земное воплощение Иисуса стало примером и подтверждением отцовской сути Бога и явило собой пример отношений, возможных между Отцом и ребенком.

Рассказ об отцовской любви

Одна из лучших историй об отцовской любви, это притча Иисуса о блудном сыне. Дело было так [Сжатая версия, по Шаллеру]. У человека было двое сыновей. Один из сыновей потребовал, чтоб ему выдали его долю наследства. Получив деньги, молодой человек покинул семью и отправился в далекую страну, где очень быстро промотал все деньги с компанией приятелей, предаваясь «развлечениям». Когда деньги у него кончились, «друзья» бросили его; он опустился на самое дно. Одинокий, без копейки денег, он испытал сильнейшее желание вернуться домой. Он знал, что слуги в доме его отца хорошо едят, поэтому он решил вернуться к отцу, чтобы наняться к нему слугой.

Однако вышло все не так. Он возвращался домой, и «когда был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и поцеловал его». Затем отец устроил большой пир, чтобы отпраздновать возвращение молодого человека.

Но это еще не все.

В истории участвовал еще и старший брат, который за всю свою жизнь не причинил отцу ни одной неприятности. Он был «хорошим мальчиком» и гордился этим. Вернувшись с тяжелых полевых работ, он узнал, что праздник устраивается в честь его брата-неудачника, и пришел в ярость.



Он прямо сказал своему отцу, что он чувствует.

«Вот, я столько лет служу тебе, и никогда не преступал приказания твоего, но ты не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка».

Отец ответил своему «хорошему сыну», мягко напомнив ему, что они очень близки друг другу. «Ты всегда со мной, - сказал он, - и все что у меня есть - твое». Он объяснил, что обязательно нужно «праздновать и радоваться», потому что его брат, «который умер», вернулся к жизни.

Даже в наше время, спустя две тысячи лет, после того как она была рассказана, эта притча остается очень актуальной. Однако, помещенная в контекст той культуры, в которой она появилась, эта притча способна навести на совершенно потрясающие размышления.

Кеннет Бейли, человек, посвятивший себя изучению народных традиций Ближнего Востока (2), поясняет, что крестьяне Ближнего Востока очень сильно реагировали на некоторые аспекты этой истории. К примеру, они говорят, что когда блудный сын просит выдать ему причитающуюся часть наследства, он на самом деле желает смерти своему отцу. Крестьяне от Алжира до Сирии, прослушав историю о блудном сыне, все без исключения ждали, что отец свирепо отреагирует на подобную просьбу сына. Любой крестьянский сын, попросивший такого, вне всякого сомнения, будет побит. Далее, отъезд блудного сына в далекую страну, по их мнению, совершенно красноречиво свидетельствует, что он не заботится о том, чтобы устроить своему отцу приличные похороны. Такой отъезд - предательство по отношению к семье, роду, деревне (3).

Поведение блудного сына было не просто выражением крайнего пренебрежения и ненависти к отцу; его разгульная жизнь, даже проходившая «далеко», несла отцу позор и бесчестье в глазах других людей.

Интересно отметить, что блудный сын не думал о возвращении домой до той поры, пока не опустился до положения, когда ему пришлось есть и спать со свиньями. Почему? По крайней мере, частично на этот вопрос могут дать все те же крестьяне Ближнего Востока, с которыми беседовал Бейли. Они объясняют, что обычно происходит у них в такой ситуации.

Во-первых, отец не подаст виду, что заметил приближение своего сына. Толпа деревенских жителей, заметив его, начнет поносить его перед всеми. Под аккомпанемент такого «всенародного ликования», сын подойдет к воротам родного дома, где ему придется сидеть, наверное, несколько часов, прежде чем отец начнет подумывать, не впустить ли его в дом. Когда его, наконец, впустят (если вообще впустят), его накажут так, чтобы искупить позор, который он навлек на отца. В истории, рассказанной Иисусом, мечты блудного сына не простираются дальше того, чтобы ему стать последним слугой в доме отца, на большее, по-видимому, не мог надеяться человек, предавший и опозоривший отца.

Однако в этой истории отец не позволяет уличной толпе срамить своего сына, когда тот подходит к дому. Он не собирается мстить или судить. В самом деле, опозоренный сыном, он еще больше унижается в глазах окружающих, выбегая на дорогу, чтобы встретить своего сына. Подобное действие было бы расценено в восточной культуре как чрезвычайно постыдное, поясняет Бейли:

«Мужчина его лет и положения всегда ходит не торопясь, с достоинством. Вот уже сорок лет он не бегал ни при каких обстоятельствах. Никто в деревне не бегает, когда ему перевалит за тридцать... Чтобы бежать, ему нужно приподнять передний край своей одежды, как это делают подростки. При этом становится видно то, что надето под верхней одеждой» (4).

Встретив сына на краю деревни, отец облегчил ему возвращение к дому. Он то и дело целует сына, требует, чтобы слуги проявляли к нему уважение, для чего наряжает сына в лучшую одежду. Он распоряжается устроить настоящий пир, с музыкой и танцами, поэтому старейшинам деревни приходится либо принять сына, либо рискнуть поссориться с отцом.

Суть этой притчи, однако, в большей степени затрагивает не блудного сына, а его старшего брата. Брат всегда делал все правильно - жил дома, работал, он работал даже тогда, когда все веселились на пиру. Бейли поясняет, что этот хороший сын на самом деле не так уж хорош. Обычай требует, чтобы на таком пиру старший сын был при гостях: гости сидят за трапезой, а сын все время на ногах, чтобы прислуживать им. Он должен предлагать им лучшие куски мяса, приговаривая: «Съешьте за мое здоровье». Он обязан обменяться рукопожатием со всеми уважаемыми гостями.

Этот же «хороший сын» публично оскорбляет отца, сомневаясь в справедливости его поступка. Он отказывается присутствовать на пиру, и его выходка немедленно становится известна всем. Бейли пишет:

«В деревне нет секретов... Выходка старшего сына... столь же ужасна, как и то, что совершил младший. Все гости с напряжением ждут, как ответит отец. Отец либо накажет сына немедленно, либо промолчит, чтобы дождаться ухода гостей, и уж потом побьет сына как следует» (5).

Однако реакция отца снова идет в разрез с ожиданиями; он просит сына присоединиться к пирующим. У него, очевидно, нет никакого желания наказывать сына. Однако старший сын продолжает поносить отца, продолжая ссору на глазах у всех; среди свидетелей были, вероятно, и слуги, и менее значительные гости, и незнакомые прохожие, и вертящиеся повсюду деревенские мальчишки. Отец, однако, без всякого смущения выказывает свою любовь к сыну, мягко говорит с ним, напоминая о крепких узах, что связывают их.

Эта притча о сердечной Отцовской любви Бога-Отца, непременно стремящегося помочь нам в ситуации, когда мы постыдно унижены, или постыдно горды, или балансируем между этими состояниями. Притча, рассказанная Иисусом, на самом деле больше чем просто история, это призыв принять снисхождение, которое дарует Бог. Никакой стыд или смущение, вызванные нашими неудачами или поражениями, не заставят Бога отказаться от нас. Он выбежит на дорогу, чтобы встретить нас, будет торжественно и радостно нас приветствовать. Он затопит нас любовью. Он простит наши заблуждения и забудет наши ошибки. Нам только нужно повернуться к Нему, принять любовь и заботу нашего Отца.

Иисус как образец для детей, лишенных отца

Писание учит, что Иисус был рожден Марией, но что Он был еще и Сыном Бога; Его рождение не было результатом союза между Марией и ее мужем, Иосифом. По-видимому, Иисус понимал с юных лет, что Иосиф не был Его «истинным отцом».

Когда Иисус был мальчиком, Его родители предприняли Пасхальное паломничество в Иерусалимский храм. На обратном пути Иисус отстал от Своих родителей. Только к концу дня они обнаружили, что Его нет в караване путешественников. В конце концов, потратив несколько дней на поиски, они обнаружили Его в Иерусалиме, Он беседовал там с учителями о Писании, удивляя их Своими познаниями.

Когда родители наконец нашли Его, они, конечно, были очень расстроены.

«Почему ты так обошелся с нами? - спросила Мария. - Твой отец и я так тебя искали».

«Зачем вы искали Меня? - ответил Иисус. - Вы что, не знали, что Я в доме моего Отца?» Слова Иисуса показывают, что Он не считал Иосифа Своим отцом. Конечно, Он любил Своего «отчима» и следовал за ним, однако даже в детстве гораздо сильнее был Он привязан к Богу.

По-видимому, Иисус значительно раньше любого из нас испытал ощущение, что Он превзошел Своего отца в определенной области - ощущение, порождающее сиротское чувство. Когда ребенок превосходит отца в каком-нибудь умении или знании, он начинает чувствовать себя одиноким на новой территории. Многие рассказывали о том, какие трения возникали у них с отцом, когда они либо превосходили его в чем-то, либо каким-либо образом проявляли свою независимость. Это может быть обращение к другой религиозной конфессии, выбор профессии, достижение более высокого уровня зрелости или просто обретение большего знания. Должно быть, Иисус понимал, что это такое, ибо еще в детстве превзошел Своих родителей в духовном развитии.

Нам неизвестно, когда умер Иосиф. Это могло быть в отрочестве или в ранней юности Иисуса. Однако с самых ранних лет Иисус находился в теснейшей связи со Своим вечным Отцом. По сути, основным содержанием проповеди Иисуса было отцовство Бога. Иисус говорил, что пришел «провозгласить имя Бога» и, согласно Иеремии, в Писании Иисус 170 раз обращается к Богу, называя его Отцом. Иисус показал, как мы должны относиться к Богу, - как ребенок относится к отцу, которому он безгранично доверяет.

Изучение жизни Иисуса показывает, что наш Господь часто проводил время наедине с «Авва» (Отец). Трое древних теологов, у которых, по-видимому, были няньки, говорившие по-арамейски, подтверждают, что во времена Иисуса маленькие дети называли своего отца «Авва». Талмуд сообщает, что малых детей учат называть родителей «авва» и «имма» (6). Иисус был по-детски привязан к Отцу, показав нам, сколь важна для нас детская искренность в отношениях с Богом, необходимая для того, чтобы войти в Царство небесное.

Сирота находит отца

Благодаря Иисусу Бог усыновил всех нас, это было одним из важнейших Его деяний. То, что сделал для нас Иисус, напоминает мне классический кинофильм «Оливер», где маленький мальчик-сирота мечтает обрести надежную семью. В жизни мальчика нет никакой надежды; каждый день наполнен борьбой за выживание. Его тоска по любви толкает его к сомнительным друзьям, а отсутствие мудрого водительства со стороны отца заставляет его идти за любым воришкой, который скажет ему невзначай ласковое слово.

Оливер преодолевает необычайные трудности и терпит множество неудач. У него, по-видимому, нет никаких надежд на лучшую жизнь. И вдруг, неожиданно, вся его жизнь круто меняется. Любящий, заботливый отец, к тому же имеющий достаточные средства, сильный и преданный, находит его.

Какая была радость, когда добрый мистер Браунлоу принял Оливера как своего сына. Мы знаем, что этот достойный человек будет прекрасным отцом. Поступок Браунлоу приводит рассказ об Оливере к счастливому концу.

Иисус - это средство, способное привнести счастливый конец в нашу с вами жизнь. Иисус спасает нас от одиночества. Он помогает нам стать детьми Творца Вселенной. Принимая Иисуса Христа, мы объединяемся с Ним духовно, отчего Отец начинает относиться к нам так, как Он относится к Христу - с любовью, пониманием и даже с гордостью!

Шестнадцать лет назад доктор Йан Джексон, хирург из Шотландии, работал в Перу. Перед самым его возвращением на родину, к нему привели двухлетнего индейского мальчика. У этого сироты была дыра посередине лица. У него не было зубов, верхней губы, носа; все кости, что обычно окружают нос, отсутствовали. У него было два глаза и рот прямо на лбу. Доктор Джексон сказал: «Это очень сложная проблема, и я не смогу сделать это в Перу... Если бы он смог приехать в Британию, я бы постарался сделать все, что возможно» (7).

К большому удивлению доктора Джексона, этот мальчик (который позже стал известен под именем «Дэйв») прилетел в Глазго спустя несколько недель. Множество людей, видевших его в аэропорту, были напуганы одним лишь его видом, однако доктор Джексони его семья взяли его к себе. Они обращались с ним как со своим ребенком. В доме Джексона Дэйв нашел как физическую, так и эмоциональную пищу.

«Он никогда не видел такой еды, как у нас. Он доедал объедки с тарелок, поедал масло с блюда по той простой причине, что чрезвычайно недоедал в свое время» (8).

Пожалуй, самый острый момент в жизни Дэйва наступил тогда, когда он впервые посмотрел в зеркало. Доктору Джексону нужно было показать мальчику, почему его оперируют. Он должен был знать, ради чего он будет терпеть боль во время операции.

Это был ужасный, но необходимый этап, доставивший страдание как мальчику, так и хирургу. Однако из этого страдания родилось желание взаимной помощи в деле восстановления лица Дэйва. Маленький мальчик из Перу согласился на «серию хирургических операций, когда кости и кожу берут из других частях его тела для того, чтобы создать ему новое лицо».

«Он обрадовался и сказал: «У меня будет нос, такой, как у всех?» - «Да, во всяком случае, мы постараемся... и попробуем сделать тебе такой же нос, как у всех». - «О, это чудесно», - сказал он... И только захотел узнать, будет ли его нос достаточно большим» (9).

Постепенно приемный отец Дэйва восстанавливал его лицо. Потребовалось более восьмидесяти операций, и все же он получил новый нос, «а также новую верхнюю губу, сделанную из кусочка языка, новое небо и новую верхнюю челюсть». Сейчас Дэйву восемнадцать лет, он с огромной радостью вспоминает о работе, проделанной его отцом. Несмотря на боль, он считает эту работу «удивительной» и «поразительной». Он доверился отцу, и его доверие росло шаг за шагом. Сейчас он говорит: «... Будет еще одна операция, отец выправит мне губу, а потом пересадит немного волос, чтобы получились усы, затем обработает шрамы на теле, а потом сделает мою губу тоньше, в общем такие тонкости, о которых я сам его попрошу» (10).

Жизнь Дэйва необычна. Однако так ли уж сильно отличаются его переживания от ваших собственных? Как и у многих из нас, у него был физический отец, который ничем не мог ему помочь. Взглянув на себя в зеркало, Дэйв возненавидел свой облик, стыд и чувство никчемности овладели им. Ему пришлось бороться с ужасным чувством пустоты.

Дэйв заставляет нас вспомнить о боли, которую мы испытываем в одиночестве, вдали от отца, который мог бы помочь. Он - усиленное изображение нашего чувства собственного несовершенства - физического или эмоционального. Он показывает нам, какой именно «пищи» нам не хватает.

В докторе Джексоне мы видим воплощение отеческой заботы Бога. Это заботливый Отец, сопереживающий вместе с нами, Он не отшатывается от темных проявлений нашей натуры, это Отец, дарящий нам любовь, когда мы чувствуем себя никчемными. Если Отец принимает нас, то это затмевает все остальное. В самом деле, жажда денег, славы и удовольствий - во многом лишь попытка заменить стремление к Богу. Обретем же мы радость, лишь осознав, что всемогущий Бог любит нас, заботится о нас, защищает нас. Вы можете спросить, как добиться этого. Как может человек исцелиться от тоски по отцовской любви и стать ребенком Бога-Защитника? Для этого нужно пройти некоторые стадии: постичь внутренний мир вашего земного отца, понять причины возникновения у него тех или иных изъянов, а также излечиться от негодования, которое вы испытываете по этому поводу. Позже мы обсудим, как найти наставника, способного дать вам то, чего не может дать отец, и поговорим о способах, позволяющих не прерывать связи с идеальным отцом - с Богом.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.