Сделай Сам Свою Работу на 5

Бюджетно-налоговая политика государства





Количество денег, необходимое в обращении. Формула Фишера

В соответствии с современным подходом их количество, необходимое для обращения, определяется массой (количеством) и ценой реализуемых товаров, то есть суммой цен всех товаров. Следует при этом подчеркнуть, что чем быстрее оборачиваемость денег, тем меньше требуется их для обращения. Своими корнями эта проблема уходит к началу развития капитализма, к первым концепциям количественной теории денег, получившая свое дальнейшее развитие неоклассической количественной теорией денег, предложенной Маршаллом и Фишером. Главным образом на Западе пользуются формулой, предложенной Фишером (американский экономист), показывающей зависимость уровня цен от денежной массы:

MV = PQ, где М — денежная масса, V — скорость обращения денег, Р — уровень товарных цен, Q — количество обращающихся товаров. В соответствии с этой формулой уровень цен определяется по формуле: P=MV/Q

Количество денег в обращении (денежная масса) М =PQ/V

Исходя из данной формулы, Фишер делает вывод, что стоимость денег обратно пропорциональна их количеству. Формула Фишера MV = PQ позволяет объяснить явление инфляции с точки зрения нарушений в сфере бумажно-денежного обращения. (Инфляция — это обесценивание денег, сопровождаемое ростом товарных цен). Экономическая трактовка формулы М =PQ/V: чем больше созданный в стране национальный продукт, тем больше денег должно находиться в обращении. С увеличением физического количества товаров и цен этих товаров приходится наращивать денежную массу, и, наоборот, по мере уменьшения количества товаров и цен на них следует сужать денежную массу. В условиях инфляции масса денег в обращении оказывается чувствительной по отношению к уровню цен. Для нормального функционирования товарооборота и денежного обращения приходится увеличивать денежную массу в соответствии с ростом цен. Несоблюдение этого принципа ведет к сбоям в функционировании товарно-денежной системы, дефициту денег в обращении. Контроль со стороны государства за денежной массой необходим в целях воздействия на цены, производство, в целом на экономику.



1. Что такое бюджетно-налоговая (фискальная) политика?



Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета.Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг.

2. Какие виды фискальной политики вы знаете?

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики:

1) дискреционную политику, основанную на жестком сознательном вмешательстве в экономику;

2) недискреционную (автоматическую) политику, основанную на автоматической стабилизации экономики.

Дискриционная делится на стимулирующую и сдерживающую.

Стимулирующую – или фискальная экспансия, в краткосрочном периоде преследует цель преодоления циклического спада экономики, а также предполагает снижение налогов, рост государственных расходов или комбинирование этих мер. В долгосрочном периоде политика снижения налогов может стать причиной расширения предложения факторов производства, а также увеличения потенциального объема выпуска.

Стимулирующая фискальная политика включает:

1) увеличение государственных расходов

2) снижение налогов, или

3) сочетание первого и второго.

Сдерживающую – или фискальная рестрикция, проводится ради сдерживания циклического подъема экономики, при этом предполагает снижение увеличение налогов, государственных расходов или комбинацию этих мер. В краткосрочном периоде все эти меры дают возможность снизить инфляцию спроса за счет роста безработицы и спада объема производства. В долгосрочном периоде возрастающий налоговый клин может стать основой для снижения совокупного предложения, а также развертывания механизма стагфляции.



Сдерживающая фискальная политика включает:

1)уменьшение правительственных расходов

2)увеличение налогов

3) сочетание первого и второго

3. Как действует налоговый мультипликатор?

Налоговый мультипликатор (Tax multiplier) (mt) – это показатель, показывающий зависимость между объемом выпуска и изменением налогов.

Чем ниже предельная налоговая ставка, тем выше мультипликационный эффект, и наоборот.

4. Что такое автоматический (встроенный) стабилизатор?

Система автоматических встроенных стабилизаторов – автоматическое увеличение налоговых поступлений, сокращение госрасходов в условиях подъема и, наоборот, автоматическое сокращение налоговых поступлений, увеличение госрасходов во время спада без изменений действующего законодательства - только за счет существования системы встроенных в экономическую систему стабилизаторов. Встроенные стабилизаторы - механизмы бюджетно-налоговой политики, работающие в режиме саморегулирования и самостоятельно (без вмешательства правительства) реагирующие на изменения экономической конъюнктуры.

5. Что такое государственный бюджет?

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Федеральный бюджет имеет силу закона! Он утверждается федеральным законом о бюджете.

Бюджетный кодекс РФ.

6. Какие элементы входят в бюджетную систему государства?

1. Федеральный. Счетная палата.

2. Региональный. Министерство финансов.

3. Муниципальный.

7. Какие виды доходов и расходов бюджета вы знаете?

Источниками государственного (центрального) бюджета являются:

— прямые и косвенные налоги. В доходах государства они составляют от 80 до 90 %. Самыми крупными из них являются

— подоходный налог, налог на прибыль корпораций и налог на добавленную стоимость;

— государственные займы. Осуществляются они с помощью выпуска и реализации государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей). Их доля в государственном бюджете составляет от 10 до 20 %)

— эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. К этому источнику правительства прибегают в том случае, если располагаемыми доходами нельзя обеспечить финансирование производимых расходов, т. е. в условиях превышения расходов над доходами.

8. Дайте определение налоговой системы.

Налоговая система — основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов.

Налоговая система – совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, взимаемых на условиях, определяемых законодательными актами.

9. Объясните понятия «налог», «сбор», «пошлина».

Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Государственная пошлина – сбор, взимаемый с лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам за совершение в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных. Это понятие уже чем понятие «сбора».

Пошлина и сбор отличаются от налогов:

1. По значению. Налоговые платежи обеспечивают до 80% поступлений в доходную часть бюджета, остальные виды отчислений, соответственно, меньше.

2. По цели. Цель налогов – удовлетворение потребностей государства, цель пошлин, сборов - удовлетворение определенных потребностей или затрат учреждений.

3. По обстоятельствам. Налоги представляют собой безусловные платежи; пошлина, сбор выплачиваются в связи с услугой, предоставляемой плательщику государственным учреждением, которое реализует государственно-властные полномочия.

4. По характеру обязанности. Уплата налога связана с четко выраженной обязанностью плательщика; пошлина, сбор характеризуются определенной добровольностью действий его и не регулируются иногда отношениями императивного характера.

5. По периодичности. Сборы, платежи, пошлина часто носят разовый характер и их уплата осуществляется без определенной системы; налоги характеризуются определенной периодичностью.

6. Отношения возмездности характерны для пошлин, сборов (в отличие от налогов).

10. Перечислите функции налогообложения.

Рассматривая современную систему налогообложения, можно сделать вывод о том, что на данном этапе налоги выполняют следующие основные функции: фискальную, распределительную (социальную), регулирующую, контрольную, поощрительную.

Во-первых, самой основной в группе функций налогообложения является фискальная функция. Благодаря фискальной функции, то есть сбору денежных средств, формируются государственные ресурсы, которые резервируются для последующих целевых программ государства. В этом заключается само содержание налога. Все последующие функции будут производными от фискальной.

Неразрывно с фискальной находится экономическая функция. Она означает, что налогообложение является механизмом перераспределения некоторых государственных процессов. Благодаря экономической функции оказывается влияние на производство, увеличивая или снижая его темпы, на увеличение или сужение спроса, на накопление капитала.

Во-вторых, это распределительная функция налогообложения. Другими словами ее еще можно называть социальной функцией. Ее суть заключается в том, что все доходы общества перераспределяются между собой. В другом смысле, благодаря социальной функции, денежные средства идут в пользу наименее защищенных категорий общества путем возложение и увеличения налогов для более сильных. Распределительная функция позволяет взять часть дохода у одних, и передать его другим, более нуждающимся. В некоторых странах Европы уже давно официально признано, что налоги устанавливаются для людей, имеющих высокий доход. Для сравнения, в нашей стране можно привести пример с акцизами, которые устанавливаются, как правило, на некоторые товары и на предметы роскоши.

В-третьих, это регулирующая функция. В этом понимании налогообложение является своеобразным регулятором экономических отношений общества. Регулирующая функция имеет обширное действие, и включает в себя еще несколько функций: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Сущность стимулирующей функции заключается в том, что налогообложение является инструментом для развития тех или иных экономический отношений. Стимулирующая функция включает в себя наличие налоговых освобождений и льгот. Так, например, налоговым законодательством предусмотрены налоговые льготы для малого бизнеса, производителям сельского хозяйства, и т.д.

Соответственно, дестимулирующая функция наоборот предусматривает какие-либо налоговые обременения для того, чтобы затормозить движение некоторых экономических процессов. Содержание этой функции налогообложения можно увидеть на примере повышения таможенных пошлин.

Воспроизводственная функция заключается в следующем. Мы постоянно используем различное сырье. Соответственно, для его воспроизводства требуются материальные затраты. Так вот, благодаря воспроизводственной функции всегда поддерживается достаточный уровень денежных средств, необходимы для восстановления используемых ресурсов. Хорошим примером здесь может являться плата за воду.

В-четвертых, контрольная функция. Благодаря этой функции налогообложения можно проследить за движением финансовых средств, за доходами и расходами государства, оценить направления движения финансов, их целесообразность. Иными словами, контрольная функция позволяет оценить в целом всю систему налогообложения, и оценить необходимость внесения изменения и корректив в налоговую и бюджетную сферы.

Ну, и в-пятых, это поощрительная функция. Сущность этой функции налогообложения должна была бы заключаться в том, чтобы выделять отдельные категории граждан, поощрять их за какие-либо заслуги, например, инвалидов Великой отечественной войны. Однако, на практике, поощрительная функция не нашла широкого распространения, как иные функции налогообложения, и используется для реализации налоговых механизмов в социальной государственной политике.

11. По каким признакам классифицируются налоги?

Классификация налогов — это распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.

Налоги и сборы классифицируются по различным признакам:

1. По способу изъятия различают два вида налогов:

· прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы);

· косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу. Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

2. По воздействию налоги подразделяются на:

· пропорциональные – это налоги, ставки которых устанавливаются в фиксированном проценте к доходу или стоимости имущества;

· прогрессивные – это налоги, ставки которых увеличиваются с ростом стоимости объекта налогообложения;

· дегрессивные или регрессивные – это налоги, ставки которых уменьшаются с ростом стоимости объекта налогообложения;

· твердые - это налоги, величина ставки которых устанавливается в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы.

3. По назначению различают:

· общие налоги – средства от которых не закреплены за отдельными направлениями расходов государства (налог на прибыль, НДС, НДФЛ);

· маркированные (специальные) налоги – имеют целевое назначение (земельный налог, страховые взносы).

12. Каков принцип налогообложения по кривой Лаффера?

При высокой ставке подоходного налога (более 50%) резко снижается деловая активность фирм и населения. Кривая Лаффера отражает зависимость поступлений в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога.

Описывает зависимость между ставками налогообложения и базой налогообложения (объемом выпускаемой продукции). Показывает, что снижение ставки налогообложения обладает мощным стимулирующим воздействием на производство. База налогообложения увеличивается. Продукции выпускается больше, а потому собирается больше налогов. Снижение ставки налогообложения компенсируется ростом выпуска продукции, в конечном счете налоговые поступления увеличиваются,

13. Назовите основные принципы налогообложения.

1. Сочетание прямых и косвенных налогов;

2. Универсальность налогообложения;

3. Равнонапряженность налогового бремени для всех субъектов налоговых правоотношений;

4. Однократность налогообложения;

5. Использование системы налоговых льгот;

6. Стремление к стабильности условий налогообложения;

7. Запрет обратной силы налоговых законов.

14. Какие методы налогообложения и способы уплаты налогов вы знаете?

Метод налогообложения – порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. Выделяют четыре основных метода налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное.

Равное налогообложение предполагает установление для каждого плательщика равной суммы налога. Иначе – это подушное налогообложение (самый древний и простой вид). Этот метод не учитывает имущественного положения и поэтому применяется в исключительных случаях (например, некоторые целевые налоги).

Пропорциональное налогообложение – метод налогообложения, при котором для каждого плательщика равна ставка (а не сумма) налога, которая не зависит от величины дохода (налоговой базы). С ростом базы налог возрастает пропорционально.

Прогрессивное налогообложение – порядок налогообложения, при котором с ростом налоговой базы возрастает ставка налога.

Регрессивное налогообложение – порядок налогообложения, при котором с ростом налоговой базы происходит сокращение размера налоговой ставки (т.е. норма налогообложения уменьшается по мере возрастания дохода налогоплательщика).

15. Что такое дефицит государственного бюджета? Какими способами его можно покрыть?

Дефицит бюджета - это превышение расходов бюджета над его доходами. Дефицит государственного бюджета – это разность между расходами и доходами государства за определенный период.

Согласно Бюджетному кодексу РФ «источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1. Внутренние источники следующих видов:

· кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

· государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

· бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

2. Внешние источники следующих видов:

· государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

· кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте».

16. Что такое государственный долг? Каковы элементы государственного долга России?

Госуда́рственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием, пропорционально доле государства в акционерном капитале последних.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.