Методические рекомендации к курсу.
Министерство науки и образования Республики Казахстан
Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева
Кафедра Евразийских исследований
Евразийство: теория и практика
(учебное пособие)
Астана 2012
Рецензенты:доктор политических наук, проф. С.Б. Кожирова
Проректор-директор Высшей школы экономики, бизнеса и социальных наук КазГЮУ, кандидат исторических наук, доцент Л. Мукатаева
Ответственный редактор:
Евразийство: теория и практика (учебное пособие). Составители: А.Сарсамбекова. Астана: Издательство « ...», 2012. с....
В учебном пособии дается общее представление об истории возникновения и развития идеи Евразийства, ее эволюции в настоящее время, роли и значении Евразийской идеи в современной общественно-политической мысли, общая характеристика идеи и ее практическая реализация.
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений.
1. 1. Преподаватель курса: Сарсамбекова Арна Сапаркалиевна, ки.н., и.о. доцента кафедры Евразийских исследований
Научные интересы: Современные этнические процессы у казахов Западной Сибири
Научная школа: Омский государственный университет
2. Название учебной дисциплины: Евразийство: теория и практика
3. Время и место проведения учебной дисциплины: по расписанию
4. Пререквизиты и постреквизиты учебной дисциплины: история, человек и общество, религиоведение, социология, философия, история Казахстана.
5. Характеристика учебной дисциплины В учебном курсе дается общее представление об истории возникновения и развития идеи Евразийства, ее эволюции в настоящее время, роли и значении Евразийской идеи в современной общественно-политической мысли, общая характеристика идеи и ее практическая реализация.
5.1 Назначение учебной дисциплины:дать общее представление об истории возникновения и развития идеи Евразийства, различных Евразийских течений, Евразийской идеи в российской общественно-политической мысли и русской культуре, но, главным образом, об истории и реализации Евразийского проекта Казахстана.
5.2 Цель изучения учебной дисциплины: Изучить историю развития евразийских идей и их практическую значимость в современном мире, сформировать толерантное мировоззрение.
5.3 Задачи изучения дисциплины:
1.Овладение систематизированными знаниями о теории и практике Евразийства и реализации Казахстанского Евразийского проекта.
2. Использование знаний о теоретическом и практическом содержании Евразийства в научно-исследовательской работе.
5.4 Содержание учебной дисциплины: Предмет и задачи курса:Евразийство: теория и практика. История и эволюция идей Евразийства и Евразийских течений. Содержание и реализация Евразийского проекта Казахстана. Интеграция Центральной Азии в прошлом и настоящем Этнокультурные процессы в пределах евразийского поля Евразийская концепция прав человека (новый взгляд на проблему История и механизм сложения Евразийство в контексте внешнеполитической доктрины РК и позиции стран СНГ Евразийская экономическая интеграция. Идея Евразийства и многовекторность внешней политики Республики Казахстан.
5.5. План изучения дисциплины
№ п/п
| Название темы
| Формы обучения, количество часов
| Задания для СРС
|
| Возникновение и развитие евразийства.
| Обзорная лекция 2 часа, семинар 2 часа, СРС- 4 часа
| Подготовить презентацию по одному из представленных Вам в лекции деятелей.
|
| Основные идеи евразийства.
| Обзорная лекция 2 часа, семинар 2 часа, СРС- 4 часа
| Составьте карту Евразии с делением на природно-климатические зоны и населением, занимающие их. - презентация
|
| Основы Евразийской культуры.
| Обзорная лекция 2 часа, семинар 2 часа, СРС- 4 часа
| Пашня и Степь формы и результаты взаимодействия двух миров.
«Евразийская культура» (показать примеры межэтнического взаимодействия и, как следствие, возникающих этнокультурных заимствований у этносов, различных по происхождению и проживающих в одних природно-климатических условиях). –написать реферат по одной из тем
|
| Роль Л.Н. Гумилева в развитии евразийства.
| Обзорная лекция 1 час, семинар 1 час, СРС- 2 часа
| Особенности тюркской кочевой цивилизации.-презентация
Теория пассионарности Л.Н. Гумилева. Подготовить схему
|
| Неоевразийство (А. Дугин).
| Обзорная лекция 1 час, семинар 1 час, СРС- 2 часа
| Подготовьте анализ из монографии А.Г. Дугина «Основы геополитики» //http://lib.rus.ec/b/92458: Глава 4 Передел мира; Глава 5 Судьба России в имперской Евразии.
|
| Коллоквиум «Актуальность евразийской идеи в настоящее время».
| Обзорная лекция 1 час, семинар 1 час, СРС- 2 часа
|
|
| Практическая реализация евразийской идеи.
| Обзорная лекция 3 часа, семинар 3 часа, СРС- 6 часов
| Евразийская идея Н.А. Назарбаева-подготовить презентацию
|
| Идея евразийства и многовекторность внешней политики Республики Казахстан.
| Обзорная лекция 2 часа, семинар 2 часа, СРС- 4 часов
| Значение евразийства в политической и экономической интеграции стран СНГ.
Идея евразийства и многовекторность внешней политики РК – написать реферат по одной из тем
|
| Коллоквиум «Казахстан и страны Евразии».
| Обзорная лекция 1 час, семинар 1 час, СРС- 2 часа
|
|
| ИТОГО
| 15 недель
|
|
Список основной и дополнительной литературы
6.1 Основная литература
Обязательная литература.
Вернадский Г.В. Монголы и Русь.- Тверь- М.: Леан-Аграф, 2000.-479 с. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению.- М.: Айрис-Пресс, 2007.- 384 с.
Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. – Алматы: Атамура, 2003.- 296с.
6.2 Дополнительная литература.
Вернадский Г.В. Древняя Русь.- Тверь-М.: Леан-Аграф, 2000.-448 с. Гумилев Л.Н. Струна истории: лекции по этнологии.- М.: Айрис-Пресс, 2007.- 60 8 с. Дугин А.Г. Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева.- М.: РОФ «Евразия», 2004.- 288 с. Дугин А.Г. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. Мыслить пространством.- М.: Арктогея-центр, 1999.- 928 с. Дугин А.Г. Проспект Евразия.- М.: Эксмо, «Яуза», 2004.- 512 с. Назарбаев Н.А. В потоке истории. – Алматы: Атамура, 1999.- 296с.
Назарбаев Н.А. В сердце Евразии. – Алматы: Атамура, 2005.- 192с.
Назарбаев Н.А. Избранные речи. Т. 2. 1991-1995. – Астана: ИД «Сарыарка», 2009.- 672с.
Назарбаев Н.А. О формировании Евразийского союза государств. – Астана, 2004.- 9с.
Назарбаев Н.А. Стратегия трансформации общества и возрождения евразийской цивилизации. – М: Экономика, 2000.- 544 с.
Контроль и оценка знаний
В ходе изучения дисциплины предусмотрены такие виды контроля, как: текущий, рубежный, итоговый, а также определенные средства контроля. Студенты должны регулярно посещать занятия, принимать активное участие в групповых дискуссиях.
Преподаватель оставляет за собой право применять без предварительного предупреждения различные виды контроля (квиз, тест), которые направлены ндля закрепления информации лекции или главы. Их оценка будет включена в окончательную оценку, выражающую общее понимание материала. Для качественного освоения курса студент должен ориентирваться на то, что ему придется самостоятельно прочитать 30–50 страниц литературы в неделю.
В конце курса предусмотрена защита индивидуальной исследовательской работы: а) первый раздел должен включать формулировку и обоснование выбранной проблемы, целей и задач исследования, определение методологических принципов организации работы, краткий обзор литературы; б) второй раздел посвящается анализу исследуемой проблемы; в) третий раздел должен содержать выводы и результаты проделанного исследования; г) работа должна быть сдана за 2 недели до окончания курса, сдача работы после указанного срока ведет за собой снижение оценки на 5 %; д) презентация работы проводится на последней неделе обучения каждым студентом. На презентацию отводится 10 минут и 5 минут на обсуждение.
Студент может получить максимальный балл, если задание выполнено качественно, в соответствии с предъявляемыми требованиями. Не сданные к установленному сроку задания преподавателем не принимаются.
Система оценивания:
Текущий контроль – 20%
Промежуточный тест– 20%
СРС и СРСП – 20%
Экзамен – 40%
Итого– 100%
Общая шкала оценки знаний
Буквенная оценка
| Цифровой эквивалент баллов
| %-е содержание
усвоения учебной дисциплины
| Оценка по традиционной
системе
| А
| 4,0
| 95–100
| отлично
| А-
| 3,67
| 94–100
| отлично
| В+
| 3,33
| 85–89
| хорошо
| В
| 3,0
| 80–84
| хорошо
| В-
| 2,67
| 75–79
| хорошо
| С+
| 2,33
| 70–74
| удовлетворительно
| С
| 2,0
| 65–69
| удовлетворительно
| С–
| 1,67
| 60–64
| удовлетворительно
| D+
| 1,33
| 55–59
| удовлетворительно
| D
| 1,0
| 50–54
| удовлетворительно
| F
|
| 0–49
| неудовлетворительно
|
Итоговая оценка по дисциплине в процентном содержании определяется по формуле:
И% = Р1+Р2х 0,6 + Э х 0,4,
Где: Р1– процентное содержание оценки 1-го рейтинга, Р2 – процентное содержание 2-го рейтинга, Э – процентное содержание экзаменационной оценки (тест–экзамен).
8. Политика учебной дисциплины:
Посещение занятий и участие в учебном процессе являются обязательными. Опоздания на занятия не допускаются. Сотовые телефоны на время занятия следует отключать. Нормы поведения и этики должны соответствовать требованиям университет
Методические рекомендации к курсу.
Курс «Евразийство: теория и практика» содержит в себе два раздела. Первый раздел посвящен теоретическим разработкам евразийцев и содержит характеристику трех основных этапов (классического евразийства, евразийства Л.Н. Гумилева и неоевразийства). Во втором разделе рассматривается эволюция евразийской идеи в настоящее время (евразийство Н.А. Назарбаева) и ее практическая реализация. В соответствии с этим и поострено и содержание учебного материала.
На лекциях предлагаемая к рассмотрению информация представлена в сжатом и систематизированном виде, после лекции вопросы (репродуктивного, репродуктивно-творческого уровней). Предлагаемый конспект лекции и вопросы после нее необходимо проштудировать до начала занятия для того, чтобы быть готовым к обсуждению проблемных или сложных моментов.
На закрепление полученных знаний соответственно направлены задания для самостоятельной работы обучающихся, а также семинарские занятия. Вопросы к семинарским занятиям и задания для самостоятельной работы направлены на формирование аналитического мышления (творческий уровень).
Для помощи в подготовке к семинарским занятиям и для выполнения заданий по самостоятельной работе служит представленная в учебном пособии хрестоматия.
Глоссарий.
АТР - Азиатско-Тихоокеанский регион
Атлантистский западный блок – страны Западной, Северной Европы и США, имеющие морские границы
Великая степь – степной пояс, простирающийся через территорию Евразии
ЕврАзЭс – Евразийский экономический союз
ЕЭП – Единое экономическое пространство
ЕАС – Евразийский союз
Евразиец – человек – интернационалист, космополит
Евразия – территория от Карпат до Хингана, от Северно-Ледовитого океана до полосы пустынь
Евразийство - социально-философское учение, идейно-политическое движение русского зарубежья
Евразийский языковой союз - языковой союз, образованный в следствии длительного совместного проживания
Западничество - постоянное направление русской общественной мысли, ориентированное на европейские ценности, оппозиционное идее самобытности,
Классическое евразийство - этап в развитии евразийского течения
Комплиментарность – взаимное притяжение народов
Континент-Родина – Территория Российской империи
Континентальный блок - союз стран, не имеющих морских границ
Мессианская роль – спасительная миссия
Месторазвитие – влияние географического фактора на развитие народа
Мозаично-дробное – географическое положение европейских стран
Неоевразийство – течение, возникшее в 1990-х гг.
ОБСЕ – организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
Освоение жизненного пространства – план заселения германскими народами территорий в Восточной Европе
ОЭС - Организации экономического сотрудничества
ОИК - Организацией Исламская Конференция
Пассионарность - это стремление к деятельности, направленное на осуществление каких-либо целей
Серединный материк – территория Российской империи
Симбиоз – сочетание нескольких этносов благодаря комплиментарности
Системный подход – подход, предполагающий сочетание нескольких наук
Славянофильство - литературно-философское течение общественной мысли, утверждавшее существование особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия
Стереотип поведения – правила поведения, характерные для отдельного этноса
ССАГПЗ - Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива
Тюркско-славянское слияние – комплиментарность народов, разных по языку, культуре и хозяйству
Туранский этнопсихологический тип – душевное развитие для которого характерно преобладание духовного над материальным
ТС – Таможенный союз государств
Флагоподобное – географическое расположение зон на территории Евразии
Цивилизация воды – страны Западной, Северной Европы и США
Цивилизация земли – Российская империя
Этническая химера – контакт этносов с отрицательной комплиментарностью
Конспект лекций.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|