|
Заведомо ложная реклама (ст. 182 УК)
В условиях планово-распределительной системы хозяйствования и хронического товарного дефицита расхожее выражение «реклама - двигатель торговли» звучало довольно нелепо. Потребитель, не имея возможности для выбора, приобретал товары и пользовался услугами, которые ему предлагали. В ситуации конкурентной борьбы за потребителя между хозяйствующими субъектами реклама действительно становится движущей силой торговли и сферы услуг. В стремлении вызвать интерес потребителей к соответствующим товарам, работам и услугам, обеспечить их максимальную реализацию на рекламу расходуются огромные средства.
Однако не всегда информация, содержащаяся в рекламе, полностью соответствует действительности. Поэтому законодатель в Федеральном законе РФ от 18 июля 1995 г. «О рекламе»* вводит понятие заведомо ложной рекламы, определив ее как рекламу, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы, и запрещает ее использование.
* СЗ РФ. 1995. № 30. Ст.2864.
Установление уголовной ответственности за заведомо ложную рекламу имеет целью не только пресечение недобросовестной конкуренции, но и защиту интересов потребителей. Особенно опасна ложная реклама банковских, страховых, инвестиционных услуг и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами, а также ценных бумаг. Сотни тысяч россиян, поверив рекламным обращениям таких организаций, как «Чара», «Русский дом Селенга», «Хопер-инвест» и другие, оказались обманутыми.
Под рекламой понимается распространяемая в любой форме, с помощью, любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, работах, услугах (включая банковские, страховые и иные услуги, связанные с пользованием денежными средствами граждан и юридических лиц и размещением ценных бумаг), идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому или юридическому лицу, товарам, работам, услугам, идеям и начинаниям и способствовать реализации этих товаров, работ, услуг, идей и начинаний (см. ст. 1 и 2 Федерального закона РФ «О рекламе»).
Реклама может распространяться в виде плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения (наружная реклама), на транспортных средствах и почтовых отправлениях, печатной продукции, видео-, аудио - и кинопродукции, средствами радиовещания и телевизионного вещания и т. п.
Не являются рекламой объявления физических лиц, в том числе и в средствах массовой информации, не связанные с осуществление предпринимательской деятельности.
Объективная сторона преступления заключается в использовании в рекламе заведомо ложной информации, следствием чего является причинение значительного ущерба. Уголовный закон в ст. 182 УК конкретизирует, что использованная информация в заведомо ложной рекламе относится к товарам, работам или услугам, а также к их изготовителям (исполнителям, продавцам). При этом в рекламе могут присутствовать заведомо не соответствующие действительности сведения о природе, составе, потребительских свойствах товаров, наличии сертификата соответствия сертификационных знаков и знаков соответствия государственным стандартам*, о наличии товара и услуг на рынке и возможности их приобретения в указанном объеме, периоде времени и месте, о стоимости (цене) товара, работ, услуг на момент распространения рекламы, о гарантийных обязательствах, сроках службы годности, об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и т.д. Заведомо ложными могут быть и ссылки на статистические данные, относящиеся к товарам и услугам, и на какие-либо гарантии потребителю рекламируемых товаров, работ, услуг, ссылки на рекомендации либо одобрение юридических или физических лиц, результаты исследований и испытаний и т.п.
* О сертификации и знаках соответствия см.: 1) Закон РФ от 10 июля 1993 г. «О сертификации продукции и услуг»// Ведомости РФ. 1993. № 26. Ст.966; 2) Правила по проведению сертификации в Российской Федерации. Утв. постановлением Госстандарта РФ от 16 февраля 1994 г. № 3 // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1994. № 6; 3) Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации. Утв. постановлением Госстандарта РФ от 21 сентября 1995 г., № 15 // Российские вести. № 100. 1 июня 1995 г.
Как уже отмечалось выше, особо тяжкие последствия может принести заведомо ложная реклама на рынке банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами физических и юридических лиц, и на рынке ценных бумаг. Поэтому в целях упорядочения деятельности по рекламе услуг банков, финансовых, страховых, инвестиционных организаций и граждан-предпринимателей, пресечения недобросовестной конкуренции и защиты прав потребителей на получение достоверной информации Указом Президента России от 10 июня 1994г. № 1183 «О защите потребителей от недобросовестной рекламы»* было установлено, что при опубликовании и ином обнародовании рекламы рекламодатели обязаны, в частности, указывать реальные размеры дивидендов, выплаченные по простым именным акциям в течение последнего финансового года; указывать реальные проценты, выплаченные по различным видам вкладов в течение последнего финансового года с разбивкой по месяцам (кварталам), если выплаты производились ежемесячно (ежеквартально); указывать дату и номер регистрации выпуска рекламируемых ценных бумаг; место их регистрации и место, где можно ознакомиться с условиями выпуска; не допускать объявления гарантий, обещаний или предположений о будущей эффективности (доходности) своей деятельности.
* СЗ РФ. 1994. № 7. Ст.695.
Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг»* рекламодателям, являющимся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, запрещается указывать в рекламе недостоверную информацию о своей деятельности и о видах и характеристиках ценных бумаг, предлагаемых к покупке или продаже либо другим сделкам с ними, и условиях этих сделок, и другую информацию, направленную на обман или введение в заблуждение владельцев и других участников рынка ценных бумаг. Рекламодатель не имеет права указывать в рекламе предполагаемый размер доходов по ценным бумагам и прогнозы роста их курсовой стоимости. Недобросовестной рекламой признается также публичное гарантирование или доведение иным образом до сведения потенциальных владельцев данных о доходности ценной бумаги, ее обеспеченности по сравнению с другими ценными бумагами или иными финансовыми инструментами, а также сообщение заведомо ложной или недостоверной информации, способной повлечь или повлекшей заблуждение потенциальных владельцев относительно приобретаемых ценных бумаг (ст. 34).
* Там же. 1996. № 17. Ст.1918.
Примерно те же требования к рекламе финансовых, страховых, инвестиционных услуг и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами, а также ценных бумаг сформулированы в ст. 17 Федерального закона «О рекламе». Закон запрещает: 1) приводить в рекламе количественную информацию, не имеющую непосредственного отношения к рекламируемым услугам и ценным бумагам; 2) гарантировать размеры дивидендов по простым именным акциям; 3) рекламировать ценные бумаги до регистрации проспектов их эмиссии; 4) предоставлять любого рода гарантии, обещания или предложения о будущей эффективности (доходности) деятельности, в том числе путем объявления роста курсовой стоимости ценных бумаг, 5) умалчивать хотя бы об одном из условий договора, если в рекламе сообщается об условиях договора.
Обязательным условием уголовной ответственности по ст.182 УК является причинение значительного ущерба в результате заведомо ложного рекламирования товаров, работ, услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов). Этот ущерб может выражаться в причинении вреда здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц (реальный ущерб и упущенная выгода), окружающей среде, чести, достоинству, деловой репутации граждан и организаций. Каких-либо критериев для признания причиненного ущерба значительным закон не указывает, предоставляя возможность решения этого вопроса правоприменителям.
Если заведомо ложная реклама была связана с выпуском или продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не отвечающих требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей, что повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека, содеянное должно быть квалифицировано по совокупности ст. 181 и ст. 238 УК.
В процессе рекламирования товаров, работ и услуг принимают участие рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель. Рекламодателем выступает физическое или юридическое лицо, являющееся источников рекламной информации для производства, размещения и последующего распространения рекламы. Рекламопроизводители осуществляют полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме, а рекламораспространители - размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств - радиовещания, телевизионного вещания, каналов связи, эфирного времени и иными способами.
Согласно Федеральному закону «О рекламе» ответственность за содержание информации, предоставляемой для создания рекламы, несет рекламодатель. Рекламопроизводитель и рекламораспространитель отвечают соответственно за нарушение законодательства о рекламе в части оформления, производства, подготовки рекламы и в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы (ст.30).
Поэтому субъектом уголовной ответственности за заведомо ложную рекламу прежде всего являются достигшие 16-летнего возраста граждане России, иностранцы и лица без гражданства, являвшиеся рекламодателями как физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, или как руководители коммерческих и некоммерческих организаций. Однако, если лица, выступившие в качестве рекламопроизводителей и рекламораспространителей, находясь в сговоре с рекламодателем, осознавали заведомую ложность содержащейся в рекламе информации, они являются соучастниками данного преступления *.
* В литературе высказано и иное мнение, согласно которому субъектами данного преступления могут быть, кроме рекламодателей, также рекламопроизводители и рекламораспространители (См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть / Под общ. ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. С. 194; Уголовное право России. Особенная часть. Учебник / Под ред. А.И. Рарога. С. 173; Уголовное право. Особенная часть./ Учебник для вузов / Отв. ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова, Г.П. Новоселов. С.301; Горелик А.С., Шишко И.В., Хлупина Г.Н. Преступления в сфере экономической деятельности... С.77-78; Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности: понятия и система... С. 101).
Преступление совершается умышленно. Виновное лицо заведомо (достоверно) представляет, что излагаемая в рекламе информация полностью или частично не соответствует действительности, является ложной, предвидит, что вследствие этого может быть причинен значительный ущерб потребителям рекламы, государственным или общественным интересам и желает этого или (как правило) допускает наступление таких последствий.
Мотив преступления - корыстная заинтересованность, чаще всего связанная с желанием получения прибыли в результате использования в рекламе заведомо ложной информации.
В отличие от обмана потребителей (ст.200 УК) заведомо ложная реклама I товаров и услуг, связанная с введением потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товаров, адресована не конкретному потребителю, а неопределенному кругу лиц.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|