Сделай Сам Свою Работу на 5

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ





По образному выражению Пола Самуэльсона, экономическая тео­рия является Королевой Общественных Наук. Тронное место на научном пиру ей отведено потому, что проблемы, которыми она занимается, — поистине королевские. Главной среди них является вопрос об источниках богатства нации и способах его увеличения. Недаром в трудах виднейших экономистов прошлого ключевым словом было «богатство». Вспомним хотя бы книгу Адама Смита «Исследование о природе и причине богатства народов», Ивана Посошкова «Книга о скудости и богатстве», «Капитал» Карла Маркса.

Первые представления об экономике мы находим в трудах Ксенофонта, Платона, Аристотеля и других мыслителей древности.

Ксенофонт (445—355 до н.э.) составил руководство по управ­лению домашним хозяйством рабовладельца под названием «Эко­номикс» (от греч. «хозяйство» и «закон»), что можно перевести как «Домострой», т. е. «искусство (законы) управления домашним хозяйством». Он писал, что экономия — это наука, при помощи которой можно обогащать свое хозяйство.

По мере возникновения централизованных государств по­явились попытки определить правила ведения не отдельного, а государственного хозяйства. Понятие «ойкономия» превра­щается в политическую экономию. Сам термин «политическая экономия» впервые применен в труде французского экономиста Антуана Монкретьена (1575—1622), который называется «Законы общественного хозяйства» («Трактат политической экономии»), в переводе с греческого — «общественное устройство».



ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ СТАНОВИТСЯ НАУКОЙ О ЗАКОНАХ ОБЩЕСТВЕННОГО ХОЗЯЙСТВА

Новая наука, обретя название, долгое время не имела точно очерченного предмета, да и занимались ею не «чистые» эконо­мисты. Зачастую интересные экономические этюды создавались философами, писателями, врачами. Так, отец политической эко­номии Уильям Петти был врачом по образованию, моряком по призванию, имел ученую степень доктора физики и должность профессора анатомии. Политическая экономия очерчивает свой предмет по мере за­рождения капитализма (конец XVI — начало XVII вв.). Буржуазия первоначально действует не в производстве, а в сфере обращения, где она занимается торговлей и операциями с золотом, которое стало олицетворением богатства.



Поэтому первым экономическим учением стал МЕРКАН­ТИЛИЗМ (от итал. mercante — торговец).

Его сущность: богатство накапливается в результате внешней торговли, а потому исследовать надо только сферу обращения.

Меркантилизм прошел два этапа. На раннем этапе (XV в. -начало XVI в.) он выступал в форме монетаризма, для которого характерна идеализация серебра и золота как единственной формы богатства. Монетаристы выдвинули теорию «денежного баланса», в соответствии с которой они рекомендовали запретить вывоз денег из страны.

Поздние меркантилисты обратились к исследованию сферы не денежного, а товарного обмена. Была разработана теория «тор­гового баланса». В отличие от ранних поздние меркантилисты не запрещали вывоз денег из страны, рекомендовали увеличить экспорт промышленных товаров, обложить иностранные това­ры высокими пошлинами, покровительствовать национальной экономике, т. е. осуществлять политику протекционизма (от лат. protectio — покровительство, защита).

Представителями меркантилизма являются Т. Мен, А. Монкретьен, У. Стаффорд, Ж.Б. Кольбер; в России — А.Л. Ордын-Нащокин (1605-1680), Петр I (1672-1725), И.Т. Посошков (1652-1726) и др.

Завоевав позиции в сфере обращения, буржуазия проникает в сферу производства. Это сразу же отражается в теории: доказыва­ется, что источником богатства является производство, а не тор­говля, в которой лишь обмениваются созданные блага. Истинным богатством являются не деньги, а товары. Так возникает школа КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ.



Начало ей положили Уильям Петти и французский судья Буагильбер.

Европа того времени была еще аграрной, поэтому многие экономисты отождествляли производство с сельским хозяйством. Они являются представителями школы ФИЗИОКРАТОВ (от греч. physis — природа, kratos — власть). Она сформировалась во Франции в середине XVIII в. и является французским вариантом классической политической экономии. Ее основателем был врач Людовика XV и мадам Помпадур Франсуа Кенэ (1694-1774). Представители: Тюрго, Дюпон де Немур, Мирабо и др. Самыми яркими представителями классической политической экономии являются Адам Смит (1723-1790) и Давид Рикардо (1772-1823). В 1777 г. А.Смит выпустил книгу «Исследование о природе и причине богатства народов». Основные идеи А. Смита:

• анализ «экономического человека». «Экономический чело­век» представляет собой образное выражение, обозначающее модель или концепцию человека в экономической теории. Homo economicus в своей деятельности руководствуется только личным интересом: максимизировать доход и минимизировать затраты;

• минимальное вмешательство государства в экономику;

• рыночное саморегулирование на основе свободных цен, скла­дывающихся в зависимости от спроса и предложения под вли­янием конкуренции. Эти экономические регуляторы (цены, спрос, предложение, а главное — конкуренцию) он назвал «невидимой рукой».

Заслуги классической школы:

1. Главным объектом изучения она сделала сферу производ­ства, а не обращения.

2. Раскрыла значение труда как основы и меры ценности всех товаров.

3. Доказала, что экономика должна регулироваться рынком и имеет свои законы, которые объективны, т. е. не могут быть отменены ни королями, ни правительствами.

4. Выявила источники доходов всех слоев общества: пред­принимателей, рабочих, земельных собственников, банкиров, торговцев.

Дальнейшее развитие экономической науки шло сложными путями. В начале второй половины XIX в. политическая эконо­мия переживала глубокий кризис. Она распалась на две ветви: марксизм и маржинализм.

Основатель МАРКСИЗМА— Карл Маркс (1818-1883). Главный труд К. Маркса «Капитал» Энгельс назвал «библией рабочего класса». Предметом своего исследования Маркс считал капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена, а конечной целью открытие экономических законов капитализма» Главным в учении Марксаявилась теория прибавочной стоимости, в которой утверждалось, что ее производство достигается путем эксплуатации пролетариата, а ее присвоение капиталистами является постоянным источником увеличения их богатства.

Как и А. Смит, К. Маркс считал рынок могучим средством накопления капитала. Но в отличие от Смита он полагал, что закончится этот процесс обострением классовой борьбы и ги­белью капитализма, так как его противоречия столь серьезны, что рыночный механизм не сможет с ними справиться. Эта идея до сих пор вызывает споры, так как простых ответов на эти вопросы не существует.

Критики Маркса доказывают, что капитализм не рухнул, что рабочий класс не обнищал и что предсказания Маркса не под­твердились.

Сторонники Маркса полагают, что Маркс прав, так как тот капитализм, который он исследовал и гибель которого предрекал, рухнул еще в период Великой депрессии 30-х гг., а ныне суще­ствующая рыночная экономика — это уже иная модель, которая является новым, предсказанным Марксом этапом на пути к об­ществу, которое он назвал «положительным гуманизмом».

Экономическое учение Маркса получило широкое распро­странение в России, в стране, где в начале XX в. положение пролетариата было намного тяжелее, чем в странах Запада. Оно было подхвачено Г.В. Плехановым, В.И. Лениным, М.А. Бакуни­ным, первым инициатором перевода «Капитала» на русский язык Г.А. Лопатиным и др.

С октября 1917 г. в течение семидесяти лет марксистское экономическое учение в СССР было единственным, а потому господствующим. Все, что рождалось немарксистской мыслью, с порога отвергалось. Лишившись борьбы мнений, марксизм обрел монополию на истину, которая, как всякая монополия, чревата за­стоем. Сложилась парадоксальная историческая ситуация: Маркс, отвергавший любые догматы, был в советское время огражден от разумной критики, а его теория, лишившись развития, пре­вратилась в догму. В результате самоизоляция привела марксизм к глубокому кризису.

МАРЖИНАЛИЗМ (от франц. marginal — предельный), в отличие от марксизма, абстрагировался от изучения сущности капитализма как способа производства, основанного на эксплу­атации.

Он зародился в 70-е гг. XIX в. Его представители: К. Менгер в Австрии, У. Джевонс в Англии, Л. Вальрас в Швейцарии. Маржиналисты задачу политической экономии видели в поиске наибо­лее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования. Чтобы подчеркнуть социальную нейтральность своих исследований, они даже отказались от самого термина «политическая экономия» в пользу «экономике». Первым это сделал У. Джевонс, а затем независимо от него А. Маршалл, издавший книгу «Принципы экономики».

В отличие от марксизма маржинализм находился под прес­сом конкуренции идей, которые заставляли его воспринимать новые здравые мысли и методы. Так, его сторонники первыми стали использовать в своих исследованиях математические модели, а в 90-е гг. XIX в. А. Маршалл встроил в концепцию маржинализма элементы из теории Д. Рикардо — классика политической эко­номии, в результате чего она выиграла и стала называться НЕО­КЛАССИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ. Ее представители: Д. Кларк (американская школа), А. Маршалл и А. Пигу (кембриджская школа) и др.

* Сторонники неоклассического подхода предметом своих исследований считали «чистую экономику» вне зависимости от общественной формы ее организации, а единичным объектом исследования — поведение и субъективные мотивы «экономичес­кого человека» (homo economicus), который в своей деятельности руководствуется только личным интересом: максимизировать доход и минимизировать затраты.

Такой подход получил название МИКРОЭКОНОМИЧЕС­КОГО.

Позже маржинализм впитал в себя теорию Д.М. Кейнса, со­гласно которой рыночное регулирование делает экономику неста­бильной, поэтому требуется государственное вмешательство.

Д.М. Кейнс (1883-1946) наряду с А. Смитом и К. Марксом является одним из трех величайших экономистов мира.

В отличие от неоклассиков Кейнс предметом своего анализа сделал народное хозяйство в целом.

Такой подход получил название МАКРОЭКОНОМИЧЕС­КОГО, а созданное им направление, изложенное в книге «Общая теория занятости, процента и денег», — КЕЙНСИ-АНСТВОМ.

Оценивая маржинализм в целом, в качестве его достоинства можно отметить то его свойство, что он не чурался новых идей, которые оформлялись в соответствующие концепции. При этом главным его постулатом неизменно оставалось изучение пре­дельных величин: предельной полезности, предельного дохода, предельных издержек и т. д. Однако в маржинализме имеется су­щественное негативное качество: он излишне математизирован, переполнен абстрактными рассуждениями, перегружен графиками и формулами, а главное — несоциален.

Как реакция на неспособность маржинализма решить соци­альные проблемы возникает ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-СОЦИ­ОЛОГИЧЕСКОЕ направление (от лат. institutum — учреждение). Его представители: У. Митчел, М. Вебер, В. Зомбарт, Д. Гэлбрейт, Г. Мюрдаль и др. Основоположник — американский экономист Т. Веблен.

Термин «институционализм» впервые применен американским экономистом У. Гамильтоном в 1916 г. для обозначения системы взглядов на общество и экономику, в основе которой лежит ка­тегория института.

Принципиальное отличие этой концепции от других состояло в том, что в ней экономические процессы объяснялись не только экономическими, но и социально-политическими, правовыми, социально-психическими, этическими условиями жизни, а так­же обычаями, традициями и привычками, существующими как в жизни отдельного человека, так и общества в целом. Поэтому в экономическом анализе предлагалось учитывать различного рода «институции», закрепленные обычаем, и «институты» (порядки, закрепленные в законах и в деятельности различного рода учреж­дений). «Институции» (обычаи, традиции, навыки) — это набор неформальных правил. В число формальных правил (институты)входит, с одной стороны, система учреждений (рынки, фирмы, профсоюзы, государство), с другой стороны — система правовых норм (законы, указы, постановления и т. д.).

В настоящее время понятие «институции» ушло из эконо­мического лексикона. Термин «институты» вобрал в себя как институции (обычаи), так и собственно институты (учреждения, законы), так как объединил в себе как формальные, так и не­формальные «правила игры». Существуют две основные ветви институционализма: 1) традиционный, или старый, и 2) новый, или неоинституционализм.

Традиционный институционализм — это совокупность разно­родныхконцепций: технократическая концепция Т. Веблена, тео­рии постиндустриального общества (Дж.К. Гэлбрейт, Д. Белл), теория экономической отсталости Г. Мюрдаля, которая по сей день является наиболее фундаментальной теорией развития стран третьего мира.

К новому институционализму относят теорию прав собствен­ности (Р. Коуз, А. Алчиан), теорию общественного выбора (К. Эр-роу, Дж. Бьюкенен), новую экономическую историю (Д. Норт), теорию агентов (Т. Стиглиц), трансакционную теорию органи­заций (О. Уильямсон).

Считается, что институционализм является магистральным течением современной науки.

РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ШКОЛА имеет ряд отличительных черт. Россия никогда не занимала центрального места в мировой экономической науке, но и не выполняла роль простой «губки», впитывающей чужие идеи. В российской эконо­мической школе зафиксировано весьма небольшое разнообразие концепций. Причина не в том, что их не было, а в том, что они мало изучены и не четко классифицированы. Тем не менее россий­ская экономическая школа имеет важные ключевые направления, к которым относятся:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.