Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 6: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ТОВАРНЫХ БИРЖ И АНАЛИЗ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

6.1 Значение и роль товарных бирж в развитии экономики нашей страны.

Товарная биржа- это организованный товарный рынок, для нормального функционирования которого необходимо наличие рыночной среды, самостоятельности предприятий, достаточно насыщенного рынка биржевых товаров, неограниченного числа продавцов, покупателей и посредников, конкуренции, стабильности денежной системы, развитой инфраструктуры.

Фьючерсные биржи как финансовые институты, обслуживая потребности товарных рынков, представляют собой рынок цен соответствующих товаров, на основе которых определяются бир­жевые котировки, а через механизм хеджирования оказывают влияние на фактические цены конкретных сделок с реальным то­варом. Использование фьючерсной биржи для заключения сде­лок облегчает получение банковского кредита и удешевляет его на стадии реализации и последующего хранения товара. Именно банковский кредит является финансовой основой высоких тем­пов роста биржевой торговли. Посредством банковского крат­косрочного кредитования, как правило, осуществляется приток средств на фьючерсные рынки со стороны хеджеров и крупных спекулянтов. Кроме того, фьючерсные биржи притягивают воз­растающие массы свободных средств, являясь инструментом пе­рераспределения уже произведенной прибавочной стоимости и сферой капиталовложений.

Одним из основных факторов, повышающих значение товар­ных бирж в мировой торговле промышленным и сельскохозяй­ственным сырьем, является рост конкурентоспособности на рынке тех фирм, которые используют механизм фьючерсных рынков в качестве дополнения к своим коммерческим операциям. Во-пер­вых, такие фирмы, используя механизм хеджирования, имеют возможность оптимизировать цены. Во-вторых, фирмы могут также использовать биржу для обеспечения наиболее благопри­ятного уровня цен, так как на фьючерсном рынке в любой мо­мент можно продать или купить контракты даже в тех случаях, когда на рынке реального товара спрос и предложение при дан­ном уровне цен незначительны либо полностью отсутствуют. В-третьих, как уже отмечалось, использование фьючерсной биржи облегчает получение кредита и удешевляет его.



В настоящее время российские товарные биржи не связаны с мировым рынком, но они выполняют важную функцию внутри страны - на них возложена организующая роль на рынке. Рос­сийские биржи стали выходить на качественно новый уровень организации торговли. Сегодня их деятельность во многом ори­ентируется не на организацию товародвижения и восстановле­ние хозяйственных связей, как было вначале, а на обслуживание торгового процесса. Биржи занимаются котировкой цен, предо­ставляют возможность участникам биржевой торговли застрахо­вать свою цену и прибыль в сделках с реальным товаром на фью­черсном рынке, оперативно и точно проводят расчеты по бирже­вым сделкам, предоставляют гарантии исполнения сделок.

Однако при всех позитивных моментах в развитии и совер­шенствовании биржевой торговли есть ряд проблем, решить ко­торые товарные биржи не могут, несмотря на высокую степень самоуправления и саморегулирования.

Прежде всего это вопрос о необходимости создания законо­дательной базы для таких экономических явлений, как фьючерс­ная и опционная торговля, поскольку единственное упоминание о данных видах биржевой торговли имеет место только в Законе РФ «О товарных биржах и биржевой торговле». Кроме того, по­тенциальные участники фьючерсной торговли - непосредствен­ные производители и потребители сырьевых ресурсов, а также банки и кредитные учреждения - не располагают достаточной информацией о целях и правилах фьючерсной биржевой торгов­ли, а также о возможностях, которые предоставляет им фьючерс­ный рынок. Отсутствие конкретной правовой базы, четких пра­вил игры и какого-либо государственного регулирования на фью­черсном рынке, а также недооценка необходимости его развития привели к тому, что он выглядит своеобразным белым пятном в экономике. Будущее российских бирж зависит не только от об­щего хода экономической реформы, но и от того, как быстро наши биржи приблизятся к биржам западного образца.

 

6.2 Основные экономические показатели деятельности товарных бирж.

 

Анализ биржевой и брокерской деятельности представляет ог­ромный интерес не только для членов биржи, но и для фактичес­ких и потенциальных клиентов. Результаты анализа в мировой практике широко публикуются в прессе и рассматриваются как реклама для привлечения клиентов.

Задача экономического анализа деятельности биржи состоит в том, чтобы из различного рода данных, отражающих отдель­ные явления и факты, составить общую, целостную картину биржевого процесса, выявить присущие тенденции и предложить наилучший вариант для принятия управленческого решения.

Основными экономическими показателями, характеризующи­ми результаты биржевой и брокерской деятельности, являются:

а) количественные - объем оптового товарооборота, величи­на основного и оборотного капитала, размер прибыли, объем доходов и затрат и др.;

б) качественные - рентабельность, уровень доходности, уро­вень издержек обращения, товарооборачиваемость, показатели конкурентоспособности и др.

Для полного и достоверного анализа биржевой деятельности создаются информационные банки данных биржи, включающие следующие основные показатели:

• число и объем заявок на продажу и на покупку;

• число и объем сделок, в том числе фьючерсных, опцион­ных, сделок с реальным товаром;

• размер первоначальной и вариационной маржи при фью­черсных сделках;

• итоги котировок, в том числе цены спроса и предложения, цепные индексы цен;

• расходы и доходы (убытки) биржи, в том числе дивиденды акционеров биржи, комиссионные брокеров, различные сборы и отчисления в биржевые фонды;

• стоимость основных фондов биржи (по первоначальной цене и в результате переоценок) и их структура;

• число и стоимость брокерских мест;

• количество членов биржи, численность и состав сотрудни­ков биржи, заработная плата.

Источниками информации являются бухгалтерские отчеты, данные расчетной палаты, отчетность брокеров, государствен­ная отчетность, представляемая органам статистики и налоговым органам, специальные маркетинговые исследования, выполняе­мые по заказу биржи.

Экономические показатели биржевой деятельности (прибы­ли, убытки) зависят от состояния биржевого рынка на опреде­ленную дату. Для этого оценивают соотношение спроса и пред­ложения, рассчитывают показатели деловой активности, показа­тели объема и структуры оптового товарооборота.

Спрос и предложение на бирже зависят от производственно­го и потребительского потенциала рынка данного товара и ха­рактеризуются количеством заявок на покупку (С) и на продажу (П). Их соотношение влияет на степень сбалансированности рынка.

1. Если П < С, т. е. цены растут быстрее, чем продается товар, то рынок характеризуется как крепкий.

2. Если П = С, то при сравнительно небольшом числе сделок отмечается спокойный рынок, при значительном числе сделок -стабильный рынок. Когда цены в данной ситуации снижаются, при небольшом числе сделок рынок считается вялым, а если чис­ло сделок стремится к нулю - ленивым.

3. Если П > С и число сделок значительное, но цены снижа­ются, то рынок считается тяжелым, при незначительном числе сделок рынок оценивается как слабый.

Для оценки степени устойчивости рынка рассчитываются:.

а) разница между ценой предложения и ценой спроса: чем меньше разница, тем стабильнее рынок;

б) разница между минимальной и максимальной ценой в те­чение торгов: чем больше размах цен, тем менее устойчив рынок;

в) среднее квадратическое отклонение всех цен продаж от среднего уровня: чем больше данный показатель, тем выше ко­леблемость и рынок менее устойчив.

Динамику деловой активности, т. е. числа и объема сделок, отражают индексы деловой активности, которые входят в систе­му конъюнктурного анализа биржевой деятельности. К индексам деловой активности относятся: индексы числа заявок на прода­жу и на покупку, индексы объема и среднего размера заявок, ин­дексы оптового товарооборота, индексы цен.

Индексы числа заявок на продажу (покупку) товара отдельно­го ассортиментного вида показывают, во сколько раз увеличилось (уменьшилось) число заявок, и рассчитываются как отношение числа заявок на продажу (покупку) за анализируемый период к числу заявок в предшествовавшем периоде (цепной индекс) или отношение числа заявок на продажу (покупку) за анализируемый период к числу заявок в базисном периоде (базисный индекс). Для биржевого товара в целом, включая все сорта и виды, можно рассчитать индекс числа заявок на продажу (покупку), где все виды и сорта биржевого товара суммируются, и индекс, показывающий изменение числа заявок на продажу (покупку) в те­кущем периоде по отношению к базисному числу заявок.

Индекс оптового товарооборота в фактических ценах рас­считывается как отношение оптового товарооборота в текущем периоде к оптовому товарообороту в базисном периоде.

Важнейшим показателем деловой активности является индекс цен товарной биржи, который строится цепным методом. При расчете индекса цен для реальных товаров учитывается объем продажи, который может быть различным, т. е. рассчитывается средняя арифметическая взвешенная величина. Для цен фьючер­сных контрактов строится невзвешенный индекс цен, причем оп­ределяется средняя из экстремальных цен, зафиксированных в последнюю минуту торга (минимальной и максимальной).

Индекс цен одного вида товара строится как цепной индиви­дуальный индекс, а индекс цен по всем видам данного товара - как индекс средних цен.

Для оценки тенденций деловой активности и общей конъюн­ктуры биржи может быть построен общий индекс цен по всем товарам, которые представлены в биржевом обороте. В качестве весов выбирается неизменная структура продажи, за которую принимаются данные наиболее представительного базисного пе­риода. Эту структуру необходимо периодически обновлять в со­ответствии с существенными изменениями в круге товаров, реа­лизуемых на бирже.

 

6.3 Характеристика объема продажи товаров объемом сделок, заключенных на бирже. Цены. Биржевая котировальная цена. Цена спроса и предложения. Контрактная цена.

 

Одним из важнейших рычагов повышения эффективности производства является цена, которая оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление. Цена - это денежное выражение стоимости; экономическая категория, позволяющая косвенно измерить величину затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.

В условиях товарных отношений цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем, т. е. является механизмом обеспечения равновесия спроса и предложения, а следовательно, цены и стоимости.

Согласно закону спроса и предложения рост цен и превышение их над реальной стоимостью товара являются следствием возникновения дефицита в результате сокращения количества поступающего на рынок товара.

ЦЕНА СПРОСА — 1) рыночная цена при таком состоянии спроса и предложения, когда складывается рынок покупателя; 2) цена, по которой покупатели товара на данном рынке готовы, способны покупать товар. Ц.С. зависит от объема спроса, денежных возможностей покупателей и других факторов.

ЦЕНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ — 1) рыночная цена при состоянии спроса и предложения, когда складывается рынок продавца; 2) цена, по которой продавец предлагает - товар на данном рынке.

В условиях избытка товаров, когда предложение превышает спрос, производитель снижает цены, которые порой не только не обеспечивают запланированный уровень прибыли, но могут быть ниже себестоимости товара.

С помощью цен соизмеряются затраты и результаты хозяйственной деятельности предприятия, экономически обосновываются наиболее выгодные варианты капитальных вложений, стимулируются производство и потребление, а также качество товара.

КОТИРОВКА ЦЕН НА БИРЖЕ.

Котировка цен является одной из главных функций товарной биржи. Проследим как происходит этот процесс на простом примере. Допустим у нас есть двадцать производителей и сто покупа-
телей определенного товара, территориально расположенных на большом расстоянии друг от друга. Существует свобода цен и хозяйственных связей. Каждый потребитель самостоятельно связывается с изготовителями. При отсутствии надежной информационной сети цены на товар будут сильно колебаться. Те же двадцать производителей и сто потребителей представляют в концентрированном виде свой спрос и предложение на бирже. Появляется одна рыночная цена, служащая ориентиром для всех. Колебания конкретных цен не столь значительны, появляет-
ся их базис, который соответствует в принципе уровню общественно необходимых затрат. Кто его превышает, тот несет убытки и выбывает из игры. Процесс котировки очень трудоемок и требует учета самых различных ценообразующих факторов. Приведем основные правила, которые необходимо учитывать в обязательном порядке. Прежде всего товары необходимо котировать в соответствии со стандартами. С этой точки зрения они могут носить как единичный характер, так и выступать в виде групп с общими технологическими и другими характеристиками. Необходимо копировать только те товары, сделки по которым совершаются систематически. Другими словами, котируются только важнейшие, постоянно выставляемые ресурсы, занесенные в твердый список, базу биржевого бюллетеня. При котировке по возможности исключаются цены, не отражающие рынка данного биржевого дня: если при отсутствии предложения цена сделки ниже типичной цены прошлого биржевого дня, где имелось достаточное предложение, она должна быть исключена. Когда за день сделок по данному товару не оказывается, то предыдущие цены на него не могут служить показателем рынка. Они исключаются из процесса котировки. При котировке следует выделить минимальный объем продукции, при нарушении которого сделка не принимается в расчеты. Цены на единицу товара обычно различны в зависимости от величины опта, при крупнооптовой реализации они меньше, при мелко-оптовой - больше. Для решения этой проблемы можно использовать один из двух методов. Первый заключается в выделении обычного объема партии и по нему совершается наибольшее количество сделок. Тогда цены определяются исходя из партии и они вносятся в бюллетень. Другой метод состоит в выделении различных групп
партий. Котировальная цена определяется для каждой из них. При котировке учитываются и условия расчета по сделкам: на наличный товар или на срок.
На уровень цен, а следовательно, и на котировку, влияет такое обстоятельство, как статус контрагентов. У государственных предприятий и организаций обычно ниже, чем у кооператоров
и частных лиц. Существует еще целый ряд правил биржевой котировки, учитывающих действие на тех или иных факторов. Например, определение конъюнктуры рынка. Оно основывается на трех характеристиках: первая - соотношение спроса и предложения на каждый товар; вторая - тенденции движения цен, т.е. динамика цен на каждый товар в течении данного периода биржевых торгов; третья - количество совершенных сделок.На современных фьючерсных биржах цены выходят за рамки элементарного ориентира. Преобладание сделок с будущим, еще не произведенным товаром предполагает заключение контрактов с указанием в них дня проведения биржевого собрания, цена которого и станет продажной. То есть в документе указывается, что расчеты производятся по котировальной цене, выведенной на бирже через заданный промежуток времени. За это время контракт переходит из рук в руки десятки раз, что дает широкий простор для биржевой спекуляции. И в заключении можно сделать вывод , что котировальные цены благодаря значительной концентрации спроса и предложения в биржевом процессе становятся объективным показателем состояния рынка и одновременно фактором последующего изменения структуры производства.

Цена контрактная

(англ. contract price) - цена, устанавливаемая вконтракте, выраженная в валюте страны экспортера, импортера или в валюте третьей страны. Контрактные цены в зависимости от способа фиксации подразделяют на твердые, подвижные, скользящие, цены с последующей фиксацией. Ориентир при установлении Контрактных цен - цены публикуемые и цены расчетные.

Контрактная цена твердая - цена, зафиксированная на определенном уровне в момент подписания контракта; не изменяется в период его исполнения.

Контрактная цена подвижная - цена, фиксируемая при заключении контракта, которая может быть пересмотрена в течение срока его действия в связи с необходимостью приведения ее в соответствие с реальными рыночными ценами.

Контрактная цена скользящая - цена, уровень которой изменяется во времени от момента подписания контракта к сроку его исполнения. Применяется в случае: контракта с длительным сроком поставки, в течение которого возможно изменение ситуации на рынке; контракта на поставку товара с длительным сроком изготовления, в течение которого могут измениться издержки производства. Цена состоит из двух частей: базисной (базовой) и переменной. Контрактом устанавливаются базовая цена на момент его подписания и правила формирования переменной части цены. Эта цена представляется в контракте конкретным размером и структурой по элементам. Возможна оговорка об элементах цены, изменение которых допускается. Переменная часть учитывает изменения ситуации на рынке и издержек производства.

Контрактная цена с последующей фиксацией - цена, устанавливаемая в ходе исполнения контракта, в котором определяются правило фиксации цены, право выбора времени ее фиксации и т.п.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.