Сделай Сам Свою Работу на 5

Сущность рынка: черты, функции, роль





 

Рынок, пришедший на смену натуральному хозяйству, формировался более 30 тыс. лет. Натуральное хозяйство есть такая форма хозяйства, в которой производство материальных благ и услуг ведется для потребления внутри самой хозяйственной единицы. Эта форма хозяйствования основывается на земельной собственности, и ей присущи следующие черты:

1) замкнутый характер, ограниченный рамками данного хозяйства (общины);

2) простое воспроизводство (т.е. в одних и тех же масштабах);

3) универсализм крестьянина (т.е. слабое разделение труда);

4) господство традиций в принятии решений;

5) прямые связи между производством и потреблением (созданный продукт движется по схеме: производство ® потребление).

Однако, внутри натурального хозяйства медленно шло развитие товарно-денежных отношений. В результате общественного разделения труда и специализации происходит обособление производителей, их кооперация и объединение на новой экономической основе. На смену натуральному хозяйству пришло товарное.

Товарное хозяйство – это такой тип хозяйства, где продукты изготавливаются не для собственного потребления, а для обмена их путем купли-продажи. Этой форме присущи следующие черты:



1) открытость;

2) разделение труда, приведшее к росту производительности и появлению излишков;

3) расширенное воспроизводство (повторение производства в увеличивающемся масштабе);

4) осуществление связей через рынок (созданный продукт движется по схеме: производство ® распределение ® обмен ® потребление):

5) продукты производятся для обмена самостоятельными, независимыми экономически обособленными производителями, т.е. производителями являются собственники средств, производства и продукции. Это возможно только в условиях частной собственности.

Таким образом, важнейшими историческими условиями возникновения рынка являются:

1) общественное разделение труда и специализация;

2) самостоятельность экономических агентов или, как часто говорят, экономическая обособленность хозяйствующих субъектов, т.е. полностью независимых, автономных в принятии хозяйственных решений (что производить, как производить и кому продавать продукцию). Обособленность возникает на базе частной собственности.



В процессе исторического развития рыночного хозяйства изменялось понимание рынка, его сущности, изменялся и сам рынок, его роль в экономике возросла.

Первоначально под рынком понимали место встречи продавца и покупателя, т.е. место массовой купли-продажи товаров. Позднее в понятие рынка ввели отношения между продавцом и покупателем, отношения спроса и предложения. Сегодня при выявлении сущности рынка следует помнить о том, что это система экономических отношений между покупателями и продавцами, основанная на частной собственности и механизме спроса и предложения.

Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов и получению ими прибыли, а так же удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкуренции.

Основными чертами рынка являются:

1. Наличие товарной массы; чем количественно и качественно разнороднее товарная масса, тем более развит и рынок.

2. Наличие устойчивой и развитой денежной системы; рынок - это не бартер, не обмен по цепочке … Т - Т…, а бесконечная цепь товарно-денежного обращения …Т - Д - Т …

3. Свободные цены.

4. Самостоятельность хозяйственных субъектов (выбор партнеров по хозяйственным связям, самостоятельность, независимость и ответственность за хозяйственные решения рыночных субъектов, их способность самостоятельно заключать контракт, договоры, отсутствие жесткого административного товарного распределения, т.е. купля-продажа), свобода договоров и сделок, но эта самостоятельность относительна, поскольку подчинена правилам рыночной игры.



5. В основе действия продавца и покупателя лежит личный экономический интерес, в этом и проявляется стимулирующая функция рынка.

6. Свободное маневрирование ресурсов, возможность изменить условия производства, технологии, свободное перемещение ресурсов в другую отрасль.

7. Рынок подчинен действию законов конкуренции, стоимости, спроса и предложения.

8. Предполагает полную материальную ответственность за результаты деятельности.

9. Рынок предполагает всеобщность и универсальность товарных отношений, их проникновение во все сферы жизни.

10. Наличие развитой инфраструктуры.

11. Рынок предполагает открытость экономики перед мировым хозяйством. Региональный рынок выступает как часть национального, а национальный – как часть мирового.

Цивилизованный рынок функционирует при определенных условиях, к их числу относятся:

- реализация многообразных форм собственности (частной, кооперативной, акционерной, государственной);

- система мер, связанных с разработкой правового законодательства по формированию различных форм собственности и хозяйствования;

- демократизация производства при сохранении государственных регуляторов;

- рыночная инфраструктура, т.е. совокупность организаций, обслуживающих рыночные отношения;

- превращение экономики в открытую систему с привлечением иностранного капитала и созданием специализированных предприятий.

Сущность рынка проявляется в его функциях:

1. Информационная функция состоит в том, что дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки по кредитам и т.д. объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг.

2. Ценообразующая. Рынок сопоставляет индивидуальные затраты на производство продукции с общественно - необходимыми.

3. Регулирующая предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве, обмен между регионами. Постоянное колебание цен не только информирует о состоянии дел на рынке, но и регулирует хозяйственную деятельность. Растет цена - расширяем производство, падает - сокращаем. Т.е. рынок отвечает на вопросы: что производить? для кого производить? как производить?

4. Стимулирующая состоит в побуждении производителя к созданию необходимой продукции с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли за счет снижения издержек и внедрения научно-технического прогресса, а на его основе - интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики.

5. Посредническая. Рынок обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Реализация интересов рыночных субъектов обеспечивает соединение интересов продавца (получение большего дохода) и интересов покупателя (в удовлетворении потребности с наименьшими затратами), предполагает обмен полезностями и эквивалентность рыночной сделки.

6. Контролирующая. Рынок - главный контролер конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.

7. Санирующая. С помощью рыночных рычагов происходит освобождение общественного производства от экономически нежизнеспособных его элементов, осуществляется дифференциация товаропроизводителей.

 

Структура и инфраструктура рынка

 

Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики. Экономическая структура определяется:

- формами собственности;

- удельным весом той или иной формы хозяйствования субъектов в экономике;

- особенностями сферы товарообращения;

- уровнем приватизации;

- видами торговли, используемыми в стране.

Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Признаками любой структуры являются:

- тесная связь между ее элементами;

- определенная устойчивость этих связей;

- целостность, совокупность данных элементов.

Рынок характеризуется богатой и сложной структурой. В зависимости от выбранных критериев структуру рынка можно представить следующим образом:

1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:

– рынок благ и услуг;

– рынок средств производства;

– рынок научно-технических разработок;

– рынок ценных бумаг;

– рынок рабочей силы;

– рынок валюты и т.д.

2. По товарным группам:

– рынок потребительских товаров;

– рынок услуг;

– рынок инвестиционных товаров.

3. По территории: местный, региональный, национальный и мировой.

4. По степени ограничения конкуренции: монопольный, олигопольный, смешанный и свободный.

5. По видам субъектов рыночных отношений: рынок покупателей, рынок продавцов, рынок государственных учреждений и рынок посредников.

6. По степени зрелости: неразвитый, развитый и формирующийся.

7. По соответствию действующему законодательству: легальный и нелегальный.

8. По уровню насыщения товарной массой: равновесный, дефицитный и избыточный.

9. По характеру продаж: рынки оптовой торговли, рынки розничной торговли, и биржевой торговли.

Инфраструктура - это обязательный компонент любой целостной экономической системы.

Основными элементами инфраструктуры являются:

1) биржи, их организационное оформление посредничества;

2) аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества;

3) кредитная система и коммерческие банки;

4) эмиссионная система и эмиссионные банки;

5) система регулирования занятости и централизованного государственного и негосударственного содействия занятости (биржа труда);

6) информационные технологии и средства деловой коммуникации;

7) налоговая система и налоговая инспекция;

8) система страхования коммерческого и хозяйственного риска и страховые компании;

9) специальные рекламные агентства и т.д.

Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы формируются самим рынком, т.е. у каждого она своя. Функционирование рыночной инфраструктуры имеет двойственный характер: с одной стороны, это обслуживание рыночных субъектов, с другой - воспроизводство трудовых ресурсов, участвующих в процессе производства.

Функции инфраструктуры в следующем:

- облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;

- повышение эффективности и оперативности работы рыночных субъектов;

- организационное оформление рыночных отношений;

- облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики;

- подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.