|
Объяснение данных см.: Артёмов Г.П. Социология морали. СПб., 2011. С. 79-81.
Приложение к вопросам зачета по социологии морали.
Курс. Направление «Философия». Аксиологический профиль.
Составитель проф. Г.П. Артёмов. 12.02.2016.
№ 1. Зависимость ощущения счастья и возраста. Пример микроанализа таблиц сопряженности*.
Возрастные группы
| Величины
| Насколько Вы счастливы?
| Итого
| Несчастливы
| Средняя оценка
| Счастливы
| Младшая группа
(15-29 лет)
| Частота
|
|
|
|
| Ожидаемая частота
| 131,1
| 117,3
| 326,5
| 575,0
| %
| 14,3%
| 14,4%
| 71,3%
| 100,0%
| Стандартизованный остаток
| -4,3
| -3,2
| +4,6
|
| Средняя группа
(30-59 лет)
| Частота
|
|
|
|
| Ожидаемая частота
| 268,6
| 240,4
| 669,0
| 1178,0
| %
| 20,2%
| 21,7%
| 58,1%
| 100,0%
| Стандартизованный остаток
| -1,9
| +1,0
| +,6
|
| Старшая группа
(60 лет и старше)
| Частота
|
|
|
|
| Ожидаемая частота
| 161,2
| 144,3
| 401,5
| 707,0
| %
| 34,1%
| 23,1%
| 42,9%
| 100,0%
| Стандартизованный остаток
| +6,3
| +1,6
| -4,9
|
| Итого
| %
| 22,8%
| 20,4%
| 56,8%
| 100,0%
|
Критерий хи-квадрат
| Значение
| ст.св.
| Асимпт. значимость (2-стор.)
| Хи-квадрат Пирсона
| 120,696
|
| ,000
|
* Несчастливы (альтернативы 0-4), счастливы (альтернативы 6-10), средняя оценка (альтернатива 5)
Источник: Европейское социальное исследование. 4-я волна. 2008 г. Российская часть базы ESS4e02. URL: http://ess.nsd.uib.no/ess/ Таблица построена с помощью статистического пакета SPSS. Версия 12.0.
Объяснение данных см.: Артёмов Г.П. Социология морали. СПб., 2011. С. 53-54.
№ 2. Взаимосвязь ценностных ориентаций населения Санкт-Петербурга. Пример корреляционного анализа
Переменные
|
Величины
| Свобода мысли
и действия
| Социальный порядок
| Свобода мысли и действия
и порядок
| Права
человека
| Социальная
справедливость
| Права человека
и социальная справедливость
| Свобода мысли и действия
| Коэффициент
корреляции Пирсона
|
| -0,274(**)
| -0,481(**)
| 0,444(**)
| -0,080
| -0,282(**)
| Уровень значимости
|
| 0,000
| 0,000
| 0,000
| +0,236
| 0,000
| Социальный порядок
| Коэффициент
корреляции Пирсона
| -0,274(**)
|
| -0,596(**)
| -0,065
| +0,363(**)
| -0,175(**)
| Уровень значимости
| 0,000
|
| 0,000
| +0,336
| 0,000
| +0,009
| Свобода мысли и действия
и социальный порядок
| Коэффициент
корреляции Пирсона
| -0,481(**)
| -,596(**)
|
| -,224(**)
| -,304(**)
| 0,466(**)
| Уровень значимости
| 0,000
| 0,000
|
| 0,001
| 0,000
| 0,000
| Права человека
| Коэффициент
корреляции Пирсона
| +0,444(**)
| -0,065
| -0,224(**)
|
| -0,251(**)
| -0,598(**)
| Уровень значимости
| 0,000
| +0,336
| +0,001
|
| 0,000
| 0,000
| Социальная справедливость
| Коэффициент
корреляции Пирсона
| -0,080
| +0,363(**)
| -0,304(**)
| -0,251(**)
|
| -0,464(**)
| Уровень значимости
| +0,236
| 0,000
| 0,000
| 0,000
|
| 0,000
| Права человека и социальная
справедливость
| Коэффициент
корреляции Пирсона
| -0,282(**)
| -0,175(**)
| +0,466(**)
| -0,598(**)
| -0,464(**)
|
| Уровень значимости
| 0,000
| +0,009
| 0,000
| 0,000
| 0,000
|
| ** Корреляция значима на уровне 0,01.
Для изучения ценностных ориентаций использовался вопрос: «Что для вас важнее?» по двум дилеммам: 1. «Свобода мысли и действия или социальный порядок»; 2. «Права человека или социальная справедливость». При ответе предусматривались две однозначные альтернативы: «права человека» – «социальная справедливость», «свобода мысли и действия» – «социальный порядок» и одна комбинированная: «и то, и другое». Альтернативы ответов на эти вопросы были преобразованы в отдельные биноминальные переменны. Анализ проведен с помощью статистического пакета SPSS Версия 15.0.
Источник: Лаборатория изучения конфликтов философского факультета СПбГУ. Анкетный опрос: «Политические и социокультурные факторы социальной напряженности. Февраль-март 2010 г. 296 чел.
Объяснение данных см.: Артёмов Г.П. Социология морали. СПб., 2011. С. 56-57
№ 3. Факторы ориентации на личный успех. Пример факторного анализа
Таблица 3.1. Собственные значения компонент после вращения
Компоненты
| Вес
| % дисперсии
| Кумулятивный %
|
| 2,214
| 27,670
| 27,670
|
| 1,683
| 21,033
| 48,703
|
| 1,233
| 15,408
| 64,111
|
Таблица 3.2. Матрица компонент после вращения
Переменные
| Компоненты
|
|
|
| Осторожность не помешает
| -,010
| -,914
| ,016
| Большинству можно доверять
| -,003
| ,913
| ,000
| Большинство использует меня
| -,737
| -,030
| -,044
| Большинство ведет себя честно
| ,754
| -,001
| ,060
| Люди чаще заботятся о себе
| -,745
| -,010
| ,100
| Люди чаще помогают другим
| ,737
| -,029
| -,108
| Среднемесячный душевой доход
| ,061
| ,079
| -,769
| Возраст
| ,000
| ,065
| ,784
| Метод выделения: Анализ методом главных компонент. Метод вращения: Варимакс с нормализацией Кайзера. Вращение сошлось за 4 итераций. В фазе анализа используются только те наблюдения, для которых: «Для него важно быть успешным» = «Похож».
Источник: Европейское социальное исследование. 4-я волна. 2008 г. Российская часть базы ESS4e02. URL: http://ess.nsd.uib.no/ess/
Рис. 3.3. Факторы ориентации на личный успех
Объяснение данных см.: Артёмов Г.П. Социология морали. СПб., 2011. С. 63-66.
№ 4. Рис. 4.1. Моральные установки и ценностные ориентации возрастных и статусных групп* Пример кластерного анализа.
Рис. 4.2. График кластеризации переменных
* На рис.4.1 приводятся сокращенные названия переменных, обозначающих позитивные и негативные моральные установки. Это обусловлено ограничением количества знаков, существующим в пакете Statistica. Анализ выполнен с помощью пакета Statistica. Версия 6.0. «Обрезка» дендрограммы рекомендуется на уровне 1,35. Источник: Европейское социальное исследование. 4-я волна. 2008 г. Российская часть базы ESS4e02. URL: http://ess.nsd.uib.no/ess/ Объяснение данных см.: Артёмов Г.П. Социология морали. СПб., 2011. С. 76-78.
№ 5. Моральные установки и ценностные ориентации статусных и возрастных групп* Пример многомерного шкалирования.
* Анализ выполнен с помощью пакета SPSS. Версия 15.0. Источник: Европейское социальное исследование. 4-я волна. 2008 г. Российская часть базы ESS4e02. URL: http://ess.nsd.uib.no/ess/
Объяснение данных см.: Артёмов Г.П. Социология морали. СПб., 2011. С. 79-81.
№ 6. Модель отношений между мотивационными типами ценностей. Ш. Шварц
Источники: Schwartz, S.H. (2003). A proposal for measuring value orientations across nations. Chapter 7 in the Questionnaire Development Report of the European Social Survey. P. 270. URL: http://www.europeansocialsurvey.org (исходная модель); Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности. Концепция и методическое руководство. СПб., 2004. С. 31 (перевод названий мотивационных типов); Артёмов Г.П. Моральные установки как фактор ценностных конфликтов // Конфликтология. 2010. № 4. С. 141 (интерпретация названий измерений).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|