|
Занятие 15. «Роспись туеса»
Цель, Декоративное оформление туеса. Самостоятельная работа.
Организация занятия и выполнение задания. Работу на этом занятии можно осуществить в простом исложном варианте. Простой заключается втом, что детям предлагается раскрасить представленную форму, еще раз обращая внимание на изображение человека, животных, птиц, растительного узора и полос орнамента. Второй, более сложный, вариант предусматривает перерисовку лишь контура туеса на отдельный лист и затем его произвольную роспись.
|
Край Русского Севера, который питает маленькие и большие притоки Северной Двины, знаменит не только лесами, пушниной и полезными ископаемыми, но и своими умельцами —па-родными мастерами, способными при помощи нехитрых приспособлений вырезать замечательные изделия из дерева— ковши, чаши, блюда, люльки, сапки, набирухи, хлебницы, бураки и жбаны, а затем расписать их красками, причем в каждой местности делали это по-своему, по везде одинаково хорошо. Искусствоведы потом описали разные центры народных промыслов и дали им названия: верхнеустюгекая, пучугская, ракуловская, бо-рокская и некоторые другие школы росписи. Но самой первой в этом списке стоит пермогорская роспись, которая на пер вом этапе считалась синонимом северодвинской росписи.
Очевидно, что все виды северодвинской росписи уходят корнями в древнерусское искусство. Многие композиционные приемы можно без труда отыскать в иконописи и книжной миниатюре. Подбор цветовой гаммы, техника исполнения и даже сами краски пермогорских росписей имеют много общего с древнерусской миниатюрой.
Традиционная технология была трудоемкой и предполагала грунтование дерева при помощи мела и клея с последующим покрытием поверхности белой краской. Затем по высохшему белому фону как по бумаге делался черный рисунок, а уже потом контур заполнялся цветом. Только в последние десятилетия существования промысла технология изменилась, и художники Пермогорья стали пользоваться клеевыми красками, пришедшими на смену яичным, которые с давних времен применялись в русских художественных промыслах.
Цветовая гамма с переходом на новые краски не 'изменилась, и как и прежде, в 'основном, состоит из узоров красного цвета на белом фоне, поэтому роспись часто называют— «белофонной», подчеркивая тем самым значение этого цвета. Желтый и зеленый цвета применяют как дополнительные, сопутствующие. Большое значение имеет рисунок с тонким четким контуром. Как правило, этот рисунок покрывает густым растительным узором всю по верхпость предмета.
Особый интерес в пермогорских росписях представляют сцены народного быта. Трудно отыскать предмет, на котором бы не было какой-либо сцены с изображением деревенских посиделок, застолий, катаний на лошадях или крестьянского труда. Специалистам по народному искусству часто задают вопрос: стремится ли художник данной сценой-передать обычную деревенскую обстановку или же он умышленно приукрашивает действительность, желая тем самым подчеркнуть торжественность момента? Вот как пишет в своей книге «Русская народная живопись» С. К. Жегалова: «Вспомним свадебные песни: в них деревенские жених и невеста величаются „князем" и „княгинею", а обычные сани именуются „каретою". Такой подчеркнутой праздничностью обстановки, яркостью красок народные художники старались не только подчеркнуть важность события, но мечтой о красивой, радостной жизни скрасить тяжелую повседневность». Можно сказать, что главная тема росписи —это опоэтизированная жизнь народа и родной природы. А вот что пишет о структуре росписи прялки известный исследователь народного искусства О. В. Круглова: «В традиционных схемах росписи пермогорских прялок отдельные сюжеты давались как последовательный рассказ, состоящий из отдельных сцен. Наиболее распространенной среди них была схема, где на фасадной стороне прялки изображалась сцена девичьих посиделок в нарядном тереме с узорными окнами. Часто среди юных прях сидит парень с тальянкой. Ниже изображалась сцена девичьих посиделок свадебного поезда. А на внутренней стороне прялки писали сцену застолья, которая славила гостеприимных молодых хозяев. Все эти композиции окружены мелким растительным орнаментом, да и сами они, не нарушая яркого узорочья, воспринимаются как его элементы».
Таким образом, пермогорская роспись — это традиционное искусство Русского Севера, имеющее глубокие корни в культуре нашего народа. Знакомство с данной росписью перебрасывает еще один мостик между днем сегодняшним и днем вчерашним и, несомненно, доставит радость и взрослому человеку, и ребенку.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|