Сделай Сам Свою Работу на 5

Административно правовой статус средств массовой информации





Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

Учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган.

Не может выступать учредителем:

· гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным;

· объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которого запрещена по закону;

· гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации.

Редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации.

Редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности.



Редакция может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.

Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде.

Деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом в порядке гражданского судопроизводства по иску регистрирующего органа.

Государственные органы и организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.



Журналист имеет право:

· искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

· посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

· быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

· получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

· посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;

· проверять достоверность сообщаемой ему информации;

· излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;

· распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.

35. Административно - правовой статус некоммерческих организаций.

Основу административно-правового статуса некоммерческих организаций составляет Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", который конкретизирует соответствующие положения ГК РФ, определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления. Кроме того, данный Закон определяет порядок создания и деятельности на территории РФ структурных подразделений иностранных некоммерческих организаций, под которыми понимаются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками (ст. 2).



Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами. Так, после внесения соответствующих поправок в названный Закон появилась новая форма некоммерческих организаций - государственная корпорация, которой признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная РФ на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций (ст. 7.1). Государственная корпорация создается на основании федерального закона. В настоящее время в качестве примера подобной корпорации можно привести Агентство по страхованию вкладов, созданное на основании Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (в ред. от 27 июля 200которого определено, что целью Агентства по страхованию вкладов является обеспечение функционирования системы страхования вкладов.

При осуществлении функций по обязательному страхованию вкладов Агентство, в частности:

· организует учет банков (ведет реестр банков);

· осуществляет сбор страховых взносов и контроль за их поступлением в фонд обязательного страхования вкладов;

· осуществляет мероприятия по учету требований вкладчиков к банку и выплате им возмещения по вкладам;

· имеет право обращаться в Банк России с предложением о применении к банкам мер ответственности за нарушение требований Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации";

· размещает и (или) инвестирует временно свободные денежные средства фонда обязательного страхования вкладов;

· имеет право требовать от банков размещения информации о системе страхования вкладов и об участии в ней банка в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О некоммерческих организациях" общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Общественные и религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы.

Определение особенностей правового положения общественных организаций (объединений) и религиозных организаций (объединений) делегировано Федеральным законом "О некоммерческих организациях" специальным федеральным законом. В настоящее время отношения, возникающие в рассматриваемой сфере, регулируются Федеральными законами от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" и от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Под общественным объединением в соответствии со ст. 5 Федерального закона "Об общественных объединениях" понимается добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Согласно ст. 7 этого Закона общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

· общественная организация;

· общественное движение;

· общественный фонд;

· общественное учреждение;

· орган общественной самодеятельности;

· политическая партия.

Общественная организация - основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Общественное движение - состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Общественный фонд - один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использования данного имущества на общественно полезные цели.

Общественное учреждение - не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям.

Орган общественной самодеятельности - не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности.

Статус политических партий в соответствии со ст. 12.2 Федерального закона "Об общественных объединениях" определяется специальным законом. В настоящее время это

Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (в ред. от 30 декабря 2006 г.), определяющий политическую партию как общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. При этом политическая партия должна отвечать следующим требованиям:

политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов РФ, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

в политической партии должно состоять не менее 10 тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов РФ политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 100 членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее 50 членов политической партии;

руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории РФ.

Основными целями политической партии являются:

· формирование общественного мнения;

· политическое образование и воспитание граждан;

· выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

· выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.

Административно-правовой статус некоммерческих организаций выражается прежде всего в законодательном закреплении принципов их создания и деятельности, а также основ взаимодействия государства и некоммерческих организаций. Так, в соответствии со ст. 15 Федерального закона "Об общественных объединениях" определены принципы создания и деятельности общественных объединений, равенства перед законом независимо от организационно-правовых форм. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности.

Согласно этому Закону деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредителях и программных документах - общедоступной. Статьей 16 названного Закона, в частности, запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по общему правилу, установленному ст. 17 Федерального закона "Об общественных объединениях", не допускается. Исключение составляют случаи, предусмотренные федеральными законами, в частности надзор за деятельностью общественных объединений.

Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, поддерживает их деятельность, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты).

Далее проиллюстрируем административно-правовой статус некоммерческих организаций на примере религиозных объединений и благотворительных организаций.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.