|
Приемы расчленения информации как технологии управления восприятием
Аудитория неспособна целостно воспринимать поток информации и поэтому прибегает к операции расчленения сообщения. Коммуникатор знает эту особенность и часто искусственно расчленяет информацию уже на выходе, добиваясь этим самым нужного ему восприятия. Обычно используют три приема расчленения. 1. Временное расчленение информации, то есль с разрывом во времени, когда информация подается порциями.
Этот прием используется даже в политической рекламе, когда первоначально на стенде появляется часть рекламного обращения, обладающая некой логической завершенностью, а затем и остальное обращение. Особенно часто этот прием используется в избирательной кампании рекламистами партии «Яблоко». 2. Пространственное расчленение, когда информация разносится по различным носителям. Обычно качественная рекламная кампания строится с разнесением информации на плакаты, телевизионные ролики. радиорекламу, рекламу в газетах, на листовках и т. д. Пространственным расчленением будет и размещение рекламных плакатов одинакового содержания вдоль автомобильной трассы. Но тут надо соблюдать меру и не переусердствовать. Так, во время выборов губернатора Санкт Петербурга в 1996 году рекламных плакатов А. Собчака «Мэра в губернаторы!» было размещено слишком много, и они вызывали чувство стойкого раздражения у автомобилистов и прохожих. 3. Жанровое расчленение, когда одно и то же сообщение подается в различных стилистических формах.
Применяя прием расчленения, надо помнить о возможных технических накладках, способных свести весь эффект от приема к нулю. Техническая накладка, соединяясь с избирательностью восприятия, способна привести подчас к комическим эффектам. Так, в рекламе одной из жевательных резинок долго говорилось о гигиенической пользе применения жвачки сразу после еды. В качестве рекламных героев использовалась молодая парочка, которая, посетив кафе, уединяется в кабинке для автоматического фотографирования. При этом героиня использует жевательную резинку, а герой — нет.
Этапы восприятия информации и способы преодоления помех восприятия.
Процесс восприятия распадается на три этапа, при этом на каждом из этапов су шествуют определенные виды помех. Впрочем, практика выработала целый ряд приемов, позволяющих избавляться от этих помех, активно воздействуя на аудиторию с учетом специфики каждого этапа. Этап первичного синтеза получаемых ощущений. В случае наложения помех на этом этапе возникает искаженный образ воспринимаемого: клиент неправильно идентифицирует предлагаемую услугу и оказывается в ложном положении. Так, широко распространенная практика маскировки интимных услуг под массажные салоны способна порождать проблемы для фирм, практикующих только массаж. Для избегания подобных ошибок применяются ключевые слова или ключевые образы: слоганы, торговые знаки, узнаваемые графические символы. Неслучайно дизайнеры бьются над проблемой узнаваемости упаковки. Этап анализа ощущений, когда происходит выявление степени соответствия - несоответствия ощущаемого мыслимому. Типичные ошибки на этом этапе возникают в случае неправильного интонационного и акцентного членения информации, что смешает внимание на второстепенные детали и форма становится важнее содержания: дорогой костюм политика, призывающего бороться против бедности и выступающего за социальную справедливость, намертво «убивает» содержание его речи. С этой точки зрения вряд ли следует признать удачной идею хозяйственного отдела КПРФ посадить своего, то есть коммунистического, лидера на зарубежный автомобиль марки «Вольво». Гораздо лучше в этом случае смотрелся бы отечественный, близкий большинству населения автомобиль «Жигули» или «Волга». Этап конечного синтеза. На этом этапе происходит выделение определенной группы ощущений в целостный образ, который осмысливается и узнается как соответствующий хранимому в памяти образу предмета или явления.Обычно помехи этого этапа преодолевают, обращаясь к личным интересам человека (физическое существование, развитие человека, его сил и способностей); либо к интересам личности, вытекающим из факта группового членства (пол, возраст, уровень доходов и т. д.). Рекламное обращение советских времен «Это должен знать каждый» не утратило своей эффективности и до сих пор используется в рекламе (телевизионный ролик одной из строительных фирм Петербурга). При организации информационного воздействия надо всегда учитывать и другие помехи восприятию. Существует три вида таких всеобъемлющих помех:
1) недоверие к источнику информации; 2) недоверие к личности коммуникатора; 3) адаптируемость человеческой психики, когда сильный стимул со временем становится субъективно слабым.
20. Охарактеризуйте основные технологические пределы восприятия и предложите способы их преодоления. При организации восприятия следует помнить о технологических пределах, способных ограничить эффективность информационного воздействия. Выделяются следующие технологические пределы. 1 Соответствие способа подачи информации возможностям аудитории. 2. Верхний предел эффективного восприятия, связанный с длительностью воздействия на аудиторию. Для каждого из каналов существует свое оптимальное по продолжительности время воздействия. 3. Соответствие позиции, сложившейся у аудитории. Аудитория всегда активно ищет информацию, подтверждающую позицию, которая уже у нее сложилась.
4. Единство формы подачи информации и ее содержания. Любое нарушение в форме подачи информации способно отразиться на ее содержании. 5. Оптимум узнаваемости информации. Выход за пределы. этого оптимума, в обе стороны, нарушает эффективность восприятия. Когда в рекламе все непонятно — она не воспринимается. То же самое можно сказать и про рекламу, в которой все слишком узнаваемо и понятно. При этом узнаваемость бывает двух видов: неспецифическая и специфическая.
Особенности восприятия
1. Восприятие полимодально. Аудиторию интересует не только содержание листовки или рекламного буклета, но и качество бумаги, размеры информационного носителя, качество краски, запахи и т. д. Примером позитивного использования полимодальности восприятия являются образцы западной печатной рекламы, которые приятно пахнут, если их потереть в указанном месте. К слову, и у нас в России появились полиграфические возможности, позволяющие производить приятно пахнущую рекламу.2. На восприятие влияют пространственные эффекты. Эта особенность восприятия требует тщательного рассмотрения. Надо помнить, что на плоскости рекламного плаката, транспаранта и т. д. выделяются доминантные и активные углы. Активный угол - это левый верхний угол. Размещение информации или изображения в этом углу создает в аудитории напряжение и обостряет ее восприятие. Доминантным угломявляется правый нижний угол. Разместив в нем информацию или изображение, мы создаем в аудитории ощущение покоя и значимости рекламируемого лица, продукта, идеи и так далее.3. Восприятие строится с включением воображения. Это требует от текста некоторой недоговоренности, особенно смысловой. Когда в рекламе все понятно, это крайне неинтересно. Но не надо перегибать палку и делать рекламу чрезвычайно запутанной.4. Адаптируемость восприятия. Это свойство позволяет развивать восприятие с помощью новизны в рекламных сообщениях. Именно поэтому язык рекламного сообщения должен быть максимально современным.5. Восприятие включено в целостный поток сообщений. Это, во-первых, приводит к психическому отождествлению получателя информации с информационным героем; во-вторых, требует жесткого контроля над рекламными моделями, чтобы избежать одновременного их появления в двух рекламных роликах. В противном случае один рекламный персонаж начнет конкурировать с другим.6. На восприятие активно влияют образы, содержащиеся в бессознательной части психики человека. Так, профессор Н. Серов считает, что примененный в рекламном сообщении цвет вызывает определенную эмоцию У реципиента. Предложенная им таблица психологического воздействия цвета выглядит следующим образом:-розовый цвет - нежный, внушающий таинственность; -красный цвет - волевой, жизнеутверждающий и т.д.
22.Дайте характеристику причин, оказывающих влияние на процесс понимания.
1. Первая и главная причина — личный опыт человека, влияние его темперамента, характера, традиций групп членства и референтных (наиболее значимых) групп. Реклама должна учитывать множество обстоятельств, чтобы быть понятой именно так, как хотелось рекламодателю. В противном случае эффект такой рекламы окажется негативным, работающим против основной идеи коммуникатора.
2. Технические средства. Радио и телевидение не дают того преимущества, которое имеет печатный текст. — нельзя вернуться несколько раз к непонятному месту и перечитать его столько, сколько нужно для усвоения. Но и радио, и телевидение обладают способностью передавать мысли и эмоциональное состояние информационных героев — за счет невербальных средств, интонации, объемности человеческого голоса, стереофонических звуковых эффектов. Стереозвук субъективно воспринимается как своеобразное свидетельство доказательства реальности происходящего и косвенно повышает степень доверия к информации. Недостатки радио как канала коммуникации, имеющего ограничения в понимании текста, можно компенсировать.
3. Влияние стереотипов. Исследованиями Г. Бейкера (США) в 1940 году устаноалено, что развитие и совершенствование СМК вносит изменения и в сам процессчеловеческого понимания: увеличивается число стереотипов, созданных СМК, и эти стереотипы вовлекаются в решение мыслительных задач в процессе понимания. При этом образ на экране телевизора сверяется на истинность не с реальностью, а с предыдущим образом на том же экране.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|