Сделай Сам Свою Работу на 5

Проверка исполнения законов в следственном изоляторе.





В соответствии с Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры согласно Закону о прокуратуре. Администрация мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых обязана выполнять постановления соответствующего прокурора, касающиеся установленного законом порядка содержания указанных лиц. Основаниями для помещения подозреваемого или обвиняемого в следственный изолятор или изолятор временного содержания являются:

  • · – судебное решение (приговор, определение, постановление суда) об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, вынесенное в порядке, установленном УПК, либо надлежаще оформленная из него выписка. В тех случаях, когда в следственный изолятор представляется выписка из приговора (определения, постановления) суда об избрании в качестве меры пресечения заключение под стражу, в ней должны быть указаны полные установочные данные лица, в отношении которого применяется эта мера пресечения. Выписка заверяется подписью должностного лица и скрепляется гербовой печатью;
  • · – протокол о задержании подозреваемого в совершении преступления, составленный по основаниям, указанным в ст. 91 УПК, и по правилам ст. 92 УПК.

Предмет прокурорского надзора за исполнением законов администрациями следственных изоляторов и изоляторов временного содержания составляет установленный законом режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию.



Следственные изоляторы и изоляторы временного содержания помещаются лица, в отношении которых судом еще не вынесено никакого решения. В силу принципа презумпции невиновности каждый считается там правым, пока обратное не доказано в определенном уголовно-процессуальным законом порядке и не установлено вступившем в законную силу приговором суда. В исправительных же учреждениях находятся лица, признанные виновными в совершении преступлений, и в отношении них обвинительный приговор суда уже имеет законную силу. Осуществляя проверку, прокурор должен контролировать надлежащую организацию администрацией приема, регистрации и размещения лиц, поступающих в следственные изоляторы и изоляторы временного содержания. При поступлении подозреваемого и обвиняемого дежурный должен проверить наличие документов, являющихся основанием для помещения подозреваемых и обвиняемых в следственные изоляторы и изоляторы временного содержания. Если в следственный изолятор поступает женщина с ребенком в возрасте до трех лет, прокурор должен проверить наличие свидетельства о рождении ребенка или другие документы, подтверждающие его принадлежность. При отсутствии таких документов должно иметься письменное указание лица, производящего дознание, следователя, прокурора или суда, в производстве которых находится уголовное дело, о помещении женщины с ребенком в следственный изолятор. Все документы, являющиеся основанием для приема в следственный изолятор, должны быть заверены подписями соответствующих должностных лиц и скреплены гербовыми печатями. Прокурор проверяет, насколько правильно и полно организовано первичное медицинское освидетельствование поступающих лиц. Задержанные и арестованные в день их поступления должны пройти первичное медицинское освидетельствование дежурным врачом (фельдшером) и санитарную обработку. Результаты медицинского освидетельствования обязательно вносятся в медицинскую амбулаторную карту. При наличии телесных повреждений врачом составляется соответствующий акт, который подписывается дежурным помощником, медицинским работником и начальником караула, доставившим арестованных. В случае обнаружения прокурором этого акта или соответствующей записи в амбулаторной карте необходимо выяснить, была ли проведена оперативным отделом проверка обстоятельств получения телесных повреждений. При обнаружении признаков состава преступления материалы этой проверки должны быть направлены территориальному прокурору для принятия решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела. Прокурор должен проверить, насколько правильно и в соответствии с законом администрацией следственного изолятора и изолятора временного содержания обеспечивается изоляция обвиняемых и подозреваемых и ведется соответствующая работа по предотвращению совершения правонарушений в местах содержания под стражей. В приказе от 05.08.2003 № 27 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах» Генеральный прокурор РФ обязывает надзирающих прокуроров при проверках состояния законности в следственных изоляторах особое внимание обращать на факты унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению к осужденным и заключенным со стороны работников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, необоснованного водворения в штрафные помещения, обеспечение гуманных условий содержания, соответствующих минимальным стандартным правилам обращения с заключенными. Важным условием соблюдения режима законности, а также получения прокурором информации о ее нарушении со стороны администрации мест содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений является правильная организация работы с письмами и заявлениями, жалобами граждан. Представители администрации должны ежедневно обходить камеры и принимать от подозреваемых и обвиняемых предложения, заявления и жалобы как в письменном, так и в устном виде. Предложения, заявления и жалобы, принятые в устной форме, записываются в журнал и докладываются лицу, ответственному за их разрешение. Предложения, заявления и жалобы, изложенные письменно и адресованные администрации следственного изолятора, регистрируются в журнале, а затем о них докладывается начальнику, который принимает меры по их разрешению. При отсутствии такой возможности подозреваемому или обвиняемому даются соответствующие разъяснения.





Запись подозреваемых и обвиняемых на личный прием осуществляется ежедневно во время обхода камер сотрудниками следственного изолятора. Заявления о приеме подаются письменно на имя начальника или делаются устно и регистрируются в порядке очередности их подачи в журнале личного приема с указанием должностного лица, к которому подозреваемый или обвиняемый хотел бы попасть на прием. Последний ведется в порядке очередности подачи заявлений и их порядкового номера в журнале личного приема. После окончания приема в журнале фиксируются его результаты, а на заявлении о личном приеме делается об этом отметка. Оно подшивается в личное дело подозреваемого или обвиняемого. В ходе осуществления прокурорской проверки надзирающий прокурор также должен обращать внимание на правильность и законность организации администрацией труда подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Труд подозреваемых и обвиняемых организуется только на территории следственного изолятора: в камерах, на производственных площадях, в мастерских и на ремонтно-строительных участках. При этом обеспечивается выполнение установленных требований изоляции и правил раздельного размещения подозреваемых и обвиняемых, а также норм гражданского и трудового законодательства, правил техники безопасности при производстве работ, норм санитарии и гигиены. Подозреваемые и обвиняемые не допускаются к работе в специальных отделах следственных изоляторов, фотолабораториях, радиотрансляционных узлах, а также к работе, связанной с ремонтом и эксплуатацией инженерно-технических средств охраны, сигнализации и связи, всех видов транспортных средств и множительной технике.

 

56. Надзор за соблюдением законов в деятельности уголовно-исполнительных инспекций.

Уголовно-исполнительные инспекции являются самостоятель­ными структурными подразделениями районных (городских) уп­равлений внутренних дел и поднадзорны прокурорам районов и городов. Основная функция уголовно-исполнительных инспекций состоит в исполнении наказания в виде исправительных работ назначаемого судом по многим уголовным делам. С учетом этого обстоятельства приказ Генерального прокурора РФ № 8 предписы­вает прокурорам обеспечить надзор за исполнением данного вида наказаний для повышения его эффективности. В содержание над­зора входит проверка прокурором следующих вопросов соблюде­ния администрацией уголовно-исполнительной инспекции требо­ваний закона:

а) привлекаются ли осужденные к исправительным работам к отбыванию наказания не позднее 15 дней со дня поступления в инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приго­вора (определения, постановления);

б) ведется ли учет осужденных;

в) разъясняются ли им порядок и условия отбывания наказания;

г) контролируется ли соблюдение условий отбывания наказа­ния осужденными и исполнение требований приговора админи­страцией организаций, в которых работают осужденные;

д) проводится ли с ними воспитательная работа;

е) контролируется ли поведение осужденных и направляются ли они в службу занятости для трудоустройства;

ж) осуществляется ли контроль за удержанием из заработной платы и перечислением удержанных сумм в бюджет бухгалтерия­ми организаций, где работают осужденные.

Эффективность наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с лишением свободы, во многом зависит от строгого соблюдения законов при их исполнении. Гарантом точного исполнении законов является прокурорский надзор. Согласно ст. 32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы. Прокурору, осуществляющему данный надзор, следует систематически анализировать статистические данные и другие материалы, относящиеся к деятельности уголовно-исполнительных инспекций, оценивать состояние законности и, в зависимости от результатов, планировать проведение проверок как наиболее действенной формы осуществления прокурорского надзора.

Проверки в уголовно-исполнительных инспекциях в соответствии с Приказом ГП РФ № 27 от 05.08.2003 г. необходимо проводить ежеквартально.

При наличии сведений о нарушениях законности, в случае чрезвычайного происшествия прокурор обязан произвести проверку, не ожидая наступления планового срока. При этом может быть осуществлена проверка состояния законности в целом или по отдельным вопросам.

При подготовке к проверке следует исходить из того, что исполнение наказаний и иных мер уголовно-правовой ответственности, не связанных с изоляцией от общества, включает в себя:

  • · ведение учета осужденных;
  • · разъяснение осужденным порядка и условий отбывания наказания;
  • · привлечение осужденных к отбыванию наказания согласно приговору (определению, постановлению) суда;
  • · осуществление контроля за соблюдением осужденными условий отбывания наказания, их поведением, исполнением возложенных на них судом обязанностей и запретов;
  • · осуществление контроля за исполнением требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной для осужденных;
  • · проведение воспитательной и профилактической работы;
  • · применение к осужденным мер поощрения и взыскания, установление для них обязанностей и запретов, предусмотренных УК РФ и УИК РФ;
  • · проведение первоначальных мероприятий по розыску осужденных;
  • · привлечение к ответственности осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания или исполнения обязанностей, возложенных судом.

В соответствии с положениями ст. 50 УК РФ исправительные работы устанавливаются на срок от 2 месяцев до 2 лет и отбываются по месту работы осужденного. Во время исполнения наказания из его заработка производятся удержания в доход государства в установленном приговором суда размере, в пределах от 5 до 20 %.

Осуществляя надзор за соблюдением законов при исполнении наказания в виде исправительных работ, прокурор проверяет:

  • · своевременность постановки осужденных на учет и направления приговоров и извещений по месту их работы;
  • · выполнение требований закона о разъяснении осужденным порядка и условий отбывания наказания;
  • · порядок осуществления контроля за соблюдением условий отбывания наказания осужденными, их поведением;
  • · организацию и проведение с осужденными воспитательной работы;
  • · обоснованность применения к осужденным мер поощрения и взыскания и направления представлений о замене исправительных работ лишением свободы;
  • · законность представления либо отказов в представлении осужденных к условно-досрочному освобождению;
  • · законность и обоснованность установления в отношении осужденных обязанностей и запретов;
  • · порядок осуществления контроля за правильностью и своевременностью удержаний из зарплаты осужденных и перечислением удержанных сумм в соответствующий бюджет;
  • · обоснованность выдачи осужденным разрешения либо отказа в выдаче разрешения на увольнение с работы по собственному желанию;
  • · своевременность проведения и полноту первоначальных мероприятий по розыску осужденных;
  • · законность снятия осужденных с учета.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.