Сделай Сам Свою Работу на 5

Земельный кодекс РСФСР 1970 г.





Верховным Советом РСФСР 22 октября 1970 г. В полном соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик был принят новый ЗК РСФСР. Одновременно в 1970—1971 гг. земельные кодексы были приняты во всех союзных республиках. Во всех кодексах были полностью воспроизведены Основы законодательства. Вместе с тем в них были отражены национальные, местные условия и особенности регулирования земельных отношений.

Земельным законодательством был закреплен принцип бесплатности землепользования. В качестве землепользователей выступали колхозы, совхозы, другие сельскохозяйственные предприятия, организации, учреждения; промышленные, транспортные и другие несельскохозяйственные предприятия, организации и учреждения; граждане СССР. Земельные участки предоставлялись исполкомами местных Советов народных депутатов, Советами Министров союзных и автономных республик в соответствии с их компетенцией; по решению этих органов земельные участки могли быть изъяты в установленных случаях у землепользователей.

 


 

Вопрос 7. Земельная реформа в современной России и ее правовое обес­печение.



 

В сфере земельных отношений все настойчивее возникала необходимость следующих преобразований:

• придание земле легальной денежной оценки, переход к арендным отношениям сельскохозяйственных предприятий при передаче земли в долевую собственность крестьян;

• легализация Других форм частной собственности на землю;

• расширение полномочий местных органов власти в части планирования использования земли и распоряжения ею;

• разграничение федеральных государственных земель и земель субъектов РФ, а также местного самоуправления;

• обеспечение реальной информированности общественности о положении дел в земельном хозяйстве страны и выработка процедуры ее участия в решении спорных вопросов относительно использования земли;

• усиление значения экологических критериев, ограничивающих бесконтрольное создание вредных производств и применение опасных технологий;

• повышение эффективности государственного земельного кадастра мониторинга и контроля за правильным использованием, ох раной и улучшением земель.



Мероприятия земельной реформы нашли отражение в специальных 04 Tc (федеральных законах России. Первый Закон «О земельной реформе» был принят Верховным Советом РСФСР 23 ноября 1990 года (в ред. 27 декабря).

Положения Закона «О земельной реформе» 1990 года были закреп лены в Земельном кодексе РСФСР, принятом Верховным Советом РСФСР 25 апреля 1991 года. Более подробно, чем в Кодексе, вопросы реформирования земельных отношений на селе решались в Законе РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве 1990 года, Указах Президента РФ и Постановлениях Правительства РФ о порядке реорганизации колхозов и совхозов, приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий и в других нормативно-правовых актах этого периода земельной реформы.

С 1990 г. вышло множество Указов Президента Российской Федерации и правительственных правовых актов, направленных на конкретизацию законодательных предписаний о направлениях, порядке и правилах осуществления земельной реформы и перераспределения земель между собственниками и пользователями земельными участками. Особое место среди законодательных предписаний в реализации земельной реформы стали занимать нормы Гражданского кодекса РФ.

Они способствовали формированию земельного рынка и реализации сделок о перераспределении земельных участков между собственниками и землепользователями, гражданами и юридическими лицами. Разработана и утверждена Правительством РФ 26 июня 1999 г. «Федеральная целевая программа «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы» 30 октября 2001 года опубликован и вступил в юридическую силу Земельный кодекс Российской Федерации.




 

Вопрос 8 и 11. Понятие, особенности и состав земельных правоотношений. Виды земельных правоотношений. Содержание земельных правоотношений.

 

Земельные правоотношения - это общественные отношения, которые складываются между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права.

Особенности земельных правоотношений:

1) особое содержание и предмет;

2) особый субъектный состав;

3) значительное число видов.

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования могут выступать в земельных правоотношениях в двух качествах. Во-первых, как регуляторы этих отношений применительно к земельным участкам, находящимся под их юрисдикцией на их территории. В этих случаях их акты имеют властный характер, иллюстрацией чего могут служить обязательные предписания при ведении государственного земельного кадастра, зонирование земель, санитарные и ветеринарные правила, требования по охране природы, сервитуты и др. Во-вторых, как собственники земельных участков. В этом случае они выступают на равных началах с иными участниками отношений: гражданами и юридическими лицами (ч. 2 СТ. 9, СТ. 10 и 11 Земельного кодекса).

Как и иным правоотношениям, земельным присуще наличие следующих элементов:

1) норма права, которой необходимо руководствоваться при решении тех или иных земельно-правовых вопросов;

2) субъекты права, т. е. участники земельных отношений;

3) объект права - индивидуально-определенный земельный участок, по поводу которого возникают земельные отношения;

4) содержание земельных правоотношений, то есть права и обязанности их участников, совершающих свои действия в точном соответствии с нормами права, преследуя цель, ради которой складываются данные земельные отношения.

 

Виды:

Земельные правоотношения можно классифицировать на правоотношения

– собственности на землю;

– землепользования;

– государственного земельного управления;

– правоотношения в области охраны земель;

– правоотношения юридической ответственности.

Классификация земельных правоотношений по основному хозяйственному назначению земель:

1. отношения, складывающиеся в процессе с/х производства;

2. при использовании земли в промышленности и строительстве;

3. в лесном хозяйстве;

4. при выделении и использовании земель поселений (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов).

Классификация земельных правоотношений по функциональному назначению:

1. регулятивные - урегулированные нормами ЗП земельные отношения, которые выражаются в совершении участниками данных отношений позитивных действий;

2. правоохранительные - вызываются аномалией, отклонением в поведении участника земельных отношений от нормы закона - возникают по поводу правонарушений.

Земельные отношения могут быть также:

1. материальные - соответствуют нормам, устанавливающим существенные права и обязанности участников отношений;

2. процессуальные - соответствуют нормам, устанавливающим формы реализации материальных норм (порядок подачи заявлений, ходатайств о продаже земли; проведения торгов).

По содержанию (совокупность прав и обязанностей субъектов правоотношений):

- правоотношения собственности на землю: в зависимости от субъектов: правоотношения частной, муниципальной и государственной собственности на землю

- правоотношения по использованию земельных участков на правах, производных от права собственности, то есть права на землю лиц, которые не являются ее собственниками: в зависимости от вида права, на котором используется земельный участок: правоотношения пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования, арендные и сервитутные. Права и обязанности пользователя определяются не только законодательством, но и соглашением между ним и собственником.

- земельные правовые отношения в сфере управления земельными ресурсами: в зависимости от направленности деятельности по управлению земельными ресурсами: правоотношения по ведению земельного кадастра; планированию использования земель; ведению мониторинга земель; ведению землеустройства; контролю за соблюдением земельного законодательства.

- охранительные земельные правоотношения (охрана прав собственности, земли как природного объекта)

По характеру (в зависимости от правового режима категории земель) выделяют: земельные правоотношения по поводу использования и охраны земель:

- с/х назначения;

- поселений;

- промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и иного специального назначения;

- особо охраняемых территорий и объектов;

- водного фонда и лесного фонда

 


 

Вопрос 9. Субъекты земельных правоотношений, их особенности и виды.

 

Различают два аспекта понятия субъектов земельных правоотношений. В первом случае о субъекте говорится как о возможном по закону участнике земельных правоотношений; во втором случае – как о реальном носителе субъективных прав и обязанностей.

Субъекты земельных правоотношений могут приобретать специальные наименования. Так, субъектами правоотношений собственности являются собственники земли, пожизненного наследуемого владения – владельцы, пользования – землепользователи, аренды – арендаторы и арендодатели.

Все субъекты земельных правоотношений делятся на две группы: физические и юридические лица. Особым участником земельных правоотношений являются РФ, субъекты РФ, муниципальные образования. Не во всех случаях физические и юридические лица в полном составе могут выступать участниками тех или иных видов земельных правоотношений. В силу различных причин возникает необходимость ограничения круга субъектов.

Субъекты земельных правоотношений как потенциальные носители прав и обязанностей должны обладать свойством, которое обей теорией государства и права определяется как правоспособность, то есть способность лица (физического и юридического) иметь права и нести обязанности.

Кроме того, при рассмотрении данного вопроса возникает понятие дееспособности потенциального субъекта, или способности лица своими действиями приобретать права, создавать для себя обязанности, а также нести ответственность за совершенные правонарушения.

 

 

Субъекты земельных правоотношений (носители прав и обязанностей в этих отношениях) - те лица, которых действующее законодательство наделило юридическим свойством (правосубъектностью), позволяющим участвовать в земельных правоотношений: РФ и ее субъекты, органы государственной власти и органы МСУ, осуществляющие функции распоряжения гос. и муниципальной собственностью и государственного земельного управления, физические (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства) и юридические лица.


 

Вопрос 10. Объекты земельных правоотношений: понятие и виды.

 

В земельном праве можно говорить о сложной структуре понятия «объект земельных правоотношений».

Во-первых, принято говорить о совокупном объекте земельных отношений. Таким объектом является земля.

В земельном законодательстве юридическое понятие земли раскрывается при помощи квалификации земель на категории по признаку целевого назначения. Такая квалификация дана в Земельном кодексе РФ в разделах, устанавливающих правовой режим различных категорий земель.

В соответствии со статьей 7 ЗК РФ все земли РФ делятся на семь категорий и включают:

– земли сельскохозяйственного назначения;

– земли поселений;

– земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специальногоназначения;

– земли особо охраняемых территорий и объектов;

– земли лесного фонда;

– земли водного фонда;

– земли запаса.

Во-вторых, объектом реальных земельных правоотношений выступают земельный участок, доля в праве общей собственности на земельный участки либо часть земельного участка.

Земельный участок – этоюридически и физически индивидуально обособленная часть земель, на который распространяются права и обязанности конкретных субъектов.

Земельный участок (ст. 6 ЗК РФ) – часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Земельный участок может быть делимым и неделимым.

В-третьих, земля юридически является также недвижимым имуществом. При совершении действий с землей как недвижимым имуществом, объектом отношений выступают уже не сам земельный участок либо доля в праве общей собственности из земель с\х назначения, а юридические права на них.

 

Объекты земельный правоотношений: земля как природный объект и природный ресурс является объектом в сфере государственного управления, охраны; земельные участки (часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке. Бывают делимые (может быть разделен на части, каждая из которых образует самостоятельный земельный участок; не изменяется целевое назначение) и неделимые (изменяется целевое назначение после раздела); части земельных участков.


 

Вопрос 12. Основания возникновения, изменения и прекращения земель­ных правоотношений.

 

Земельные правоотношения возникают на осно­вании:

· заявления заинтересованного лица, оформляемого в соответствии с порядком о возбуждении такого рода ходатайств перед государственным органом, управо-моченным рассматривать и решать эти вопросы;

· решения компетентного органа о предоставлении за­явителю конкретного земельного участка;

· договора;

· выдачи основного земельного документа о праве соб­ственности на землю или же ее государственной ре­гистрации;

· использования лицом земельного участка при осуще­ствлении ряда юридических действий.

Земельные правоотношения могут быть изменены: в силу эволюции тех или иных действий и событий, развития и изме­нения законодательства; при разработке нового проекта внут­рихозяйственного землеустройства после проведения обсле­дований земельных угодий и уточнения их кадастровых оценок.

Земельные правоотношения могут быть прекращены на основании:

· договора о продаже земельного участка;

· решения какого-либо компетентного государственно­го органа об изъятии земли для государственных или муниципальных нужд;

· решения суда;

· смерти собственника земли или землепользователя;

· по истечении срока аренды земли (если срок не возоб­новляется);

· добровольного отказа от земельного участка.

Прекращение земельных правоотношений может быть полным или частичным.


 

Вопрос 13. Понятие и классификация источников земельного права.

 

Источники земельного права— юридические формы, действующие с разной степенью эффективности и выра­жающие внешние признаки правовых общественных от­ношений.

Общая характеристика источников земельного права выражается в понятиях:

правовой обычай — правило поведения, сложивше­еся в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве обязательного. В земельном праве правовой обычай имеет наибольшее значение по сравнению с другими отраслями права. Это объяс­няется наибольшей давностью, непреходящей акту­альностью и необходимостью постоянного урегули­рования земельных общественных отношений;

нормативный акт, являющийся способом правового регулирования в Российской Федерации. Он содер­жит норму права, т.е. общее правило поведения, обя­зательное для исполнения гражданами и должностны­ми лицами и установленное уполномоченным на это органом. Нормативный акт имеет преимущества пе­ред остальными источниками права, так как он имеет письменную форму, публикуется, широко тиражиру­ется и призван отражать общий интерес, общую волю;

судебные прецеденты — решения судов субъектов РФ, которые учитываются нижестоящими судами. В Российской Федерации судебный прецедент занима­ет ограниченное, но четко определенное место в пра­вовой практике. Судебные прецеденты — окончатель­ные и обязательные для исполнения постановления Конституционного Суда РФ;

религиозные тексты, т.е. заключения древних и со­временных толкователей текстов Библии, Корана или других священных книг. Эту сторону следует учиты­вать, так как она освещает традиции организации зем­лепользования;

Конституция РФ. Она предусматривает основы кон­ституционного строя, права, свободы человека и граж­данина, федеративное устройство, полномочия главы государства, законодательных, исполнительных и су­дебных органов власти и органов местного само­управления. Конституционные положения являются отправными для всех отраслей права, в том числе зе­мельного;

идеи и доктрины — это мнения ведущих ученых и юристов, принимающих участие в формировании от­раслей права в ряде государств. Бывают прецеденты, что они становятся обязательными, неперсонифици-рованными, рассчитанными на неоднократное испол­нение, и получают отражение в законодательстве;

договоры, или соглашения, между различными субъек­тами права, которые могут содержать правовые нор­мы. Договорами могут устанавливаться не только права и обязанности договаривающихся сторон, но и общие правила поведения, которым должны подчиняться все участники общественных отношений.

Земельные нормы Конституции РФ подразделяют­ся на две большие группы:

1) нормы, непосредственно посвященные земельным от­ношениям;

2) нормы, опосредованно участвующие в регулировании земельных отношений.

Следующий основополагающий правовой акт, регули­рующий земельно-правовые отношения, — ЗКРФ. Он регулирует отношения, связанные с землей, и иные не­посредственно связанные с ними отношения.

В соответствии с Конституцией РФ земельное законода­тельство находится в совместном ведении Российской Фе­дерации и субъектов РФ и состоит из законодательных ак­тов трех уровней: ЗК РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ.

ЗК РФ регулирует отношения использования и охраны земель как основы жизни и деятельности народов, прожива­ющих на соответствующей территории Российской Федера­ции. ЗК РФ и другие, непосредственно «земельные» законы составляют основу земельного права, его основную часть на федеральном уровне.

Комплекс земельно-правовых отношений регулиру­ется федеральными законами:

Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государ­ственной границе Российской Федерации»;

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоро­вительных местностях и курортах»;

Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ«Об особо охраняемых природных территориях»;

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

Федеральный закон от 28 октября 1998 г. № 162-ФЗ «О ставках земельного налога в 1998 году»;

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 21-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;

Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве»;

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101 -ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Источниками земельного права служат также и федераль­ные законы, входящие в иные отрасли права, но предусмат­ривающие земельные нормы.

 

1 ) Конституция рф от 12 декабря 1993 г.;
2 ) федеральные законы:
а )3емельный кодекс рф 2001 г.;
б) Гражданский кодекс рф;
в) Водный кодекс рф от 16 ноября 1995 г. 167 -ФЗ;
г) Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г. 22-ФЗ;
3) общие принципы права;
4) нормативные договоры;
5) международные договоры, заключенные с иностранными государствами;
6 ) Некоторые обладающие юридической силой обычаи.


 

Вопрос 14. Конституционные основы земельного права.

 

Среди всех законов есть основной — Конституция России, предусматривающая основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройст­во, полномочия главы государства, законодательных, исполнительных и судебных органов власти, являющихся самостоятельными, и органов местного самоуправления. Конституционные положения являются от­правными для других отраслей права, в том числе для земельного.

При этом «земельные» нормы Конституции РФ можно условно разбить на две большие группы: первая — непосредственно посвящен­ные земельным отношениям и вторая — опосредованно участвующая в регулировании земельных отношений. Аналогично строятся и кон­ституции, уставы субъектов Российской Федерации.

К первой группе относятся:

ст. 9 — о земле и иных природных ресурсах, находящихся в раз­личных формах собственности;

ст. З6 — о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона;

ст. 42 — 0 праве каждого на благоприятную окружающую среду;

ст. 58 — об обязанности каждого сохранять природу, бережно от­носиться к ее богатствам;

ст. 72 — об отнесении к совместному ведению Федерации и ее субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законода­тельства о недрах, об охране окружающей среды и обеспечении эко­логической безопасности.

Вторую группу норм составляют более отдаленные от земельных отношений, но не менее значимые для них предписания Конститу­ции:

ст. 2, 17 и 18 — о человеке, его правах и свободах как высшей цен­ности, защита которых является обязанностью государства и всех его органов;

ст. 1, 7 — о демократическом, правовом, социальном характере Российского государства;

ст. 8 — о гарантировании единства экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности;

ст. 19 — 0 равенстве всех перед законом и судом;

ст. 25, 40 — о праве на жилище и его неприкосновенности. Орга­ны государственной власти и органы местного самоуправления поощ­ряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище;

ст. 45, 46, 47 и 48 — о гарантировании государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, в частности гарантировании судебной защиты;

ст. 57 — об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы и многие другие (подробное содержание статей здесь не приводится, так как излагается и комментируется в других главах учебника; кроме того, студенты и иные граждане должны иметь Кон­ституцию России в качестве настольной книги и знать ее содержание по первоисточнику).

Главенствующее положение Конституции среди других законов обусловлено тем, что она имеет наивысшую юридическую силу среди других высших нормативных актов — законов и обладает прямым дей­ствием на всей территории Российской Федерации. Это означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны про­тиворечить Конституции РФ.

Согласно ст. 15 Конституции законы подлежат официальному опубликованию, а неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обя­занности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Это конституци­онное положение важно для всех источников права, прежде всего для законов, но еще важнее — для подзаконных актов.


 

Вопрос 15. Соотношение земельного законодательства РФ и субъектов РФ.

Вопрос 16. Федеральный закон как источник земельного права.

Среди относящихся к земельному праву зако­нов России можно отметить такие, как Зе­мельный (2001 г.), Водный (2006 г.), Лесной (2006 г.), Градостроительный (2004 г.) кодек­сы, Федеральные законы об охране окружаю­щей среды (2002 г.), о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздорови­тельных местностях и курортах (1995 г.), об особо охраняемых природ­ных территориях (1995 г.), о мелиорации земель (1996 г.), о безопасном обращении с пестицидами и ядохимикатами (1997 г.), о землеустройстве (2001 г.), о земельном кадастре (2000 г.).

Эти и другие непосредственно «земельные» законы составляют сердцевину земельного права, его основную часть на федеральном уровне. Как предусматривается в ст. 2 Земельного кодекса РФ, нормы земельного права, содержащиеся в федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать Земельному кодексу РФ. Но эти законы — не единственная часть законов как источников зе­мельного права.

Источниками земельного права являются федеральные законы, входящие в иные отрасли права, но предусматривающие земельные нормы. Законы других отраслей права можно условно разделить на две группы:

1) законы природоресурсного блока, которые, как и земельные, регулируют отношения по поводу использования и охраны иных при­родных ресурсов (кроме земли), но затрагивают и земельные отноше­ния; это Федеральные законы «О недрах» 1992 г., «О животном мире» 1995 г., «Об охране атмосферного воздуха» 1999 г. и др.; их считают входящими в природоресурсную подотрасль экологического права;

2) законы иных, как бы далеких от земельного отраслей права (в дальнейшем можно будет убедиться, что они не настолько далеки от земельных отношений и интересов, как это кажется на первый взгляд).


 

Вопрос 17. Разграничение действия норм гражданского и земельного за­конодательства в регулировании земельных отношений.

 

Предметом гражданского права являются имущественные и личные неимущественные отношения, а предметом административного права — управленческие отношения. Предметом же земельного права являются земельные отношения, которые представляют собой комплекс имущественных и управленческих отношений. Названные три вида общественных отношений нельзя отождествлять, хотя не следует и не замечать их известной близости. Особенность предмета земельного права состоит в том, что, с одной стороны, земля — недвижимое имущество, отношения по использованию которого в определенной части могут регулироваться нормами гражданского и земельного законодательства; с другой стороны, когда земля выступает как объект властных полномочий, для регулирования земельных отношений применяется метод административного права с его властными предписаниями о порядке предоставления земельных участков, об особом режиме их использования и т. д.


 

Вопрос 18. Подзаконные нормативные акты как источники земельного права.

 

Одним из основных источников земельного права, как и остальных отраслей права, являются подзаконные нормативные акты. В них входят:

1. Указы президента

· «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками»;

· «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной ре­формы в России»;

· «О налогообложении продажи земельных участков и других опера­ций с землей»;

· «О государственном земельном кадастре и регистрации докумен­тов о правах на недвижимость»;

· «О праве собственности граждан и юридических лиц на земель­ные участки под объектами недвижимости в сельской местности»;

· «О реализации конституционных прав граждан на землю»;

· «О государственной поддержке садоводов, огородников и владель­цев личных подсобных хозяйств (изложение содержания приведенных указов дается в последующих главах, раскрывающих соответствующие институты земельного права)»;

2. Постановления правительства

· «О мониторинге земель в Российской Федерации»;

· «О порядке ведения государственного земельного кадастра»;

· «Об утверждении Положения о порядке осуществления государст­венного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации»;

· «О проведении инвентаризации земель для определения возмож­ности их предоставления гражданам»;

· «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»;

· «Об утверждении Положения о порядке установления границ зем­лепользования в застройке городов и других поселений»;

· «Об утверждении Федеральной целевой программы «Создание ав­томатизированной системы ведения государственного земельного ка­дастра»;

· «О мерах по стабилизации экономического положения агропромыш­ленного комплекса Российской Федерации»;

· «О мерах по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводи­телей минеральными удобрениями и химическими средствами защиты растений»;

· «Об экономических условиях функционирования агропромышлен­ного комплекса Российской Федерации»;

· «О порядке определения нормативной цены земли»;

· «О государственной кадастровой оценке земель»;

· «О федеральной целевой программе «Развитие земельной реформы в Российской Федерации».

3. Ведомственные акты

· приказ Государственного комитета РФ по охране окружающей среды «Об утверждении Порядка выдачи разрешений на добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации»;

· Инструкция о ввозе на территорию Российской Федерации и вы­возе с территории Российской Федерации семян сортов растений и племенного материала пород животных. Утверждена Министерством сельского хозяйства РФ и Государственным таможенным комитетом РФ;

· приказ Государственного комитета РФ по охране окружающей среды «О порядке рассмотрения материалов на ввоз в Российскую Федерацию ядовитых веществ»;

· письмо Министерства природных ресурсов РФ и Министерства сельского хозяйства РФ «О порядке лицензирования бурения скважин на воду (кроме бурения скважин на термальные воды)»;

· приказ Министерства путей сообщения РФ «Об утверждении По­ложения о порядке использования земель федерального железнодорож­ного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог»;

· письмо Государственного комитета РФ по строительству и жи­лищно-коммунальному комплексу «О включении в состав сведений, подлежащих регистрации, прав на недвижимое имущество, градо­строительных ограничений и сервитутов»;

· Инструкция Министерства РФ по налогам и сборам по примене­нию Закона РФ «О плате за землю».


 

Вопрос 19. Понятие права собственности на землю. Право собственности на землю и право территориального верховенства. Формы и виды собственности на землю.

 

Конституцией РФ провозглашено право собственно­сти на землю, оно включено в основные права и сво­боды человека и гражданина, которые являются неот­чуждаемыми, непосредственно действующими и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном ст. 17, 18 и 64 Конституции РФ.

Право собственности на землю— право собственника земельного участка совершать в отношении его любые действия по своему усмотрению, не противоречащие закону и иным правовым актам, не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц и не наносящие ущерба окружающей среде.

Хотя собственникам земли и других природных ресурсов конституционно предоставлено право самостоятельно вла­деть, пользоваться или распоряжаться ими, существуют все же определенные ограничения — постоянные или временные.

К постоянным ограничениям прав собственника относят­ся обязанности (в соответствии со ст. 42 ЗК РФ), сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, распо­ложенные на территории земельного участка; осуществлять мероприятия по охране принадлежащих ему земель и др.

Ограничивает права собственника земельного участка также право государства в лице его компетентных органов на принудительный выкуп земельного участка у собственни­ка для государственных или муниципальных нужд.

К временным ограничениям прав собственника земель­ного участка относится, например, обязанность собствен­ника использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной ка­тегории земель и только разрешенным способом.

Право собственности на землю включает понятия:

- владение земельным участком — это обладание им как собственностью. Для юридического лица это означа­ет возможность числить его на своем балансе;

- пользование землей — это возможность извлекать ее полезные свойства, например размещать на ней по­стройки и сооружения, выращивать сельскохозяй­ственную продукцию.

В соответствии с ЗК РФ собственники земельных участ­ков имеют право использовать не только поверхность земель­ного участка и его почвенный покров, но и имеющиеся на земельном участке полезные общераспространенные иско­паемые, а также водные богатства — пресные подземные воды, закрытые водоемы.

ЗК РФ обязывает собственника земельного участка воз­водить жилые, производственные, культурно-бытовые и дру­гие здания, строения, сооружения (если таковое строитель­ство соответствует целевому назначению участка и его разрешенному использованию), с учетом требований градо­строительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и прочих пра­вил и нормативов;

- распоряжение земельным участком означает возмож­ность для собственника определять юридическую судьбу своего земельного участка.

Собственник имеет право отчуждать земельный участок в собственность другим лицам (дарить, продавать, переда­вать в качестве взноса в уставный капитал коммерческих организаций и т.п.), передавать им, оставляя за собой право собственности, права владения, пользования и распоряже­ния земельным участком, отдавать его в залог и т.д.

Право собственности на землю в Российской Феде­рации законодательно защищено. Собственник име­ет право истребовать свой земельный участок из чу­жого незаконного владения, а также требовать устранения всяких нарушений его права собственности, хотя эти нару­шения и не были соединены с лишением владения.

Основания возникновения права собственности на зем­лю регулируются Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ) и возникают из следующих документов и фактов:

договоров;

актов государственного органа или органа местного самоуправления;

судебных решений;

по приобретательской давности.

Все основания возникновения права собственности на землю предусмотрены в ЗК РФ.

Формы земельной собственности множественны и постоянно претерпевают определенные изменения. По определению ч. 2 ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, го­сударственной, муниципальной и иных формах собственно­сти. Множественность форм земельной собственности так­же закреплена ЗК РФ.

Частной собственностью считаются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по осно­ваниям, предусмотренным законодательством РФ. Пункт 2 ст. 15 ЗК РФ гласит: «Граждане и юридические лица имеют равное право на доступ к приобретению земельных участ­ков в собственность».

Государственная собственность на землю бывает двух видов:

1) федеральная (государственная собственность Россий­ской Федерации в целом);

2) субъектов РФ (государственная собственность рес­публик, краев, областей, округов, автономной области и ав­тономных округов, городов федерального значения).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.