Сделай Сам Свою Работу на 5

Занятие 10. Роспись утицы





Занятие 2. Узоры в прямой клетке

Цель. Знакомство с простым геометрическим орнаментом.

Организация занятия. Геометрический орнамент полу­чил широкое распространение в народном искусстве. Осо­бенно часто его можно встретить у ткачих и вышиваль­щиц.Основу орнамента составляют ромбы, квадраты, кресты и свастические изображения. Ромбо-точечный орнамент - у земледельческих народов является символом плодородия.

Выполнение задания. Дети повторяют предложенные узо­ры в квадратах.

Занятие 3. Простые элементы

Цель. Освоение простых элементов мезенской росписи спиралеки зигзагов.

Организация занятия. Ни одна роспись не обходится


без изображения всевозможных зигзагообразных и спираль­ных форм. Особенно часто они встречаются при изображе­нии мирового дерева, или «древа жизни». Исследователи по­лагают, что спирали и зигзаги есть не что иное, как изображение змей, всегда присутствующих в подобных сюжетах.

Выполнение задания. Дети выполняют упражнения на повтор представленных па образцах элементов росписи. Все спиралевидные элементы воспроизводятся без отрыва руки.




Занятие 4. Узоры в косой клетке

Цель. Освоение традиционных мезенских орнаментов.

Организация занятия. Рассмотреть с детьми построе­ние орнаментов в косой клетке. Обратить внимание на ритмическое чередование элементов узора.

Выполнение задания. По намеченным линиям дети ко­пируют элементы узора и заполняют лепту до конца стра­ницы.

Занятие 5. Ленточный орнамент

Цель. Знакомство с ленточным орнаментом.

Организация занятия. Следует обратить внимание де­тей на то, что при явной простоте геометрического узора он, благодаря различным сочетаниям и изменению масшта­ба (размера), дает широкий простор для построения раз­нообразных орнаментов.

Выполнение задания. Дети вначале кистью наносят гра­ницу полосы, а затем при помощи пера (или кисти) вос­производят орнамент черной краской.

Занятие 6. Роспись поставка

Цель. Декоративное оформление поставка геометричес­ким орнаментом.

Организация занятия. Необходимо заострить внимание детей на том, что орнамента отдельно от предмета, на ко­тором он расположен, не бывает. Расположение и харак­тер орнамента определяются формой вещи. Дети рассмат-




риваютв тетради рисупок коробухи, называютэлементы геометрического орнамента, из которого построен декор. А начать занятие можно с пояснения хозяйственного пред­назначения различных предметов крестьянской жизни — по­ставок, коробух, солонок, туесов и т. п.

Выполнение падания. Дети самостоятельно составляют геометрический орнамент и расписывают поставок.

Занятие 7. Уточки и лебеди

Цель. Знакомство с декоративным изображением птиц в традиционной мезенской росписи.

Организация занятия. Мотив птицы, приносящей до­брую весть или подарок, — широко распространен в народ­ном искусстве. 11тицу на вершине дерева часто можно встретить на мезенских берестяных туесах. Птица, пожа­луй, самый излюбленный мотив народных мастеров. Кро­ме того, у северных крестьян в обычае вешать деревян­ных птиц из щепы в красном углу избы. Это пережиток того же мотива — «птица на дереве», так как с красным углом дома связывали почитаемое дерево.

Выполнение задания. Дети копируют предложенные ва­рианты изображения птиц. В альбоме показана последова­тельность исполнения росписи наиболее распространенных образов —уточек и лебедей. Каждое последующее изобра­жение птицы отличается от предыдущего появлением до­полнительных деталей.

Занятие 8. Роспись коробухи (крышка)

Цель. Декоративное оформление крышки коробухи ор­наментом с изображением птиц.

Организация занятия. Дети рассматривают в тетради рисунок, на котором представлен образец росписи на кру­говой форме. Хорошо, если есть возможность продемон­стрировать другие узоры, сделанные па круге.



Выполнение задания. Дети самостоятельно придумыва­ют (или копируют) и карандашом размечают основные эле­менты узора на круглой форме. Затем по опорным лини­ям производят роспись крышки коробухи.

Занятие 9. Цветы и деревья

Цель. Знакомство с декоративным изображением дере­вьев и цветов в традиционной мезенской росписи.

Организация занятия. Довольно часто встречается на мезенских прялках изображение нескольких деревьев или одиноко стоящего дерева, нередко ели. Особый интерес представляет композиция из трех деревьев: два одинако­вых дерева располагаются симметрично по отношению к


центральному дереву, выделяющемуся относительно боль­шим размером. О том, что подобный сюжет не случаен на мезенских прялках, свидетельствует факт, что тот же сюжет имеет место в росписи старинной мебели в мезен­ских домах.

Выполнение задания. Дети копируют предложенные ва­рианты изображения цветов и деревьев.

Занятие 10. Роспись утицы

Цель. Декоративное оформление утицы узором с моти­вом дерева (цветка).

Организация занятия. Дети рассматривают в тетради рисунок, на котором представлен образец росписи ковша. Хорошо, если есть возможность продемонстрировать дру­гие предметы с изображением цветов и деревьев.

Выполнение задания. Дети самостоятельно придумыва­ют (или копируют) и карандашом размечают основные эле­менты узора на ковше другой фор*мы. Затем по опорным линиям производят роспись ковша.

Занятие 11. Олени и кони

Цель. Знакомство с декоративным изображением жи­вотных в традиционной мезенской росписи.

Организация занятия. К числу самых распространен­ных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезен­скими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения коней в других крестьянских росписях, от-


стоят от реального прототипа. Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную,как известно, лошадям. Туловище черного копя нередко покрывалось сплош­ным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим его необычное происхождение. Противоестественно длинные итонкие ноги лошадей завершались на концах изображени­ем перьев, подобных тем, которые рисовались у птиц.

Часто кони изображались не следующими друг за дру­гом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыблен­ных лошадях были нарисованы борющиеся друг с другом всадники. О том, что изображаемые на прялках кони не­земного происхождения, свидетельствуют также многочис­ленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами и возле ног коней.

Выполнение задания. Изображенияфигур животных очень схожи между собой. Все отличие оленей от лошадей за­ключается в том, что вместо гривы у них за спиной та­кими же черными штрихами рисуются разветвленные ро­га. Дети копируют предложенное изображение оленя или коня. Каждое последующее изображение животного отли­чается от предыдущего появлением дополнительных деталей.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.