Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие ценностей в этике Им. Канта





Вопросам этики Кант посвятил философскую работу «Критика практического разума». По его мнению, в идеях чистый разум говорит свое последнее слово, а далее начинается область практического разума, область воли. Ввиду того, что мы должны быть нравственными существами, воля предписывает нам постулировать, считать познаваемыми некоторые вещи в себе, как, например, нашу свободу и Бога, и вот почему практический разум имеет первенство перед теоретическим; он признает познаваемым то, что для последнего только мыслимо. В силу того, что наша природа чувственна, законы воли обращаются к нам в виде приказаний; они бывают или субъективно-действительны (максимы, волевые мнения индивидуума), или объективно-действительны (обязательные предписания, императивы). Среди последних своей несокрушимой требовательностью выделяется категорический императив, повелевающий нам поступать нравственно, как бы ни влияли эти поступки на наше личное благополучие. Кант считает, что мы должны быть нравственными ради самой нравственности, добродетельными – ради самой добродетели; исполнение долга само по себе составляет цель хорошего поведения. Мало того, вполне нравственным может быть назван только такой человек, который совершает добро не вследствие счастливой склонности своей натуры, а исключительно из соображений долга; истинная нравственность скорее побеждает склонности, нежели идет с ними рука об руку, и в числе стимулов добродетельного поступка не должно быть природной склонности к таким поступкам.



История рассмотрения понятия ценностей в отечественной аксиологии.

Подробный обзор развития теории ценностей в отечественной философии и нынешнего состояния аксиологической проблематики представлены М.С.Каганом.

Первые попытки построения теории ценностей предпринимали ещё А. Луначарский и Н. Лосский. Известны такие их работы, как «Ценность и Бытие» Н. Лосского, «К вопросу об оценке» А. Луначарского, в которых теория ценности либо отождествляется с религиозной философией (Н. Лосский), либо трактуется “как наука об оценках” (А. Луначарский). Во второй половине нашего столетия появился ряд специальных работ, посвященных теории ценностей, разрабатываемой с марксистских позиций, таких авторов, как Г. Дробницкий, М. Каган, И. Кон, В. Смоляноский, В. Тугаринов. [2]



В 60-90-х годах нашего столетия появились новые публикации, в которых обсуждение общих положений теории ценностей осуществлялось вне рамок исторического материализма. Это работы по этике, эстетике, логике, социологии и социальной психологии С. Анисимова, Ю. Борева, А. Гулыги, А. Здравосмыслова, А. Ивина, В. Келле, В. Крюкова, М. Мамардашвили, Н. Мотрошиловой, Б. Орлова, С. Рубинштейна, Л. Столовича, М.Туровского, Л. Чухиной, В. Ядова и др.).

Выделим некоторые наиболее значимые аспекты разработки аксиологической проблематики в отечественной философии. Во-первых, обилие публикаций и важность поставленных в аксиологических исследованиях задач свидетельствуют об актуальности проблемы. Во-вторых, многообразие точек зрения и подходов к теории ценностей привело к тому, что понимание феномена ценностей, их места и роли в культуре и, соответственно, проблемное содержание теории ценностей требует разработки междисциплинарного анализа природы этого феномена и выявления философско-методологических принципов построения теории ценности.

В отечественной литературе высказывается точка зрения о том, что таким подходом может быть рассмотрение феномена ценностей с позиций функционального, системного, исторического, деятельностного аспектов исследования. Причём абсолютизация одного из указанных направлений исследования приведёт к одностороннему пониманию природы ценностей, искажению реального содержания ценностного отношения. Наиболее продуктивным и целесообразным при изучении данной проблемы является рассмотрение феномена ценностей в контексте системного анализа человеческой деятельности.



Общественные идеалы.

Общественные идеалы формируют представление о будущем и по сути строят его в настоящем.

Идеал общественный отражает тот элемент действительности, в котором зреет будущее.

Поэтому Идеалы общественные всегда играли большую роль в истории политических и идейных движений.

Идеал это мотив, оправдывающий напряжение сил и энергии многих людей ради достижения определенных социальных и политических целей.

Примеры представлений об идеальном государстве: Идеал единого национального государства, Идеал исламского государства, Идеал коммунистического (определенным образом структурированного и трансформированного) общества.

С точки зрения внутренней организации государства, в мире конкурируют два основных Идеала - демократии и сильной власти.

Образ идеального общественного порядка выполняет определенные функции также и в моральном сознании. Идеал общественный включает в себя идеал моральный, как составную часть, являясь основой нравственности.

Идеалы общественные могут быть действенными, ориентировать народные массы на практическое переустройство общества, или иллюзорными, уводить людей от их практических задач в область бесплодных фантазий и несбыточных мечтаний. Примером последнего может служить христианское учение о «грядущем царстве божьем на земле», которое должно якобы наступить как результат божественной милости, не зависимо от действий людей.

В истории общественного сознания складывались как Идеалы прогрессивные, которые в какой-то мере соответствовали объективной тенденции развития общества, были идейной основой (знаменем) революционных движений, так и Идеалы реакционные, противоречащие ходу общественного развития, отражающие представления и интересы отживших классов, уходящих с исторической арены.

Все Идеалы прошлого были утопическими. Даже тогда, когда они выражали прогрессивные устремления народных масс, протест против эксплуатации и несправедливости они основывались лишь на субъективных пожеланиях лучшего будущего, без понимания объективных исторических законов. Таковы были учения социалистов-утопистов (утопический социализм), которые предугадывали некоторые черты будущего социалистического и коммунистического общества, но не могли указать действительные пути его осуществления.

Предметные ценности.

Предметные ценности — это естественные блага, потребительная стоимость продуктов труда, социальные блага, содержащиеся в общественных явлениях, исторические события, культурное наследие, моральное добро, эстетические явления, отвечающие критериям красоты, предметы религиозного культа или воплощенные в знаковой форме религиозные идеи и т. п.

Предметные ценности существуют не в сознании, а в мире конкретных вещей, явлений, функционирующих в жизнедеятельности людей. Главная сфера предметных ценностей — продукты целесообразной деятельности человека, воплощающей представления личности и общества о совершенстве. При этом в качестве предметно воплощенной ценности может выступать как результат деятельности, так и сама деятельность.

Личностные ценности.

Истоки Ценностей личностных - в культуре, обществе и личности.

По функциональному значению Ценности личностные могут быть разделены на две основные группы: терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства).

Каждой личности присуща индивидуально-специфическая иерархия Ценностей личностных. При этом общее число ценностей, являющихся достоянием одного человека, сравнительно невелико. Среди этих ценностей как уникальные, характерные только для данного индивида, так и ценности, которые объединяют его с определенной категорией людей. Например, свобода творчества, инновационные идеи, уважение интеллектуальной собственности характерны для творческих людей. Ценности личностные могут быть и типовыми, отражающими определенный тип личности.

Все люди обладают одними и теми же ценностями, но в различной степени.

Ценности личностные формируются в процессе воспитания и образования, накопления жизненного опыта индивида. Они должны быть обеспечены смысловым, эмоционально переживаемым, задевающим личность отношением к жизни.

Ценности личностные характеризуются высокой осознанностью, отражаясь в сознании в форме ценностных ориентаций. Возможно как неполное, неадекватное отражение Ценностей личностных в сознании, так и ориентация в плане сознания на ценности, не являющиеся реальными мотивами деятельности личности.

Влияние Ценностей личностных прослеживается практически во всех социальных феноменах. Они имеют ситуативный характер и управляют выбором или оценкой поведения, событий.

Влияние Ценностей личностных на поведение конкретного человека зависит от степени их ясности и непротиворечивости. Размытость ценностей обусловливает непоследовательность поступков, поскольку оказывать влияние на такого человека легче, чем на человека с чёткой и очевидной системой ценностей.

Сила личности напрямую зависит от степени кристаллизации Ценностей личностных. Ясные и непротиворечивые ценности проявляются в активной жизненной позиции, ответственности человека за себя и окружающую его ситуацию, готовности идти на риск для достижения целей, инициативе и творчестве.

Ценности личностные выступают связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием, являются механизмом детерминации индивидуальной жизнедеятельности, социокультурными регуляторами, формой представленности последних в психологической структуре личности.

Процесс интериоризации ценностей социальных, превращения их в Ценности личностные и вытеснения последними потребностей может идти с отклонениями, порождая девиантные структуры Ценностей личностных. Как нормальное, так и девиантное развитие Ценностей сферы личности происходит под опосредующим влиянием ценностей первичных малых групп, в которые индивид включен на ранних этапах развития, в первую очередь семьи.

Ценностные ориентации.

Ценностные ориентации - это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентация имеет многоуровневую структуру. Вершина ее - ценности, связанные с идеализациями и жизненными целями личности. Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе сомой, основу мировоззрения, ядро мотивации и "философию жизни". Ценностные ориентации - способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной). Направленность личности выражает одну из самых существенных ее характеристик, определяющую социальную и нравственную ценность личности. Содержание направленности - это, прежде всего доминирующие, социально обусловленные отношения личности к окружающей действительности. Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое реальное выражение в активной деятельности человека, то есть должны стать устойчивыми мотивами деятельности и превратиться в убеждения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.