ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
По образному выражению Пола Самуэльсона, экономическая теория является Королевой Общественных Наук. Тронное место на научном пиру ей отведено потому, что проблемы, которыми она занимается, — поистине королевские. Главной среди них является вопрос об источниках богатства нации и способах его увеличения. Недаром в трудах виднейших экономистов прошлого ключевым словом было «богатство». Вспомним хотя бы книгу Адама Смита «Исследование о природе и причине богатства народов», Ивана Посошкова «Книга о скудости и богатстве», «Капитал» Карла Маркса.
Первые представления об экономике мы находим в трудах Ксенофонта, Платона, Аристотеля и других мыслителей древности.
Ксенофонт (445—355 до н.э.) составил руководство по управлению домашним хозяйством рабовладельца под названием «Экономикс» (от греч. «хозяйство» и «закон»), что можно перевести как «Домострой», т. е. «искусство (законы) управления домашним хозяйством». Он писал, что экономия — это наука, при помощи которой можно обогащать свое хозяйство.
По мере возникновения централизованных государств появились попытки определить правила ведения не отдельного, а государственного хозяйства. Понятие «ойкономия» превращается в политическую экономию. Сам термин «политическая экономия» впервые применен в труде французского экономиста Антуана Монкретьена (1575—1622), который называется «Законы общественного хозяйства» («Трактат политической экономии»), в переводе с греческого — «общественное устройство».
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ СТАНОВИТСЯ НАУКОЙ О ЗАКОНАХ ОБЩЕСТВЕННОГО ХОЗЯЙСТВА
Новая наука, обретя название, долгое время не имела точно очерченного предмета, да и занимались ею не «чистые» экономисты. Зачастую интересные экономические этюды создавались философами, писателями, врачами. Так, отец политической экономии Уильям Петти был врачом по образованию, моряком по призванию, имел ученую степень доктора физики и должность профессора анатомии. Политическая экономия очерчивает свой предмет по мере зарождения капитализма (конец XVI — начало XVII вв.). Буржуазия первоначально действует не в производстве, а в сфере обращения, где она занимается торговлей и операциями с золотом, которое стало олицетворением богатства.
Поэтому первым экономическим учением стал МЕРКАНТИЛИЗМ (от итал. mercante — торговец).
Его сущность: богатство накапливается в результате внешней торговли, а потому исследовать надо только сферу обращения.
Меркантилизм прошел два этапа. На раннем этапе (XV в. -начало XVI в.) он выступал в форме монетаризма, для которого характерна идеализация серебра и золота как единственной формы богатства. Монетаристы выдвинули теорию «денежного баланса», в соответствии с которой они рекомендовали запретить вывоз денег из страны.
Поздние меркантилисты обратились к исследованию сферы не денежного, а товарного обмена. Была разработана теория «торгового баланса». В отличие от ранних поздние меркантилисты не запрещали вывоз денег из страны, рекомендовали увеличить экспорт промышленных товаров, обложить иностранные товары высокими пошлинами, покровительствовать национальной экономике, т. е. осуществлять политику протекционизма (от лат. protectio — покровительство, защита).
Представителями меркантилизма являются Т. Мен, А. Монкретьен, У. Стаффорд, Ж.Б. Кольбер; в России — А.Л. Ордын-Нащокин (1605-1680), Петр I (1672-1725), И.Т. Посошков (1652-1726) и др.
Завоевав позиции в сфере обращения, буржуазия проникает в сферу производства. Это сразу же отражается в теории: доказывается, что источником богатства является производство, а не торговля, в которой лишь обмениваются созданные блага. Истинным богатством являются не деньги, а товары. Так возникает школа КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ.
Начало ей положили Уильям Петти и французский судья Буагильбер.
Европа того времени была еще аграрной, поэтому многие экономисты отождествляли производство с сельским хозяйством. Они являются представителями школы ФИЗИОКРАТОВ (от греч. physis — природа, kratos — власть). Она сформировалась во Франции в середине XVIII в. и является французским вариантом классической политической экономии. Ее основателем был врач Людовика XV и мадам Помпадур Франсуа Кенэ (1694-1774). Представители: Тюрго, Дюпон де Немур, Мирабо и др. Самыми яркими представителями классической политической экономии являются Адам Смит (1723-1790) и Давид Рикардо (1772-1823). В 1777 г. А.Смит выпустил книгу «Исследование о природе и причине богатства народов». Основные идеи А. Смита:
• анализ «экономического человека». «Экономический человек» представляет собой образное выражение, обозначающее модель или концепцию человека в экономической теории. Homo economicus в своей деятельности руководствуется только личным интересом: максимизировать доход и минимизировать затраты;
• минимальное вмешательство государства в экономику;
• рыночное саморегулирование на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения под влиянием конкуренции. Эти экономические регуляторы (цены, спрос, предложение, а главное — конкуренцию) он назвал «невидимой рукой».
Заслуги классической школы:
1. Главным объектом изучения она сделала сферу производства, а не обращения.
2. Раскрыла значение труда как основы и меры ценности всех товаров.
3. Доказала, что экономика должна регулироваться рынком и имеет свои законы, которые объективны, т. е. не могут быть отменены ни королями, ни правительствами.
4. Выявила источники доходов всех слоев общества: предпринимателей, рабочих, земельных собственников, банкиров, торговцев.
Дальнейшее развитие экономической науки шло сложными путями. В начале второй половины XIX в. политическая экономия переживала глубокий кризис. Она распалась на две ветви: марксизм и маржинализм.
Основатель МАРКСИЗМА— Карл Маркс (1818-1883). Главный труд К. Маркса «Капитал» Энгельс назвал «библией рабочего класса». Предметом своего исследования Маркс считал капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена, а конечной целью — открытие экономических законов капитализма» Главным в учении Марксаявилась теория прибавочной стоимости, в которой утверждалось, что ее производство достигается путем эксплуатации пролетариата, а ее присвоение капиталистами является постоянным источником увеличения их богатства.
Как и А. Смит, К. Маркс считал рынок могучим средством накопления капитала. Но в отличие от Смита он полагал, что закончится этот процесс обострением классовой борьбы и гибелью капитализма, так как его противоречия столь серьезны, что рыночный механизм не сможет с ними справиться. Эта идея до сих пор вызывает споры, так как простых ответов на эти вопросы не существует.
Критики Маркса доказывают, что капитализм не рухнул, что рабочий класс не обнищал и что предсказания Маркса не подтвердились.
Сторонники Маркса полагают, что Маркс прав, так как тот капитализм, который он исследовал и гибель которого предрекал, рухнул еще в период Великой депрессии 30-х гг., а ныне существующая рыночная экономика — это уже иная модель, которая является новым, предсказанным Марксом этапом на пути к обществу, которое он назвал «положительным гуманизмом».
Экономическое учение Маркса получило широкое распространение в России, в стране, где в начале XX в. положение пролетариата было намного тяжелее, чем в странах Запада. Оно было подхвачено Г.В. Плехановым, В.И. Лениным, М.А. Бакуниным, первым инициатором перевода «Капитала» на русский язык Г.А. Лопатиным и др.
С октября 1917 г. в течение семидесяти лет марксистское экономическое учение в СССР было единственным, а потому господствующим. Все, что рождалось немарксистской мыслью, с порога отвергалось. Лишившись борьбы мнений, марксизм обрел монополию на истину, которая, как всякая монополия, чревата застоем. Сложилась парадоксальная историческая ситуация: Маркс, отвергавший любые догматы, был в советское время огражден от разумной критики, а его теория, лишившись развития, превратилась в догму. В результате самоизоляция привела марксизм к глубокому кризису.
МАРЖИНАЛИЗМ (от франц. marginal — предельный), в отличие от марксизма, абстрагировался от изучения сущности капитализма как способа производства, основанного на эксплуатации.
Он зародился в 70-е гг. XIX в. Его представители: К. Менгер в Австрии, У. Джевонс в Англии, Л. Вальрас в Швейцарии. Маржиналисты задачу политической экономии видели в поиске наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования. Чтобы подчеркнуть социальную нейтральность своих исследований, они даже отказались от самого термина «политическая экономия» в пользу «экономике». Первым это сделал У. Джевонс, а затем независимо от него А. Маршалл, издавший книгу «Принципы экономики».
В отличие от марксизма маржинализм находился под прессом конкуренции идей, которые заставляли его воспринимать новые здравые мысли и методы. Так, его сторонники первыми стали использовать в своих исследованиях математические модели, а в 90-е гг. XIX в. А. Маршалл встроил в концепцию маржинализма элементы из теории Д. Рикардо — классика политической экономии, в результате чего она выиграла и стала называться НЕОКЛАССИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ. Ее представители: Д. Кларк (американская школа), А. Маршалл и А. Пигу (кембриджская школа) и др.
* Сторонники неоклассического подхода предметом своих исследований считали «чистую экономику» вне зависимости от общественной формы ее организации, а единичным объектом исследования — поведение и субъективные мотивы «экономического человека» (homo economicus), который в своей деятельности руководствуется только личным интересом: максимизировать доход и минимизировать затраты.
Такой подход получил название МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО.
Позже маржинализм впитал в себя теорию Д.М. Кейнса, согласно которой рыночное регулирование делает экономику нестабильной, поэтому требуется государственное вмешательство.
Д.М. Кейнс (1883-1946) наряду с А. Смитом и К. Марксом является одним из трех величайших экономистов мира.
В отличие от неоклассиков Кейнс предметом своего анализа сделал народное хозяйство в целом.
Такой подход получил название МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО, а созданное им направление, изложенное в книге «Общая теория занятости, процента и денег», — КЕЙНСИ-АНСТВОМ.
Оценивая маржинализм в целом, в качестве его достоинства можно отметить то его свойство, что он не чурался новых идей, которые оформлялись в соответствующие концепции. При этом главным его постулатом неизменно оставалось изучение предельных величин: предельной полезности, предельного дохода, предельных издержек и т. д. Однако в маржинализме имеется существенное негативное качество: он излишне математизирован, переполнен абстрактными рассуждениями, перегружен графиками и формулами, а главное — несоциален.
Как реакция на неспособность маржинализма решить социальные проблемы возникает ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ направление (от лат. institutum — учреждение). Его представители: У. Митчел, М. Вебер, В. Зомбарт, Д. Гэлбрейт, Г. Мюрдаль и др. Основоположник — американский экономист Т. Веблен.
Термин «институционализм» впервые применен американским экономистом У. Гамильтоном в 1916 г. для обозначения системы взглядов на общество и экономику, в основе которой лежит категория института.
Принципиальное отличие этой концепции от других состояло в том, что в ней экономические процессы объяснялись не только экономическими, но и социально-политическими, правовыми, социально-психическими, этическими условиями жизни, а также обычаями, традициями и привычками, существующими как в жизни отдельного человека, так и общества в целом. Поэтому в экономическом анализе предлагалось учитывать различного рода «институции», закрепленные обычаем, и «институты» (порядки, закрепленные в законах и в деятельности различного рода учреждений). «Институции» (обычаи, традиции, навыки) — это набор неформальных правил. В число формальных правил (институты)входит, с одной стороны, система учреждений (рынки, фирмы, профсоюзы, государство), с другой стороны — система правовых норм (законы, указы, постановления и т. д.).
В настоящее время понятие «институции» ушло из экономического лексикона. Термин «институты» вобрал в себя как институции (обычаи), так и собственно институты (учреждения, законы), так как объединил в себе как формальные, так и неформальные «правила игры». Существуют две основные ветви институционализма: 1) традиционный, или старый, и 2) новый, или неоинституционализм.
Традиционный институционализм — это совокупность разнородныхконцепций: технократическая концепция Т. Веблена, теории постиндустриального общества (Дж.К. Гэлбрейт, Д. Белл), теория экономической отсталости Г. Мюрдаля, которая по сей день является наиболее фундаментальной теорией развития стран третьего мира.
К новому институционализму относят теорию прав собственности (Р. Коуз, А. Алчиан), теорию общественного выбора (К. Эр-роу, Дж. Бьюкенен), новую экономическую историю (Д. Норт), теорию агентов (Т. Стиглиц), трансакционную теорию организаций (О. Уильямсон).
Считается, что институционализм является магистральным течением современной науки.
РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ШКОЛА имеет ряд отличительных черт. Россия никогда не занимала центрального места в мировой экономической науке, но и не выполняла роль простой «губки», впитывающей чужие идеи. В российской экономической школе зафиксировано весьма небольшое разнообразие концепций. Причина не в том, что их не было, а в том, что они мало изучены и не четко классифицированы. Тем не менее российская экономическая школа имеет важные ключевые направления, к которым относятся:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|