Сделай Сам Свою Работу на 5

Принципиальные положения концепции устойчивого развития.





Основные формы международного сотрудничества в области ООС

Формы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды различны:– международные организации по охране природы; – международные договоры, соглашения, конвенции;– государственные инициативы по международному сотрудничеству.

Международные организации по охране природы. В настоящее время в мире функционирует более 100 различных международных организаций, занимающихся вопросами экологии. Наиболее авторитетная международная межправительственная из них – Организация Объединенных Наций (ООН). Одно из важнейших направлений ее деятельности – сотрудничество в области охраны природы. ООН рассматривает важные вопросы на Генеральной Ассамблее, принимает резолюции и декларации, проводит международные совещания и конференции. ООН разработала и приняла специальные принципы охраны окружающей человека среды, в частности, в Декларации Стокгольмской конференции ООН (1972 г.).

При ООН функционируют специализированные международные организации по охране окружающей среды. Специальный орган ООН по окружающей среде (ЮНЕП) осуществляет долгосрочную программу по охране окружающей среды, для финансирования которой Генеральная Ассамблея ООН создала Фонд окружающей среды. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) осуществляет программу «Ядерная безопасность и защита окружающей среды». Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) занимается организацией исследования окружающей среды и ее ресурсов, ею одобрены программы «Человек и биосфера», «Человек и его окружающая среда». Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) занимается проблемами гигиены окружающей среды, борьбы с загрязнением атмосферного воздуха. Всемирная метеорологическая организация (ВМО) занимается изучением климата. Всемирная организация продовольствия (ФАО) занимается вопросами продовольственной безопасности отдельных стран и всего мира. Вопросами сохранения биологического разнообразия активно занимается Всемирный фонд дикой природы (ВВФ).



К глобальным договорам относятся Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средства воздействия на природную среду (1977 г.), Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.), Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных (1979 г.).В числе региональных договоров можно назвать договоры об использовании и охране Дуная, Черного моря; договоры европейских стран (ЕЭС); Африканскую конвенцию по охране природы и природных ресурсов (1968 г.); Конвенцию по охране Средиземного моря от загрязнения (1976 г.); Конвенцию об охране морских живых ресурсов Антарктики (1980 г.); Соглашение об охране полярного медведя (1974 г.); Конвенцию о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана (1959 г.); Конвенцию о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Датских проливах (1973 г.); Соглашение о сотрудничестве по борьбе с загрязнением Северного моря нефтью (1969 г.).Международные экологические сотрудничества является заключение международных договоров, соглашений, конвенций. Среди них такие важные, как:Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб (1963 г., Вена, Австрия). Цели: установление некоторых минимальных норм для обеспечения финансовой защиты от ущерба, возникающего в результате определенных видов мирного использования ядерной энергии, а также развитие дружеских отношений между нациями независимо от различий их конституционных и социальных систем.Конвенция о биологическом разнообразии (1992 г., Рио-де-Жанейро, Бразилия). Цели: сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование компонентов биологического разнообразия, справедливое распределение преимуществ от использования генетических ресурсов.Конвенция о водно-болотных угодьях, (Рамсарская конвенция). Цели: приостановка нарастающего освоения и утраты водно-болотных угодий; признание их экологической, экономической, культурной, научной и рекреационной ценности.Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г., Женева, Швейцария). Цели: упрочение мира, прекращение гонки вооружений, достижение всеобщего и полного разоружения под строгим международным контролем, устранение опасности для человечества военного или любого враждебного использования средств воздействия на природную среду.Конвенция о международной торговле видами дикой фауны, и природы, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС, 1973 г., Вашингтон, США). Цели: охрана отдельных видов, находящихся под угрозой исчезновения, от переэксплуатации, ввод системы таможенного контроля.Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г., Женева, Швейцария). Цели: защита людей и окружающей среды от загрязнения воздуха; ограничение, постепенное сокращение и предотвращение загрязнения воздуха, включая трансграничное загрязнение.Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных (1979 г., Бонн, Германия). Цели: охрана видов диких животных, мигрирующих через национальные границы.





2. Особенности конвенционного регулирования в области ООС. Конвенции с участием России. Основная особенность глобальных проблем состоит в том, что ни одна страна самостоятельно не может с ними справиться. Наша природная среда является составной частью планетарной экологической системы, и решение таких глобальных проблем, как сохранение озонового слоя, трансграничный перенос загрязняющих веществ, антропогенное изменение климата, сокращение биоразнообразия, обезлесение и др., нереально без консолидации всего мирового сообщества. Российская Федерация – сторона почти 30 многосторонних международных соглашений (конвенций, протоколов и др.) в области охраны окружающей среды, в том числе и охраны воздуха от загрязнения. Важное практическое значение имеет участие Российской Федерации в Конвенции о сохранении биоразнообразия, в соответствии с которой в России осуществляется ряд международных проектов, в том числе по охране экосистемы озера Байкал.«Регулярная деятельность в рамках Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС). Международная конвенция по регулированию китобойного промысла, Вашингтон, 1946 г.;
- Конвенция о водно-болотных угодиях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция), Рамсар, 1971 г.;Соглашение о сохранении белых медведей, Осло, 1973 г.; - Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, Париж, 1972 г.; - Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), Вашингтон, 1973 г.; - Конвенция ЕЭК ООН о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Женева, 1979 г.;Конвенция о биологическом разнообразии, Рио-Де-Жанейро, 1992 г.; - Конвенция по защите Черного моря от загрязнения (Бухарестская конвенция), Бухарест, 1992 г.

 

Принципиальные положения концепции устойчивого развития.

В основе концепции устойчивого развития лежат следующие принципиальные положения:

-развитие человечества должно отвечать потребностям ныне живущих людей, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности;

-в основе устойчивого развития лежит бережное отношение человека к имеющимся глобальным ресурсам и экологическому потенциалу планеты;

-размеры и темпы роста численности населения Земли допускают устойчивое развитие, если они согласуются с меняющимся экологическим и ресурсным потенциалом Земли;

-для обеспечения устойчивого развития необходимо удовлетворить элементарные потребности всех людей и всем предоставить возможность реализовать свои надежды на лучшую жизнь, для чего необходимо обеспечить демократическое участие граждан в процессе принятия решений и предоставить им гарантии получения причитающейся им доли природных ресурсов;

-общества, располагающие крупными денежными средствами или природными ресурсами, должны согласовывать свой образ жизни с экологическими возможностями планеты;

-в основе устойчивого развития лежит политическая воля народов.

 

Концепция устойчивого развития вошла в природоохранный лексикон после Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г).Особо подчеркивалось, что понятие устойчивого развития общества подразумевает обеспечение возможности удовлетворения потребностей людей без угрозы возможности удовлетворять таковые для будущих поколений.

4. Основные итоги и значение конференций ООН по окружающей среде. Конференция Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию, также известная под названием «Рио+20», состоялась 20—22 июня 2012 года, через 20 лет после принятия «декларации Рио» (Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1992 года) на Саммите Земли. В первые десятилетия деятельности Организации Объединенных Наций (ООН)мировым экологическим проблемам уделялось не достаточно внимания в повестках дня международного сообщества. Организация больше обращала внимание на проблемы, связанные с эксплуатацией и использованием природных ресурсов, в частности, стремясь к тому, чтобы развивающиеся страны, производили контроль над собственными ресурсами. В течение 1960-х годов были заключены соглашения, касающиеся загрязнения морей, происходящих вследствие нефтяных разливов. С тех пор росла обеспокоенность международного сообщества, относящаяся к экологии планеты и благополучию человека. Организация Объединенных Наций (ООН) выступала в первых рядах по поводу состояния окружающей среды, как главный сторонник «устойчивого развития».В 1972 году в Стокгольме (Швеция) впервые прошла Конференция ООН по проблемам окружающей среды, касающаяся взаимосвязи между экономическим развитием и ухудшением состояния окружающей среды. После Конференции правительства учредили Программу ООН по окружающей среде (ЮНЕП), которая остается ведущим учреждением в мире по проблемам окружающей среды.В 1973 году было создано Бюро ООН по вопросам Судано-сахельского района (ЮНСО), которое возглавило усилия по борьбе с распространением опустынивания в Западной Африке. Однако процесс принятия решений по этому вопросу продвигался крайне медленно. К тому же, состояние окружающей среды ухудшалось, более того, такие проблемы, как глобальное потепление, истощение озонового слоя и загрязнение воды, усугублялись, и темпы уничтожения природных ресурсов ускорялись.В 1980-х годах прошли переговоры среди государств-членов по экологическим вопросам, в том числе переговоры касались договоров о защите озонового слоя и контроле над движением токсических отходов.3-14 июня 1992 года в Рио-де-Жанейро (Бразилия) состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию. На встрече была принята декларация, которая гласила, что «для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него». Декларация включается в себя 27 принципов, которые определяют права и обязанности стран в деле обеспечения развития и благосостояния людей.

По итогам Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД) была учреждена Комиссия Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию. Основным результатом конференции стал документ под названием «Будущее, которого мы хотим». В нём главы 192 государств подтвердили свою политическую приверженность устойчивому развитию и заявили о своей приверженности содействию устойчивому будущему. [17]Важные результаты Конференции:Была произведена попытка поддержать Программу ООН по окружающей среде (ЮНЕП) для того, чтобы сделать из него «ведущий глобальный природоохранный орган»[17], изложить восемь ключевых рекомендаций, включая, укрепление его управления с помощью универсального членства, увеличения его финансовых ресурсов.Было заключено соглашение изучить альтернативы ВВП в качестве меры богатства, которые занимают экологические и социальные факторы.[18].Все страны подтвердили обязательства по поэтапному отказу от субсидий на ископаемое топливо. Кроме того, по итогам текста, было более 400 добровольных обязательств в области устойчивого развития государств-членов. На Конференции министров африканских стран по проблемам окружающей среды, 40 африканских стран договорились о реализации данного документа.

5. Особенность деятельности международных финансовых институтов в сфере ООС.Международные финансовые институты — Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции И развития (ЕБРР), Всемирный банк (ВБ) — определили охрану окру­жающей среды в качестве одной из главных задач своей деятельности. Европейский банк стал первым международным финансовым инсти­тутом, закрепившим в своем уставе в качестве приоритетных следую­щие направления деятельности:•оказание помощи странам в формировании экологической по­литики, включая разработку эффективных правовых и нормативных документов, а также создание организационных условий и подготовку кадров для обеспечения мониторинга и соблюдения стандартов;•содействие применению рыночных методов в управлении на­циональными экологическими программами;•поощрение развития операций рынка экологических товаров и услуг, а также инвестиций в проекты по сохранению и улучшению окружающей среды;•организация или поддержка специальных исследований и про­грамм по экологическому образованию населения, предпринимате­лей, банкиров и т.д.;•проведение экологических процедур, связанных с экологиче­ской оценкой, планированием, управлением, аудированием и монито­рингом операций и проектов банка.Основными инструментами реализации экологической политики ЕБРР являются: исследования в области охраны окружающей среды; техническая помощь, направленная на поддержку экологических про­ектов и программ; кредиты, гарантии, инвестиции, обеспечивающие финансирование экологических проектов, и т.д. При поддержке МБРР (предоставление займа) учреждена Россий­ская программа инвестиций в оздоровление окружающей среды. Таким образом, охрана окружающей среды не может рассматрива­ться только как национальная задача каждой страны. Это относится в первую очередь к России, леса которой играют фундаментальную роль в регулировании углеродного баланса в глобальной экосистеме. В этом случае помощь богатых европейских стран государствам, переживающим сложный период становления рыночной экономики, является не только благородным, но и необходимым делом. Однако финансовые обязательства стран — членов Организации экономического сотруд­ничества и развития (ОЭСР) и Европейской комиссии в области охра­ны окружающей среды в отношении стран СНГ примерно в 2—3 раза ниже, чем в отношении стран Центральной и Восточной Европы.В качестве перспективных направлений сотрудничества России с другими европейскими странами по вопросам развития новых меха­низмов финансирования природоохранной деятельности отметим следующие:обмен опытом между странами с переходной экономикой по во­просам мобилизации внутренних источников финансирования, созда­ние сети управляющих фондов;использование средств Глобального экологического фонда (ГЭФ) для содействия реализации программы действий по охране окружаю­щей среды в странах Центральной и Восточной Европы1.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.