Сделай Сам Свою Работу на 5

Занятие 6. «Роспись хлебницы»





Занятие 1. «Яркие краски севера»

Цель. Знакомство с росписью и особенностями палитры.

Организация занятия. Перед тем как дети приступят к практичес­кому занятию, необходимо рассказать им о промысле, его истории, географии, показать образцы, выполненные народными мастерами, или изображения их работ. Следует обратить внимание детей на отличи­тельную черту росписи —заливка (раскраска) цветом предваряется на­несением графического рисунка.

Выполнение задания. Дети выполняютупражнение на заливку ри­сунка пермогорского орнамента. При работе с гуашевыми красками заливка производится в следующейпоследовательности: желтая кра­ска, зеленая, и затем красная. На завершающем этапе выполняетсяоб­водка контура черной тушью или фломастером.

Занятие 2. «Веселые супрядки»

Цель. Знакомство с традиционными сюжетами пермогорской рос­писи и освоение орнамента.

Организация занятия. Па многих бытовых предметах пермогорские мастера помещали жанровые изображения, смысл которых был свя­зан с назначением вещи. Так, например, на детской люльке принято изображать различные сцены из жизни человека как пожелание рас­ти сильным, добрым, трудолюбивым, удачливым. Подробнее о жанро­вых сценах см. на с. 24 этой книга.



Выполнение задания. Дети дорисовывают и расписывают орна­ментальные полоски сверху и снизу картинки. Сначала делается разметка карандашом, потом заливка красками и, наконец, обводка контура черным фломастером.

Занятие 3. «Геометрические узоры»

Цель. Освоение простейших элементов геометрического орнамента.

Организация занятия. В начале занятия педагог рассказывает об орнаменте в народном искусстве, о его функции и символике. Нужно рассказать, что в далекие времена язычества каждая геометрическая фигура и различные их сочетания имели свое символическое значе­ние. Шли века, развивались понятия о красоте, геометрические эле­менты складывались в стройные узоры. Постепенно смысловое значе­ние этих геометрических фигур забыли и ценили лишь их декоративность.


Геометрический орнамент получил широкое распространение впарод-ном искусстве. Основуорнамента, как правило, составляют треуголь­ники, ромбы, квадраты, кресты и свастические изображения.



Выполнение задания. Упражнение па воспроизведение образца. Де­ти продолжают начатый орнамент на полосе, максимально точно ко­пируя предложенный вариант.

Занятие4. «Праздничный выезд»

Цель. Освоение традиционного орнамента и знакомство ссюжетом пермогорской росписи «Праздничный выезд».

Организация занятия. Учитель рассказываето смысле исимволи­ке данного сюжета.

Выполнение задания. Дети обрамляют сюжетную картину орнаментом, который могут выбрать нас. 2 и 4 или придумать сами. Для горизон­тальных полос выбирается один тип орнамента, а для вертикальных — другой.

Занятие 5. «Узор в круге»

Цель. Освоение традиционных видов росписи круга.

Организация занятия. Дети рассматривают в тетради рисунки, на которых представлены образцы росписи розеток. Желательно расши­рить показ подобных узоров за счет демонстрации слайдов, картин и наглядных пособий.

Выполнение задания. Дети копируют предложенные узоры, исполь­зуя опорные линии.

Занятие 6. «Роспись хлебницы»

Цель. Декоративное оформление крышки хлебницы.

Организация занятия. Занятие желательно начать с небольшого рас­сказа о роли хлеба в жизни русского крестьянина,о тех обрядах и традициях, которые существовали на селе.

Выполнение задания. Дети украшаютцентральную часть крышки хлебницы, произвольно избрав любой из трех орнаментов предложен­ных в тетрадиили самостоятельно придумывают (отыскивают пример для копирования), затем производят разметку карандашом и после этого по опорным линиям делают роспись крышки хлебницы.



Занятие 7. «По грибы, по ягоды*-

Цель. Знакомство схудожественными элементами пермогорскойросписи—листочками, ягодами и цветами.

Организация занятия. Предварить практическое занятие можно рас­сказом о бересте, обрисовать то место вжизни крестьянина, которое она занимала, особенно в областях Русского Севера. Из нее плели лап­ти, корзины, пестери — заплечныекузова для грибов иягод, дорожные солонки различной формы, в которых брали соль па покос и в лес (рис. па с. 9). Поверхность бересты, ибез того очень красивую по цве­ту и фактуре, часто украшали узорами из цветов. Трудно представить пермогорскую роспись без них. Листья, ягоды и особенно цветы по­являются в композиции даже там где их не должно быть, например,


,■-■■



во многихжанровых сценах. Следует также обратить внимание детей на то место, которое занимают эти элементы вросписи, пояснить, что при явной простоте цветочного узора он, благодаря различным соче­таниями изменению масштаба (размера) дает широкий простор для творчества.

Выполнение задания. Дети вначале копируют предложенные эле­менты росписи —листья, ягоды и цветы, азатем самостоятельно ра­ботают над завершением панно «По грибы, по ягоды».

Занятие8. «Трехлистныйцветок»

Цель. Освоение традиционногоэлемента пермогорской росписи — трехлистного цветка.

Организация занятия. В любом растительном узоре обязательно присутствовал трехлистный или, «трехлопастный» цветок, который называли так из-за широкого лепестка, состоящего как бы из трех частей (рис. 1..). Варьируя размероми фор­мой лепестков (рис. 2), меняя сердцевину цветка (рис. 3) мастер достигал огромного разнообразия при точном соблюдении характера и образа рос­писи.

Выполнение задания. Дети внимательно рассматривают последова­тельность выполнения каждого этапа рисования и цветовойзаливки, обращая особое внимание на симметричность изображения, а затем, нас. 11 завершают роспись набирухи.

Занятие 9. «Чудо-тюльпан»

Цель. Освоение традиционного элемента пермогорской росписи — тюльпаповидного цветка.

Организация занятия и выполнение задания. Проводится аналогич­но занятию 8, с той лишь разницей, что здесь оставлено место для воспроизведения большого и малого тюльпанов.Далее дети самосто­ятельно завершают симметричную композиции на панно.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.