Сделай Сам Свою Работу на 5

Развитие концепций о массах и их месте в культурно-коммуникативных процессах учеными середины и конца XX века





Определения МК. Становление отечественной теории МК.

МК – процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на большие территории.

Массовая коммуникация носит публичный характер и выполняет функцию массовизации — сплочения аудитории вокруг общих идей, политических взглядов, ценностей, моделей потребления.

Объектом воздействия массовой коммуникации является человек (аудитория). Аудитория как потребитель информации является не просто объектом воздействия, но и участником коммуникации. Специалисты PR подразделяют аудиторию на потребительскую, духовную, профессиональную, половозрелую.

Становление отечественной теории МК. Теория СМК на Западе развивалась параллельно, одновременно с развитием самих СМК, особенно телевидения. Исторически развитие ТВ в капиталистических странах, - как отмечает Н.Бирюков, можно разделить на три основные периода: период зарождения(30-е годы), период становления (вторая половина 40-х - 50-е годы) и период бурного развития (60-е - 70-е годы). Телевидение в СССР началось с первых передач в 1939 г. (хотя первые попытки передачи изображения были еще в 1931 г.). Разумеется, надо принять во внимание военные годы, замедлившие, если не сказать - остановившие работы по развитию ТВ.



Таким образом, 60-е - 70-е годы в СССР можно считать периодом становления действительно массового телевидения.В СССР теоретические исследования в области устной, отчасти технической кино- радио - массовой коммуникации получили некоторое развитие в 20-х, начале 30-х годов в работах социологов, кинематографистов, литературоведов, философов.

Для нашей страны массовая коммуникация в том виде, в каком она существует в буржуазном обществе, неприемлема, так как в силу своих манипуляторских функций она - тормоз на пути социального прогресса, В условиях социализма средства массовой информации (заметьте - СМИ, а не СМК), напротив, всемерно содействуют росту активности масс, участвующих в историческом процессе построения нового общества.

Научные взгляды на МК западных и отечественных ученых на МК



Ю.Хабермаса сама теория познания предстает как коммуникативный процесс, как коммуникация.

К.Ясперса, утверждавшего, что истина - это коммуникация, и, стало быть, истинная коммуникация - это коммуникация по поводу искания истины.

Американский социолог Чарльз Кули имел в виду под коммуникацией механизм, с помощью которого осуществляются и развиваются все многообразные человеческие взаимоотношения, символы, заключенные в разуме, а также средства для передачи их в пространстве и сохранения во времени.

Шеннон выделял три уровня коммуникации: технический, семантический, а также уровень эффективности. Технические проблемы коммуникации связывались им с точностью передачи информации от отправителя к получателю. Семантические проблемы - с интерпретацией сообщения получателем в сопоставлении с изначальным значением. Проблема эффективности говорит о результатах изменения поведения в связи с переданным сообщением.

Н.Ф.Федорова.- Назначение человека - быть существом свободным, а следовательно, и самосозданным.

Русские философы В.Вернадский, П.Флоренский, М.Бахтин, Л.Выготский, Ю.Лотман не разделяли человечество на массовое и немассовое. Так же как человек вошел в мир бесшумно (онтогенез), так и массовость человечества не заявляла как-то единовременно о своей массовости (филогенез). Концептуально две позиции на массовую коммуникацию расходятся как раз в пункте "массовость".

Интегративная природа коммуникологии. Тема общения и сообщения людей в трудах русских философов.

1.Причины ее интегративной природы, кроются в историко-культурной синкретичности самой социальной деятельности человека, основанной именно на пронизывающей и организующей эту деятельность коммуникации. Информационно-системные связи – это тот извечный механизм общественной сути человечества, без которого невозможно было бы ни создание, ни сохранение для потомков социально-культурных ценностей и традиций. В одной из основных статей «Международной энциклопедии коммуникаций», опубликованной в конце 80-х гг. прошлого века в США - говориться, что изучение коммуникаций в той или иной форме всегда затрагивало глубинную сущность гуманизма. Философия, риторика, поэтика, гомилетика, лингвистика, семантика и семиотика – это только небольшая часть тех областей научного познания, которое имеет дело с коммуникационными аспектами.



2.Формы и средства сообщений исторически менялись. На протяжении тысячелетий, затем столетий, и наконец, в наше время – десятилетий, происходило включение в обиход человечества нового инструментария передачи сообщений в пространстве и во времени. Сначала это был естественный язык племени, язык ритуальных и обрядовых танцев, наскальные рисунки и сакральные тексты на камне. Благодаря трудам и творчеству древних мыслителей и трибунов совершенствовалась риторика устной и письменной речи с целью усиления воздействия сообщения. Благодаря последнему прирастало знание, которое становилось сознанием, овладевая смыслом.

Линия исследования познавательных процессов и становления нравственного и гуманистического сознания, проводимая русскими философами Е.Н. и С.Н. Трубецкими, П.А. Флоренским, Н.С. Лосским и другими - «Само слово сознание означает некоторый сложный акт духа, в котором психическое переживание восполняется чем-то сознаваемым. Это что-то и есть сверхпсихический элемент сознания, его объективный смысл».

4. Марксистские и немарксистские взгляды на массы. Прежде всего надо отметить, что К. Маркс, В.И. Ленин, философы и социологи-марксисты понятие масса (ы) употребляли в двух случаях.

Во-первых, в своем абстрактном значении, и тогда оно само по себе не становилось атрибутом социологического тезауруса, а было синонимом слова «слои» («трудящиеся массы», «народные массы», «беднейшая масса» и т.д.). Уже в полемике с младогегельянцами, которые считали массу враждебной истине и прогрессу, К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали, что именно массы творят историю в соответствии со степенью собственной зрелости.

Во-вторых, под массой подразумевалась наиболее передовая и сознательная часть общества, прежде всего пролетариат, к которому в результате революционной пропаганды должна непременно присоединиться и другая часть – «низшие классы», «городская и деревенская беднота, живущая в условиях мелкобуржуазного существования», «обыватели из их медвежьих углов» (выражения В.И. Ленина из разных его работ, в основном – посвященных полемике с народниками).

Слова И. Сталина о понимании массы марксистским учением: «Краеугольный камень марксизма – масса, освобождение которой, по его мнению, является главным условием освобождения личности, т.е., по мнению марксизма, освобождение личности невозможно до тех пор, пока не освободится масса, ввиду чего его лозунг: «Все для массы»

Развитие концепций о массах и их месте в культурно-коммуникативных процессах учеными середины и конца XX века

Массы – это большое количество различных индивидуальностей, слоев, групп, кругов и т.д., возникших с упадком феодализма, крушением относительно гомогенной, однородной общности крестьян и ремесленников в связи с развитием промышленности, расширением экономических связей, городского уклада жизни, миграции сельского населения, научно-техническим прогрессом. Для обозначения ряда специфических черт современного общества употребляется понятие «массовое общество» (mass society), которое связывается с «индустриализацией и урбанизацией, стандартизацией производства и массовым потреблением, бюрократизацией общественной жизни, распространением средств массовой коммуникации и «массовой культуры»

Эта вторая концепция – концепция не классового, а массового общества – была представлена на протяжении трех последних столетий несколькими последовательными эскизами, сделанными, как образно говорит С. Московичи «с оригинала, родившегося в недрах психологии толп». (Московичи, с. 49). Среди предшественников он называет французских социологов Тэна и Токвиля. Последний использовал идею массового общества для характеристики буржуазного общества с точки зрения соотношения в нем свободы и равенства. Возвышение буржуазного государства в процессе реформ во имя равенства приводят к установлению контроля государства над всеми сферами общественной жизни и удушению свободы. С конца XIX в. идеи массового общества получают развитие в элитарной критике так называемого «омассовления» и деспотизма масс.

6. Общая характеристика элементов социально – психологической структуры личности. Элементами ее являются психологические свойства и особенности, обычно называемые чертами личности. Их очень много. Но все это необозримое число психологи пытаются уложить в некоторое количество подструктур. Согласно концепции К. К. Платонова, низший уровень личности — биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т. е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Дальнейший уровень — индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, носит социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Данная подструктура наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, полнее всего отражает идеологию общности, в которую человек включен.

7. Ценностно – смысловая и потребностно – мотивационная сферы личности. Ценностно-смысловаясфера представляет собой ценностные ориентации, которые формируются в процессе усвоения социального опыта. Чаще всего, данная сфера проявляется в целях, идеалах, убеждениях, интересах и является важнейшим фактором социальной регуляции. В общении и взаимодействии ценностные ориентации тесно связаны с познавательными и волевыми особенностями коммуникативного процесса, где образуется содержательный аспект направленности личности. При этом под социальными установками понимают субъективные ориентации индивида как члена группы на те или иные ценности. Названные ориентации диктуют человеку определённые социально-приемлемые способы поведения. Потребностно-мотивационнаясфера личности представляет собой сложный интегральный психологический образ. Во всех процессах деятельности человека обязательно есть мотив, т.е. то, что принадлежит самому субъекту поведения. Мотив является устойчивым личностным свойством, которое вбирает в себя потребности и намерено что-то сделать. Потребность человека является главным источником его активности. Значение потребностей: 1) осуществляется регулируемое поведение личности в социуме (престиж), 2) определённая направленность мышления (эмоции, чувства, воля человека)

8. Социально – психологическая компетентность личности и статусно – ролевые характеристики личности. Социально-психологическая компетентность личности состоит из жизненных и профессиональных компетенций. Жизненные являются результатом социализации и подразумевают умения разбираться в вопросах общения. На данную компетентность оказывает большое влияние предрассудки, бытовые стереотипы, народный опыт. Профессиональная состоит из научных знаний в сфере общения. В состав социально-психологической компетенции входят знания в области взаимодействия поведения, обмена инфо, восприятия людьми друг друга, а также способность человека правильно ориентироваться в социальных отношениях, т.е. определять внутренние особенности и состояние других людей и выбирать адекватные способы взаимодействия с ними. Социально-психологическая компетентность личности определяется следующими факторами: 1)индивидуальные особенности человека, 2)психическое состояние, 3)коммуникативный потенциал, 4)особенности социализации, 5)особенности этнопсихологических различий, 6)уровень коммуникативной подготовленности

Статусно-ролевые характеристики личности определяют её поведение в поступках, в социальной активности человека. Одновременно данный компонент свидетельствует о зависимости личности от конкретной социальной структуры общественной ситуации. Социальная стратификация (ранжирование) зависит от социальной мобильности. Виды страт: а) физические или физиологические б) образовательные в) капитальные. 9.Эмоциональное воздействие как средство создания рекламного образа, его основные лексические и визуальные составляющие.
10.Условия возникновения эффективной коммуникации личности:понятие и виды

Эффективная коммуникация строиться на: уважении к собеседнику, и на умении слушать его, и услышать и понять его слова. На умении чувствовать психологический настрой собеседника. На способности, правильно определить его нужды, стремления и эмоции. Умении сочувствовать и выразить сочувствие и поддержку собеседнику. Способности к искреннему выражению чувств. Короче, проявлении чуткости к собеседнику. Применении методов аффективного слушания. Умении применять на практике вербальные и невербальные способы (каналы) воздействия. Слова, вернее смысл слов и предложений, передаваться с помощью вербального канала коммуникации, а интонация, тон громкость и тембр голоса, внешний вид, жестикуляция, мимика - с помощью невербального и т.д. Используя эти каналы коммуникации отправитель отправляет сообщение получателю. Эффективная коммуникация – это коммуникация, способствующая достижению целей участников общения.

Виды и уровни коммуникации: 1. Внешние - коммуникации между организациями и средой (например, с потребителями – через рекламу; с государственными органами – письменные отчёты, информация по финансовым вопросам и другие сведения). 2. Формальные – определяются политикой, правилами, должностными инструкциями и осуществляются по формальным каналам. Делятся на: • Вертикальные. Информация передается с одного уровня на другой. В свою очередь вертикальные коммуникации подразделяются на восходящие и нисходящие. • Горизонтальные. Осуществляются между подразделениями. Предназначаются для координации их деятельности. 3. Неформальные. Не следуют общим правилам организации и осуществляются по неформальным каналам, существующим в силу личных отношений между членами организации. Канал распространения слухов. 4. Вербальные (с использованием слов) и невербальные (без использования слов). 5. Межличностные. Осуществляются путем передачи идей, фактов, намеков, ощущений, восприятий, чувств и отношений от одного лица к другому с целью получить в ответ желаемую реакцию.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.