Сделай Сам Свою Работу на 5

Опыт в избранной области бизнеса





Виды товаров и услуг

В этой части бизнес-плана описываются товары и услуги, которые Вы хотите предложить будущим покупателям. Необходимо определить для себя и представить в бизнес-плане те преимущества своей продукции, которые отвечают желаниям и потребностям покупателей, но не удовлетворяются аналогичным товаром конкурентов.
То есть, основная цель этого раздела - доказать, что Ваши товары (услуги) имеют ценность для покупателей и будут пользоваться спросом.

За основу можно взять следующий перечень вопросов:

1. Какой именно товар (или услугу) Вы предложите покупателям?

2. Какие потребности будет удовлетворять данный товар или данная услуга?

3. Насколько тщательно разработана Ваша продукция? Есть ли у Вас патент на эту продукцию? Имеете ли Вы уже опыт производства и реализации этой продукции?

4. В каких сферах ее можно использовать?

5. В чем состоит преимущество Вашего товара (услуги) с точки зрения потенциального покупателя?

6. Почему покупатели отдадут предпочтения именно Вашему товару (услуге)?

7. Какие недостатки может иметь Ваш товар (услуга), и как Вы будете пытаться их преодолевать?



8. Какие характеристики делают Ваш продукт уникальным?

9. Как Ваши товары или услуги будут доходить до потребителя?

В этой части бизнес-плана описываются товары и услуги, которые Вы хотите предложить будущим покупателям.

 

Бизнес-план 3.2. Рынок сбыта

Цель данного раздела - показать, что Вы сможете продать свой товар. Для этого требуется изучить рынок сбыта и выявить своих потенциальных клиентов, а также спрогнозировать их спрос на Ваши товары при Ваших ценах.
Вы должны продемонстрировать, что для Вашего товара (услуг) рынок сбыта действительно существует, и что Вы можете воспользоваться возможностями, которые он предоставляет.

Сначала необходимо сделатьобщее описание рынка, которое включает в себя следующие основные характеристики:

  • Расчетный размер и состав рынка, в том числе распределение по географическим районам и описание основных типов клиентов
  • Положение на рынке на настоящий момент и его предполагаемое развитие: будет расти, останется неизменным или какие-то иные варианты развития событий
  • Механизмы действия рынка и основные типы конкуренции: цена, качество, обслуживание, репутация

Затем нужно проанализировать Ваш сегмент рынка, на котором Вы будете продавать свой товар. Рынок можно сегментировать по географическому положению, по типу покупателей, по типу товаров и услуг.




Вам, как начинающему предпринимателю, не имеющему опыта прошлых продаж, будет сложно провести анализ рынка и придется действовать на основе разумных предположений, личных наблюдений и опыта похожих предприятий.


Какие можно использовать источники для изучения рынка? Это могут быть сведения справочного характера в отраслевых и профессиональных журналах, отчетах в периодической печати и средствах массовой информации, информационных источниках, представленных в сети Интернет. Рекомендуется также использовать личные наблюдения, опрос будущих клиентов и конкурентов.


Чтобы узнать примерное количество своих покупателей и ожидаемый спрос на Ваш товар, необходимо определить для себя и дать ответы на следующие вопросы:

1. Где (в каком районе?) живут Ваши будущие покупатели?

2. Кто будущий покупатель Ваших товаров? (возраст, пол, социальное полжение, род занятий, уровень доходов и т.д.)

3. Какими соображениями Вы руководствовались при выборе той или иной группы покупателей (рыночного сегмента), которых заинтересует Ваш товар?

4. По какой цене сейчас покупают аналогичный товар?\

5. Насколько изменчив спрос на данные товары (услуги)?

Бизнес-план 3.3. Конкуренция

 

В данном разделе необходимо описать своих потенциальных конкурентов и показать, в чем состоят их слабые и сильные стороны:



1. Какие из фирм - конкурентов работают в Ваших рыночных сегментах?

2. Кто из них производит аналогичные Вашим товары или услуги?

3. Что представляет из себя их продукция - ее отличительные особенности, дизайн и т.д.?

4. Каков уровень цен на товары (услуги) Ваших конкурентов?

5. Каким образом конкуренты находят своих покупателей - реклама, каналы сбыта, другие формы продвижения?

6. Какая из фирм - конкурентов расположена по соседству?

7. Как развивается бизнес у Ваших конкурентов? В чем причины происходящихизменений: наращивания или снижения объемов, расширения или сужения ассортимента, роста или сокращения персонала?

8. Какие Ваши товары (услуги) будут иметь конкурентные преимущества перед другими производителями аналогичных товаров (услуг)?

Необходимо иметь в виду, что тщательный анализ Ваших конкурентов поможет Вам избежать их промахов и использовать в своей работе их удачный опыт.

В заключение полезно выполнить сравнительный анализ Ваших основных конкурентов, заполнив следующую таблицу:


 

Бизнес-план 3.4. Прогноз продаж

 

Изучив рынок сбыта, попробуйте составить прогноз объема продаж своего товара на первый год работы. Прогноз должен быть составлен с помесячной разбивкой. При этом необходимо учитывать фактор сезонности (если таковой имеется), Вашу долю на рынке с учетом конкуренции, Ваши производственные возможности и другие факторы, которые могут иметь существенное значение.


Прогноз продаж следует составить для трех сценариев (пессимистического, оптимистического и реалистического), поместив его в таблицу:


Форма представления информации о прогнозе продаж

 

Бизнес-план. 3.5. План маркетинга

 

План маркетинга, или план продвижения товаров (услуг) должен дать описание программы Ваших действий по доведению товаров (услуг) до покупателей и рассчитать, сколько для этого потребуется денег.

В данном разделе Вы должны определить:

  1. Как покупатели узнают о Вашей продукции?
  2. Сколько денег Вы предполагаете выделить на рекламу?
  3. Как Вы будете продавать свой товар?

Установление уровня цен

Цена товара может определяться исходя из следующих условий:

  • Цены конкурентов на аналогичный товар или товары - заменители
  • Цены, определяемые спросом на данный товар
  • Себестоимость продукции + целевая прибыль
  • Уникальные качества товара

Метод ценообразования «себестоимость + целевая прибыль» основывается на определении всех издержек бизнеса и, соответственно, самого минимального уровня цен для их покрытия, с учетом той нормы прибыли, которую предприниматель хочет получить на вложенные деньги.

На основе анализа цен конкурента определяется средний уровень цен на товар. Максимально возможная цена устанавливается на товар, отличающийся высоким качеством и уникальными достоинствами. Цены, определяемые спросом, могут колебаться во всем диапазоне - от минимальных до максимальных значений. В любом случае, надо устанавливать на свои товары такие цены и так изменять их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть определенной долей рынка и получить целевую прибыль.

План сбыта


В данном разделе нужно описать, как Вы намерены продавать товары и услуги (какие методы их реализации Вы будет использовать): самостоятельно или через посредников, оптом или в розницу, по предварительным заказам по телефону или иным способом.
Ваша задача сводится к тому, чтобы облегчить клиенту процесс совершения у Вас покупки, сделать Ваш товар для него доступным.

План рекламных мероприятий


В этом разделе необходимо описать, как Вы собираетесь доводить информацию о Ваших товарах (услугах) до клиентов.


Вам следует определиться по следующим вопросам:

  • Будете ли вы рекламировать свой товар или услугу?
  • Какую информацию надо сообщать о Ваших товарах и услугах?
  • Где Вы собираетесь размещать Вашу рекламу?
  • Сколько денег Вы собираетесь тратить на рекламу?

Для более удобного представления программы маркетинга в своем бизнес - плане, можно заполнить следующие таблицы:


Общий объем маркетингового раздела очень сильно зависит от особенностей проекта (разнообразие видов деятельности, широта ассортимента товаров (услуг), число конкурентов, необходимость более подробного описания маркетинговых действий и т.д.), но обычно не превышает 5-10 страниц. Для того, чтобы не перегружать текст пояснительной записки подробностями и деталями плана маркетинга, их принято переводить в отдельное приложение к бизнес-плану.

Для участников Специальной программы «Гранты начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса»в маркетинговом разделе бизнес-проекта рекомендуется, как минимум, представить таблицы с прогнозом продаж и бюдже-
том маркетинга, снабдив приведенные данные ссылками на источники информации. При этом следует обязательно использовать ту разбивку на периоды (единица измерения - месяц), которая затем будет задействована в разделах, посвященных затратам. В противном случае составить финансовый бюджет проекта и рассчитать его показатели будет очень сложно.

Рекомендуемый объем маркетингового раздела – не более 3 страниц.

 

Бизнес-план 4.1. Описание производственных мощностей

 

Главная задача этого подраздела - доказать, что Ваше предприятие будет в состоянии производить необходимое количество товаров (оказывать услуги) в нужные сроки и с требуемым качеством.

Для торговых предприятий в данном разделе речь идет о торговых площадях и оборудовании (прилавки, стеллажи, кассовые аппараты и т.д.), а для сферы услуг – об офисных помещениях, зоне обслуживания и других основных средствах в зависимости от избранного вида деятельности.

При этом Вам будет необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Насколько правильно выбрано месторасположение предприятия, исходя из близости к клиентам, поставщикам сырья, доступности рабочей силы, транспорта?

2. Какие потребуются производственные мощности: помещение, оборудование, сырье, энергоносители? Где, у кого и на каких условиях будет закупаться сырье? Какова репутация этих поставщиков и есть ли уже опыт работы с ними?

3. Предполагается ли производственная кооперация, с кем, в какой области?

4. Каким будет режим работы Вашего предприятия?


Рекомендуется представить перечисленную информацию в табличной форме:

В пункте «Помещения» приводится информация о производственных помещениях, их месторасположении и характеристике, а также даются предварительные сведения об условиях аренды.

В графе «Оборудование» необходимо показать Ваши потребности в оборудовании в денежном выражении, рассказать о планах его получения. Аналогичным образом заполняются и остальные строки.

 

Главная задача этого подраздела - доказать, что Ваше предприятие будет в состоянии производить необходимое количество товаров (оказывать услуги) в нужные сроки и с требуемым качеством.

Для торговых предприятий в данном разделе речь идет о торговых площадях и оборудовании (прилавки, стеллажи, кассовые аппараты и т.д.), а для сферы услуг – об офисных помещениях, зоне обслуживания и других основных средствах в зависимости от избранного вида деятельности.

Бизнес-план 4.2. Капитальные затраты

 

Главная задача этого подраздела - доказать, что Ваше предприятие будет в состоянии производить необходимое количество товаров (оказывать услуги) в нужные сроки и с требуемым качеством.

Для торговых предприятий в данном разделе речь идет о торговых площадях и оборудовании (прилавки, стеллажи, кассовые аппараты и т.д.), а для сферы услуг – об офисных помещениях, зоне обслуживания и других основных средствах в зависимости от избранного вида деятельности.

При этом Вам будет необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Насколько правильно выбрано месторасположение предприятия, исходя из близости к клиентам, поставщикам сырья, доступности рабочей силы, транспорта?
  2. Какие потребуются производственные мощности: помещение, оборудование, сырье, энергоносители? Где, у кого и на каких условиях будет закупаться сырье? Какова репутация этих поставщиков и есть ли уже опыт работы с ними?
  3. Предполагается ли производственная кооперация, с кем, в какой области?
  4. Каким будет режим работы Вашего предприятия?

Рекомендуется представить перечисленную информацию в табличной форме:


В пункте «Помещения» приводится информация о производственных помещениях, их месторасположении и характеристике, а также даются предварительные сведения об условиях аренды.

В графе «Оборудование» необходимо показать Ваши потребности в оборудовании в денежном выражении, рассказать о планах его получения. Аналогичным образом заполняются и остальные строки.

Оборудование, используемое при производстве Ваших товаров или оказании услуг, теряет свою стоимость из-за физического износа и морального старения.


Износ (или амортизация) является одной из составляющих себестоимости про-дукции, но не является причиной оттока реальных денег. Наибольшее распространение получил механизм линейной амортизации, когда годовая норма амортизации устанавливается исходя из срока службы оборудования.

Первоначальная стоимость оборудования - это стоимость, по которой оборудование было приобретено. Балансовая стоимость или остаточная стоимость = Первоначальная стоимость - начисленный износ.

Амортизация начисляется только на собственные основные фонды, а на арендованные или взятые на условиях лизинга активы амортизацию начисляет арендодатель (или лизинговая компания). В последнем случае начисление амортизации в финансовой части бизнес-плана не требуется.

Если в Вашем бизнес-плане намечается использовать собственное оборудование, то для подготовки исходной информацией рекомендуем воспользоваться следующей формой:

 

Бизнес-план 4.4. Затраты на сырье и материалы


Цель подраздела - обосновать материальные затраты на выпускаемые товары (оказываемые услуги).

В данном подразделе Вам следует:

  • Дать укрупненный перечень необходимых видов сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, основных и вспомогательных материалов, запасных частей и нормативы их расхода в расчете на единицу готового товара
  • Охарактеризовать альтернативные варианты выбора возможных поставщиков и выбрать оптимальный вариант, для которого привести данные по условиям поставок (цена, комплект поставки, график и финансовые условия поставок, меры по хранению и складированию)

Бизнес-план 4.5. Персонал и расходы на оплату труда

В данном разделе необходимо обосновать потребность в персонале для Вашего предприятия. Определитесь, нужно ли Вам нанимать сотрудников, если да, то опишите:

  • Какова потребность в сотрудниках в настоящее время?
  • В каком профессиональном практическом опыте будет нуждаться Ваше предприятие?
  • Где можно найти таких людей?
  • Каким будет режим работы Вашего предприятия и Ваших сотрудников?
  • Какую систему оплаты труда работников Вы предполагаете установить: повременную, сдельную, твердый оклад, их сочетание?
  • Будете ли Вы использовать систему премий и льгот?

Следует учитывать, что на себестоимость продукции (услуг) списывается вся заработная плата наемного персонала.

Индивидуальный предприниматель как таковой своей фиксированной заработной платы не имеет, так как, по сути дела, заработная плата индивидуального предпринимателя - это его доход, но заработная плата наемного персонала индивидуального предпринимателя также идет на себестоимость продукции.


Помимо заработной платы, на себестоимость продукции идут социальные начисления (единый социальный налог) на заработную плату наемного персонала, которые, если Вы воспользуетесь прилагаемыми на компакт-диске шаблонами финансовой части бизнес-плана, будут рассчитаны компьютерной программой самостоятельно.

 

Бизнес-план 4.6. Текущие затраты

 

В данном разделе Вам необходимо собрать в одну таблицу все текущие затраты, связанные с производством и реализацией Ваших товаров (услуг). Помимо представленных в предыдущих разделах затрат на сырье и материалы, амортизационных отчислений и заработной платы, Вам нужно не забыть о так называемых накладных расходах Вашего предприятия.

Чтобы ничего не упустить, рекомендуем воспользоваться следующей формой:

1 - для торговых предприятий в этой статье затрат можно отразить затраты на закупку товаров по оптовым ценам, а для сферы услуг – затраты на расходные материалы


Замечания:

  1. Расходы на маркетинг должны соответствовать бюджету маркетинга, ранее обоснованному в Плане маркетинга.
  2. Расходы на приобретение основных средств и нематериальных активов к текущим затратам не относятся и должны быть показаны в составе капитальных затрат (см.подраздел 4.2)
  3. Начисления на заработную плату (единый социальный налог) рассчитываются в составе налогов (см. пояснения по составлению финансового раздела бизнес-плана).

Бизнес-план 4.7. Сводный календарный план реализации проекта

 

Цель подраздела - свести воедино основные мероприятия по реализации проекта создания Вашего предприятия.

Сводный календарный план-график реализации проекта может быть представлен в следующем виде


Объем производственного раздела бизнес-плана для начинающих предпринимателей сильно различается для проектов разной отраслевой принадлежности (для производственных предприятий он больше, а для сферы услуг и торговли меньше), но обычно не превышает 5 страниц.

Для участников Специальной программы «Гранты начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса» в производственном разделе, нужно дать ответы на вопросы из обязательного перечня: о технологии, способах, сроках и особенностях реализации проекта. Для этих целей подойдут вышеприведенные формы представления данных о производственных мощностях и капитальных затратах, накладных расходах и сводном календарном графике реализации проекта. Все таблицы должны быть составлены, по крайней мере, на первый год с помесячной разбивкой и снабжены пояснениями об источниках информации.


Для удобства подготовки документов, необходимых для получения гранта, прилагаемые к Методическим рекомендациям шаблоны финансовой части бизнес-плана дополнены рабочим листом MS Excel, в котором представлена Смета расходов бизнес-проекта (далее – мета).

Смета имеет следующую разбивку по статьям затрат:

• Сырье и основные материалы 2

• Фонд оплаты труда 3

• Приобретение вспомогательных расходных материалов 2

• Командировки 3

• Услуги связи 3

• Коммунальные услуги 3

• Прочие текущие расходы 3

• Оплата услуг сторонних организаций 3

• Основные средства и НМА 2

• Аренда помещений 3


Данные в Смету переносятся компьютерной программой автоматически, по мере заполнения таблицы исходных данных. Однако, «вручную» необходимо выполнить распределение общей суммы, стоящей в столбце «План», по столбцам «Собственные средства» и «Субсидии». Для этого достаточно ввести в доступные ячейки цифры в графу «Собственные средства», а цифры в графе «Субсидии» будут рассчитаны компьютерной программой по формуле:

Субсидии = План – Собственные средства


Рекомендуемый объем производственного раздела – не более 3 страниц

 

Бизнес-план 5.1 Выбор организационно-правовой формы предприятия

Бизнес-план 5.2 Организационный план

 

При подготовке этого раздела бизнес-плана необходимо проработать следующие вопросы:

  • Сведения о руководящем составе предприятия, распределение обязанностей и ответственности
  • Опыт работы в данной области бизнеса
  • Источники профессиональной поддержки

Распределение обязанностей и ответственности Бывает, что на начальном этапе, глава фирмы сосредотачивает в своих руках
все управленческие функции: бухгалтерский учет и ведение финансов, руководство снабжением и сбытом, контроль за ценами и рекламной деятельностью.
Но по мере роста фирмы одному человеку за всем уследить сложно и Вам потребуется помощь в управлении фирмой, тогда надо определить какие именно специалисты Вам потребуются для успешного ведения дела. Для удобства можно нарисовать схему, где четко прописано, кто и что делает, кто перед кем отчитывается, кто принимает окончательное решение.

Опыт в избранной области бизнеса


В данной части бизнес-плана необходимо описать Ваш опыт работы именно в той области, в которой Вы намерены его применить. Причем речь идет и об опыте хозяйственной деятельности, и об опыте работы руководителем. Не забывайте про опыт, которой Вы получили, будучи руководителем или организатором общественных мероприятий.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.