Сделай Сам Свою Работу на 5

Государственное регулирование экономики





Политика дешевых денег - политика правительства и центрального банка, направленная на расширение банковского кредита посредством снижения ставок кредитного процента. Политика дешевых денег приводит к увеличению массы денег в обращении.

Политика дорогих денег - политика правительства и центрального банка, направленная на сокращение объема денежной массы в стране. Используется для решения проблемы инфляции.

1. В чем проявляются несовершенства рынка?

1. Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. В условиях рыночной стихии неизбежно возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии. Создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка. Чтобы поддержать чрезвычайно высокие цены, монополисты искусственно сокращают производство.

2. Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага (национальная оборона, охрана общественного порядка, прогнозы погоды, уличное освещение, правосудие). Эти товары либо вообще не производятся рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве. Особенность общественных товаров состоит в том, что ими может пользоваться каждый, но не обязан за них платить. К тому же обычно нельзя ограничить их использование. Общественные блага бесплатны для потребителя, но не бесплатны для общества. Производство "бесплатных" благ связано с издержками, которые не способен нести рынок. Рынок не может решить проблему производства благ для общественного пользования, ибо нельзя ограничить их потребление, согласовать издержки с "полезностью", устранить неизбежные коллизии (например, проблему "безбилетника", определение категорий пользователей).



3. Рыночный механизм непригоден для устранения внешних (побочных) эффектов. Экономическая деятельность в условиях рынка затрагивает интересы не только непосредственных его участников, но и других людей. Ее последствия нередко носят негативный характер. По мере роста общественного богатства проблема внешних эффектов становится все более острой. Сам рынок не способен устранить или компенсировать ущерб, наносимый внешними эффектами. Соглашение между заинтересованными сторонами без внешнего вмешательства может быть достигнуто лишь в редких случаях, когда отрицательный эффект незначителен. На практике при возникновении серьезных проблем необходимо вмешательство государства. Оно вводит жесткие нормативы, ограничения, использует систему штрафов, определяет границы, которые не вправе переступить участники хозяйственной деятельности.



4. Рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии, нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Рынок по своей природе игнорирует социальные и этические критерии, т.е. справедливость при распределении ресурсов и доходов. Он не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения. Каждый должен самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженность

5. Рыночный механизм порождает неполную и недостаточно совершенную информацию. Только в условиях полностью конкурентной экономики участники рынка обладают достаточно исчерпывающей информацией о ценах и перспективах развития производства. Но сама конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные данные о положении дел. Информация стоит денег, и экономические агенты - производители и потребители - обладают ею в различной степени. Отсутствие совершенной информации, неполнота и неравномерность ее распределения создают преимущества для одних и подрывают способность принятия оптимальных решений у других. Продавцы и покупатели, предприниматели и рабочие не обладают равнозначной информацией. Между тем информация является в некоторых отношениях общественным товаром. Наиболее полную и надежную информацию предоставляет не частный рынок, а государственные институты.



Несовершенства ("провалы") рынка могут быть смягчены созданием соответствующих институциональных структур, участием государства в распределении ресурсов, решении проблем, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными инструментами.

2. Что такое государственное регулирование экономики?

Государственное регулирование экономики — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

3. Каковы цели и задачи государственного регулирования экономики?

• Поддержание в стране общественных благ (образование, здравоохранение, охрана окружающей среды и др.)

• Регуляция частного и общественного характера производства

• Снижение или устранение отрицательных эффектов внутри рынка (бедность, преступность, экологические проблемы)

• Научно-технический прогресс

• Противостоять тенденции к монополизации

• Конкурировать успешно на международном уровне

Регулировать экономику страны так, чтобы исправлять ошибки, возникающие в рыночных механизмах, ограничить действие законов рынка определенными рамками, чтобы успешно решались экономические проблемы общества.

4. Каковы функции государства в рыночной экономике?

1. Законодательная функция предусматривает, что государство разрабатывает систему экономических, социальных и организационно-хозяйственных законов и постановлений, которые устанавливают определенные «правила игры», то есть правовые основы рыночной экономики, таким образом, гарантируя одинаковые права и возможности для субъектов всех форм собственности и хозяйствования. антимонопольное законодательство.

2. Стабилизирующая функция государства заключается в поддержании высокого уровня занятости и ценовой равновесия, а также в стимулировании экономического роста.

3. Распределительная функция связана, с одной стороны, с достижением более справедливого распределения доходов в обществе (от богатых – бедным), а с другой - с более эффективным размещением ресурсов в рыночной экономике (установление минимальной зарплаты, обеспечение общественными благами, в которых частные субъекты не заинтересованы).

4. Планирование

5. Контроль

6. Администрирование

7. Мотивация

5. Что включает в себя административные методы регулирования?

Административные методы - это совокупность приемов, воздействий, основанных на использовании объективных организационных отношений между людьми и общеорганизационных принципов управления.

Основными инструментами административного регулирования являются: лицензии, квоты, санкции, нормы, стандарты, цены, государственные заказы и т дд.

Лицензии - это специальные разрешения, которые выдаются субъектам предпринимательской деятельности на осуществление отдельных ее видов

Квоты - определяют долю субъектов рынка в производстве, потреблении, экспорте, импорте и т п товаров и услуг Квотирование осуществляется с целью создания конкурентной среды, защиты отечественного рынка, с стабилизации цен на внутреннем рынкенку.

Санкции - это мероприятия государства, направленные на наказание субъектов рынка, которые не выполняют установленных правил деятельности. (Уплаты неустойки, штрафов, изымание выручки от незаконной деятельности).

Норма - это, во-первых, научно обоснованная мера общественно необходимых затрат ресурсов на изготовление единицы продукции заданного качества, во-вторых, правила поведения людей и осуществления определенных видов экономической й деятельности

Стандарты - это единые нормы по типам, маркам, параметрами, размерами и качеством изделий, а также величинами измерений, методами испытания и контроля, правилам упаковки, маркировки и хранения продукции й, технологии производства

Государственный заказ является инструментом как административного, так и экономического регулирования. (Выполнение работ, оказание услуг) Выполнение работ является обязательным.

Цены тоже могут использоваться как инструменты административного регулирования (установление фиксированных цен на важнейшие товары и услуги, предельные цены или коэффициенты их повышения, замораживание цен, введение мехвнизмов декларирования изменений цен и т. д.)

6. Какие виды экономической политики относятся к государственному регулированию с применением экономических средств?

Денежная политика — одно из направлений экономической политики государства, воздействие на экономические процессы с помощью расширения или сужения денежной базы и массы денег, напр. путем изменения учетной ставки процента и нормы обязательных резервов коммерческихбанков (см. Резервные требования), валютного регулирования.

Социальная политика государства ориентирована первоочередным образом на социальную защиту населения, обеспечение удовлетворения первостепенных жизненных потребностей, поддержание необходимых условий жизни, социальное обеспечение, охрану окружающей среды.

К социальной политике примыкают политика регулирования доходов населения и оплаты труда, политика занятости, создания новых рабочих мест, смысл которых ясен из их названия.

7. В чем сущность прогнозирования и программирования как инструментов экономического регулирования?

Экономическое прогнозирование есть процесс разработки экономических прогнозов, основанный на научных методах познания экономических явлений и использовании всей совокупности методов, средств и способов экономической прогностики.

Прогнозы позволяют характеризовать будущее экономическое состояние с помощью количественных характеристик, носят вероятностный характер.

Суть программирования заключается в анализе состояния национальной экономики и выявлении проблем, которые не в состоянии решить рыночный механизм, а также разработке и реализации отдельных экономических программ. Основной задачей программирования является поддержка экономического равновесия; влияние на качественные изменения экономики и стимулирования ее развития.

Государственные программы охватывают комплексные программы развития национальной экономики и специальные программы развития отдельных отраслей, секторов, территорий.

8. Что такое переходная экономика?

Переходная экономика — экономика, осуществляющая переход из одного состояния в другое, в процессе которого происходит радикальное преобразование всей социально-экономической системы, трансформируются отношения собственности, институты и инструменты управления, цели и средства экономического развития. Применительно к РФ переходная экономика соответствует переходу от централизованно управляемой советской экономики к рыночной экономике.

9. Каковы основные направления формирования рыночной экономики в переходный период?

Во-первых, это создание правовых и организационных институтов, необходимых для функционирования рыночной экономики. К ним относятся; институт частной: собственности, правового государства, обеспечение свободы предпринимательства, проведение эффективной антимонопольной политики.

Во-вторых, перестройка самой государственной системы на принципах демократии и удовлетворения потребностей рыночного хозяйства. Она требует коренного преобразования аппарата исполнительной власти, использования новых методов управления экономикой. Огромное значение приобретает работа по реформированию государственной власти на демократических началах, сокращению численности государственного аппарата. Необходим переход от системы отраслевых министерств к органам функционального управления.

В-третьих, переход к новым формам регулирования, реализация социальной и экономической политики, призванной найти оптимальный путь для решения триединой задачи: обеспечить структурную перестройку и экономический рост; остановить инфляцию, т.е. стабилизировать экономику; сохранить устойчивость и порядок в обществе, в котором усиливается социальное расслоение и может появиться социальная напряженность.

10. Что такое приватизация, и какие способы приватизации вы знаете?

Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки.

Используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:

1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

2. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

3. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

4. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

5. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

6. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

7. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

8. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

9. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

10. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

11. В чем проявляются основные негативные элементы государственного вмешательства в экономику?

Речь идет о так на­зываемых «провалах» государства, когда через государственные органы принимаются решения нежелательные или неоптималь­ные с точки зрения общественных интересов. В частности:

• Различие возможностей получения информации. Государство не всегда обладает полной и объективной ин­формацией для принятия оптимальных с точки Зрения общества экономических решений;

• Несовместимость во времени. Бюрократизм в принятии решений, когда длительные и трудные согласования между отдельными ведомствами оборачиваются неспособностью государства принять свое­временные и необходимые меры по корректировке теку­щей экономической ситуации; К недостаткам государственного регулирования относится проблема внутренних и внешних лагов. Лаг это промежуток времени с момента возникновения какого-либо экономического явления или процесса до момента осознания и осознания его (внутренний, лаг признания), потом до принятия государственными органами управления решения (внутренний, лаг решения) и до реальной трансформации объекта государственного регулирования (внешний, лаг воздействия).

• Недобросовестность государственных чиновников. Недостаток контроля общества за деятельностью государ­ственных подразделений часто приводит к тому, что ре­шения, принимаемые государственными органами, отражают интересы государственного аппарата, а не общества в целом. Чиновники, преследуя свой частный интерес, стремятся получить наибольшее количество голосов на следующих выборах и принимают такие решения, которые помогут им достичь этого (так называемые популистские решения)

Особо в связи с фиаско государства следует помнить о законе непредвиденных последствий. Суть его заключается в том, что в результате осуществления каких-либо мероприятий желаемый результат не достигается или достигается с большими издержками. Например, государство устанавливает фиксированные цены на продовольственные товары с целью борьбы со спекуляцией. Однако результатом этих мер оказывается товарный дефицит, разрастание теневой экономики, очереди и т.п.

12. В чем заключается дерегулирование экономики?

Дерегуляция – сокращение масштабов вмешательства государства в экономику, ослабление государственных регламентации.

Как правило, означает уменьшение государственного контроля над тем, как ведется бизнес в той или иной области, например, для стимулирования свободной конкуренции на рынках.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.