Сделай Сам Свою Работу на 5

Составляющие рыночного механизма





 

Функционирование рыночной экономики предполагает наличие определенных ее элементов, составляющих рыночную систему.

Наиболее важными ее элементами выступают производители и потребители. Одни производят товары, другие потребляют. Существует три основных субъекта рынка: домохозяйства, фирмы и правительство.

Домохозяйство (или потребители) - это самостоятельно хозяйствующая единица, состоящая из одного и более лиц, являющаяся собственником и поставщиком факторов производства, главной целью которой является удовлетворение потребностей.

Фирма (предприятие) - это самостоятельно хозяйствующая единица, функционирующая с целью получения прибыли, она является поставщиком товаров и услуг.

 

Рис.2.1. Кругооборот товаров, доходов и расходов

 

 

Из схемы видно, что на рынке факторов производства домохозяйства выступают в роли продавцов, а фирмы в роли покупателей. Домохозяйства предлагают фирмам экономические ресурсы (1). Фирмы выплачивают домохозяйствам соответствующие доходы (2). На рынке товаров и услуг фирмы становятся продавцами, а домохозяйства покупателями. Фирмы предоставляют домохозяйствам произведенные ими товары (3), а домохозяйства приобретают у фирм товары (4). Таким образом, реальный поток товаров (по часовой стрелке) дополняется встречным денежным потоком доходов и расходов (против часовой стрелки).



Правительство представлено организациями, целью которых является не получение прибыли, а государственное регулирование экономики.

Объектами рыночных отношений являются товар и деньги. В условиях натурального хозяйства естественной формой богатства выступает натуральный продукт, являющийся результатом труда и обладающий потребительной ценностью (полезностью), т.е. способностью удовлетворить те или иные потребности человека, благодаря определенным свойствам. В условиях товарного производства продукт труда приобретает новые специфические свойства, делающие его товаром, и он является ценностью уже не для производителя, а для других лиц, т.е. приобретает общественные свойства.

Товар - это экономическое благо, произведенное для обмена. Товар должен быть не только изготовлен для других, но и продан другим людям, т.е. передан на основе эквивалентного (равноценного) возмещения.



Товар обладает двумя основными свойствами:

а) потребительной стоимостью (полезностью), т.е. способностью товара удовлетворять ту или иную потребность человека. Полезность вещи заключена в самой вещи, она определяется естественными свойствами самого блага и не зависит от количества труда, вложенного в товар. Потребительная стоимость имеет три характеристики - количество, качество и натуральную форму;

б) меновой стоимостью (ценностью), т.е. способностью обмениваться в определенных количественных соотношениях на другой товар;

Деньги - это особый товар, являющийся единым всеобщим эквивалентом и обладающий абсолютной ликвидностью. Они помогают сокращать трансакционные издержки, облегчая и ускоряя обмен.

Как и товар деньги имеют два свойства: потребительную стоимость и меновую стоимость. Их потребительная стоимость в том, что они нужны людям как средство обмена и как источник дохода. Их меновая стоимость в том, что они обладают способностью обмениваться на любой товар.

Важнейшим элементом рыночных отношений являются цены. Цены складываются в результате колебания спроса и предложения. Изменение цен служит ориентиром для производителя при определении необходимого изменения объемов производства. Изменение цен влияет на выбор технологии производства. Они определяют, кем будет потреблен продукт при данном уровне доходов.

Цена - это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена (из определения видно, что цена связана с ценностью товара и проявляется как экономическая сущность только в условиях обмена товара на деньги или другой товар, т.е. вне рынка о цене говорить не приходится, цены устанавливает рынок).



Цены выполняют ряд функций, характеризующих их роль в экономике:

1. Измерительная. Благодаря цене удается измерить количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за товар. По цене товара устанавливается денежная стоимость покупки.

2. Информационная. На основе цены покупатели и продавцы принимают решение о количестве товаров, которое они готовы купить или поставить на рынок.

3. Учетная. С помощью цены производители подсчитывают издержки производства, полученный доход, определяют рентабельность производства, т.е. соизмеряют затраты и результаты своей деятельностью.

4. Стимулирующая. Цена всегда поощряет тех, кто с меньшими затратами добивается больших успехов.

5. Распределительная. Цены представляют основной инструмент уравновешивания спроса и предложения, согласуют потребности общества в тех или иных видах продукции и производственные возможности их удовлетворения. Сама цена рождается в процессе регулирования.

6. Социальная. С ценами связаны структура и объем потребления благ, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум.

Кроме перечисленных выше внутренних функций, реализуемых в пределах хозяйства страны, цены выполняют внешнеэкономические функции, выступая в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами.

Существует значительное разнообразие видов цен, различающихся по целому ряду признаков:

1. В зависимости от масштаба торговых операций и вида продаваемого товар:

а) оптовые, по которым продукция реализуется крупными партиями;

б) розничные по которым продукция продается в так называемой розничной торговой сети, т.е. в условиях продажи индивидуальным покупателям, при относительно небольшом объеме каждой продажи;

в) тарифы (расценки) - цены, по которым производится оплата услуг, например, за пользование газом, телефоном и т.д.;

г) ставки - установленные за определенный период времени цены на особый вид товаров, например, ставки заработной платы, выплачиваемые работником за их труд в определенной должности, или процентные ставки в виде процента, выплачиваемые банком вкладчикам или взымаемого за предоставление кредита.

2. С учетом степени регулирования:

а) свободные или рыночные – формируются в зависимости от состояния рынка и устанавливаются без государственного вмешательства, на основе свободной договоренности продавца и покупателя;

б) договорные или контрактные – устанавливаются до момента купли-продажи между продавцом и покупателем. В контракте оговариваются не абсолютные величины цен, а лишь верхний и нижний уровень их изменений. Допускается пересмотр цен с учетом инфляции и других оговоренных обстоятельств;

в) регулируемые – на определенные виды товаров государство устанавливает верхний предел цен, превышать который запрещено.

г) государственные жестко фиксированные, твердые цены – изменение величины такой цены в какую-либо сторону производителем или продавцом товара преследуется по закону.

Довольно часто вид цены определяется типом рынка, на котором она складывается. Выделяются биржевые, аукционные, комиссионные, конкурсные цены. Различный уровень цен на однотипные товары в разных странах приводит к необходимости использования мировых цен. Это цены, которые устанавливаются на товар данной группы на мировом рынке и признаются организациями, ведающими международной торговлей в определенный период.

Не менее важными составляющими рыночной экономики являются спрос и предложение. При всей условности схемы кругооборота она отражает главное - в рыночной экономике существует постоянное взаимодействие спроса и предложения: спрос рождает предложение, а предложение развивает спрос.

И, наконец, «душой» рынка является конкуренция. Конкуренция - это сложный механизм соперничества между участниками рынка за выгодные для себя условия производства, купли, продажи. Существует конкуренция между продавцами, (все хотят продать свои товары подороже, а побеждает тот, кто уступает в цене, увеличивая при этом, объем продаж) и покупателями (все хотят купить товары подешевле, но покупает тот, кто согласится с более высокой ценой); ценовая (это способ соперничества на основе продажи товаров по более низким ценам, чему у конкурентов, побеждает тот, кто, используя современную технику и технологии, рационально используя сырье и материалы, может снизить цену) и неценовая (предполагает достижение результатов за счет повышения качества продукции, разнообразия обслуживания, предоставления кредитов, широкой рекламы и т.д.); внутриотраслевая (соперничество между фирмами, занятыми производством и реализацией однородной или взаимозаменяемой продукции) и межотраслевая (это состязание между фирмами, занятыми в различных отраслях производства, основное направление данной конкуренции - борьба за наиболее прибыльное приложение капитала, оно приводит к переливу капитала из малодоходной отрасли в высокодоходную).

А. Смит назвал конкуренцию «невидимой рукой» рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному движению экономики. Основная функция конкуренции заключается в том, чтобы определить величину экономических регуляторов, которыми выступают цены, нормы прибыли.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.