Сделай Сам Свою Работу на 5
 

Понятие прокурорского надзора за исполнением законодательства (общего надзора), задачи, предмет и пределы.

Общий надзор прокуратуры - это отрасль ПН за исполнением законов органами гос.управления самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациям, должн.лицами и гражданами.Сущ.2основных направления общего надзора: надзор за исполн. законов в дея-ти органов управления и контроля, должн. лиц этих органов и надзор за законностью издаваемых этими органами правовых актов

Задачами общего надзора являются:

- обеспечение соблюдения прав и свобод граждан;- обеспечение законности правовых актов;- обеспечение исполнения зак-ва в сфере экономики и экологии, социальной сфере;-выявление пробелов закон-ва;-повышение правовой кул-ры должн. лиц.

- предупреждение правонарушений.

Субъектами данного направления ПН являются:

- респ., местные органы гос. хозяйственного упр-я и контроля;

- местные Советы депутатов и иные органы местного самоупр-я;

- воинские формирования и учреждения;

- органы гос.безопасности, внутренних дел, милиции;

- субъекты хоз-вания независимо от принадлежности форм собственности;

- учреждения и организации;

- полит.партии, иные общественные и религиозны объединения;

- должн.лица и граждане.

Предметом надзора за исполнением зак-ва являете точное и единообразное исполнение законов, декретов, указов иных НПА респ.органам гос.упр-я и иными гос.орг-циями, подчиненными Совмину, местным представит., исполнит. и распоряд.органами, ОО, религ.орг-циями и др. орг-циями, должн.лицами и иными гражданами, в том числе ИП.

При осуществлении надзора за исполнением зак-ва прокурор не вправе вмешиваться в предприним. и иную хоз. (экономическую) и организационно- распорядительную деят-ть гос.органов и иных организаций, ИП, в личную жизнь граждан, за исключением случаев, определенных законодательными актами, когда это необходимо для защиты прав и законных интересов граждан, в том числе ИП, и организаций, общ. и гос.интересов. При осущ. общего надзора прокуроры олжны действовать в пределах своих полномочий.Определяя границы общего надзора можно сказать:там, где действует закон,должен срабатывать общий надзор».Полномочия прокурора делятся на 3 группы:1.полномочия по выявлению нарушений закона;2.по устранению закона;3.по предупреждению нарушений закона.



28.На прокурора возложен надзор за исполнением многочисленных законодательных актов, регулирующих общ. отн-ния в самых различных сферах жизни и дея-ти общества. При нарушении любого закона, кем бы оно ни было совершено, прокурор реагирует установленным законом образом, поскольку любое правонарушение общественно опасно. В этом смысле не может быть исключений, и прокурор, следовательно, осуществляет надзор за исполнением всех законов.

В социальной сфере прокуроры сосредоточивают надзор за соблюдением трудовых, имущественных, жилищных и иных прав и свобод граждан, а также за исполнением законодательства, гарантирующего права и законные интересы граждан. Прокуроры стали чаще обращаться в интересах граждан в суды с заявлениями в порядке граж-го суд-дства, принимать более решительные меры по фактам несвоевременной выплаты заработной платы, социальных пособий, денежного довольствия и необеспечения безопас-ных условий труда.

Усилия прокуроров также направлены на проведение проверок исполнения законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, уделяя особое внимание соблюдению земельного и водного законодательства.В центре внимания прокуроров является постоянный надзор за исполнением законодательства о ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в наиболее пострадавших регионах Гомельской, Могилевской и Брестской областей. В последние годы активизировался надзор за исполнением законодательства об охране историко-культурного наследия. В поле зрения прокуроров постоянно находятся вопросы организации и осуществления надзора за исполнением законодательства о собственности, приватизации, предпринимательской деятельности, налогового, таможенного и банковского законодательства.

При организации надзора за исполнением налогового законодательства прокурорам следует концентрировать внимание на его соблюдении субъектами хозяйствования и налоговыми органами в части недопущения задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды; проверять законность и полноту принимаемых налоговыми органами к нарушителям финансовых санкций и правомерность их отмены, соблюдение условий и порядка использования налогоплательщиками предоставленных им льгот; принимать меры к устранению нарушений законодательства при привлечении к ответственности за адм., таможенные и налоговые правонарушения, наложении ареста и применении конфискации имущества; обеспечить эффективный надзор за соблюдением таможенными орга-нами, субъектами хозяйствования и гражданами законодательства при перемещении товаров через таможенную границу, установлении таможенных режимов и уплате таможенных платежей; При осуществлении надзора за исполнением таможенного законодательства территориальным прокурорам предписано взаимодействовать с транспортными и военными прокурорами, последним при необходимости принимать участие в надзорных мероприятиях по предупреждению и пресечению таможенных правонарушений.Прокуроры должны обеспечить надзор за соблюдением законодатель-ства в деятельности контролирующих органов; требовать от руководителей и иных должностных лиц проведения проверок и ревизии деятельности подконтрольных и подведомственных организаций, подчиненных долж-ностных лиц, обеспечивать полноту и правомерность использования прокурорами полномочий по устранению нарушений законодательства, восстановлению нарушенных прав, привлечению виновных к ответственности, возмещению вреда; принципиально реагировать на нарушения законодательства, допущенные руководителями, другими должностными лицами государственных органов и субъектов хозяйствования всех форм собственности, наряду с предъявлением требований об устранении нарушений рассматривать вопрос о привлечении виновных к ответственности; В зависимости от задач, решаемых государством на каждом этапе его развития, законодательство подвергается коренным изменениям, в особенности при смене общественной формации. Появляется необходимость в правовом регулировании вновь возникших общественных отношений, например в сфере приватизации государственных предприятий. В связи с этим принимаются новые законы, надзор за исполнением которых возлагается на прокуроров. Ввиду роста травматизма на производстве, в особенности на мелких предприятиях, для прокуроров становится особо актуальным надзор за соблюдением законодательства об охране груда и соблюдением правил по технике безопасности. В связи с отсутствием надлежащего контроля за распространением огнестрельного оружия, в том числе и боевого оружия, среди населения и ростом преступлений, совершенных с применением оружия и боеприпасов, в поле постоянного внимания прокуроров должен находиться надзор за исполнением законодательства об оружии. Актуальным также является надзор за исполнением законодательства об административных правонарушениях, поскольку органы, наделенные правом применения административных санкций, нередко допускают нарушения или бездействуют.Пристальное внимание должно уделяться прокурорскому надзору за законностью правовых актов, издаваемых (принимаемых) органами представительной и исполнительной власти областного уровня, а также орга-нами местного самоуправления. Это обстоятельство связано с тем, что названными органами нередко издаются акты в нарушение законов, в результате чего нарушаются права всех или многих граждан, проживающих в соответствующих регионах, ущемляются законные интересы предприятий, учреждений, организаций.

 



©2015- 2022 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.