|
Основные подходы к рассмотрению ценностей: аксиологический трансцендентализм.
Аксиология и ее предмет
Аксиология – философское учение о природе ценностей, их месте и роли в целостной структуре мироотношения и мировоззрения людей. Содержание аксиологии – это система знаний о сфере действительности, рассматриваемой как общий для аксиологии предмет познания.
Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.
Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулировавшим его в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность — полезность. То есть ценность и польза — две стороны одной и той же медали.
Соответственно, аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации. Задача аксиологии в таком случае — показать возможности практического разума в общей структуре бытия.
Предметом познания в аксиологии являются ценности (от axio – ценность, logos – слово, учение).
Определение понятия «ценность» фиксирует сущностные качества той сферы действительности, которая обозначается посредством этого понятия. На его основе формируется система знаний, составляющая содержание аксиологии.
В качестве ценностей называют следующее:
· категории: Любовь, Истина, Добро, Красота, Мир и т.п.
· качества личности: скромность, ответственность и т.п,
· стили управления или формы правления: авторитаризм, либерализм и т.п.
· качества социальных отношений: равенство женщин и т.п.,
· качества социальных общностей: мощь государства и т.п.
· и другое
Сущностные платформы аксиологии.
Существует две платформы аксеологии:
Софист Протагор из Абдер (484-411) был последовательным сенсуалистом и считал, что мир есть таким, каким он представлен в чувствах человека. К нам дошли вот такие выражения Протагора: "Человек есть мерою всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих , что они не существуют." (Другими словами: есть только то, что человек воспринимает своими органами чувств, и нет того, чего человек не воспринимает чувствами.) "Как мы чувствуем, так оно и есть на самом деле." "Все есть таким, каким оно кажется нам." Человек мера всех вещей (человек высшая ценность).
Аксиология Платона. Аксиология – учение о ценностях и ценностном мире. Вновь для Платона высшими ценностями являются идеи. Материя стремится достичь своего усовершения в максимальном приобщении к миру идей. Сила такого рода устремления – эрос, сила любви. Когда материи удается выразить природу идей, то материя предстает не только как истинная, но и как красивая и добрая. Степени причастности бытия миру идей оказываются одновременно ступенями красоты. Низший вид красоты – красота материальной вещи, например, совершенного человеческого тела. Более высокая ступень красоты – красота души. Наконец, высшая степень красоты – красота чистых идей. Человеческая душа состоит из трех более частных видов души – растительной, животной и разумной. Растительная душа присуща всему живому. Она проявляет себя в функциях питания, роста и размножения. Животная душа есть только у животных и человека. Ее проявления – способность обладания представлениями, эмоциями и волевыми побуждениями. Наконец, разумной душой обладает только человек, благодаря чему он способен мыслить, владеть речью, переживать высшую чувственность и совершать далеко планируемую деятельность. У каждого вида души есть свой идеал, своя добродетель.
Понятие ценности как центральное в аксиологии.
Основные подходы к рассмотрению ценностей: натуралистический психологизм.
Основной тезис психологического подхода к проблеме сущности ценностей заключается в сведении ценности к тем или иным душевным проявлениям, возникающим в процессе предметного действия.
Деление ценностей на Истину, Красоту и Добро Перри считает традиционной аксиологической классификацией, но предлагает и свою классификацию, согласно которой ценности можно разделить на “функции интереса” и на “институциональные формы” (например - познавательные, моральные, экономические, политические, этические, религиозные).
Другой вариант этой же концепции ценности был предложен Дж.Дьюи. «Ценность рождается в ситуации и не может существовать как свойство предметов или явлений независимо от той деятельности людей, в которую вовлечены эти предметы».
Дж.Дьюи считает, что суждение о ценностях подразумевает исследование всех составных компонентов ситуации: условий возникновения интереса, объекта его направленности и вероятности проявления желаемого исхода.
Дьюи делает значительный шаг вперед в понимании ценности по сравнению с другими “натуралистами”, в частности с Перри. Для него ценность не просто объект интереса, но и результат деятельности человека, его опыта. В отличие от Перри, Дьюи подчеркивает социальный характер интересов человека, включенных в опыт, образующих ценность, и акт оценки предполагает, по его мнению, деятельность интеллекта и не является чисто иррациональным.
Натуралистический психологизм, представленный Дж.Дьюи и Р.Б.Перри позволяет сделать вывод о том, что ценности в этой концепции рассматриваются как объективные факторы реальности, которые эмпирически наблюдаемы, а их источник связывается с биологическими и психическими потребностями человека. С этой точки зрения любой предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью. Согласно Перри, «ценность - это любой объект интереса. Человек живет и действует в свете ожидания, это движущее ожидание; по отношению к объекту оно является предвосхищающим интересом, ценность – его функция. В свете интереса объект может быть желаемым, избегаемым, внушающим страх, отвращение и т.д.» Ценность как потребность, ценность как интерес, ценность как выбор и установка - вот путь, по которому пошел натуралистический психологизм, названный Р.Б.Перрри “биоцентрическим”.
Основные подходы к рассмотрению ценностей: аксиологический трансцендентализм.
В учениях, принадлежащих к аксиологическому трансцендентализму ценности понимаются как то, что человеку задано свыше как идеалы, которых в жизни человечество никогда не достигало. В рамках религиозных теорий весть о ценностях приходит к человеку через Откровение. Атеистические теории возлагают надежду на разум, посредством которого человек может выделить абсолютно необходимое. Примером такого рода ценностей является категорический императив И. Канта.
Для учений этого типа характерен изначальный разрыв между жизнью человека и трансцендентным смыслом: значимость того, что представляет ценность находится «по ту сторону» существования, а поэтому не является ни субъективным, ни объективным. «…Ценность объявляется трансцендентальной, т.е. выходящей за пределы нормы и опыта в сферу Духа – всеобщего, высшего и абсолютно необходимого. Образуя особое «царство смысла», такие высшие общезначимые ценности как истина, красота, добро, оказываются, в конечном счете, непостижимыми для науки. О смысле добра или истины можно сказать только то, что выше науки стоят: интуитивная ориентация на абсолютные принципы интеграции всех предпочтений: идеальная «чистая» норма, способная синтезировать все множество специфических норм: иррациональная ориентация, направленная к достижению трансцендентных целей [нирвана, мистический экстаз, откровение, вера в Бога] и т.д.» [45, с. 197].
Теории аксиологического трансцендентализма возникли первыми на основе трудов Канта. В этих теориях подчеркивается трансцендентальный характер ценностей и обращается внимание на необходимость сознательной ориентации людей через их волю на представленные как ценности идеалы, которых человечество никогда не достигало. В качестве основной характеристики ценностей выделяется значимость, которая может быть выражена различной степенью общезначимости. Назначение ценностей с высокой степенью общезначимости [абсолютно значимых ценностей у В. Виндельбанда и теоретических ценностей у Г. Риккерта] видится в упорядочивании хаоса индивидуальных или фактически общезначимых ценностей. С точки зрения И. Канта и В. Виндельбанда выделение трансцендентальных или абсолютно значимых ценностей происходит через работу разума, через суждения.
И. Кант в качестве высшей ценности признавал добрую волю, предметная направленность которой, определялась объективно существующей абсолютной необходимостью – априорным законом, который ничего не заимствует из знаний о человеке. Законообразность поступков человека, по мнению Канта, проявляется в нравственном законе, который находит выражение в принципе, называемым Кантом категорическим императивом: «Поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы» [33, с. 197].
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|