Сделай Сам Свою Работу на 5

Легализация (отмывание) денежных средств или имущества, приобретенных незаконным путем (ст. 174 УК)





 

Федеральной программой Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994 - 1995 г., утвержденной Указом Президента РФ № 1016 от 24 мая 1994 г., среди первоочередных мер были предусмотрены разработка и принятие Федерального закона «Об ответственности за легализацию преступных доходов». Постановка этой задачи была обусловлена размахом криминального предпринимательства и другой незаконной экономической деятельности и отсутствием правовой регламентации борьбы с «отмыванием грязных денег». Отсутствие законодательства, препятствующего легализации средств, добытых преступным путем, ставило Россию в условия, благоприятствующие теневому бизнесу, проведению крупномасштабных финансовых афер, «отмыванию» денег, полученных от незаконного оборота наркотиков и оружия, рэкета, проституции и других видов организованной преступной деятельности. Как указывалось в концепции проекта Федерального закона РФ «Об ответственности за легализацию преступных доходов», по оценкам МВД России, общий размер доходов, полученных преступными группировками в России в 1993 г., составил почти 2 трлн руб. Основная часть этих доходов легализовалась посредством неконтролируемого ввода в коммерческий оборот, на чем специализировалось свыше 3 тыс. организованных преступных группировок, для чего многие из них (почти 1,5 тыс.) образовали в этих целях собственные легальные хозяйственные структуры. Преступными группами установлен контроль над более чем 40 тыс. хозяйствующих субъектов, среди которых более 400 банков, 47 бирж, около 1,5 тыс. государственных предприятий и объединений, используемых как для извлечения преступных доходов, так и для их легализации. Две трети легализируемых средств вкладывались в развитие криминального предпринимательства, пятая часть - расходовалась на приобретение недвижимости. Значительная часть доходов от преступной и иной незаконной деятельности легализовалась путем обмена на иностранную валюту и перевод за рубеж.* 1993-1994 гг. из России было вывезено за границу не менее 40 млрд. долларов США. В это же время около 16 млрд. долларов с Запада, в основном полученных от торговли наркотиками, были отмыты в России.**



* См.: «Грязные» деньги и закон. Правовые основы борьбы с легализацией преступных доходов. Сборник материалов / Под ред. Е.А. Абрамова. Сост. В.С. Овчинский. М., 1994. С.8-10.



** См.: Основы борьбы с организованной преступностью / Под ред. B.C. Овчинского, В.Е. Элимова. Н.П. Яблокова. М., 1996. С. 186.

 

В последующие годы положение, если и изменилось, то в худшую сторону. В аналитическом докладе «О состоянии и мерах усиления борьбы с экономической преступностью и коррупцией в Российской Федерации», подготовленном МВД России в 1996г.*, отмечается, что, по мнению специалистов, объем теневой экономики достиг 40% валового внутреннего продукта, до 70% доходов, полученных незаконным путем, вкладывается в различные формы предпринимательской деятельности. Однако к моменту написания настоящего пособия Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем» не был принят. Единственным уголовно-правовым средством борьбы с отмыванием «грязных» денег является предусмотренная ст. 174 УК РФ 1996 г. ответственность за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем, а равно использование указанных средств для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

* См.: Щит и меч. 1996. № 11-12.

 

Законодательное регулирование ответственности за отмывание «грязных» денег необходимо прежде всего в интересах борьбы с организованной преступностью с тем, чтобы подорвать финансовую основу этой преступности. Данная задача актуальна для многих стран, о чем свидетельствуют Конвенция Совета Европы об «отмывании», выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, принятая в Страсбурге 8 ноября 1990 г., и другие документы мирового сообщества.* Колоссальные средства, полученные от торговли наркотиками и оружием, незаконного игорного и наркобизнеса, контрабанды, хищений, другой незаконной деятельности, преступники стремятся легализовать, придать им видимость законных, пустить в оборот. Способы подобного «отмывания»различны. Полученные незаконным способом наличные деньги превращаются в другие ценности, например, вклады в банки или недвижимое имущество. Недвижимость затем продается, а средства, полученные от перепродажи, выглядят законными. Нередко с целью отмывания грязных денег создаются ложные коммерческие организации или деньги вкладываются в создаваемые либо реально действующие структуры. Большую роль в легализации незаконно нажитых средств играют банки. «Непосредственная связь банков с преступным миром, - считает В.Д. Ларичев, - позволяет преступникам легализовать доходы от своей преступной деятельности, подкрепляет их намерение продолжать совершение преступлений. Тем самым создается общий криминальный фон, в орбиту которого вовлекается все большее количество людей... Обозначенная проблема имеет и другой аспект, внешнеэкономический. Речь идет о том, что если не перекрыть каналы поступления преступных доходов в российскую экономику, то это явится серьезным препятствием для вхождения страны в мировую экономическую систему, где нет доверия криминальным капиталам».**



* О зарубежном законодательстве, направленном на борьбу с легализацией преступных доходов, см. в разд. III настоящего пособия.

** Банковский бизнес в России: криминологические и уголовно-правовые проблемы/ Руков. авт. колл. ГА. Тосунян. М., 1994. С.55-56.

 

Роль и назначение законов, предусматривающих ответственность за «отмывание» денег, высоко оценивают германские специалисты Харальд-Хане Кернер и Эберхард Дах, полагая, что эти законы «призваны не допустить утаивания или сокрытия истинной природы, происхождения, состояния, местонахождения или движения имущественных объектов или прав, а также их обладателей и распорядителей; не допустить запуска незаконных, полученных преступным путем прибылей в легальный финансовый оборот, то есть воспрепятствовать подрыву экономической системы организованной преступностью, для чего требуется изоляция и самого лица, совершившего уголовно наказуемое деяние, и его «грязных денег». «Грязные деньги» должны быть лишены возможности поступить в обращение с тем, чтобы преступления утратили для преступников всякий смысл».*

* Кернер Х.-Х., Дах Э. Отмывание денег. Путеводитель по действующему законодательству и юридической практике. М., 1996. С.36-37. Эту же идею проводит А.Э. Жалинский в предисловии к данной книге: «Отмывание денег — это заключительный этап превращения Преступности в высокодоходное и эффективное производство, в ходе которого происходит противоправная и вредная для общества концентрация экономической, а вслед за ней и политической власти в руках неконтролируемой группы лиц. Допустить отмывание денег - значит сделать выгодным торговлю наркотиками, уклонение от налогов, проституцию, вымогательство, взяточничество» (См.: Там же. С.8).

 

Под легализацией денежных средств и иного имущества, приобретенных незаконным путем, следует понимать различные действия (финансовые операции, другие сделки), осуществляемые с целью скрыть наличие и (или) происхождение имущества, полученного таким способом, для того, чтобы затем извлекать из него доходы.*

* В Федеральном законе «О противодействии легализации и отмыванию доходов, полученных незаконным путем», принятом в первом чтении, это деяние определяется как умышленное придание правомерного вида пользованию, владению или распоряжению денежными средствами, иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем.

 

В качестве предмета этого преступления могут выступать денежные средства, ценные бумаги в российской или иностранной валюте и иное движимое или недвижимое имущество, приобретенные как в России, так и за ее пределами. Закон подчеркивает, что способ приобретения этого имущества должен быть незаконным, хотя и необязательно преступным. Таким образом, предметом легализации прежде всего является имущество, полученное в результате совершения таких преступлений, как хищение, контрабанда, вымогательство, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, оружия, незаконное предпринимательство и банковская деятельность, организация или содержание притонов для занятия проституцией, незаконное распространение порнографических материалов или предметов, получение взятки, уклонение от уплаты налогов и ряда других.

В первоначальных проектах УК предполагалось установить ответственность за легализацию имущества, приобретенного именно преступным путем. Это вызвало замечание у некоторых специалистов, полагавших, что такая формулировка усложнит борьбу с отмыванием «грязных денег», поскольку потребует точного установления всех признаков и обстоятельств преступления, которым были получены отмываемые деньги или иное имущество. Формулировка - «приобретенных незаконным путем» - допускает таким образом, что предметом данного преступления может быть имущество, приобретенное в результате административного нарушения или гражданско-правового деликта (например, путем совершения недействительной сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, совершенной с целью, противной основам правопорядка и нравственности и т.д.).* Характерно определение доходов (именно доходов, а не имущества. - Б.В.), полученных незаконным путем, содержащееся в проекте Типового Соглашения между Правительством Российской Федерации и правительством иностранного государства о сотрудничестве и взаимной помощи в области борьбы с незаконными финансовыми операциями, а также финансовыми операциями, связанными с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем, одобренном постановлением Правительства РФ № 840 от 8 июля 1997 г.: «Доходы, полученные незаконным путем» - вещи, включая деньги и ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество, имущественные права, работы и услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), иные объекты гражданских прав, приобретенные в результате нарушения национального законодательства каждой из Сторон, влекущего за собой уголовно-административную или гражданско-правовую ответственность»**.

* См.: Уголовное право России. Особенная часть. Учебник / Под ред. А.И. Рарога. С. 160; Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Том первый / Под ред. П.Н. Панченко. С.479; Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть / Под общ. ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. С. 175. В то же время в последнем из названных Комментариев к УК оговаривается, что «такое понимание незаконности соответствует тексту закона, однако нуждается в ограничительном толковании. Незаконность должна состоять в нарушении уголовно-правового запрета, иначе применение данной статьи будет незаконным в силу п.2 ст.14 настоящего Кодекса ввиду отсутствия общественной опасности деяния»(там же). Эта мысль заслуживает внимания.

** РГ. 1997. 2 авг.

 

В юридической литературе последнего времени все же подчеркивается необходимость свести толкование понятия «незаконное приобретение отмываемых средств» к преступному способу их получения, как это сформулировано в международных правовых актах, в частности, Страсбургской конвенции Совета Европы 1990г.*

* См.: Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности: понятия и система... С. 180; Горелик АС., Шишко И.В., Хлупина Г.Н. Преступления в сфере экономической деятельности... С.40; Викулин А.Ю. Работа коммерческого банка по предотвращению легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем // Банковское дело. 1998. №1. С.17-19; Вершинин А. Легализация средств и иного имущества, приобретенных незаконным путем // Уголовное право. 1998. №3. С.6-7.

 

Согласно закону легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного заведомо незаконным путем, может быть осуществлена тремя различными способами: 1) посредством совершения с этим имуществом финансовых операций; 2) посредством совершения с ним других сделок; 3) в результате использования этих средств для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

Понятие финансовых операций не имеет общепризнанного содержания. Однако следует заметить, что закон называет финансовые операции как разновидность сделок. Поэтому правильным представляется мнение, что совершение финансовых операций образуют такие действия, как размещение на счетах в банках по договору банковского вклада; приобретение на эти средства акций, облигаций и других ценных бумаг, выпускаемых коммерческими организациями; обмен таких средств на иностранную валюту и т.п.* Безусловно, финансовой операцией будут действия по кредитному договору, когда «грязные деньги» кредитной организацией выдаются в кредит.

* См.: Уголовное право России. Особенная часть. Учебник / Под ред. А.И. Рарога. С. 160; Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов / Отв. ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова, Г.П. Новоселов. С.281-282.

В названном выше проекте Типового Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством иностранного государства о сотрудничестве и взаимной помощи в области борьбы с незаконными финансовыми операциями, а также финансовыми операциями, связанными с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем, незаконные финансовые операции понимаются как сделки и другие действия физических и юридических лиц, резидентов и нерезидентов с денежными средствами, Ценными бумагами и платежными документами независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ним» гражданских прав и обязанностей, совершенные с нарушением национального законодательства, влекущим уголовную, административную или гражданско-правовую ответственность (РГ. 1997. 2 авг.).

 

Под сделками в гражданском праве понимаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ). С легализацией незаконно полученных доходов могут быть связаны сделки купли-продажи, мены, сдача имущества в наем, аренду и некоторые другие.

В Федеральном законе «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем», принятом Государственной Думой в первом чтении, содержание понятия «операция с денежными средствами или иным имуществом» охватывает как финансовые операции, так и иные сделки с имуществом: действия физических и юридических лиц, независимо от формы и способа их осуществления, с денежными средствами, в том числе в иностранной валюте, ценными бумагами, валютными ценностями, иным имуществом, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей, включая:

а) банковские операции и другие сделки кредитных организаций и их филиалов, связанные с денежными средствами, ценными бумагами, драгоценными металлами, драгоценными камнями и иными ценностями, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности»;

б) сделки с ценными бумагами, влекущие за собой переход права собственности или иных имущественных прав на эти ценные бумаги;

в) почтовые и телеграфные переводы денежных средств, почтовые отправления с ценными вложениями;

г) получение выигрыша в казино, лотерее, тотализаторе, системной (электронной) игре и других основанных на риске играх;

д) перемещение через таможенную границу РФ иностранной валюты, валютных ценностей, валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ, товаров, транспортных средств и другого движимого имущества;

е) передача в ломбард на хранение ценных бумаг, драгоценных металлов и камней, иных драгоценных вещей и ценностей;

ж) внесение страхователем денежных средств (страхового взноса) страховщику по договору имущественного или личного страхования, а также получение страхового возмещения либо страховой суммы по этим договорам;

з) вклад денег, ценных бумаг, другого имущества или имущественных прав, имеющих денежную оценку, в уставный капитал либо внесение паев (приобретение долей) при создании (реорганизации) организации, а равно при увеличении уставного капитала организаций.

Одним из распространенных способов легализации средств, добытых незаконным путем, является вложение их в уже существующие предпринимательские структуры или использование при создании новых коммерческих организаций, благотворительных фондов и т.п.

Таким образом, норма, содержащаяся в ст. 174 УК, направлена на пресечение любых попыток ввести в легальный оборот незаконно приобретенные средства. Никаких указаний о размере подобных операций статья, к сожалению, не содержит. Это, однако, не должно мешать правоприменителю в соответствующих случаях руководствоваться положениями ч. 2 ст. 14 УК о том, что не является преступлением действие, хотя формально содержащее признаки деяния, предусмотренного УК, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

Субъектом преступления являются все лица, участвующие в финансовой операции или сделке с имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем, как те, кто непосредственно приобретал незаконным путем данное имущество, а затем принимает меры по его легализации *, так и иные лица - граждане России, иностранцы, лица без гражданства. В частности, нередко в легализации имущества, заведомо приобретенного незаконным путем: в составе организованной группы принимают участие работники банков, фондовых и иных бирж, инвестиционных фондов, трастовых компаний, дочерних и брокерских контор, иных коммерческих организаций, осуществляющих получение, выплату, передачу, перевозку, пересылку, обмен, хранение финансовых средств, а также работники учреждений, документально удостоверяющих или регистрирующих право на имущество.

* Таково же мнение по этому вопросу Б.В. Яцеленко (См.: Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. А. Рарога. С.161); Н.А Лопашенко (См.: Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности: понятия, система... С.186); И.В. Шишко и Г.Н. Хлупиной (См.: Горелик А.С., Шишко И.В., Хлупина Г.Н. Преступления в сфере экономической деятельности... С.41); Л.К. Виноградовой, Н.А. Гаража (См.: Л.К. Виноградова, Н.А. Гаража Проблема борьбы с легализацией незаконных доходов в России// Проблема уголовного права в связи с реформой уголовного законодательства. Сб. науч. тр. М., 1997. С.58), А. Вершинина (См.: Вершинин А. Указ. соч. С.9). Напротив, А.Э. Жалинский полагает, что субъектом легализации является иное лицо, а не тот, кто непосредственно незаконным путем приобретал соответствующее имущество (См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть / Под общ. ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева С.175-176).

 

Текст ст. 174 УК не оставляет никаких сомнений в умышленном характере этого преступления. Для привлечения к ответственности лиц, участвующих в легализации денежных средств и иного имущества, приобретенных незаконным путем, необходимо установить и доказать (что чрезвычайно сложно) осознание ими того обстоятельства, что финансовая операция или другая сделка с их участием, а равно предпринимательская или иная экономическая деятельность осуществляются с денежными средствами или другим имуществом, приобретенным незаконным путем, и желание совершить такие действия.

Хотя в тексте ст. 174 УК нет слова «цель», очевидно, что из названия статьи вытекает цель легализации незаконно полученных средств, которая должна присутствовать при совершении с ними финансовых операций и других сделок. Это важный признак, который может быть использован при разграничении данного преступления и приобретения или сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 УК).

Законом предусмотрены квалифицирующие (ч. 2 ст. 174 УК) и особо квалифицирующие (ч. 3 ст. 174 УК) признаки легализации (отмывания) денежных средств или имущества, приобретенных незаконным путем. Квалифицирует данное деяние совершение его а) группой лиц по предварительному сговору; б) неоднократно; в) лицом с использованием своего служебного положения.

Выработанное теорией и практикой положение, что преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления, ныне закреплено в уголовном законодательстве (ч.2 ст.35 УК). Участниками группы применительно к данному преступлению будут все лица, которые так или иначе непосредственно участвовали в совершении финансовых операций и других сделок с денежными средствами и иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем, либо использовали эти средства для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности. Надо иметь в виду, что процесс отмывания «грязных денег» подчас может быть достаточно продолжительным, включающим в себя множество финансовых операций и других сделок. При наличии предварительного сговора все участники этих операций несут уголовную ответственность за единое групповое преступление.

Содержание квалифицирующего признака неоднократности раскрывается на основе положений ст. 16 УК. Преступление будет считаться совершенным неоднократно, если субъект совершил два или более самостоятельных преступлений, выражающихся в легализации имущества, приобретенного незаконным путем, и все они ему вменяются, или же если он, будучи судимым по ст. 174 УК, вновь совершил данное преступление.

Под лицом, использующим сове служебное положение при легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, понимается должностное лицо государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований РФ, а также яйцо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации. Это могут быть банковские служащие, сотрудники налоговых и правоохранительных органов, управленческие работники различных коммерческих организаций и т.д.

Лицо, участвующее в отмывании «грязных денег» совместно с лицом, использующим при этом свое служебное положение, также несет ответственность по п.»в» ч.2 ст. 174 УК.

Особо квалифицированными видами легализации незаконно полученным доходов является совершение этих действий организованной группой или в крупном размере.

Поскольку к легализации преступно приобретенного имущества стремится прежде всего организованная преступность, то и в процессе легализации) нередко участвуют разветвленные устойчивые группы преступников, заранее объединившихся для этой деятельности. Понятие организованной группы и некоторые признаки ее устойчивости излагались выше. Здесь же следует подчеркнуть, что лицо, создавшее организованную группу или руководившее, ею подлежит уголовной ответственности за все совершенные группой преступления, если они охватывались его умыслом. Другие участники организованной группы несут ответственность за преступления, в подготовке или совершении которых они участвовали. При этом, независимо от характера выполненных ими действий, связанных с преступлением, они привлекаются к ответственности как соисполнители преступления.

Легализацией средств, добытых незаконным путем, может заниматься и преступное сообщество (преступная организация), под которой понимается сплоченная организованная группа (организация), созданная для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, либо объединение организованных групп, созданное в тех же целях (ч.4 ст.35 УК)*. Преступление, предусмотренное ч.3 ст. 174 УК, является тяжким, поэтому может быть совершено и преступным сообществом. Признав наличие преступного сообщества (преступной организации), занимающегося легализацией (отмыванием) денежных средств или имущества, приобретенных незаконным путем, организаторов и руководителей данного сообщества необходимо дополнительно привлечь к ответственности по ч. 1 ст. 210 УК, а участников преступного сообщества (организации) - по ч.2 ст.210 УК.

* Данное определение нельзя назвать удачным. Получается, что преступное сообщество отличается от организованной группы двумя признаками: 1) это сплоченная группа, которая 2) создана для совершения тяжких или особо тяжких преступлений. Но чем сплоченность отличается от устойчивости, как основной характеристики организованной группы, указать чрезвычайно трудно. Что же касается второго признака, то характерно, что в целом ряде статей УК преступление отнесено к числу тяжких не само по себе, а именно потому, что оно совершено организованной группой.

 

Крупный размер легализации незаконных доходов в законе не определен. Однако, решая вопрос о совершении анализируемого преступления в крупном размере, целесообразно ориентироваться на понятие крупного размера хищения чужого имущества (примечание 2 к ст. 158 УК). Вполне логично заключить, что, если совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц стоимостью, в 500 раз превышающей минимальный размер оплаты труда, является крупным, то и легализацию противоправно приобретенного имущества в таком размере тоже следует считать крупной.

Резонен вопрос: чем отличается легализация (отмывание) денежных средстве или имущества, приобретенных незаконным путем, от такого «классического» преступления, как приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем. Таких отличий немало, но самым принципиальным обстоятельством является цель совершения сделок с имуществом, приобретенным незаконным путем. При квалификации финансовых операций и других сделок по ст. 174 УК необходимо устанавливать наличие у лица, участвующего в этих операциях и сделках, цели на легализацию (отмывание) денежных средств и иного имущества, приобретенного незаконным путем, внедрение их в легальный оборот. Далее, в отличие от приобретения или сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем, субъектом легализации являются и лица, непосредственно незаконным путем приобретшие соответствующее имущество. Отмечу еще, что предметом преступления по ст. 174 УК может быть имущество, приобретенное любым незаконным путем, не обязательно преступным.

Давая в целом оценку действующей уголовно-правовой норме об ответственности за легализацию доходов, полученных незаконным путем, следует отметить, что недостаточно четкая ее формулировка вызывает трудности в применении данного закона. Здесь целесообразно присмотреться к аналогичной норме, содержащейся в Модельном Уголовном кодексе для государств - участников СНГ, одобренном Межпарламентской Ассамблеей 17 февраля 1996 г., которая разрабатывалась с учетом рекомендаций, содержащихся в Конвенции Совета Европы об «отмывании», выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г.

В Модельном УК легализация доходов, полученных противозаконным путем, определена как сокрытие или искажение незаконных источников и природы происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности денежных средств или иного имущества либо прав на имущество, заведомо полученных незаконным путем, а равно использование таких денежных средств или иного имущества для занятия предпринимательской или иной экономической деятельностью*.

* См.: Правоведение. 1996. № 1. С. 137.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.