В процессе спортивной тренировки ЧСС в покое со временем становится реже за счет увеличения мощности каждого сердечного сокращения.
Кровяное давление- давление крови внутри кровеносных сосудов на их стенки. Измеряют кровяное давление в плечевой артерии, поэтому его называют артериальное давление ( АД), которое является весьма информативным показателем состояния сердечно-сосудистой системы и всего организма.
Различают максимальное ( систолическое) АД, которое создается при систоле ( сокращении) левого желудочка сердца, и минимальное (диастолиеское) АД, которое отмечается в момент его диастолы (расслабления). Пульсовое давление ( пульсовая амплитуда) разница между максимальным и минимальным АД. Давление измеряется в миллиметрах ртутного столба ( мм рт. ст.).
В норме для студенческого возраста в покое максимальное АД находится в пределах 100-130; минимальное- 65-85, пульсовое давление- 40-45 мм рт. ст.
Пульсовое давление при физической работе увеличивается, его уменьшение является неблагоприятным показателем ( наблюдается у нетренированных людей). Снижение давления может быть следствием ослабления деятельности сердца или чрезмерного сужения периферических кровеносных сосудов.
Физическая работа способствует общему расширению кровеносных сосудов, нормализации тонуса их мышечных стенок, улучшению питания и повышению обмена веществ в стенках кровеносных сосудов.
Дыхание – это процесс потребления кислорода и выделения углекислого газа тканями живого организма. Различают легочное ( внешнее) дыхание и тканевое (внутриклеточное) дыхание.
Показатели работоспособности органов дыхания являются:
1). Дыхательный объем.
2). Частота дыхания.
3). Жизненная емкость лёгких.
4). Легочная вентиляция.
5). Кислородный запас.
6). Потребление кислорода.
1). Дыхательный объем (ДО) – количество воздуха, проходящее через легкие при дыхательном цикле ( вдох, выдох, дыхательная пауза). В покое у нетренированных людей ДО составляет 350-500 мл, у тренированных – 800 и больше. При интенсивной физической нагрузке ДО может увеличиться до 2500 мл.
2). Частота дыхания ( ЧД) – количество дыхательных циклов в 1 минуту. Средняя ЧД у нетренированных людей в покое- 16- 20 циклов в минуту, у тренированных за счет увеличения дыхательного объема частота дыхания снижается до 8-12 циклов в минуту. При спортивной деятельности ЧД у лыжников и бегунов увеличивается до 20-28 циклов в 1 минуту, у пловцов- 36-45; наблюдаются случаи увеличения ЧД до 75 дыхательных циклов в минуту.
3). Жизненная емкость лёгких ( ЖЕЛ ) – максимальное количество воздуха, которое вдохнул человек после максимального выдоха (измеряется методом спирометрии).
Показатели ЖЕЛ.
Тренированный организм
| Нетренированный организм
| мужчины
| женщины
| мужчины
| женщины
| 4700 мл
| 3500 мл
| 3500 мл
| 3000 мл
| При занятиями циклическими видами спорта ЖЕЛ может достичь у мужчин 7000 мл и более, у женщин – 5000мл и более.
физические тренировки способствуют адаптации тканей к гипоксии ( недостатку кислорода), повышает способность клеток тела к интенсивной работе при недостатке кислорода.
Мощность и величина мышц находятся в прямой зависимости от упражнений и тренировки. В процессе работы усиливается кровоснабжение мышц, улучшается регуляция их деятельности нервной системой, происходит рост мышечных волокон, т. е. увеличивается масса мускулатуры.
Увеличение двигательной активности детей и подростков приводит к изменениям в костной системе и более интенсивному росту их тела. Под влиянием тренировки кости становятся более крепкими и устойчивыми к нагрузкам и травмам. Физические упражнения и спортивные тренировки, организованные с учетом возрастных особенностей детей и подростков, способствуют устранению нарушений осанки. Скелетные мышцы оказывают влияние на течение обменных процессов и на осуществление функций внутренних органов.
12. Здоровье как потребность культурного человека.
Спектр потребностей человека широк. К.Обуховский выделяет пять потребностей:
1) потребность в самосохранении (здоровье);
2) потребность в сохранении вида;
3) познавательная потребность;
4) потребность эмоционального контакта;
5) потребность смысла жизни.
Потребность в здоровье, данная нам на биогенном уровне в виде потребности в самосохранении, трансформируясь, по мере социализации человека, получает развитие и становится потребностью в здоровье как средстве реализации других жизненных потребностей (в материальном благополучии, достижении других целей и т.д.).
По мере культурного и духовного развития индивида потребность в здоровье становится самостоятельной ценностью. Чем сильнее высокодуховные потребности, тем выше ответственность человека за свою физическую способность реализовать их.
Существует группа потребностей, которые сами в той или иной мере удовлетворяются в процессе физкультурно-оздоровительных занятий. Сюда можно отнести потребности в активном отдыхе, восстановлении работоспособности и здоровья, общении и коллективной деятельности, нравственном и эстетическом развитии, признании другими людьми и самоутверждении и др. Чем сильнее развиты эти потребности, тем значительнее будет потребность в физкультурно-спортивных занятиях.
13. Здоровый образ жизни, его взаимосвязь с биоритмами природы.
ЗОЖ — гармоничное сочетание различных сторон человеческой жизнедеятельности: производственной, потребительской, культурной, биологической, физкультурной, психологической. ЗОЖ должен гармонизировать все 3 уровня жизни человека: физиологический, психологический, социальный. ЗОЖ предполагает не аскетизм, а разумное удовлетворение системы материальных и духовных потребностей личности, знание человеком меры своих потребностей и своих возможностей.
При организации ЗОЖ немаловажное значение имеет знание закономерностей согласованности жизнедеятельности организма с ритмами природы.
Режим дня необходимо согласовывать с биоритмами. Нарушение режима питания, прием пищи в позднее время суток, на ночь приводит к тому, что "ослизняется" весь организм, закупориваются сосуды кристаллами мочевой кислоты, срывается фаза покоя и отдыха. Организм не может спокойно запасать энергию, т.к. ее отнимает пищеварение. В результате ночью организм не отдыхает, работает, что приводит к накоплению усталости. Утром человек выглядит вялым, разбитым. Для того чтобы взбодриться, пьет кофе, какао, крепкий чай, курит. Это вовлекает его все более в круг болезней и ранней старости.
В аспекте физической культуры ЗОЖ выражает ориентированность деятельности человека на укрепление личного и общественного здоровья. В рассматриваемом аспекте ЗОЖ объединяет следующие компоненты деятельности:
• режим труда и отдыха;
• организация сна и режима питания;
• целенаправленное применение различных форм физической культуры в качестве отдыха;
• культуру межличностного общения;
• воспитание гигиенических навыков и навыков охраны здоровья;
• навыки использования естественных природных факторов в укреплении здоровья;
• борьба с вредными привычками;
• деятельность по пропаганде и внедрению ЗОЖ.
14. Виды физической активности, используемые в здоровом образе жизни.
Среди видов физкультурной активности, используемых в ЗОЖ, выделяют:
• спорт любительский и профессиональный;
• физическая культура, направленная на совершенствование физических кондиций, улучшение телосложения;
• реабилитационная физическая культура;
• физическая культура познавательно-кондиционного направления (туризм, альпинизм);
• физическая культура рекреативного назначения;
• физическая культура танцевально-ритмического направления. Формирование ЗОЖ — цель системы физического воспитания в учебных заведениях. Обучение в вузе — завершающий этап этого формирования. Сформировать одинаковый стиль ЗОЖ у всех студентов невозможно. Большое значение в этом отводится самовоспитанию и самосовершенствованию.
15. Адекватное и неадекватное отношение к здоровью, его оценка студентами и отражение в реальном поведении личности.
Формы проявления отношения к здоровью могут быть адекватное (разумное) и неадекватное (неразумное, беспечное), но поскольку в реальной жизни подобная полярная альтернатива практически исключена, следует говорить о степени адекватности отношения к здоровью.Критериеммеры адекватности отношения к здоровью может служить степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни, а также нормативно предписанным требованиям медицины, санитарии и гигиены и соответствие самооценки индивида физическому и психическому состоянию здоровья.
16. Основные положения методики закаливания (воздухом, водой, солнцем).
При организации закаливающих процедур необходимо опираться на принципы систематичности, постепенности, последовательности, индивидуализации; выбирать разнообразные формы и активный двигательный режим; сочетать общие (обтирание, обливание, купание) и местные (умывание, полоскание горла, ходьба по мокрому песку и по колено в воде и т.п.) закаливающие процедуры.
Закаливание воздухом целесообразно проводить в процессе выполнения физических упражнений ежедневно. Не доводить до озноба. Пот лезны прогулки на свежем воздухе в легкой одежде, сон с открытым окном или форточкой.
Вода — более сильный раздражитель, чем воздух и обладает в 28 раз большей теплопроводностью. Под воздействием воды происходит сначала сужение сосудов кожи, а затем усиленная выработка тепла. Третья фаза — вторичный озноб — при проведении закаливания нежелательна.
Закаливание солнцем лучше всего проводить с 9 до 11 часов лежа (ногами в сторону солнца) или в движении. Начинать необходимо с 5— 10 мин, доводить до 2—3 часов с 15-минутным отдыхом в тени после каждого часа.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|