Сделай Сам Свою Работу на 5

Занятие 12. Роспись доски





Цель. Декоративное оформление доски зооморфным ор­наментом.

Организация занятия. Дети рассматривают в тетради рисунок, на котором представлен образец росписи туеса с изображением оленей; кроме того, на последней странице есть рисунок мезенской прялки. Хороню, если есть воз­можность показать и другие образцы росписи сизобра­жением животных.

Выполнение задания. Дети самостоятельно расписыва­ют доску. При необходимости можно предварительно про­извести разметку карандашом. Однако было бы очень хо­рошо завершить данный цикл обучения росписи декорированиемреальной разделочной доски, которую можно изготовить в школьных мастерских или же купить на рынке, вернисаже.

©«Мозаика-Синтез» 2000


СЕВЕРНАЯ ГРАФИКА МЕЗЕНИ


 

На Русском Севере с незапамятных времен получилиширокое рас- вуют одни только птицы. По всей вероятности, выделенные на прялках пространение разнообразные крестьянские ремесла, связанные с обработ- ярусы соответствовали трем мирам - подземному,наземному и небесно- кой дерева: изготовление орудий труда, бытовой утвари, прялок, носу- му, широко известным в искусстве многих нардов мира. Как известно, ды детских игрушек, украшенных резьбой и росписью. Опытный глаз герои русских волшебных сказок также путешествуют по разным мирам, крестьянина сразу мог определить, из каких мест попала на ярмарку та Ярусы-миры как на лицевой, так и на тыльных сторонах прялок раз­ или иная вещь Вот эта прялка расписана на берегах Северной Двины, деляются горизонтальными полосами, заполненными геометрическим узо- а эта мастерами с Пинеги, а эту красавицу, самую маленькую по раз- ром. Несмотря на то, что геометрические узоры составляются из^ одно- меру и необычную по росписи, сделали в селе Палащелье, что стоит типныхи даже однообразных элементов, на каждой прялке такой узор на высоком берегу Мезени. Уже позднее своеобразные приемы ро*пи-выглядит необычным, придающим оригинальность всей прялке. Эффект си получили у искусствоведов название- мезенская роспись. Это . достигается тем, что каждый раз мастер сочетает элементы ге- самобытная манера росписи по дереву, выполненная в ориги- Д I
метрического орнамента по-разному.

Изображения, помещаемые на внутренней стороне пря­лок (так называемые «бытовые сцены»), чаще всего яв­ляются вариантами широко распространенных мировых сюжетов. В сценах охоты на птицу, восседающую обыч­но на верхушке дерева, проглядывает мировое дерево, или «древо жизни», которое обычно изображалось с двумя, тремя или пятью птицами на ветвях. Нередко можно встретить на прялках еще один сюжет — «выезд в санях» или на повозках, запряженных одной или па­рой лошадей. Примечательно, что зачастую из двух ло­шадей одна имеет темную, а другая светлую окраску, нередко лошади следуют друг за другом, олицетворяя, по всей видимости, потусторонний и существующий ми­ры. Интересно, что подобные образы несложно отыс­кать у многих народов мира, в том числе и у славян­ских. Еще один мотив мезенских прялок—«всадник на черном коне». По мнению некоторых исследователей народного творчества, этот мотив также уходит глубо­ко корнями и отображает различные мифологические сюжеты, изображающие бога-всадника. Можно с боль­шой долей уверенности утверждать, что рассматривае­мые сюжеты мезенской росписи нужно трактовать не как бытовые, а скорее как религиозные и языческие в своей основе. Таким образом, мезенская прялка и традиционная на­родная роспись — это живая пить, уводящая нас в глубину веков. Изучение сюжетов, мотивов и приемов росписи — весьма захватывающее и увлекательное занятие, которое позволит детям не­посредственно прикоснуться к живой истории Отечества, познако­миться с мировым культурным наследием.

налыюй графической технике, — по первоначальному крас ному замалевку, черным цветом наводятся контуры и про­писываются дополнительные элементы. Происхождение мезенской росписи до сих пор остается загадкой. Нео­бычность росписи, графичность, примитивно условная трак­товка образов коней и птиц побуждают исследователей искать истоки мезенской росписи то в искусстве сосед­них северных народов, то в искусстве далеких народов Средней Азии, Индокитая или даже в доисторических наскальных рисунках. Сравнивая стили народных роспи­сей по дереву в различных областях России, один из­вестный ученый назвал мезенскую роспись «таинствен­ной и крайне любопытной», указав на ее связи с древними греческими стилями.







Наиболее интересным объектом исследования и, по­жалуй, самым емким является обычная крестьянская прялка, которая при глубоком изучении раскрывает та­кие глубины русской и мировой культуры, что бук­вально захватывает дух.

Основными образами мезенских прялок являются пти­цы, кони и олени, которые входят в круг древнейших образов русского фольклора, получившихнаибольшее отражение е обрядовой поэзии и хорошо знакомых де­тям по волшебным сказкам.

Характерная особенность мезенской росписи —■ нали­чие полос или ярусов. Почти на каждой мезенской прялке выделяются три таких яруса, причем в нижнем и среднем глав­ными фигурами являются кони или олени, а в верхнем — птицы. Как правило, в среднем ярусе к изображениям животных присое­диняются изображения птиц, тогда как в верхнем ярусе присутст-

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.