Занятие 10. Роспись утицы
Занятие 2. Узоры в прямой клетке
Цель. Знакомство с простым геометрическим орнаментом.
Организация занятия. Геометрический орнамент получил широкое распространение в народном искусстве. Особенно часто его можно встретить у ткачих и вышивальщиц.Основу орнамента составляют ромбы, квадраты, кресты и свастические изображения. Ромбо-точечный орнамент - у земледельческих народов является символом плодородия.
Выполнение задания. Дети повторяют предложенные узоры в квадратах.
Занятие 3. Простые элементы
Цель. Освоение простых элементов мезенской росписи спиралеки зигзагов.
Организация занятия. Ни одна роспись не обходится
без изображения всевозможных зигзагообразных и спиральных форм. Особенно часто они встречаются при изображении мирового дерева, или «древа жизни». Исследователи полагают, что спирали и зигзаги есть не что иное, как изображение змей, всегда присутствующих в подобных сюжетах.
Выполнение задания. Дети выполняют упражнения на повтор представленных па образцах элементов росписи. Все спиралевидные элементы воспроизводятся без отрыва руки.
Занятие 4. Узоры в косой клетке
Цель. Освоение традиционных мезенских орнаментов.
Организация занятия. Рассмотреть с детьми построение орнаментов в косой клетке. Обратить внимание на ритмическое чередование элементов узора.
Выполнение задания. По намеченным линиям дети копируют элементы узора и заполняют лепту до конца страницы.
Занятие 5. Ленточный орнамент
Цель. Знакомство с ленточным орнаментом.
Организация занятия. Следует обратить внимание детей на то, что при явной простоте геометрического узора он, благодаря различным сочетаниям и изменению масштаба (размера), дает широкий простор для построения разнообразных орнаментов.
Выполнение задания. Дети вначале кистью наносят границу полосы, а затем при помощи пера (или кисти) воспроизводят орнамент черной краской.
Занятие 6. Роспись поставка
Цель. Декоративное оформление поставка геометрическим орнаментом.
Организация занятия. Необходимо заострить внимание детей на том, что орнамента отдельно от предмета, на котором он расположен, не бывает. Расположение и характер орнамента определяются формой вещи. Дети рассмат-
риваютв тетради рисупок коробухи, называютэлементы геометрического орнамента, из которого построен декор. А начать занятие можно с пояснения хозяйственного предназначения различных предметов крестьянской жизни — поставок, коробух, солонок, туесов и т. п.
Выполнение падания. Дети самостоятельно составляют геометрический орнамент и расписывают поставок.
Занятие 7. Уточки и лебеди
Цель. Знакомство с декоративным изображением птиц в традиционной мезенской росписи.
Организация занятия. Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок, — широко распространен в народном искусстве. 11тицу на вершине дерева часто можно встретить на мезенских берестяных туесах. Птица, пожалуй, самый излюбленный мотив народных мастеров. Кроме того, у северных крестьян в обычае вешать деревянных птиц из щепы в красном углу избы. Это пережиток того же мотива — «птица на дереве», так как с красным углом дома связывали почитаемое дерево.
Выполнение задания. Дети копируют предложенные варианты изображения птиц. В альбоме показана последовательность исполнения росписи наиболее распространенных образов —уточек и лебедей. Каждое последующее изображение птицы отличается от предыдущего появлением дополнительных деталей.
Занятие 8. Роспись коробухи (крышка)
Цель. Декоративное оформление крышки коробухи орнаментом с изображением птиц.
Организация занятия. Дети рассматривают в тетради рисунок, на котором представлен образец росписи на круговой форме. Хорошо, если есть возможность продемонстрировать другие узоры, сделанные па круге.
Выполнение задания. Дети самостоятельно придумывают (или копируют) и карандашом размечают основные элементы узора на круглой форме. Затем по опорным линиям производят роспись крышки коробухи.
Занятие 9. Цветы и деревья
Цель. Знакомство с декоративным изображением деревьев и цветов в традиционной мезенской росписи.
Организация занятия. Довольно часто встречается на мезенских прялках изображение нескольких деревьев или одиноко стоящего дерева, нередко ели. Особый интерес представляет композиция из трех деревьев: два одинаковых дерева располагаются симметрично по отношению к
центральному дереву, выделяющемуся относительно большим размером. О том, что подобный сюжет не случаен на мезенских прялках, свидетельствует факт, что тот же сюжет имеет место в росписи старинной мебели в мезенских домах.
Выполнение задания. Дети копируют предложенные варианты изображения цветов и деревьев.
Занятие 10. Роспись утицы
Цель. Декоративное оформление утицы узором с мотивом дерева (цветка).
Организация занятия. Дети рассматривают в тетради рисунок, на котором представлен образец росписи ковша. Хорошо, если есть возможность продемонстрировать другие предметы с изображением цветов и деревьев.
Выполнение задания. Дети самостоятельно придумывают (или копируют) и карандашом размечают основные элементы узора на ковше другой фор*мы. Затем по опорным линиям производят роспись ковша.
Занятие 11. Олени и кони
Цель. Знакомство с декоративным изображением животных в традиционной мезенской росписи.
Организация занятия. К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения коней в других крестьянских росписях, от-
стоят от реального прототипа. Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную,как известно, лошадям. Туловище черного копя нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим его необычное происхождение. Противоестественно длинные итонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобных тем, которые рисовались у птиц.
Часто кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях были нарисованы борющиеся друг с другом всадники. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами и возле ног коней.
Выполнение задания. Изображенияфигур животных очень схожи между собой. Все отличие оленей от лошадей заключается в том, что вместо гривы у них за спиной такими же черными штрихами рисуются разветвленные рога. Дети копируют предложенное изображение оленя или коня. Каждое последующее изображение животного отличается от предыдущего появлением дополнительных деталей.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|