Раздел 1. Коррективный курс
Тема 1. Я – студент
Основные понятия: учеба в университете, фразы речевого этикета, элементарная грамматика.
Содержание темы: академический год, курс обучения, учебные предметы, жизнь студента
Грамматика: существительное, глаголы BE, HAVE, времена группы SIMPLE, местоимения, артикль.
Фонетика: Основные правила чтения гласных, согласных и буквосочетаний.
Тема 2. Наш университет
Основные понятия: прошлое и настоящее университета.
Содержание темы: тексты и лексико-грамматические упражнения, связанные с темой «Университет», высшее образование в России и других странах.
Грамматика: времена группы SIMPLE, порядок слов в предложении, способы выражения будущих действий, употребление предлогов, глагольная категория «Наклонение».
Раздел 2. Культурологический курс
Тема 3. Великобритания
Основные понятия: географическое положение, рельеф, климат, политическое устройство, промышленность, времена английских глаголов в активном и пассивном залоге, степени сравнения прилагательных, артикль перед именами собственными.
Содержание темы: текст о Великобритании, вопросы к тексту, лексические и грамматические упражнения по теме «Страна изучаемого языка», диалог на тему «Великобритания», тексты о некоторых достопримечательностях страны.
Грамматика: артикль перед именами собственными, степени сравнения прилагательных, неопределенные местоимения, предлог, длительные времена.
Тема 4. Лондон
Основные понятия: история Лондона, структура города, названия основных достопримечательностей Лондона, имена и фамилии знаменитых англичан.
Содержание темы: текст о Лондоне, вопросы к тексту, лексические и грамматические упражнения по теме «столица страны изучаемого языка», диалог на тему «Лондон», тексты о некоторых достопримечательностях Лондона.
Грамматика: артикль перед именами собственными, наречие, союз, совершенные времена, пассивный залог.
Раздел 3. Профессионально-ориентированный курс
Тема 5. Речевая терапия (логопедия)
Основные понятия: определение речевой терапии (логопедии), причины речевых проблем у взрослых и детей, упражнения для преодоления речевых проблем, коммуникативная грамматика, грамматика для чтения и перевода текстов.
Содержание темы: развитие способности у детей воспринимать и воспроизводить речь, формирование правильной артикуляции, темы, беглости, примеры упражнений для преодоления речевых трудностей.
Грамматика: модальное причастие настоящего времени, глагол.
Тема 6. Методы, используемые в речевой терапии.
Основные понятия: несколько этапов речевой терапии в работе с детьми, групповая и индивидуальная терапия, мотивация как одно из основных средств преодоления речевых проблем, грамматика для чтения и перевода текстов.
Содержание темы: первый этап – знакомство ребенка с правильным воспроизведением слов и словосочетаний, второй этап – использование приобретенных навыков и умений в ежедневных ситуациях, индивидуальный подход к детям с особыми проблемами, формирование мотивации с помощью различных игр.
Грамматика: причастие прошедшего времени, герундий.
5.2. Программа дисциплины «Иностранный язык / Немецкий»
Раздел 1. Коррективный курс
Тема 1. Знакомство и представление
Основные понятия: фразы речевого этикета, “Nationalwörter” (страна – национальность – язык), немецкоязычные страны.
Содержание темы: текст о месте немецкого языка в мире и немецкоязычных странах; диалоги и упражнения на тему «Знакомство и представление», формы и конструкции, характерные для коммуникации.
Грамматика: спряжение глагола “sein”, личные окончания глаголов в настоящем времени, общие и специальные вопросы
Тема 2. Семья и хобби
Основные понятия: термины родства, биография, работа и увлечения, базовые грамматические категории глагола, имени существительного, числительного, местоимения.
Содержание темы: тексты и упражнения, касающиеся тематики «Семья», «Хобби», «Великие люди»; обучение навыкам монологической и диалогической речи.
Грамматика: сильные и слабые глаголы в настоящем и простом прошедшем времени, мн. число и склонение существительных, личные и притяжательные местоимения, виды отрицания, синтаксис простого предложения, базовые словообразовательные модели.
Тема 3. Я – студент педагогического университета
Основные понятия: университет и учеба, студенческая жизнь в ФРГ, аналитические временные формы глагола, семантика подлежащего.
Содержание темы: тексты и лексические упражнения, касающиеся тематики «Университет и студенческая жизнь», обучение письменной коммуникации на немецком языке.
Грамматика: аналитические временные формы, модальные глаголы, местоимения “man” и “es”, местоименные наречия.
Раздел 2. Культурологический курс
Тема 4. Страна изучаемого языка – ФРГ
Основные понятия: географическое положение, ландшафт, административное деление, промышленность ФРГ; употребление артикля с географическими названиями; степени сравнения прилагательных; синтаксис сложноподчиненного предложения.
Содержание темы: текст и лексические задания с тематикой ландшафт и промышленность ФРГ; обучение монологической речи и навыкам построения дефиниции.
Грамматика: степени сравнения прилагательных и наречий, специфика подчинения в немецком языке, виды придаточных предложений.
Тема 5. Политическое устройство ФРГ.
Основные понятия: политическая система выборов ФРГ, государственное устройство ФРГ, основные задачи парламента, президента и канцлера ФРГ; политические партии ФРГ; грамматическая категория пассивного залога; синтаксис сложносочиненного предложения.
Содержание темы: текст и лексические задания, касающиеся тематики «Государство, политика, право». Тексты для дополнительного чтения, связанные с историей парламентаризма в Германии и «немецким вопросом».
Грамматика: образование и употребление временных форм в пассиве, сложносочиненные предложения с простыми и парными союзами.
Раздел 3. Профессионально-ориентированный курс
Тема 6. Дефектология и предмет ее исследования
Основные понятия: дефектология как наука, аномальные дети, биологические и социальные факторы дефективности, задачи в образовании и воспитании аномальных детей.
Содержание темы: текст о дефектологии, лексические упражнения, грамматические упражнения на перевод, задания на понимание прочитанного текста, вопросы к тексту, задания на обучение монологической речи.
Грамматика: сложноподчиненные предложения; инфинитивные группы, распространенные определения.
Тема 7. Логопедия как отрасль дефектологии
Основные понятия: логопедия как особая наука, возникновение логопедии как самостоятельной научной дисциплины, основатели логопедии, физиологические и социальные причины нарушения речи у детей, задачи логопедии.
Содержание темы: текст о логопедии, вопросы к содержанию текста, лексические упражнения, задания на перевод с русского языка, с немецкого языка, задания на обучение монологической речи.
Грамматика: сложносочиненное предложение, инфинитивные обороты, пассивный залог.
Формы и методы обучения
а) Традиционные педагогические технологии
Формы: Методы:
Аудиторная работа
• Практическое занятие объяснительно-иллюстративный
тренинг / “drill”
диалог «учитель-ученик»
Внеаудиторная работа
• Работа с учебником инструкция
упражнение
б) Развивающие педагогические технологии
Аудиторная работа
• Лекция-визуализация наглядность (таблицы, видеозаписи)
• Урок-презентация самостоятельная интерпретация
• Урок-экскурсия эвристический метод
Внеаудиторная работа
компьютерный класс самостоятельный Интернет-поиск
Интернет-общение
в) Проблемно-поисковые технологии
Аудиторная работа
• Проблемная лекция проблемное изложение
• Дискуссия обсуждение
Внеаудиторная работа
• Проектная деятельность самостоятельное изучение источников
выбор решений
г) Игровые и имитационные технологии
Аудиторная работа
· Ролевая игра генерация идей
· Симуляция
· Деловая игра
· Языковые игры (лексические, речевые и т.п.)
г) Рефлексия совместной деятельности обучающего и обучающегося
· Беседа /анализ самооценка деятельности
7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
Данный раздел включает в себя: методические рекомендации студентам, структуру, трудоемкость и план-график самостоятельной работы (далее – СРС).7.1. Методические рекомендации студентам. Особенностями дисциплины «Иностранный язык» являются:
- межпредметность – содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знаний, следовательно, иностранный язык может выступать как средство приобретения сведений в любой профессиональной сфере;
- многоуровневость – с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическими, грамматическими, фонетическими, с другой – умениями в четырех видах речевой деятельности (чтение, письмо, говорение, аудирование);
- речевая направленность и ситуативность – изучение иностранного языка направлено на решение конкретных коммуникативно-прагматических задач в условиях учебного /ситуативного иноязычного общения;
- коммуникативный и деятельностный характер дисциплины, поскольку речевое общение осуществляется посредством речевой деятельности; при этом важным этапом в изучении иностранного языка оказывается не столько усвоение некой «суммы знаний», сколько формирование практических (речевых) умений и навыков, что достигается только путем регулярного и длительного тренинга.
Таким образом, изучение иностранного языка невозможно без интенсивной самостоятельной работы студента. Аудиторная СРС по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная СРС выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Формы и виды управляемой внеаудиторной СРС содержатся в разделах 3.7.2, 3.7.3. При выполнении отдельных видов внеаудиторной самостоятельной работы целесообразно учитывать следующие методические рекомендации:
1. Конспектирование грамматического материала позволит студенту лучше овладеть теоретической базой языка. При выполнении этой работы следует отделять основную информацию от второстепенной, графически выделять в записях главные мысли; возможно изображение прочитанного материала в виде схем или таблиц. Если в конце разделов содержатся вопросы, на них необходимо отвечать.
2. Выполнение тренировочных упражнений направлено на формирование лексических и грамматических навыков. Прежде чем выполнять любое упражнение, следует внимательно изучить формулировку задания, которая, как правило, предлагается на иностранном языке. Некоторые упражнения выполняются по образцу, который дается в задании. Целесообразно завести 2 тетради для выполнения упражнений, чтобы одну из них сдавать на проверку, если преподаватель это потребует.
3. Чтение и перевод дополнительной литературы способствует расширению пассивного словарного запаса и улучшению техники перевода; данный вид учебной работы является очень затратным по времени и потому должен быть неотъемлемой частью внеаудиторной самостоятельной работы студента. Прежде чем переводить иноязычный текст, следует прочитать его от начала до конца, чтобы понять основную мысль текста и общий контекст; при переводе отдельных предложений необходимо помнить, что смысл часто не совпадает с линейной последовательностью предложения: нужно переводить не отдельные слова, а «части предложения» - синтаксические позиции, выстраивая смысловые отношения между ними.
4. Работа со словарем сопровождает, прежде всего, перевод текста, но может осуществляться, например, и при выполнении упражнений. Работая со словарем, важно знать условные обозначения и сокращения, которые обычно приводятся в начале словаря. Для быстрого поиска слов также необходимо хорошо знать алфавит. При выборе значения переводимого слова следует помнить о многозначности: в начале словарной статьи обычно дается прямое (основное) значение слова, далее следуют переносные значения; правильно подобрать значение слова можно только опираясь на контекст.
5. Выполнение тестов и контрольных работ может осуществляться как на занятии, так и в ходе внеаудиторной самостоятельной работы (в компьютерном классе). В программе дисциплины предусматривается написание теста в конце прохождения каждой темы (не менее двух раз в семестр) и выполнение письменной контрольной работы (в конце семестра). Тесты, или контрольно-измерительные материалы, включают задания двух уровней сложности: тесты «А» предназначены для проверки знаний и умений репродуктивного уровня (выбор готового варианта ответа) и тесты «В» – для контроля навыков продуктивного и креативного уровня (формулировка собственного ответа).
6. Аудиоматериалы включают аудиозаписи основных текстов, содержащихся в базовом учебном пособии, а также материалы, предназначенные для дополнительной СРС. При прослушивании записей текстов рекомендуется делать паузы и повторять фразы, работая над произношением.
7. Написание сочинения или эссе относится к дополнительным видам самостоятельной работы и может рассматриваться как контроль любой из изучаемых тем. Этот вид СРС предполагает систематизацию и творческое переосмысление всего лексико-грамматического материала по пройденной теме, а также использование дополнительного материала, в т.ч. из электронных ресурсов.
8. Аннотирование или реферирование текстов по специальности осуществляется на последнем этапе изучения иностранного языка, в рамках профессионального курса. Данная форма СРС представляет собой творческую работу: понимание, структурирование и трансформацию текста-оригинала в метатекст, с использованием соответствующих фраз-клише и с изложением своего мнения о прочитанном. Обучение этой форме СРС проводится на практических занятиях.
7.2. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
№ раздела дисциплины
| Наименование раздела
дисциплины
| Формы самостоятельной работы
(ак. час.)
| Общая трудоемкость
(ак. час.)
| Конспектирование грамматики
| Выполнение тренировочных упражнений
| Чтение и перевод дополнительной литературы
| Работа со словарем
| Выполнение тестов и контрольных работ
| Прослушивание аудиоматериалов
| Написание сочинения или эссе
| Аннотирование и реферирование текстов по специальности
| 1.
| Коррективный курс
|
|
|
|
|
|
|
| -
|
| 2.
| Культурологичес-кий курс
|
|
|
|
|
|
|
| -
|
| 3.
| Профессионально-ориентированный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Подготовка к экзамену
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | Итого:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7.3. План-график самостоятельной работы студентов
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|