|
Занятие 12. Роспись доски
Цель. Декоративное оформление доски зооморфным орнаментом.
Организация занятия. Дети рассматривают в тетради рисунок, на котором представлен образец росписи туеса с изображением оленей; кроме того, на последней странице есть рисунок мезенской прялки. Хороню, если есть возможность показать и другие образцы росписи сизображением животных.
Выполнение задания. Дети самостоятельно расписывают доску. При необходимости можно предварительно произвести разметку карандашом. Однако было бы очень хорошо завершить данный цикл обучения росписи декорированиемреальной разделочной доски, которую можно изготовить в школьных мастерских или же купить на рынке, вернисаже.
©«Мозаика-Синтез» 2000
СЕВЕРНАЯ ГРАФИКА МЕЗЕНИ
На Русском Севере с незапамятных времен получилиширокое рас- вуют одни только птицы. По всей вероятности, выделенные на прялках пространение разнообразные крестьянские ремесла, связанные с обработ- ярусы соответствовали трем мирам - подземному,наземному и небесно- кой дерева: изготовление орудий труда, бытовой утвари, прялок, носу- му, широко известным в искусстве многих нардов мира. Как известно, ды детских игрушек, украшенных резьбой и росписью. Опытный глаз герои русских волшебных сказок также путешествуют по разным мирам, крестьянина сразу мог определить, из каких мест попала на ярмарку та Ярусы-миры как на лицевой, так и на тыльных сторонах прялок раз или иная вещь Вот эта прялка расписана на берегах Северной Двины, деляются горизонтальными полосами, заполненными геометрическим узо- а эта мастерами с Пинеги, а эту красавицу, самую маленькую по раз- ром. Несмотря на то, что геометрические узоры составляются из^ одно- меру и необычную по росписи, сделали в селе Палащелье, что стоит типныхи даже однообразных элементов, на каждой прялке такой узор на высоком берегу Мезени. Уже позднее своеобразные приемы ро*пи-выглядит необычным, придающим оригинальность всей прялке. Эффект си получили у искусствоведов название- мезенская роспись. Это . достигается тем, что каждый раз мастер сочетает элементы ге- самобытная манера росписи по дереву, выполненная в ориги- Д I
| метрического орнамента по-разному.
| Изображения, помещаемые на внутренней стороне прялок (так называемые «бытовые сцены»), чаще всего являются вариантами широко распространенных мировых сюжетов. В сценах охоты на птицу, восседающую обычно на верхушке дерева, проглядывает мировое дерево, или «древо жизни», которое обычно изображалось с двумя, тремя или пятью птицами на ветвях. Нередко можно встретить на прялках еще один сюжет — «выезд в санях» или на повозках, запряженных одной или парой лошадей. Примечательно, что зачастую из двух лошадей одна имеет темную, а другая светлую окраску, нередко лошади следуют друг за другом, олицетворяя, по всей видимости, потусторонний и существующий миры. Интересно, что подобные образы несложно отыскать у многих народов мира, в том числе и у славянских. Еще один мотив мезенских прялок—«всадник на черном коне». По мнению некоторых исследователей народного творчества, этот мотив также уходит глубоко корнями и отображает различные мифологические сюжеты, изображающие бога-всадника. Можно с большой долей уверенности утверждать, что рассматриваемые сюжеты мезенской росписи нужно трактовать не как бытовые, а скорее как религиозные и языческие в своей основе.
Таким образом, мезенская прялка и традиционная народная роспись — это живая пить, уводящая нас в глубину веков. Изучение сюжетов, мотивов и приемов росписи — весьма захватывающее и увлекательное занятие, которое позволит детям непосредственно прикоснуться к живой истории Отечества, познакомиться с мировым культурным наследием.
| налыюй графической технике, — по первоначальному крас ному замалевку, черным цветом наводятся контуры и прописываются дополнительные элементы. Происхождение мезенской росписи до сих пор остается загадкой. Необычность росписи, графичность, примитивно условная трактовка образов коней и птиц побуждают исследователей искать истоки мезенской росписи то в искусстве соседних северных народов, то в искусстве далеких народов Средней Азии, Индокитая или даже в доисторических наскальных рисунках. Сравнивая стили народных росписей по дереву в различных областях России, один известный ученый назвал мезенскую роспись «таинственной и крайне любопытной», указав на ее связи с древними греческими стилями.
Наиболее интересным объектом исследования и, пожалуй, самым емким является обычная крестьянская прялка, которая при глубоком изучении раскрывает такие глубины русской и мировой культуры, что буквально захватывает дух.
Основными образами мезенских прялок являются птицы, кони и олени, которые входят в круг древнейших образов русского фольклора, получившихнаибольшее отражение е обрядовой поэзии и хорошо знакомых детям по волшебным сказкам.
Характерная особенность мезенской росписи —■ наличие полос или ярусов. Почти на каждой мезенской прялке выделяются три таких яруса, причем в нижнем и среднем главными фигурами являются кони или олени, а в верхнем — птицы. Как правило, в среднем ярусе к изображениям животных присоединяются изображения птиц, тогда как в верхнем ярусе присутст-
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|