Занятие 6. «Роспись хлебницы»
Занятие 1. «Яркие краски севера»
Цель. Знакомство с росписью и особенностями палитры.
Организация занятия. Перед тем как дети приступят к практическому занятию, необходимо рассказать им о промысле, его истории, географии, показать образцы, выполненные народными мастерами, или изображения их работ. Следует обратить внимание детей на отличительную черту росписи —заливка (раскраска) цветом предваряется нанесением графического рисунка.
Выполнение задания. Дети выполняютупражнение на заливку рисунка пермогорского орнамента. При работе с гуашевыми красками заливка производится в следующейпоследовательности: желтая краска, зеленая, и затем красная. На завершающем этапе выполняетсяобводка контура черной тушью или фломастером.
Занятие 2. «Веселые супрядки»
Цель. Знакомство с традиционными сюжетами пермогорской росписи и освоение орнамента.
Организация занятия. Па многих бытовых предметах пермогорские мастера помещали жанровые изображения, смысл которых был связан с назначением вещи. Так, например, на детской люльке принято изображать различные сцены из жизни человека как пожелание расти сильным, добрым, трудолюбивым, удачливым. Подробнее о жанровых сценах см. на с. 24 этой книга.
Выполнение задания. Дети дорисовывают и расписывают орнаментальные полоски сверху и снизу картинки. Сначала делается разметка карандашом, потом заливка красками и, наконец, обводка контура черным фломастером.
Занятие 3. «Геометрические узоры»
Цель. Освоение простейших элементов геометрического орнамента.
Организация занятия. В начале занятия педагог рассказывает об орнаменте в народном искусстве, о его функции и символике. Нужно рассказать, что в далекие времена язычества каждая геометрическая фигура и различные их сочетания имели свое символическое значение. Шли века, развивались понятия о красоте, геометрические элементы складывались в стройные узоры. Постепенно смысловое значение этих геометрических фигур забыли и ценили лишь их декоративность.
Геометрический орнамент получил широкое распространение впарод-ном искусстве. Основуорнамента, как правило, составляют треугольники, ромбы, квадраты, кресты и свастические изображения.
Выполнение задания. Упражнение па воспроизведение образца. Дети продолжают начатый орнамент на полосе, максимально точно копируя предложенный вариант.
Занятие4. «Праздничный выезд»
Цель. Освоение традиционного орнамента и знакомство ссюжетом пермогорской росписи «Праздничный выезд».
Организация занятия. Учитель рассказываето смысле исимволике данного сюжета.
Выполнение задания. Дети обрамляют сюжетную картину орнаментом, который могут выбрать нас. 2 и 4 или придумать сами. Для горизонтальных полос выбирается один тип орнамента, а для вертикальных — другой.
Занятие 5. «Узор в круге»
Цель. Освоение традиционных видов росписи круга.
Организация занятия. Дети рассматривают в тетради рисунки, на которых представлены образцы росписи розеток. Желательно расширить показ подобных узоров за счет демонстрации слайдов, картин и наглядных пособий.
Выполнение задания. Дети копируют предложенные узоры, используя опорные линии.
Занятие 6. «Роспись хлебницы»
Цель. Декоративное оформление крышки хлебницы.
Организация занятия. Занятие желательно начать с небольшого рассказа о роли хлеба в жизни русского крестьянина,о тех обрядах и традициях, которые существовали на селе.
Выполнение задания. Дети украшаютцентральную часть крышки хлебницы, произвольно избрав любой из трех орнаментов предложенных в тетрадиили самостоятельно придумывают (отыскивают пример для копирования), затем производят разметку карандашом и после этого по опорным линиям делают роспись крышки хлебницы.
Занятие 7. «По грибы, по ягоды*-
Цель. Знакомство схудожественными элементами пермогорскойросписи—листочками, ягодами и цветами.
Организация занятия. Предварить практическое занятие можно рассказом о бересте, обрисовать то место вжизни крестьянина, которое она занимала, особенно в областях Русского Севера. Из нее плели лапти, корзины, пестери — заплечныекузова для грибов иягод, дорожные солонки различной формы, в которых брали соль па покос и в лес (рис. па с. 9). Поверхность бересты, ибез того очень красивую по цвету и фактуре, часто украшали узорами из цветов. Трудно представить пермогорскую роспись без них. Листья, ягоды и особенно цветы появляются в композиции даже там где их не должно быть, например,
,■-■■
во многихжанровых сценах. Следует также обратить внимание детей на то место, которое занимают эти элементы вросписи, пояснить, что при явной простоте цветочного узора он, благодаря различным сочетаниями изменению масштаба (размера) дает широкий простор для творчества.
Выполнение задания. Дети вначале копируют предложенные элементы росписи —листья, ягоды и цветы, азатем самостоятельно работают над завершением панно «По грибы, по ягоды».
Занятие8. «Трехлистныйцветок»
Цель. Освоение традиционногоэлемента пермогорской росписи — трехлистного цветка.
Организация занятия. В любом растительном узоре обязательно присутствовал трехлистный или, «трехлопастный» цветок, который называли так из-за широкого лепестка, состоящего как бы из трех частей (рис. 1..). Варьируя размероми формой лепестков (рис. 2), меняя сердцевину цветка (рис. 3) мастер достигал огромного разнообразия при точном соблюдении характера и образа росписи.
Выполнение задания. Дети внимательно рассматривают последовательность выполнения каждого этапа рисования и цветовойзаливки, обращая особое внимание на симметричность изображения, а затем, нас. 11 завершают роспись набирухи.
Занятие 9. «Чудо-тюльпан»
Цель. Освоение традиционного элемента пермогорской росписи — тюльпаповидного цветка.
Организация занятия и выполнение задания. Проводится аналогично занятию 8, с той лишь разницей, что здесь оставлено место для воспроизведения большого и малого тюльпанов.Далее дети самостоятельно завершают симметричную композиции на панно.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|