Экономический цикл. Фазы экономического цикла.
Причины возникновения кризиса
Причины кризиса могут быть:
1. внешние (не зависящие от деятельности предприятия);
2. внутренние (зависящие от деятельности предприятия).
Внешние факторывозникновения кризиса можно, в свою очередь, подразделить на:
1. Социально-экономические факторы общего развития страны: рост инфляции; нестабильность налоговой системы; нестабильность регулирующего законодательства; снижение уровня реальных доходов населения; рост безработицы.
2. Рыночные факторы: снижение емкости внутреннего рынка; усиление монополизма на рынке; нестабильность валютного рынка; рост предложения товаров-субститутов.
3. Прочие внешние факторы: политическая нестабильность; стихийные бедствия; ухудшение криминогенной ситуации.
Внутренние факторывозникновения кризиса:
1. Управленческие: высокий уровень коммерческого риска; недостаточное знание конъюнктуры рынка; неэффективный финансовый менеджмент; плохое управление издержками производства; отсутствие гибкости в управлении; недостаточно качественная система бухгалтерского учета и отчетности.
2. Производственные: необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса; устаревшие и изношенные основные фонды; низкая производительность труда; высокие энергозатраты; перегруженность объектами социальной сферы.
3. Рыночные: низкая конкурентоспособность продукции; зависимость от ограниченного круга поставщиков и покупателей.
Экономический цикл. Фазы экономического цикла.
Экономические циклы — циклические изменения экономической конъюнктуры, регулярные колебания уровня деловой активности от экономического подъема (бума) до спада (экономической депрессии).
В циклах деловой активности выделяются четыре относительно чётко различимые фазы: пик, спад, дно
Подъём наступает после достижения низшей точки цикла (дна). Характеризуется постепенным ростом занятости и производства.
Спад (рецессия) характеризуется сокращением объёмов производства и снижением деловой и инвестиционной активности. Вследствие этого увеличивается рост безработицы. Официально фазой экономического спада, или рецессией, считают падения деловой активности, продолжающееся свыше трёх месяцев подряд.
Дно (депрессия) экономического цикла — это «низшая точка» производства и занятости. Считается, что данная фаза цикла обычно не бывает продолжительной.
5 Какие признаки характеризуют кризис и его особенности. Кризис это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее её жизнестойкости в окружающей среде. Кризис носит циклический характер развития.
Характерная черта цикличности — это движение не по кругу, а по спирали, поэтому цикличность — форма прогрессивного развития.
Экономический цикл — это повторяющееся на протяжении ряда лет колебания различных показателей экономической активности: общий объем продаж, общий уровень цен, уровень безработицы и др. Классический цикл состоит из 4 фаз. Первая фаза — кризис (спад). Признаками данной фазы является сокращение объема производства и деловой активности, падение цен, рост безработицы и увеличение количества банкротств.
Существуют различия в степени негативного влияния экономических кризисов на отдельные отрасли. В меньшей степени кризис влияет на отрасли, поставляющие предметы повседневного спроса.
Вторая фаза — депрессия (стагнация). Это фаза приспособления хозяйственной жизни к новым условиям и потребностям. Для неё характерна неуверенность, беспорядочные действия, доверие предпринимателя к конъюнктуре восстанавливается с трудом, он не рискует вкладывать значительные средства в бизнес, хотя цены и условия хозяйствования стабилизируются.
Третья фаза — оживление. Это фаза восстановления. Начинаются капиталовложения, растут цены, производство, занятость. Оживление охватывает прежде всего отрасли, поставляющие средства производства. Создаются новые предприятия, затем начинается новый, более высокий чем прежде подъем.
Четвертая фаза — подъем (бум). Возникновение новых видов товаров и новых производств, стремительный рост капиталовложений и цен и заработной платы и в то же время увеличиваются товарные запасы. Подъем, выводящий экономику на новый уровень в её поступательном развитии, подготавливает базу для нового кризиса.
6Классификация кризисов
1)по масштабам проявления: 1.1. общие – охватывают всю социально-экономическую систему; 1.2. локальные – охватывают только часть социально-экономической системы;
2) по проблематике кризиса: 2.1. макрокризисы – довольно большие объемы и масштабы проблем; 2.2. микрокризисы – охватывают только отдельные проблемы или группу проблем;
3) по структуре отношений в социально-экономической системе: 3.1. экономические – отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии предприятия, фирмы, региона, отрасли и т.д. (кризисы производства и реализации товара; кризисы неплатежей; потери конкурентных преимуществ и т.д.); 3.1.1. финансовые – характеризуют противоречия в состоянии финансовой системы или финансовых возможностей фирмы; кризисы денежного выражения экономических процессов (например, банкротство); 3.2. социальные – возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп (например, работник и работодатель, профсоюз и предприниматель); очень часто социальные кризисы являются продолжением и дополнением экономических кризисов, но могут возникать и сами по себе, хотя крайне редко (например, этнические, национальные конфликты; недовольства условиями труда); 3.3. политические – в политическом устройстве общества («кризис власти»), кризисы реализации интересов различных групп; такие кризисы, как правило, затрагивают все стороны жизни общества и переходят в кризисы экономические; 3.4. организационные – проявляются как кризисы разделения деятельности, распределения функций и осуществления деятельности отдельных подразделений (кризисы распределения полномочий), также под ними понимается обострение организационных отношений (деловые конфликты); очень часто итогом такого кризиса является чрезмерная бюрократизация, парализуется организационная деятельность; 3.5. психологические – кризисы психологического состояния человека, проявляются в виде чувства неуверенности, страха; неудовлетворенность работой, социальным положением; стрессы; 3.6. технологические – кризисы новых технологических идей, когда существует явная потребность в новых технологиях (кризисы НТП, проблема использования атомной энергии);
4) по непосредственным причинам возникновения: 4.1. природные – вызваны природными условиями жизни и деятельности человека; 4.2. общественные - кризисы общественных отношений; 4.3. экологические – кризисы, возникающие при изменении природных условий, вызванных деятельностью человека;
5) по характеру проявления: 5.1. предсказуемые (закономерные) – возникают как очередной этап развития, они могут прогнозироваться и вызываются объективными причинами; 5.2. неожиданные (случайные) – результаты ошибок в управлении, возникающие в результате природных явлений; 5.3. явные – протекают заметно и легко обнаруживаются; 5.4. скрытые (латентные) – более опасный вид кризиса; 5.5. глубокие – протекают сложно и неравномерно и часто разрушают структуру социально-экономической системы; 5.6. легкие – протекают более последовательно и безболезненно, их можно предвидеть и ими легко управлять;
6) по фактору времени: 6.1. затяжные – зачастую являются следствием неумения управлять кризисом, непонимания сущности и характера кризиса, его причин и возможных последствий; 6.2. краткосрочные.
8Человеческий фактор кризиса
Кризис – объективное явление в социально-экономической системе. «Человеческая природа» кризисов является их причиной и источником. Вся деятельность человека построена на удовлетворении его интересов, которые изменяются неравномерно и не-пропорционально. Интересы находятся в постоянном противоречии даже у отдельного человека, а тем более у социальных групп или классов общества. Противоречия интересов и объективная неравномерность их изменения определяют как возможность кризисов, так и их необходимость.
Кризисное состояние всегда проявляется системно и затрагивает разные сферы деятельности компании. При рассмотрении кризисных явлений нельзя ограничиваться лишь очевидными внешними симптомами болезни – падением уровня продаж, сни-жением прибыли или ослаблением конкурентоспособности. Есть и серьезные внутренние причины заболевания, связанные с чело-веческим фактором. Кризис в компании особенно болезненно бьет по людям: падает их уверенность в завтрашнем дне, ухудшается климат в подразделениях, слабее мотивация и приверженность людей своей компании, снижается доверие к решениям руководства. Одним из наиболее драматических для компании результатом действия всех этих факторов является низкая отдача от людей, работаю-щих в организации.
По мере развития социально-экономической системы наблюдается повышение роли человеческого фактора в антикризисном ее развитии, которое означает не исключение кризиса, не борьбу с ним, а предвидение и уверенное, своевременное и, по возможности, безболезненное его решение.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|