Сделай Сам Свою Работу на 5

Занятие 15. «Роспись туеса»





Цель, Декоративное оформление туеса. Самостоятельная работа.

Организация занятия и выполнение задания. Работу на этом заня­тии можно осуществить в простом исложном варианте. Простой за­ключается втом, что детям предлагается раскрасить представленную форму, еще раз обращая внимание на изображение человека, живот­ных, птиц, растительного узора и полос орнамента. Второй, более слож­ный, вариант предусматривает перерисовку лишь контура туеса на от­дельный лист и затем его произвольную роспись.


 


 


ПЕРМОГОРСКАЯ РОСПИСЬ

Край Русского Севера, который питает маленькие и большие притоки Северной Двины, знаменит не только лесами, пушни­ной и полезными ископаемыми, но и своими умельцами —па-родными мастерами, способными при помощи нехитрых при­способлений вырезать замечательные изделия из дерева— ковши, чаши, блюда, люльки, сапки, набирухи, хлебницы, бураки и жба­ны, а затем расписать их красками, причем в каждой местнос­ти делали это по-своему, по везде одинаково хорошо. Искусст­воведы потом описали разные центры народных промыслов и дали им названия: верхнеустюгекая, пучугская, ракуловская, бо-рокская и некоторые другие школы росписи. Но самой первой в этом списке стоит пермогорская роспись, которая на пер вом этапе считалась синонимом северодвинской росписи.



Очевидно, что все виды северодвинской роспи­си уходят корнями в древнерусское искусство. Многие композиционные приемы можно без тру­да отыскать в иконописи и книжной миниатюре. Подбор цветовой гаммы, техника исполнения и даже сами краски пермогорских росписей имеют много общего с древнерусской миниатюрой.

Традиционная технология была трудоемкой и предполагала грунтование дерева при помощи ме­ла и клея с последующим покрытием поверхнос­ти белой краской. Затем по высохшему белому фону как по бумаге делался черный рисунок, а уже потом контур заполнялся цветом. Только в последние десятилетия существования промысла технология изменилась, и художники Пермогорья стали пользоваться клеевыми красками, пришед­шими на смену яичным, которые с давних времен применялись в русских художественных промыслах.



Цветовая гамма с переходом на новые краски не 'изменилась, и как и прежде, в 'основном, со­стоит из узоров красного цвета на белом фоне, поэтому роспись часто называют— «белофонной», подчеркивая тем самым значение этого цвета. Жел­тый и зеленый цвета применяют как дополнитель­ные, сопутствующие. Большое значение имеет ри­сунок с тонким четким контуром. Как правило, этот рисунок покрывает густым растительным узором всю по верхпость предмета.


Особый интерес в пермогорских росписях представляют сце­ны народного быта. Трудно отыскать предмет, на котором бы не было какой-либо сцены с изображением деревенских поси­делок, застолий, катаний на лошадях или крестьянского тру­да. Специалистам по народному искусству часто задают во­прос: стремится ли художник данной сценой-передать обычную деревенскую обстановку или же он умышленно приукрашива­ет действительность, желая тем самым подчеркнуть торжест­венность момента? Вот как пишет в своей книге «Русская на­родная живопись» С. К. Жегалова: «Вспомним свадебные песни: в них деревенские жених и невеста величаются „князем" и „княгинею", а обычные сани именуются „каретою". Такой подчеркнутой праздничностью обстановки, яркостью кра­сок народные художники старались не только под­черкнуть важность события, но мечтой о красивой, радостной жизни скрасить тяжелую повседневность». Можно сказать, что главная тема росписи —это опо­этизированная жизнь народа и родной природы. А вот что пишет о структуре росписи прялки из­вестный исследователь народного искусства О. В. Круглова: «В традиционных схемах росписи пермогорских прялок отдельные сюжеты давались как последовательный рассказ, состоящий из отдель­ных сцен. Наиболее распространенной среди них бы­ла схема, где на фасадной стороне прялки изобра­жалась сцена девичьих посиделок в нарядном тереме с узорными окнами. Часто среди юных прях сидит парень с тальянкой. Ниже изображалась сцена де­вичьих посиделок свадебного поезда. А на внутрен­ней стороне прялки писали сцену застолья, кото­рая славила гостеприимных молодых хозяев. Все эти композиции окружены мелким растительным орнаментом, да и сами они, не нарушая яркого узо­рочья, воспринимаются как его элементы».

Таким образом, пермогорская роспись — это традиционное искусство Русского Севера, име­ющее глубокие корни в культуре нашего народа. Знакомство с данной росписью перебрасывает еще один мостик между днем сегодняшним и днем вчерашним и, несомненно, доставит радость и взрослому человеку, и ребенку.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.